главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
  PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт) PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
ГРУППА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
  РАЗРАБОТКИ
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в разделш группа территориальных стратегий  
содержание разделаш виталий сааков - тезисы о городе  
  преамбула  
  обсуждение, подводящее к тезисам  
  тезис #1: онтология как причина деградации и условие благополучия города  
  тезис #1.1: воззрения "на город"  
  тезис #2: развертывание деятельностного представления города  
  тезис #3: онтология города и управление  
  тезис #4: онтология и проектный профессионализм
 
  тезис #5: документализация онтологии города: ген- и мастер-план
 
  тезис #6: к деятельностным моментам схематизации онтологии города  
  тезис #7: схематизация: онтологическое ядро (схема 1)  
     
       
     
     
  Виталий Сааков
ТЕЗИСЫ О ГОРОДЕ
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ Г.П.Щедровицкий " Смысл и значение"/ В наглядной форме это отношение между методологическими схемами, знаниями и эмпирическим материалом, характеризующим жизнь отдельных значений, представлено на схеме 1.
  Тезисы возникли в ходе интернет-дискуссии в RUPA (Russian Urban Planning Association - НП объединение планировщиков) по поводу статьи Алексея Муратова "Мастер-план – это политический договор между горожанами и властью", конкретно - в связи с моим вопросом о мастер-плане Перми: можно ли его рассматривать как "проект пространственного развития". Не получив ответа, который удовлетворил бы меня хоть отчасти, я и понял, что нужно формулировать тезисы. И в тезисах должна быть развернута онтологическая картина "пространственного развития". "Цехом" городских планировщиков (как и отечественных дизайнеров, прежде всего городских; см. здесь "Дизайн городского культурного ландшафта") таковая утеряна - утеряно в этом смысле самое главное профессиональное достояние. В результате сегодня произошло отождествление развития с ростом города и его внутренними трансформациями. Мало сказать, что это небезопасно для судьбы города...
Тезисы будут обставлены выборочными (как бы "по делу") репликами и комментариями упомянутой дискуссии. В таком окружении тезисы будут выглядеть "живее"
 
Елена Чернова Если мастер-план - "политический" договор м ежду горожанами и властью, тогда это означает, что власть должна быть несменяема. т.к. смысл смены власти - в изменении политики. Если политика не меняется, то не меняется и власть, даже если персонажи сменяются.
16 Февраль в 16:00
 
(...) (...)  
Виталий Сааков сначала к теме. ценно, что озвучивается связь политики и терр.планирования/простр.развития. в статье (как в любой статье) есть, к чему придраться. но это по большому счету будут "бантики".
Елена, по мне так мэры существуют внутри городской политики и городского развития. В шаг городской политики может быть уложен с десяток мэрств. Но никакой шаг гор.политики, каким бы кратким он ни был, не уложится в один мэрский срок. Несоизмеримая темпоральность.
16 Февраль в 21:57
а вот "содержанием" конкретного мэрства могут быть десятки различных "политических" договоров, в т.ч. отменяющих друг друга. Опять же, различные циклы жизни
16 Февраль в 23:07
 
Александр Загоруйко Виталий, "соизмеримая темпоральность" соответствующая периоду актуальности документов территориального планирования, вполне может соотвествовть сроку действия общественного договора между населением и политической партией, которая планирует сохранять значимые позиции более одного выборного срока. Общественный договор со стороны партии выражается в совокупности последовательно идущих предвыборных программ партии. В чем выражается общественный договор о стороны населения - отдельный вопрос.
16 Февраль в 23:32
 
Виталий Сааков Александр, я так понял статью, что мастер-план (а статья о нем) не является документом терр.планирования, поэтому не может исходить от администрации. А т.н. "общественный договор" вообще не является документом, а оценкой ситуации. И вообще надо сильно расшифровывать статейный смысл ""политического" договора"
16 Февраль в 23:25
 
Елена Чернова Виталий, я как раз считаю, что нужно обязательно развести "просто" политику и тер.планирование, потому что никакой "просто" политики в современном мире быть не может. Любая настоящая политика должна быть привязана к соответствующей деятельности. Поэтому должна быть политика территориального планирования и, более того, без такой политики нет никакого тер.планирования, поэтому если изначально ничего не связано, то потом и связывать нечего. А рассшифровывать в статье нечего, это беспонятийный текст совершенно, и вообще непонятно, что с чем автор сравнивает. Что он берет за образец генплана? у нас сегодня вообще не производится того, что в соответствии с градкодексом называется генплан, ну это примерно то же самое, что галоши фабрики красный треугольник назвать "обувью" - до сих пор работает завод и выпускает галоши, но их же ни с чем нельзя сравнивать, это такой субкультурный продукт.
16 Февраль в 23:55
 
Виталий Сааков Елена, я и не ожидал другого ответа))
Но мне что важно: прозвучали слова о связи пространственного развития и политики. И еще много "пустых", по-вашему, но вполне правильных слов. Теперь дело за нашей "испорченностью" - какой смысл вкладывать в эти слова, а какой выжигать.
Автор уже ни при чем, есть текст и его интерпретации - убийственные или продвигающие. Нужны те и другие, но все - принципиальные, по сути и гамбургскому счету)
17 Февраль в 1:18 ·
 
Daniil Kopytov "Других генпланов в стране нет". (с)
Мастер-план Перми считается одним из лучших в мире. И то что с ним так получилось - это проблема не мастер-плана, а чего-то другого.
17 Февраль в 1:57
 
Евгений Запоточный если средство не сработало, значит, не годное средство, ...каким бы лучшим в мире он не было.
17 Февраль в 2:43
 
Виталий Сааков ну почему? если он сделан в соответствии с нормой, но в отсутствие политики, то разве это вина мастер-плана?
17 Февраль в 2:47
 
