главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории   Елена СААКОВА/ Методологическая школа, Светлогорск, 2005-08-20/ Куршская коса
Виталий и Елена СААКОВЫ
Тематизация как культурологический прием в учебном дизайн-проектировании клуба (из методических заметок)
конференция "Культурное наследие и перспективы социокультурного развития России: визуальные формы межкультурных коммуникаций"/ 5-6.04.2012, Екатеринбург/ тезисы
Елена СААКОВА/ Методологическая школа, Светлогорск, 2005-08-20/ Куршская коса
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
   
вернуться в разделш публикации  
     
       
    текст в формате Word PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Тематизация в качестве культурологического приема в учебном дизайн-проектировании клуба/ тезисы/ версия для печати
смотри также:
В.Сааков "Методические заметки к курсу дизайн-проектирования" / Ульяновский госуниверситет 2011-2012/ проект "Клуб"
 
Представление о "городском клубе" является смыслонесущим для понимания общественного устройства и человека с его средой обитания. Тезисы сформулированы на основе методических поисков. В них отражены материалы наметок занятий, критические фиксации занятий проведенных и вновь наметки планов с учетом критических фиксаций. В тезисах развиваются методические положения о дизайн-проектировании как работе с семиотическими конструкциями.
В центр излагаемых методических положений ставится тематизация - специальный культурологический прием вхождения в тематику и проблематику проектной задачи.


Тема учебного проектирования - "Городской клуб"(1) - весьма пространна. Мало сказать, что она включает в себя вполне "обычные" для студента сложности. Подобная сентенция правомерна для любой темы, в которой студент-неофит осваивает с помощью преподавателя-консультанта определенные приемы и способы. Тема несет в себе также сложности, непривычные для обеих сторон учебных работ - студента и преподавателя. Сложность, даже проблематичность, темы обусловлена чрезвычайной рыхлостью и невнятностью культурологии и социологии современного российского города (если еще не вполне постсоветского, но уже бесспорно постсоциалистического).
В интеллектуальной традиции Московского методологического кружка, к которой мы себя относим, представление о "клубе" является смыслонесущим для понимания общественного устройства и человека с его средой обитания. Именно поэтому консультирование учебного проекта "Городской клуб" нагружено по необходимости целым рядом онтологизмов и социологизмов. Учитывая роль "клуба" в общем тонусе современной городской жизни, это вполне оправдано. А этот тонус сегодня зачастую таков, что "клуб" готов занять, если уже не занял, вакантное место т.н. градообразующего предприятия. И это место обязывает ко многим следствиям в текущей жизни и в развитии современного города. Коротко говоря, в этой теме непросто разграничить собственно архитектурное проектирование и проектирование градостроительное, социокультурное и социально-экономическое, инженерно-техническое и средовое. Остается вывод: тема абсолютно дизайнерская!
Тезисы сформулированы на основе методических поисков. Это значит, что в них отражены материалы наметок занятий, критические фиксации занятий проведенных и вновь наметки планов с учетом критических фиксаций. Это одна сторона дела, и она обусловлена обстоятельствами преподавательской работы самой по себе. И "методика" есть ее неотъемлемый внутренний момент.
Есть и вторая сторона - собственно методическая, в которой события самого преподавания есть всего лишь отдельные моменты, никоим образом не определяющие всецело общий ход работ. Внутри же методики наряду с работой преподавания и учения присутствует еще масса других моментов, и работа преподавателя и студента один из них.
В тезисах мы следуем методическим положениям о работе с семиотическими конструкциями (http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/smd-scheme_thesises_2011.htm), продолжая линию представления дизайна как специальной деятельности со схемами и знаками (http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/saakova_conferen-ecater_2006.htm). А поскольку деятельность конструирования и преобразования знаковых форм есть характеристика проектной деятельности как таковой, то данная характеристика с необходимостью распространяется и на дизайн-проектирование. Что и акцентируется тезисами.
Методический акцент: цели и установки в работах над учебным заданием "Проект городского клуба"
Необходимо подвинуть студентов к уяснению роли и функций общественных образований в контексте базовых представлений проектирования в городской культурной среде:
- в контексте городской технологической платформы,
- в контексте моделей пространственного развития города,
Предоставить студентам возможность почувствовать и различить режим работ в дизайн-проектировании:
- проектный режим (в отсутствии прототипических решений),
- конструкторский режим (ориентируемый предзаданным набором элементов и функций).

