главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий Сааков и PRISS-laboratory на Facebook  

проект "Горожанин как проблема". К элементам онтологии города

Горожанин как проблема (5)
Исходная схема как проект понятия горожанина
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в разделш виталий сааков и priss-laboratory на facebook  
вернуться в разделш проект "Горожанин как проблема"
содержание разделаш Горожанин как проблема (5)
    заметка
    обсуждение
   
     
 
PRISS-laboratory и Виталий Сааков на Facebook PRISS-laboratory и Виталий Сааков на Facebook PRISS-laboratory и Виталий Сааков на Facebook
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1036796986364939&id=100001039424801
  Виталий СААКОВ
Горожанин как проблема (5)
Исходная схема как проект понятия горожанина
 
  https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=5002507556460509&id=100001039424801
см. полностью https://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/about-city-polytiks_2021-08.htm
 

Предыдущая заметка не вызвала отклика. Моих соображений на этот счет два.
Первое. Держать в памяти все 4+ выпуска – это, если кровь из носу как надо. Таких, по крайней мере, один – и это я сам. Второе. Каждая заметка, или по крайней мере какая-то ключевая, должна бы включать в себя ”в снятом виде” предыдущие и предстоящие, другими словами, ”ядерную проблематику”. Что сейчас я и попытаюсь сделать. Итак, напоминаю исходную схему как проект понятия горожанина, а ее свертки-развертки буду давать в комментариях
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Горожанин как проблема (к элементам онтологии города) / Схема задает фигуру и позицию горожанина как ключевую для проблематики города точно также, как, например, фигура и позиция исследователя является ключевой для сферы науки или, на другом полюсе, фигура воина для сферы армейской. А равно для ключевых фигур и позиций всех сфер, складывающихся исторически. Данная аналогия проводит ту мысль, что должны быть выявлены обстоятельства, в которых возникает специфическая позиция "горожанин", когда города в европейском смысле еще или уже не существует (сравни: науки еще или уже нет, а исследователь исследует, армии еще или уже нет, а воин на своем посту). Аналогия годится и для вполне города, если в нем обнаруживаются закрывающие развитие дефициты, каковые, если в культурологическом, экономическом и социологическом планах, следует отнести на счет отсутствующих в городе представителей именно городских "сословий" - носителей т.н. городской культуры.

 
  обсуждение
Виталий Сааков на исходной схеме изображен минимальный комплекс обстоятельств, которые позволяют или препятствуют подвести некоего индивида под понятие горожанина. Уточню про некоего индивида. Он – житель поселения, т.е. общежития, следовательно, на схеме представлен множественный индивид. Вопрос состоит в том, что и как превращает жителя поселения в горожанина и, тем самым, поселение в город. Все, кого данный вопрос так или иначе затрагивает, имеют свои ряды представлений о городе. Мое пожелание: соотнести эти различные ряды с представлениями В.Л.Глазычева и П.Г.Щедровицкого, т.к. предстоящие в комментариях свертки-развертки данной схемы отталкиваются от их представлений.
Первая в комментарии схема означает изоляцию индивида-поселенца от исходного комплекса обстоятельств (графически он едва намечен бледно-серым). Читатель может мыслить и предлагать свой комплекс. А я буду последовательно вводить свой.

 
Валерий Александрович Проскурнин

как и ранее - у тебя просто НЕТ специфики города, поэтому никакого горожанина никак задать невозможно - ему нет места в "ничем", поскольку невозможно ухватить отношение "город-горожанин" ни в каких сущностных моментах...
со своей стороны, я не только повторяю это критическое замечание, но и выкладываю свою идею, хотя я ожидаю, что НИКТО НИКАКИХ альтернатив ей не задаст - видимо, никому эта тематика не интересна, как и самому автору, ничего не добавляющего к своей изначальной инициативе...
итак - собственно идея:
если считать город сложным динамичным образованием, имеющим вроде бы некую точечную локализацию, и даже еще - плохо понимаемым, нужно и задавать представление о нем в каком-то сложном и плохо понимаемом виде...
на мой взгляд, было бы интересно представлять город в бесконечной цепочке выворачиваний:
"внутренность дома" ==> "город" ==> "мір" ==> "внутренность дома" ==> и т.д., и т.п. ...
эта цепочка не просто бесконечна, домов - много, и выворачивание производится через каждый, где живет вполне определенная семья со своими не вполне определенными ценностями, взглядами, настроениями, меняющимися от часу к часу...
а вот у тебя, дорогой Виталик, не найдется средств, чтобы схватить ни эту идею, ни никакую другую - твои представления не оставляют возможности как-то прихватывать хоть какие идеи, ибо нет мест под них, поскольку и пространства для идей нет хоть у методолога, хоть у горожанина, видимо, им вообще не положено иметь свое видение города...(((