Евгений Запоточный мастер план хороший, красивый и правильный, но он не стал средством... кстати, а какая задача ставилась в ситуации перми, какую проблемную ситуацию должен был решить и не решил мастер план?
17 Февраль в 2:50
 
Виталий Сааков смотри, в Новой Утке играли с дизайнерами. Надо было программировать известный ассортимент. Дизайнеры - не программисты. Но и никто не ставил под сомнение их способность проектировать. В игре функционально выворачивали программирование через проектирование.
Мастер-планировщики - программисты, и никто не вправе ставить это под сомнение. А то, что они не политики, разве это их вина?
И никто в Перми функционально не выворачивал мастер-планирование через политику. Да и понятия такого еще нет. Может быть ты за пару десятков лет построишь?))) И тогда...
17 Февраль в 3:08
 
(...) (...)  
Елена Чернова Давайте уберем приставки "мастер" или "ген" и оставим просто "план". Приходит заказчик и говорит - дайте мне план, который будет моим управленческим средством, с помощью которого я смогу управлять град.процессами в городе. Так вот, я утверждаю только одно, что такое средство управления получится, если выполнить принципы, зафиксированные в градкодексе. Попытаться хоть раз выполнить и сразу выяснится, что со старыми технологиями планирования не получается. И это была бы проблема деятельности планирования, если бы ее решали, то произошел бы тот шаг развития. Политическую компоненту плана задают как раз принципы градкодекса - если есть попытка их реализовать, то внутри этой попытки и создается пространство политики. Вот очень жесткий тезис про политику - нигде вне попыток реализовать принципы, ни в каком "договоре"
17 Февраль в 10:51
Теперь, что такое по сути эта альтернатива - мастер-план и генплан в том виде, в котором они сейчас воплощены? Если опять привлечь Мангейма, то "генплан" - это идеологическая манифестация господствующих социальных групп. Идеология обеспечивает стабилизец и препятствует любому развитию, т.к. развитие покушается на статус кво. Мастер-план - утопическая манифестация "угнетенных" социальных групп. "Угнетенные" у нас горожане. Поэтому любые утопии, в том числе в лице операторов утопий, ищут поддержки в угнетенных. Утопия всегда апеллирует к угнетенным группам. Вот откуда совершенно закономерно у автора данного текста появляется "политический договор" между властью и горожанами - из утопической позиции. Но, по Мангейму, если идеология это стабилизец, то утопия, реализуясь, "взрывает основы бытия". Пусть плохонького, всем осточертевшего, но бытия. Поэтому ульяновские чины правильно ездили в перьм за опытом борьбы с утопизмом.
17 Февраль в 11:08
 
Виталий Сааков Елена, и в самом деле произошла такая приватизация МП и ГП? Или с самого начала МП был оружием пролетариата? Как оно "на самом деле"?
17 Февраль в 11:58
 
Елена Чернова Это моя рефлексия что МП это утопическая реакция на ГП. С точностью до этого - да, "на самом деле". Т.е. генплан и все инфраструктуры заказа оказались приватизированными старым "ремеслом" (где-то у вас, Виталий, очень хорошо написано про то, что такое ремесло - в проекте центра ремесел, кажется). И все старое проектное "ремесло" очень встраивается и не противоречит старому управленческому "ремеслу", с которым тоже ничего не произошло от смены вывески и инфраструктуры власти тоже оказались им заполнены.
17 Февраль в 12:33
Ну и с "самого начала" начались наезды на генплан от частичного "паблик партиципейшн" до тотального "мы наш мы новый мастерплан нарисуем".
17 Февраль в 12:36
Но самое интересное другое. Самое интересное то, что в любой авторитарно(тоталитарной) системе именно власть с помощью утопии начинает заигрывать с угнетенными и манипулировать с ними. Она как бы оказывается в одной связке - "мы тут вместе с вами страдаем от засилья бюрократов-коррупционеров-генпланистов-застройщиков...." Во времена сталина была такая связка и такой политический договор вождя с народом и вождь от лица народа чистил ряды. Сегодня власть вместе с горожанами против "плохих" девелоперов-строителей создает "договор". Вот этот механизм очень сложной манипуляции, эта многоходовка, которую сами "власти" тоже разумеется не понимают и не планируют, но они ее чуют, т.к. генотип и генетическая память - она оттуда.
17 Февраль в 12:45
Любая властная конструкция типа "народ", "горожане", "жители" - это конструкция однородной безвластной массы угнетенных, которая специально создается с целью реализации утопии. А связка "власть - горожане" сейчас существует потому, что у нас адм.власть тоже в позиции угнетенных (девелоперами и строителями, в том числе адм. власть она же как доктор джекил и мистер хайд - днем они адм.власть. а ночью они девелоперы и строители - то есть сами себя вынуждены угнетать. Никаких "горожан" в натуре не существует, так же как в свое время не существовало никаких "пролетариев", их специально пришлось создавать после победы утопии. Так сегодня с помощью Стрелки требуется специально создать "горожан".
17 Февраль в 13:24
 
(...) (...)  
Виталий Сааков Елена, чего только в жизни не бывает.., а я продолжаю тянуть смыслы "общественное пространство - политика", намеченные в т.ч. в "Сначала у общества отняли…". Отсюда и постановка моих вопросов.
Социологический взгляд на то и социологический, что ничего не оставляет иному профессионально-предметному. Вот и сейчас: мастер-план напрочь исключен из целей-средств деятельности (я сейчас не о конкретной ситуацию в Перми или в РФ, а о деятельности). Над генпланом тот же дамоклов меч…
Цитирую: "Давайте уберем приставки "мастер" или "ген" и оставим просто "план". Прибегну к такой же формуле: давайте уберем "план". Понятно, что в таком случае их нельзя будет соотносить в одной плоскости (плане). "Ген-…" – это из рода проектно-сметной документации. "Мастер-…" – это из совсем другого рода, вообще не проектного в широком смысле. Если огрублять, то ГП – это из области проектирования-организации, а МП – из области управления-политики. Они не идут вслед друг другу и вообще не стыкуются никоим образом.
Поэтому не увернуться от вопроса: в каком пространстве и зачем их нужно соотносить?
17 Февраль в 14:13
 
