главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
вернуться в разделш | публикации | ||
текст в формате Word |
смотри также: В.Сааков "Методические заметки к курсу дизайн-проектирования" / Ульяновский госуниверситет 2011-2012/ проект "Клуб" |
Представление о "городском клубе"
является смыслонесущим для понимания общественного устройства и человека
с его средой обитания. Тезисы сформулированы на основе методических поисков.
В них отражены материалы наметок занятий, критические фиксации занятий
проведенных и вновь наметки планов с учетом критических фиксаций. В тезисах
развиваются методические положения о дизайн-проектировании как работе
с семиотическими конструкциями. В центр излагаемых методических положений ставится тематизация - специальный культурологический прием вхождения в тематику и проблематику проектной задачи. Тема учебного проектирования - "Городской клуб"(1) - весьма пространна. Мало сказать, что она включает в себя вполне "обычные" для студента сложности. Подобная сентенция правомерна для любой темы, в которой студент-неофит осваивает с помощью преподавателя-консультанта определенные приемы и способы. Тема несет в себе также сложности, непривычные для обеих сторон учебных работ - студента и преподавателя. Сложность, даже проблематичность, темы обусловлена чрезвычайной рыхлостью и невнятностью культурологии и социологии современного российского города (если еще не вполне постсоветского, но уже бесспорно постсоциалистического). |
В интеллектуальной традиции Московского
методологического кружка, к которой мы себя относим, представление о "клубе"
является смыслонесущим для понимания общественного устройства и человека
с его средой обитания. Именно поэтому консультирование учебного проекта
"Городской клуб" нагружено по необходимости целым рядом онтологизмов
и социологизмов. Учитывая роль "клуба" в общем тонусе современной
городской жизни, это вполне оправдано. А этот тонус сегодня зачастую таков,
что "клуб" готов занять, если уже не занял, вакантное место
т.н. градообразующего предприятия. И это место обязывает ко многим следствиям
в текущей жизни и в развитии современного города. Коротко говоря, в этой
теме непросто разграничить собственно архитектурное проектирование и проектирование
градостроительное, социокультурное и социально-экономическое, инженерно-техническое
и средовое. Остается вывод: тема абсолютно дизайнерская! Тезисы сформулированы на основе методических поисков. Это значит, что в них отражены материалы наметок занятий, критические фиксации занятий проведенных и вновь наметки планов с учетом критических фиксаций. Это одна сторона дела, и она обусловлена обстоятельствами преподавательской работы самой по себе. И "методика" есть ее неотъемлемый внутренний момент. |
Есть и вторая сторона - собственно методическая,
в которой события самого преподавания есть всего лишь отдельные моменты,
никоим образом не определяющие всецело общий ход работ. Внутри же методики
наряду с работой преподавания и учения присутствует еще масса других моментов,
и работа преподавателя и студента один из них. В тезисах мы следуем методическим положениям о работе с семиотическими конструкциями (http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/smd-scheme_thesises_2011.htm), продолжая линию представления дизайна как специальной деятельности со схемами и знаками (http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/saakova_conferen-ecater_2006.htm). А поскольку деятельность конструирования и преобразования знаковых форм есть характеристика проектной деятельности как таковой, то данная характеристика с необходимостью распространяется и на дизайн-проектирование. Что и акцентируется тезисами. |
Методический акцент: цели и установки
в работах над учебным заданием "Проект городского клуба" Необходимо подвинуть студентов к уяснению роли и функций общественных образований в контексте базовых представлений проектирования в городской культурной среде: - в контексте городской технологической платформы, - в контексте моделей пространственного развития города, Предоставить студентам возможность почувствовать и различить режим работ в дизайн-проектировании: - проектный режим (в отсутствии прототипических решений), - конструкторский режим (ориентируемый предзаданным набором элементов и функций). Методический акцент: строение пространства работ (из методических наметок) Схематизация пространства работ (см. рисунок) служит всему комплексу работ над учебным заданием "Городской клуб". Данная схема основана нами на представлениях о городской технологической платформы и моделей пространственного развития города (http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/2012-01-05_platforma.htm). Тем самым, представления о технологической платформе и пространственных моделях служат онтологическими основаниями для учебно-проектных работ. |