 
Виталий Сааков

Валерий, сколько можно не принимать и перевертывать исходный тезис? Сначала горожанин, а потом город!!! Иначе – большая деревня из селян. Да, есть и традиционная культура, реализующаяся в сельских поселениях. Моя же мысль вертится вокруг городской культуры. И только. Если есть шанс на ростки городской культуры, то будет шанс для собственно города.
Ты как упертый оппонент этим и хорош, т.к. вынуждаешь меня уточнять и уточнять исходные положения. Но услышь: меня сейчас напрочь не интересуют бесчисленные «теории города». Мой схематизируемый горожанин – это только и только потенциальный канал трансляции культуры, городской культуры. И это гигантская проблема. Если будет горожанин и по сопричастности с ним возникнет какой-никакой слой городской культуры, то с ним и в ней появятся должные модели и теории городского общежития.

 
Александр Зубарев

Валерий Александрович, Вы правы, но "частично"... Виталий смотрит "на город" оргтехнически, а Вы "онтологически", поэтому все сущности, которые Вы пытаетесь "схватить" и ему предъявить, лежат "за схематизацией" Виталия, смотрите как он "приговаривает", "притаскивает" в свою схему то, чего в ней не означковано, например. "некую проблему", вытаскивая её из темы "город - горожанин" (как он это сделал - только ему самому ведомо)... А почему, в чём проблема, причем здесь "город", откуда взялся горожанин и т.д. спрашиваете Вы Виталия, а он отвечает вам из-за схемы, из только ему ведомого пространства смыслов и схематизмов, а предъявленная схема лишь "сачок" для улавливания чего-то, связанного с темой "город - горожанин" ... Возможно, что я не понял ни Вас, ни Виталия, ни сути вашего обсуждения ... 🙂 Если так, то прошу меня извинить ... 🙂

 
Виталий Сааков

нравится твой комментарий! Он, как комментарий на комментарий, размечает разметку пространства коммуникации и определить направления развертки исходной схемы.
Уточню: я смотрю не на город, а на проблему города (ведь не надо объяснять различие?). И смотрю не оргтехнически, а культуротехнически, постольку проблема города этим смотрением определяется первоначально в плане и контексте культуры. Тем самым, за схемой и всем тем, что мне удается «из-за» нее вытащить – это культурное содержание, содержание из культуры. Пока, и это уже невероятно много и сложно, я должен развернуть действительность (городской) культуры. Если это удастся, то можно будет начать смотреть на проблему города и оргтехнически.

 
Виталий Сааков 2021.10.30
вот перечитываю за давностью лет и не перестаю удивляться. Есть мои ссылки на два текста, вне читки которых вообще не поймешь за ”какую водокачку бой”:
В.Л.Глазычев «Слободизация страны Гардарики», 1996 - https://www.glazychev.ru/books/slobodizatsia.htm;
П.Г.Щедровицкий «Развитие как дефицитный ресурс», 2021 - https://shchedrovitskiy.com/razvitie-kak-deficitniy-resurs).
Ну.., нет времени/желания прочесть «мэтров», то откуда время/желание на всякий фейсбук?
Если и у моих подписчиков есть только время на фейсбук, то я должен это принимать во внимание. Я помню свои обязательства: пошагово вводить проблематику российского города и при этом в каждом развернутом и схематизированном комментарии держать его ”ядерную проблематику”.
Итак, о ней для подписчиков (не обязательно замороченных ”высокими проблемами” города, но переживающих за судьбу своих пенат). Глазычев проследил историю российских поселений с документированного средневековья. А проследив, утверждает: имя им – слобода, а не города. И покуда они будут соответствовать слободе, а не городу, им не решить задач, решаемых городом (я, как и бесчисленные ”писатели про город”, вынужден читателей за примерами отправлять в Европу).
Щедровицкий через 25 лет пишет развернутый комментарий к статье Глазычева, поскольку она не утратила ни грана своей актуальности. Оба, так или иначе склоняются к специфике жителей поселений.
Я со своей стороны в силу поставленной мне задачи и в силу своих способностей/возможностей ищу ее решение. Задача – построить рабочую онтологию конкретного российского города. Моя проектная идея ее решения – понятие горожанина, строящегося на городском семинаре и выращиваемого в городских ситуациях.
Поеду перечитывать далее.
 
Валерий Александрович Проскурнин мне все-таки аж смешно!
Виталик, дорогой, смотри - кроме меня НИКТО не обращает внимания на твои вычурности, а со мной ты не можешь даже поспорить, потому что ослеплен собственной нелепой постановкой: "сначала - потом"...
так вот что я скажу: сиди и дальше в своем заблуждении, никто к тебе не подойдет, и говорить будет не с кем, ибо ты глух и слеп!!!
 