(...) (...)  
Елена Чернова ну да, сейчас сообразила. если мы про пространство то план тоже нужно убрать. Получается, что пространственное планирование это оксюморон??? Но ответа на ваш вопрос, Виталий, пока нет
17 Февраль в 14:45
 
(...) (...)  
Ирина Ирбитская не все комментарии прочла. Возможно, буду в бок.
1. Мастер-план - это не реакция на генплан.
2. МП - это вижн пространственной упаковки процессов.
3. МП Перми - это действительно идеальная картинка. Однако, проверенная временем, параметризованная под размер человека/человеков/известных и шаблонных "должных быть" процессов. МП Перми - если и реакция, то реакция на несоответствие советской застройки тем процессам, которые можно назвать интернациональными - т.е. "родным для любого иностранца".
4. Упущение такого пространственного мастер-плана: а) нет программы изменений в процессах, б) нет инструментов (как ящичка с инструментами в каждом доме имеющегося) для "быстрого реагирования", в) (вытекает из предыдущих) нет понимания, кто эти процессы будет запускать; осуществлять; передавать; кто эти процессы (если надо) будет разворачивать.
5. Такой МП годится только для короткого будущего. Более того, этот МП про упущенное настоящее в прошлом (давно было понятно, что в огромном дворе да маленькой квартирке, да в городах без улиц...., давно советский эксперимент забракован, и тд.)
6. (из предыдущих) - по закрытости и будто монолитности такой МП не оставляет шансов для (доступного) будущего в той же мере, в какой советская застройка не оставляет сейчас.
17 Февраль в 18:01
ну и да, если сравнивать - масштабирование МП куда адекватнее, чем в ГП. В ГП - это вовсе не в фокусе, случайное. Маленький такой пункт. Так что у застройки идеология должна быть. Вопрос - в сроках ее действия и насколько она в цепь изменений встроена.
17 Февраль в 18:06
 
Виталий Сааков Коллеги, вот в европейской практике есть инструментальное понятие "пространственное развитие". Их, европейцев, версии нашей проектно-сметной документации по организации массы вещей на территории (зданий и сооружений, машин и людей, зверей и деревов…) могут соотноситься с пространственным развитием, а могут и не соотноситься. Это на их совести и сознании. Но, как правило, соотносится. И, как правило, территория имеет свой концепт в виде пространственного развития. Это развитие лишь отчасти связано с конфигурацией и членением территории (региона, поселения, кластера…) как физического объекта (напр., ульяновская Тарасова чистосердечно считает, что генплан и есть проект пространственного развития).
Так вот, я в продолжение своего вопроса: есть у нас примеры мастер-планов как специального выражения/изображения концепции и стратегии пространственного развития. Т.е., развития в первую очередь как бы экономического, социального, культурного.., а не столько планировочного? Можно ли пермский мастер-план рассмотреть с этой точки зрения (хоть критически, хоть апологетически)?
17 Февраль в 22:53
 
(...) (...)  
Виталий Сааков Ирина, у меня в этой дискуссии первый интерес - к связи городской политики и городского развития. Эта связь указывает на два типа документов: на концепцию пространственного развития и ее продолжения в виде мастер-плана. Если мы с вами изначально подразумеваем под этим совершенно противоположное, и нас не сдвинуть со своих точек зрения, то и зашнуровать что-либо (даже пустяк) не удастся. Так разное или есть кой-какие совпадения?
18 Февраль в 15:29
 
(...) (...)  
Ирина Ирбитская различения совпадают на 100%
18 Февраль в 15:33
зашнуровать пытаюсь через вопросы в Вашу компетенцию
18 Февраль в 15:34
 
(...) (...)  
Ирина Ирбитская ...подходим к формированию цели?
18 Февраль в 16:41
 
Виталий Сааков ...обозначу целевой безальтернативный ориентир: нужно положить конец отождествлению роста города и развития города. На каком бы уровне и в каком бы "цехе" это отождествление не бытовало
18 Февраль в 16:57
посмотрел написанное и понял, что надо добавить: не только рост, но и внутригородские трансформации
18 Февраль в 17:01
 
Александр Антонов Виталий, предлагаю нумеровать тезисы, чтобы можно было согласиться с тезисом 1 или не согласиться с тезисом 87
18 Февраль в 17:19
 
(...) (...)  
тезис #1 ОНТОЛОГИЯ КАК ПРИЧИНА ДЕГРАДАЦИИ И УСЛОВИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ ГОРОДА(1)
Оставляя вопрос развития-роста-трансформации города на последующие тезисы, утверждается, что вИдение города как целого или как аспекта всецело определяется его онтологической картиной. По-другому, нет представления (предметно-профессионального, историко-культурного, аналитико-теоретического, управленческого, политического…), которое бы не следовало из определенной онтологической картины или модели города.
Неотрефлектированность онтологии не означает ее отсутствия. И это не страшно, если с городом относительное благополучие (что фиксируется и оценивается также внутри онтологии!!!). Это страшно в случае какой бы то ни было деградации города, поскольку ее предупреждение, предотвращение или обращение вспять будет предприниматься в "темноте". Последнее – не метафора, а констатация интеллектуальной слепоты ("широко закрытые глаза"). Проблематика "развития" (здесь - синоним благополучия) в этом тезисе – всего лишь противоположность проблематики деградации.
Все сказанное в тезисе #1 равно относится и к "деятельности с городом"

18 Февраль в 19:10
 
Виталий Сааков Александр, для успеха дела (выхода на цель) должно бы быть нечто он-лайн конференции, а здесь все утонет (как не раз уже было). И если да, то не возьметесь ли быть ее модератором?
18 Февраль в 19:10
 