Методический акцент: строение пространства работ
(из методических наметок)

Схематизация пространства работ (см. рисунок) служит всему комплексу работ над учебным заданием "Городской клуб". Данная схема основана нами на представлениях о городской технологической платформы и моделей пространственного развития города (http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/2012-01-05_platforma.htm). Тем самым, представления о технологической платформе и пространственных моделях служат онтологическими основаниями для учебно-проектных работ.
(из методических фиксаций)
Отсутствие социологической и культурологической моделей современного городского клуба требует рабочего различения клуба-как-организации и клуба-как-вещи. Различение требуется для "расчистки" тематической смеси в студенческих проектах, замешанной одновременно на клубах, типичных для соцгорода (любителей книги, кинолюбителей, любителей моделирования, животных и растений…) и клубах-знаках "тусовочной" жизни (эко-клуб, арт-клуб, бизнес-клуб...).
(из методических коррекций)
Организационный проект "клуба" наряду с дизайн-проектом должен с необходимостью войти в состав учебных работ. Для этого онтологическая сторона темы должна быть дополнена логической стороной - соотношением необходимого и возможного в проекте клуба.

Методический акцент: направления и ориентиры работ
(из методических наметок
)
Будем откровенными, воспринять вводимые логические и онтологические представления сложно не только студентам. Следовательно, пространство работ должно быть дополнено их направлением и ориентирами, что, безусловно, и есть прием тематизации(2). "Направление" предполагает поэтапное освоение онтологии и логики пространства учебных работ.
"Ориентиром" служит соответствие городских социотехнологий, понимаемых в самом широком смысле, и превалирующих у горожан ценностей.
(из методических фиксаций)
Рассказывая студентам народные и методологические "байки" о казусах несоответствия превалирующих ценностей и используемых технологий, мы догматически проводили мысль, что нацеленность на взаимосоответствие и есть определяющая цель в работах дизайнера.
Игнорирование или неприятие этой цели характеризует дизайнера как кустаря (невзирая на используемый им 3D графический редактор), следование ей ведет к социокультурным формам работ в дизайне.
(из методических коррекций)
Необходимы более четкие и жесткие нормативные (а вместе с тем интеллектуальные) процедуры дизайн-проектирования клуба. Разграничение необходимого и возможного, как условие соответствия и несоответствия "ценности" и "технологии", есть своеобразный морально-этический императив проектировщика-профессионала. Все другое должно быть признано как внепрофессиональное.
 
СТРОЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА РАБОТ
PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Тематизация в качестве культурологического приема в учебном дизайн-проектировании клуба/ СТРОЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА РАБОТ
© priss-laboratory, 2012
 
Методический акцент: тема и тематизация в проектировании
Каковы процедуры тематизации относительно учебного дизайн-проектирования? Схема на рисунке показывает:
- нужно, удерживая онтологическую и логическую стороны проектирования, двигаться к осмыслению со-ответствия превалирующих ценностей и ис-пользуемых технологий",
- осмысление данного соответствия тождественно его детализации, а детализация в свою очередь имитирует вхождение в пространство проекта, ориентируемого соответствием "ценностей" и "технологий".
Первое обеспечивается со стороны преподавателя апелляцией к платформам и моделям, а второе подкрепляется указанием на два различных способа связывания "ценностей" и "технологий". Один способ следует как бы их естественному устремлению друг к другу. Назовем его конструированием. Выражается оно в "чутком" оперировании технологическими и ценностными смыслами в представлении городской сюжетики. Проектирование же в дополнение и в противоположность конструированию призвано найти решение для преодоления феноменов взаимонеприятия "ценностей" и "технологий", преодоления их взаимной фобии(3).

В заключение нам остается предположить, что изложенные соображения о роли и месте тематизации приложимы не только к учебным работам в теме клуба, но имеют вполне принципиальный характер, чтобы служить методическими рекомендациями для учебного дизайн-проектирования как такового.
 
  (1) - Специальность 052500 "Искусство интерьера", 5-й курс, 2011-2012 учебный год.  
  (2) - В этой связи отметим, что "темы", выдаваемые кафедрой есть лишь условная маркировка объектов дизайна, рабочее представление о которых еще должно быть получено в результате тематизации.  
  (3) - Конечно же, подобное утверждение приемлемо только в том случае, если мы причисляем себя к обществу, пафосом которого служит непрерывное изменение и развитие. И конечно же, это не означает единственности подобной самоидентификации и самоопределения  
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 23 декабрь 2012

последнее обновление
00 00 00
PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Тематизация в качестве культурологического приема в учебном дизайн-проектировании клуба/ тезисы/ версия для печати PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Тематизация в качестве культурологического приема в учебном дизайн-проектировании клуба/ СТРОЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА РАБОТ