(из методических фиксаций) Отсутствие социологической и культурологической моделей современного городского клуба требует рабочего различения клуба-как-организации и клуба-как-вещи. Различение требуется для "расчистки" тематической смеси в студенческих проектах, замешанной одновременно на клубах, типичных для соцгорода (любителей книги, кинолюбителей, любителей моделирования, животных и растений…) и клубах-знаках "тусовочной" жизни (эко-клуб, арт-клуб, бизнес-клуб...). (из методических коррекций) Организационный проект "клуба" наряду с дизайн-проектом должен с необходимостью войти в состав учебных работ. Для этого онтологическая сторона темы должна быть дополнена логической стороной - соотношением необходимого и возможного в проекте клуба. Методический акцент: направления и ориентиры работ (из методических наметок) Будем откровенными, воспринять вводимые логические и онтологические представления сложно не только студентам. Следовательно, пространство работ должно быть дополнено их направлением и ориентирами, что, безусловно, и есть прием тематизации(2). "Направление" предполагает поэтапное освоение онтологии и логики пространства учебных работ. |
"Ориентиром" служит соответствие
городских социотехнологий, понимаемых в самом широком смысле, и превалирующих
у горожан ценностей. (из методических фиксаций) Рассказывая студентам народные и методологические "байки" о казусах несоответствия превалирующих ценностей и используемых технологий, мы догматически проводили мысль, что нацеленность на взаимосоответствие и есть определяющая цель в работах дизайнера. Игнорирование или неприятие этой цели характеризует дизайнера как кустаря (невзирая на используемый им 3D графический редактор), следование ей ведет к социокультурным формам работ в дизайне. (из методических коррекций) Необходимы более четкие и жесткие нормативные (а вместе с тем интеллектуальные) процедуры дизайн-проектирования клуба. Разграничение необходимого и возможного, как условие соответствия и несоответствия "ценности" и "технологии", есть своеобразный морально-этический императив проектировщика-профессионала. Все другое должно быть признано как внепрофессиональное. |
|
Методический акцент: тема и тематизация
в проектировании Каковы процедуры тематизации относительно учебного дизайн-проектирования? Схема на рисунке показывает: - нужно, удерживая онтологическую и логическую стороны проектирования, двигаться к осмыслению со-ответствия превалирующих ценностей и ис-пользуемых технологий", - осмысление данного соответствия тождественно его детализации, а детализация в свою очередь имитирует вхождение в пространство проекта, ориентируемого соответствием "ценностей" и "технологий". |
Первое обеспечивается со стороны преподавателя апелляцией к платформам и моделям, а второе подкрепляется указанием на два различных способа связывания "ценностей" и "технологий". Один способ следует как бы их естественному устремлению друг к другу. Назовем его конструированием. Выражается оно в "чутком" оперировании технологическими и ценностными смыслами в представлении городской сюжетики. Проектирование же в дополнение и в противоположность конструированию призвано найти решение для преодоления феноменов взаимонеприятия "ценностей" и "технологий", преодоления их взаимной фобии(3). | В заключение нам остается предположить, что изложенные соображения о роли и месте тематизации приложимы не только к учебным работам в теме клуба, но имеют вполне принципиальный характер, чтобы служить методическими рекомендациями для учебного дизайн-проектирования как такового. |
(1) - Специальность 052500 "Искусство интерьера", 5-й курс, 2011-2012 учебный год. |
(2) - В этой связи отметим, что "темы", выдаваемые кафедрой есть лишь условная маркировка объектов дизайна, рабочее представление о которых еще должно быть получено в результате тематизации. |
|
|