Александр Антонов Возьмусь, при одном условии. Вы попробуете перевести на русский язык то, что вы писали в ходе дискуссии и в предыдущем сообщении в частности. Если вы, а также другие онтологи-участники дискуссии, не сможете этого сделать, то вам придется рекрутировать модератора из своей среды и все опять превратится в ваш междусобойчик без какого-либо выхлопа для остальных 99,99% граждан, не доросших еще до ваших высот мыследеятельности.
18 Февраль в 19:18
 
Виталий Сааков это я понимаю. как понимаю и другое - всякая непустячная работа требует своего языка (напр., проектная работа с городом). Но буду выпутываться. Лучший способ здесь - ответы на вопросы к тезису. Если в течение какого-то времени вопросов не будет, что будет означать полную непонятность, то буду переформулировать (соображать, на какой язык переводить)
18 Февраль в 19:23
 
Александр Антонов Виталий, так в двух абзацах - что предполагаете написать? какого рода текст? Для кого, для чего?
18 Февраль в 19:26
 
Виталий Сааков сформулировать (со своей стороны) общую цель для Ирбитской и Саакова.
Правда, пока непонятно, кто кого проверяет "на вшивость")))
18 Февраль в 19:36
 
   
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
Виталий Сааков ...истолковал отсутствие вопросов, как неадекватность своего языка. Поэтому перевожу, как просил Александр, "на русский" (т.е. не профессиональный, а на язык общения в многонациональном государстве)
19 Февраль в 16:12
 
тезис #1
в переводе "на русский"
ВОЗЗРЕНИЯ НА ГОРОД
К сегодняшнему дню насчитывается несколько фундаментальных воззрений "на город", они историчны.
Воззрение первое:
Его принято называть мифологическим и относить к праистории городов. Я не буду пока его развертывать, хотя оно сегодня усиленно актуализируется (та же РФ-урбанистика с вело- и общественными резервуарами города).
Воззрение второе:
Его принято называть религиозным. В соответствие с ним праобразом любого города служит "град небесный". Здесь не только "проект" города, но и его закладывание, устроение и жизнь в нем регулируются "небесными", трансцендентными (прошу прощения за иностранное слово) по отношению к "миру дольнему" законами. И сегодня вновь организуемые монастырские, и не только, поселения могут служить примером данного воззрения.
Воззрение третье:
Оно научное. Предполагается и верится, что город можно описать (смоделировать) как совокупность ряда процессов. Что здесь главное? Чем точнее описаны процессы, тем правильнее будет к ним отношение. Какие процессы? Это вытекает из модели: город как организм, город как механизм, город как информационная система, город как рынок, город как социум… (и так до бесконечности).
Воззрение четвертое:
Еще повсеместно (как три предыдущих) не принято, но название уже имеет – деятельностное. В соответствии с ним (внимание, это не банально!) город – это и пространство и результат и проект деятельностей. Каких? Которые на данный момент главенствуют. В большинстве мест сегодня главенствует управленческая деятельность, но ее сдвигает методологическая (примеров уже масса)

19 Февраль в 16:12
 
Елена Чернова Город, разумеется, пространство мыследеятельности, двух - управленческой (что в городе = политика) и проектной. Это то, что обеспечивает искусственную компоненту "города". Досадное недоразумение состоит в том, что сейчас нет ни того, ни другого, а есть "ремесло", т.е. см.выше про парк ремесел. Но это уже не проблема, т.к. то, каким должны быть управленческая и проектная МД, уже разработано - вопрос времени. А естественная компонента "города" - это жизнедеятельность. А вот все, что относится к жизнедеятельности, это практически не разработано. Вот в градкодексе написано что цель тер.планирования это обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. А ни понятия жизнедеятельности, ни понятие человек не построены. Жизнедеятельность "настоящие" проектировщики которые делают 300 "настоящих" генпланов сводят к знакомому им жизнеобеспечению (что совершенно другое!), а человека - к населению, что тоже другое. "Жизнеобеспечение населения" - это суть настоящего советского генплана, который продолжают и сегодня производить в цеху.
19 Февраль в 1:35
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
тезис #2 РАЗВЕРТЫВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОРОДА
Во все времена и во всех местах сущностью города выступают политика/управление и проектирование (искусственные компоненты, Е.Чернова). Поскольку город есть ИСКУССТВЕННО-естественное образование. В разные времена и в разных местах политика/управление и проектирование проявляются различно (что не меняет сути).
В данном тезисе и ближайших десяти жизнедеятельность (естественная компонента, Е.Чернова) пока должна быть вынесена за скобки (или подразумеваться по умолчанию). Объяснение в следующем. Жизнедеятельность выступает наряду с политикой/управлением и проектированием исключительно в "осажденной крепости" (в "нормальной" ситуации она далеко на заднем плане и сливается с фоном) . Так было в древности, так было в блокадном Ленинграде, к этому начинает клониться и в известных всем ныне недалеких местах. Каким образом это должно онтологизироваться, зависит от актуальных политики и управления