Виталий Сааков Валерий, одно твое обращение говорит о многом, а именно, мне и не только мне предстоит непростая работа. А простой я и не ищу😊)  
Александр Зубарев Валерий, зачем так "резко", понимание каждым и так очень сложная "задача", а взаимопонимание, соответственно, "в 3-и раза" (а м.б. - "на 3-и порядка") сложнее ... 🙂 Похоже, что Виталий, пока, "не готов" к разговору да и ФБ для таких разговоров плохо приспособлен, ибо англосаксы, создавшие сей инструмент, могут публично (в т.н. "обществе") говорить только "о погоде и природе", под то и "заточили" сию площадку - "котики", "фоточки", "улыбочки" и прочая без-мысленная болтовня... , сам об "эту платформу " много раз "стукался" ... 🙂 Весьма сложно выстраивать диалог, не говоря о дискуссии, в режиме кратких "текстиков", ограничиваемых самим устройством платформы ... 🙂  
Виталий Сааков Александр, Валерию взять да и прочесть бы два текста – Глазычева и Щедровицкого, и отнестись к ним, поскольку я еще ничего от себя не сказал. И до поры до времени не пытаюсь. Я только читаю эти тексты и стараюсь понять поставленные ими проблемы. Так что, говорить в данном случае Валерию про сложности понимания нет никаких оснований. Валерий – писатель, а не читатель😊)
А что ФБ? Исходно создан для университетской среды, но рост вширь всегда имеет издержки, и что нам мешает использовать его вглубь и ввысь?
 
Валерий Александрович Проскурнин Виталий Сааков - как я уже говорил - ты ничего сказать не можешь, просто признай это и сделай попытку сказать СВОЁ, а не раз за разом повторять скелеты давно захороненных мыслей, которые были порождены в других обстоятельствах и не стали вечными...  
Виталий Сааков

на внешний взгляд ты стараешься меня понять, не важной в какой форме и манере. Ради спортивного интереса постараюсь и я тебя понять. Мне предстоит вторая серия семинаров по городской проблематике и в ней, как и в первой, заведомо будут участники, знаком которых служишь ты. Цитирую твой комментарий.
«…итак - собственно идея:
если считать город сложным динамичным образованием, имеющим вроде бы некую точечную локализацию, и даже еще - плохо понимаемым, нужно и задавать представление о нем в каком-то сложном и плохо понимаемом виде...
на мой взгляд, было бы интересно представлять город в бесконечной цепочке выворачиваний:
"внутренность дома" ==> "город" ==> "мір" ==> "внутренность дома" ==> и т.д., и т.п. ...
эта цепочка не просто бесконечна, домов - много, и выворачивание производится через каждый, где живет вполне определенная семья со своими не вполне определенными ценностями, взглядами, настроениями, меняющимися от часу к часу...
а вот у тебя, дорогой Виталик, не найдется средств, чтобы схватить ни эту идею, ни никакую другую - твои представления не оставляют возможности как-то прихватывать хоть какие идеи, ибо нет мест под них, поскольку и пространства для идей нет хоть у методолога, хоть у горожанина, видимо, им вообще не положено иметь свое видение города...». Конец цитаты.

Что я понял и чего не понял. Понял, что морфологическое представление города является преобладающим. И это не мое открытие, а методологическая фиксация беды. Правильно ли я понимаю, что дом, город, мiр, семья… у тебя суть морфологические образования? А если не морфологические, то какие? Могу ли я предполагать, что эти образования, твои единицы мысли соотносятся с историческими и культурными процессами? Если этому предположению есть место, то крайне любопытны твои нераскрытые ходы от них к процессам и обратно. В какой схеме и к каким процессам?
Я исхожу из априорного понимания, что город есть все. Чего о нем не скажешь, все в нем найдется. @Зубарев погорячился квалифицировать твой взгляд на город как онтологический. В моем понимании взгляд, подобный твоему, есть онтологический тупик. Что тебя в него завело?
Для обоюдного понимания критикуй-проблематизируй схему, в которой я для семинара наметил выходы из тупика: сначала исторические процессы, следом за ними сохранившиеся организованности, их захват процессами деятельности (современными, актуальными) и далее преобразованные в ней организованности, которые могут (не могут) запустить новые процессы (по отношению к историческим).
Имея в виду конкретный город и конкретный семинар по его проблематике, дать определенные имена всем элементам схемы неправильно и невозможно. Такой ”нейминг” – дело участников семинара. Так что, мест для идей в пространстве схемы предостаточно. Семинару осталось год-другой-третий для ее субъективации и конкретизации.