19 Февраль в 14:11
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
тезис #3 ОНТОЛОГИЯ ГОРОДА И УПРАВЛЕНИЕ
В предыдущем тезисе управление/политика и проектирование утверждались как первые сущности города. Управление/политика задает проектированию цели и вменяет онтологию города. Проектирование целевым образом "материализует" ее в различных знаковых конструкциях (постсоветское проектирование ограничило себя чертежами объектов и территорий).
В горизонте управления/политики СУЩЕСТВУЮЩИЙ город есть нечто иное, как ОБЩЕЖИТИЕ (российские "моногорода" в этом смысле есть одножития, то же "спальные районы" и новомодные "кварталы"). Общежитие здесь означает одновременное сосуществование в едином пространстве разного: разных языков, разных вер, разных занятий, разных статусов, разных ролей… Отсутствие разнообразия, фактическое наличие вместо деятельного сосуществования и расчлененность до того единого пространства обращают город в поселение (любого размера и любой сложности). Задачи сосуществования разного в едином пространстве и есть дело политики/управления. Таким образом политика/управление = удержание и увеличение богатства города. Обратное означает отсутствие реальной политики/управления. Отсутствие политики/управления переводит город в разряд поселения.
Управляемая многосложность и многоплановость города обеспечивается определенной онтологией – выстроенным или выстраданным ДЕЯТЕЛЬНЫМ ПОНИМАНИЕМ города и мира (urbi et orbi). Носители онтологии города независимо от рода своих занятий и статусов принадлежат корпусу управленцев и политиков. Что здесь заслуживает особого внимания? Нет и не может быть знания-книги-текста-документа "Онтология города N" (при всем том, что онтология города вбирает в себя множество знаний-книг-текстов-документов и сама указывает на неизмеримое их количество). Так как же существует онтология? Наиболее адекватный ответ: в коллективном опыте "достойных", "избранных", "благородных"… (сегодня говорят – элиты), который проявляется в особом этическом, интеллектуальном и эмоциональном напряжении. Несомненно огрубляя, но не искажая смысла, можно сказать: онтология – это ПОЛНАЯ ОТДАЧА самого ценного, главного и важного.
Онтология ВСЕГДА схематизируется, будь то мифологическое мировоззрение, религиозное, научное, деятельностное. Схема мифологической онтологии, как правило, представляет собой "тайный знак", в который посвящаются немногие избранные. Схемы религиозной и научной онтологий открыты, в принципе, всем, но требуют просвещения (на что уходит не одно десятилетие, если не вся жизнь). Схема деятельностной онтологии "выращивается" на себе городскими управленцами (следует сказать: при особых условиях и в особом режиме "здесь и теперь", в постановке сверхцелей).
(И на полях. Недопустимо отождествлять онтологию с научным знанием. Научное знание само базируется на онтологии – независимой от человека природы, что в случае с городом есть нонсенс. Допустима сегодня и завтра религиозная онтология – "град небесный", которая многократно сложнее и содержательнее научных построений).

20 Февраль в 3:21
 
Ирина Ирбитская Виталий, я не получила ответ на свой вопрос Вам про инструменты. Ну вот в стране не с кем договариваться, да? Системного взгляда нет - к тутошнему посту писала про Торгово-промышленную палатку. Вы можете сколько угодно объяснять этим людям, что развитие не есть рост, они вас не поймут, потому что для них нет разницы между абстрактным и конкретным, у них все конкретное.
20 Февраль в 9:01
 
Виталий Сааков хорошая, т.к. по максимуму демонстративная реакция))) но есть в ней минус – слишком скорая: мне-то еще предстоят 84 тезиса (см. Александр Антонов). Дождались хотя бы 21-го, где я подберусь к ответу на вопрос, который задал Сергей Волков о внутригородских трансформациях. Предполагаю, что это и есть дело вашей жизни.
А пока себе на всяк случай напомню (чтобы "не сорваться" на скорые ответы и не дойти даже до тезиса #5): спешка нужна в известных случаях, о которых в русском сказано недвусмысленно. С ТПП (надеюсь, что это ТПП РФ, я-то три года мыкался всего лишь с региональной "палаткой"), похоже как раз такой случай (притом помню сказанное в свое время Глазычевым: надо кровь из носу опередить Козака - шла борьба двух проектов о "местном самоуправлении").
И если вы, Ирина, не будете мне по ходу дела менять задачку – ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛИ на ОПИСАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ (только что) – мизерный, но все-таки шанс добраться до нее имеется. Главное, чтобы вы не смешивали абстрактное (цель) с конкретным (инструментами)!!! Как-никак, путаницы в терр.- и градо-проектировании и без того хватает
20 Февраль в 11:07
 
Ирина Ирбитская Виталий, Вы как бы в школе все время. Но если каждый вопрос будет с первого класса начинаться, дела не будет. До прошлого не дойдем, какое уж там настояшее...
20 Февраль в 11:13
 
(...) (...)  
Ирина Ирбитская Переход от мышления к действию - это гигантская сложнющая задача. В норме решения (и даже алгоритмы) перехода есть в культуре (а нарождаются в деле). Проблема в России - в здешней культуре решения и алгоритмы перехода почти отсутствуют (я про живую культуру, естественно), но ярко присутствуют разрывы. Между мышлением и действием. Черт его знает - почему.
20 Февраль в 11:43
 
Виталий Сааков вот и пища поспевает к тезису #4
20 Февраль в 11:43
про переход - да, но не здесь. Здесь же - переход от действия к мышлению
20 Февраль в 11:45
 
Ирина Ирбитская ага. Это интересно - я, кажется, пропустила действие. Помогите - укажите, где оно?  
Виталий Сааков я обозначаю значение онтологии в проектировании
20 Февраль в 11:50
 
(...) (...)  
Ирина Ирбитская действие к мышлению бывает, когда читаешь буквы новых смыслов. В этом смысле - чтение Вашего текста с ремеслом - это акт мышления, который мне предстоит (специально выделенный такт). И это - то, что интересно и Вам гигантское спасибо!
20 Февраль в 12:05
 
(...) (...)  
Ирина Ирбитская для меня "продвижение в онтологии" - перманентный процесс, делом не является, пользую в качестве инструмента. Если цель "продвинуться в онтологии", а не сделать дело, я из дискуссии удаляюсь. И с удовольствием буду почитывать на досуге Виталия Саакова и Елену Чернову.
20 Февраль в 14:41
 
Виталий Сааков Ирина, а если не "перманентный", а постоянно присутствующий?
И не мешало бы пред-усмотрительности: не все подчиняется инструментальному подходу. Онтология - так это точно (здесь другой тип отношения - конструктивный). Но вот ее продукты - модели и проекты (об этом будет след. тезис) предполагают инструментальное к себе отношение
20 Февраль в 14:45
 
Ирина Ирбитская Виталий, я не настаиваю исключительно на инструментальном подходе. Я пытаюсь понять цель того, что в этой ленте происходит. Если цель онтология - я предложила версию продукта и даже форму своего участия предложила - перевести в комиксы (писать не люблю - перфекционист я в текстах, пишу долго), а в дискуссии не участвовать (Вы это сделаете лучше меня, опять же по причине моей нелюбви к письму). Если цель - ликвидировать то, что не должно быть в реальности, тогда онтология в помощь (т.е. инструмент) и тут можно найти больше точек пересечения.
20 Февраль в 14:53
 
(...) (...)  
Ирина Ирбитская И снова вопрос о цели))) Понять и описать - что есть город? Это много людей уже сделало. Вот, советские городские мыслители (а перед ними американские) тоже поняли, описали и построили даже. И думали, что открыли последнюю истину... Ошиблись? Почему вы/мы не ошибетесь?
20 Февраль в 15:17
 
Виталий Сааков а мы скромнее.У нас с вами - РАБОЧИЕ ситуации (и не страшно, что разные). И онтология, а затем и онтологические понятия привязываются к ситуации. Пусть кто-то пытается осчастливить человечество, но я тут - пас
20 Февраль в 15:22
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
тезис #4 ОНТОЛОГИЯ И ПРОЕКТНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
Согласно тезиса #3 проектирование не в ущерб ему, а исключительно во благо, поставлено "под" политикой-управлением (политики-управленцы, утверждающие себя "под" проектами – это горе как для российской политики-управления, так и для российских городов, будь то Москва или Урюпинск). В этом пункте не нужно ничего доказывать: управление есть деятельность над деятельностью, что очевидно. Обоснование необходимо для неочевидного, а именно: проектирование есть "рисование" на онтологии (можно без кавычек, если иметь в виду арх- или градо-проектирование). Если "рисование" происходит на чистом листе – то это не проектирование, а другого рода деятельность, в т.ч. внешне близкая проектированию, напр., прожектирование.
Обоснование.
Что значит "проект – это создание нового"? В деятельностной онтологии это означает, что проект – это есть решенная задача по смене средств и вещей, оказавшимися вредными и опасными, дисфункциональными и дефектными, устаревшими или просто надоевшими, на средства и вещи полезные и безопасные, функциональные и образцовые, модернизированные и несущие новизну. Это решение возможно благодаря лишь тому, что онтология представляет собой СВЕРТКУ жестких и критичных вызовов городу и РАЗВЕРТКУ возможных принципиальных ответов (если ближе к языку еще недавно имевшему место быть проектированию, то проект - это обвод нормалей или калька с них; а если уж совсем грубо, т.е. из позавчера, то проект – это рисунок, нанесенный поверх миллиметровки; нормали и миллиметровка служат здесь образами онтологии, что безусловно истинно, а вовсе не образно).
Теперь более тонкий момент. Проектирование не имеет и не должно иметь собственных целей (хотя бесцельным проектированием у нас в России давно никого не удивишь). Целью проектирования выступает решение задачи, поставленной ему управлением-политикой. Каков характер задачи, таков и характер проектирования. Понятие задачи предполагает наличие способа ее решения, соответственно, отсутствие способа означает уже не задачу, а проблему. В этом смысле, в плане задачи, можно сказать (для жесткости), что проектирование ничего не решает(3).
Подытоживая тезис: как бы не ожидал читатель увидеть в нем слова об "объекте проектирования", он этого не увидит. И, полагаю, не увидит не только в деятельностной онтологии города, но и ни в какой другой. Чтобы снять здесь возможные вопросы-недоразумения даю ссылку – напр., на
http://priss-laboratory.net.ru/.../educ-proj_cours_org... (курс "Организация проектной деятельности")
20 Февраль в 22:19 ·
 
Елена Чернова Да, цели - у управленца-политика. А у проектировщика должны быть принципы. И если они есть, то проблема обеспечена, т.к. цели, особенно в их сегодняшней постановке сегодняшних "управленцев-политиков" противоречат принципам. Тогда собственно проектный поиск путей решения проблемы состоит в том, чтобы найти способ реализовать управл.цели не нарушая принципов. А если цели не влезают в диапазон, то у проектировщика появляется цель - изменить цель управленца или каким-то другим способом добиться реализации принципов.
21 Февраль в 0:04
 
Ирина Ирбитская проектировщики - это кто?
21 Февраль в 0:21
 
Елена Чернова В данном случае, т.к. обсуждается тема генплан-мастер-план, проектировщики - это территориальное планирование. Т.к. вся проблематика с взаимодействием с управлением-политикой только на уровне тер.планирования возникает.
21 Февраль в 0:25
 
Виталий Сааков Согласен, Елена, поскольку это "твердая" и "упрямая" феноменология и эмпирика нашей жизни, и против нее не попрешь. Я полагаю, мы все держим ее в уме. И до тезиса 10-го я предполагаю держать ее в нем же. А пока нужны нормативные конструкции. И в свое время мы примем решение о пределах отступов и допусков в связи с их реализацией (в той или иной ситуации). Говоря вашими словами, условимся до каких пределов проектировщика можно называть проектировщиком, а когда его переименовать (это я к нормативным способам деятельности). Ибо проектировщик, вменяющий цели управленцу, уже не проектировщик (хотя в штатном расписании продолжает им числиться), а управленец вообще не знамо что. Также нужно будет решить вопрос о репертуаре (реестре?) необходимых и возможных функциональных замещений элементов данных конструкций.
А если мы сразу и разом решим ухватить всю реальность, то… Я-то надеюсь за n шагов продвинуться к онтологической картинке, в которой это все представлено
(в скобках: феномен вменения городским проектировщиком цели городскому управленцу я рискнул бы отнести к нынешним вызовам, свернутым в данном феномене; соответственно потребуется онтологическая развертка решений)
21 Февраль в 0:40
 