 
Валерий Александрович Проскурнин Виталик, если и тупик, то он у тебя, поскольку ты, как ни тужишься, не можешь задать специфику, а пользуешься старыми и чужими методологическими штампами...
а Саша Зубарев вполне точно характеризовал мой взгляд, но тогда я еще не выкладывал эту последнюю идею - она никакая, в смысле не онтологическая, а новый образ города (если хочешь - это такая клаузура), в котором имеет значение рост и изменение кучи частных личных пространств, становящихся одним/единым/общественным. которое должно быть уютным для всех осваивающих его и допускающих осваивание себя, что и причащает, давая имя такому классу жителей "горожане"...
я своих идей не стесняюсь, я убежден, что они оригинальные и стОящие...
а ты что - стесняешься своих идей?..
пока их нет, увы...
 
Виталий Сааков пока ты (как знак неофита на моем семинаре) не покажешь, откуда «рост и изменение кучи частных личных пространств, становящихся одним/единым/общественным», ты производишь, словами ГП, благоглупости. Если подходить к твоей стОящей идее чисто филологически, то нужно искать ей место в бесчисленных мечтаниях и утопиях идеального города. На мой взгляд, лучше создавать антиутопии, они какой-никакой предохранитель напрасных мечтаний и навязчивых образов. В первой серии моего семинара участники с разным успехом осознавали свои онтики, и тебе бы не помешало. Ты уж должен бы сообразить, что кроме высказывания онтик ты ничего не говоришь. И если они тебе дороги, то сделай следующий шаг (в позиционировании/самоопределении). Схема в предыдущем комментарии чем для этого не рабочая «клаузура»?  
Александр Зубарев Валерий Александрович Проскурнин
Любопытно, "город" как место, в котором сопрягаются, "параллелятся" или "склеиваются", пересекаются и не пересекаются "траектории жизни", "процессы деятельности" (понимаю, что это "весьма разное"), что может быть "сконфигурировано", а что нет. "Место", как имманентный фактор, условие ЖД, и "место" как "временное присутствие"... Изделие, как "место" "живущее самостоятельно" после выхода со стапелей, и "человек", как "продукт" "протаскиваня", прохождения "через место, как некое устройство" ... Метологочески, вероятно, работа с И-Е и Е-И системами должны различаться и инструментально и методически и содержательно. Город, скорее - "Е-И система", потому он сложнее в "конфигурирование" и "понимании", чем любое самое сложное инженерно-техническое изделие, т.к. "процессы", создающие, задающие "город", принадлежат разным "мiрам", разным "сферам", различным системам МД ... тем интереснее "заходы/подходы" Виталия в его попытках "разобраться" с такой организованностью, как "Город" ... 🙂 У него постоянная "ситуация неопределенности", как в физике элементарных частиц - известна координата / не известна масса ( импульс) и наоборот ... 🙂
 
Виталий Сааков @Александр, извини, я прежде Валерия.
Я на всякий случай просил бы учитывать, что мои сообщения в данной рубрике и ссылки на материалы сайта – это все связано с семинаром, с вопросами, порожденными в нем, его участниками и их позициями. Т.е., это все из коммуникативного пространства, а не мои теоретические и методологические штудии. Поэтому я и далее постараюсь выделять городские темы и проблемы именно в той форме, в какой они возникают в коллективной коммуникации. Методологов среди участников нет, и постольку, как ты ранее говорил, содержательно дело должно упираться в «культуру». Другими словами, методологические положения о Е-И, И-Е (и прочие) должны облекаться в коммуникативные формы, чтобы семинар мог говорить. «Горожанин как проблема» – это опыт таких коммуникативных форм, а не методологических.
p.s. У семинара могла бы появиться ”методологическая комната”, если организаторы такую создали бы со всеми необходимыми предосторожностям😊)
 
Валерий Александрович Проскурнин скучно...
нет никакого продвижения..
нет НИЧЕГО про собственно "город"...
даже простой фиксации, что никто ничего не знает, что такое "город", тоже нет...
даже такой простой фиксации того, что нужен разговор некой кучки лиц, демонстрирующих свое самоопределение, заинтересованных в создании на первый раз хотя бы "макетных" представлений о "городе", набирая простой перечень специфических(!) его черт...
ничего подобного нет и не предвидится, посему выползаю из этого болота...
бэз-воз-врат-но...
 
Виталий Сааков чтобы не продвигаться, надо бежать быстро-быстро (с)  
     
   
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
    © Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2022 апрель 17 к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 17 апрель 2022

последнее обновление/изменение
17 апрель 2022