(...) (...)  
Елена Чернова если у нас есть политик который "знамо что", т.е. если есть политика, то это фильтр, через который никакие цели, которые не укладываются в принципы, вообще не должны пройти. Кстати, вопрос Ирины про то кто такой проектировщик - он с двойным дном. Потому что в Град.кодексе никакого "проектировщика" нет. Там есть один субъект - управленец, который "организует разработку проекта". Поэтому "проектировщик" в версии Градкодекса - это кооперативная или скорее кентавр-позиция, когда за цели отвечает один элемент этой кентавр-позиции, и есть операционист, который эти цели воплощает. Но т.к. реальность далека от замысла градкодекса, то живой проектировщик с принципами (не "настоящий" А.Антонова - у него без принципов) --- так этот проектировщик с принципами он вынужден дозамещать эту коперативную позицию до полноты, если в ситуации отсутствует управленец в натуре.
21 Февраль в 0:54
 
Виталий Сааков Елена, я понял: в тезисе #5 должны появиться принципы. Но уже сейчас знаю, что переверну их отношение - цели будут ставиться, оглядываясь на принципы. А если принципы не бла-бла, то на фига вообще цели. Они же подпорка дурацким принципам !
21 Февраль в 1:05
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
тезис #5 ДОКУМЕНТАЛИЗАЦИЯ ОНТОЛОГИИ ГОРОДА: ГЕН- И МАСТЕР-ПЛАН
Ген- и мастер-план – это два первых документа онтологии, предъявляющих ее городу и миру, urbi et orbi (см. тезис #3). Предъявление онтологии – это проектная задача, т.к. следует объявить городу и миру НОВЫЙ ПОРЯДОК средств и вещей взамен старого. В чем должен состоять этот порядок? Он должен состоять в ПРОСТРАНСТВЕ онтологии, до того свернутой в своем понятии. И постольку задача ген- и мастер-плана – придать онтологии, пребывающей в форме понятия-понимания (чего?: вызовов-ответов, см. тезис #4) определенную (много)мерность (абсурден линейный, одномерный порядок, хотя поползновений к нему не мало; и мы здесь должны признать как факт: такого рода поползновения означают перерождение-вырождение политики-управления в другого рода деятельности, напр., в регулирование, в контроль, в насилие, а равно перерождение-вырождение города в соответствующее поселение).
(Много)мерность, другими словами, пространственность онтологии, предъявляемая мастер- и генпланом, в процедурно-рутинном смысле представляет собой выведение "наружу" (экспликацию из понятия онтологии) специфических "механизмов". Их специфика в том, что только и только благодаря им активы города (активности по удержанию и увеличению богатства) находят свое индивидуальное измерение в едином пространстве сосуществования. "Находка" активом своего измерения в нем означает нечто иное, как ОБРЕТЕНИЕ ЦЕЛИ, благословляющей и оправдывающей именно со-существование (от "мягких" форм сотрудничества до "жестких" форм соревнования). Возможность выведения, экспликации, такого рода "механизмов" обеспечивается ПРИНЦИПАМИ – первичными нормативными положениями, с одной стороны, коренящимися в онтологии, с другой, продолжающимися в проектирование (в ген- и мастер-планах).

21 Февраль в 18:20
 
Елена Чернова Виталий, я после вашего текста вообще засомневалась, что у города есть онтология (наверное только у первых мамфордовских городов как сакральных мест есть онтология, а дальше нет). И у вас в тексте тоже что-то сакральное звучит... если есть онтология, то проектирование как подход не подходит (???)
24 Февраль в 22:46
Я рассматриваю принципы из градкодекса, которые в упор не видит ни один "настоящий" проектировщик инструментально, как принципы из Евангелия - нет никаких средств их реализовать у человека. И большинство человеков спокойно живут, не заморачиваясь их реализацией. Но отдельные люди, которым больше заняться нечем - вот как мне например, я нахожусь внутри "цеха" и мне там совершенно нечего делать в смысле производства "настоящих" генпланов. И единственное, что остается - остается только потому, что на это никто не претендует - это начать создавать средства реализации принципов. При этом у меня есть средства более высшего порядка - СМД, а само проектирование (тер.плние, цеховики и города) - это материал, достаточно случайный. Сейчас этот материал захвачен одними схемами, из этого возникает цель - создать более мощную схему, которой будет перехвачен этот материал. Рабочие онтологии выступают в качестве заместителей схем "перехвата" материала
24 Февраль в 23:01
 
Ирина Ирбитская "цель - создать более мощную схему, которой будет перехвачен этот материал" - ценно. Готова помогать в меру скромных сил.
24 Февраль в 23:06
 
Виталий Сааков я понял вас, Елена.
1) Слово город, если без связи с онтологией, надо бы закавычивать – "город" (со своим определением из град.кодекса такого-то года редакции). А без кавычек – если у города есть онтология. Но не в смысле обладания ею, типа вещью. А в смысле как бы факта самосознания и представления-предъявления себя вовне (это я имею в виду орг-деятельностный план, ситуацию). Что это будет за территориально-административная единица – вопрос.
Модельный пример: допустим, Москва как целое может уже с этим (самосознанием и предъявлением) и не справляться (слишком рыхлая и аморфная), а ее фрагмент вполне. Тогда: город ABC в "городе Москве". И противоположное: "городу Ульяновску", чтобы себя осознавать и предъявлять себя вовне, т.е. иметь онтологию, нужно сорганизовываться (срастись) с другим "городом" (в Индии, в Венгрии…). Тогда: город Ульяновск-DEF в составе "города Ульяновска" и "города DEF".
Так оно в истории и было с городами, а ныне только набирает обороты. Т.о., онтология как самосознание и предъявление – это уже (и еще) ПРОЕКТ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ.
2) Принимаю с удовольствием "сакральное". Это можно прямо в ядро онтологии положить – в смысле безусловной ценности (материальной и символической), которой обладает город.
3) Пока не понятно с "рабочестью" онтологии. Это ведь без вас, Елена и Ирина, вопрос неразрешимый. "Перехват" материала – возможная цель, но она вроде и без онтологий может ставиться. А вот как возможно без онтологий ВНОВЬОСВОЕНИЕ (Генисаретский) наших пространств и территорий любого ранга? Не в этом ли цель? При всем том, что цеху чем только не приходится заниматься (за исключением вновьосвоения)
25 Февраль в 2:41
 
Елена Чернова У меня дедушка после войны был направлен в Ульяновск и был там вроде Ильи Ульянова (у него такая же должность была - типа инспектора школ.училищ- но мама до Ленина не дотянулась и окончила школу с серебр а не зол мед). И его с семьей поселили в комнату в монастырской келье. Мама мне много про эту келью рассказывала и я когда приехала на меропр в рамках Ульян-к культ столица решила эту келью найти. И меня люди перенаправляли с места на место и где-то на 6м месте я определила что попала куда надо. Т.е. такая сеть сакральная из одной онтологии удерживается не смотря ни на что. Она была в подполье и опять вышла на поверхность. А потом Кармалера (не знаю, есть ли сейчас в ;Ул-ке такой деятель культуры?) рассказала, что они проводили гор.иссл-е и обнаружили что произошла сакрализация советских памятников (у карла маркса не помню кто уже собирается, но это с идеологией на связано, а накрутился уже культ места). ПО первому - произошло возвращение, по второму - переосвоение пространство - и да, за счет онтологии, но без проектирования. Поэтому у Генисаретского - освоение именно через онтологию. Но это не проектируется. Или, вернее - это проектируется в тоталитарном гос-ве
25 Февраль в 1:21
 
Виталий Сааков я опять вас понял, поймите и вы меня)
Теперь только в двух словах:
1. Онтология = вИдение (и как без него?)
2. Онтология = ПРОЕКТНОЕ видение (а как еще может быть?)
Это если об онтологической работе в духе Генисаретского. А если про меня: моя задача пока – попытаться построить СХЕМУ онтологии города, а не ОНТОЛОГИЧЕСКУЮ схему города. Второе только на основе первого. В чем состоит задача? Сегодня отвечу так: связать в схеме центробежные мысли Елены и Ирины, превратив их в центростремительные (к городу без кавычек)))
25 Февраль в 1:45
 
(...)    
Ирина Ирбитская "вновьосвоение" - кажется утопией. Любое пространство освоено (в том числе не мыслящей будто природой). Осваивая лес, вы ненароком подчиняетесь освоенному до вас, даже глубокомослынно выстраивая самые звонкие интерпретации.
25 Февраль в 9:57
 
Виталий Сааков (...) по поводу "вновьосвоения" Генисаретского – это на 100% мимо кассы (помню-помню про Глаза-эмпирика, тогда я не стал ершиться, мало ли у кого какие основания на колкости). "Вновьосвоение" должно лечь в ПРИНЦИПЫ (тезис #5: коренящиеся в онтологии и упирающиеся в проекты), т.к. в нем зарыта СМД-идея искусственного и естественного (специально для Елены)
25 Февраль в 15:51
 
Ирина Ирбитская естественное/искусственное по какому принципу членить будете (не каждое тут продуктивно)?
25 Февраль в 15:56
 
Виталий Сааков конечно, думаю по какому основанию (хотя есть "стандартный" ответ - по деятельностному), но все же хотел услышать сначала Елену
25 Февраль в 16:10
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
в роли тезиса #6 К ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫМ МОМЕНТАМ СХЕМАТИЗАЦИИ ОНТОЛОГИИ ГОРОДА
(другими, не методологическими, словами к содержательным моментам, предъявляемыми этой и другими дискуссиями)
1. "Официальный урбанизм", заявляющий себя общественными пространствами, пешеходом вместо автомобиля, разнообразным редевелопментом.., т.е. всем тем, что не сходит с градостроительного "экрана", необходимо рассматривать в качестве онтологического вИдения (
тезис #1) города частью его управленцев (тезис #3). В это вИдение входят:
– определенные вызовы "городу данных управленцев" со стороны неизмеренных городских активов, т.е. их "неудобными" в плане конвертирования целями (
тезис #5),
– определенные ответы данных управленцев в форме нейтрализации "неудобных целей" вместо их конвертирования (соизмерения) в пространстве городского общежития (
тезис #3). Можно сказать, что ГОРОД КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = удержание и увеличение общественного блага-богатства трансформируется в ГОРОД КАК ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = бесцелевое, аполитичное существо и существование (тезис #2. тезис #3)
26 Февраль в 12:11
2. Этим следует, что урбанизация, как она есть ныне в России, стремится не к городу (представляемому той или иной онтологической картиной, см. тезис #1 в "переводе"), а к тому или иному городскому поселению (см. их номенклатуру в Градостроительном кодексе, а лучше в аналитиках исследователей). Такая сдвижка означает, что повесткой дня (политикой) становятся не вопросы городского УПРАВЛЕНИЯ, а задачи КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ (в известном смысле поддержания) некоторого ряда процессов городской жизнедеятельности. Не удивительно, что эта ситуационная фактура настойчиво взывает к онтологической схеме "соцгорода" (правда с другими "мегамашинами" распределения и потребления).
3. (…)
26 Февраль в 13:21
 
Елена Чернова Виталий, это уже совсем расходится с моим вИдением, т.к. я сейчас развиваю понятие жизнедеятельности как результирующее массовых процессов, на которые как раз политика (управленческая+проектная деятельность) должна опираться. То есть, у меня онтология есть не у города, а у массовых процессов. Если про мою цель во всем этом урбанистическом цирке, то она - как оставить управление и проектирование/планирование, но уйти при этом от авторитаризма-волюнтаризма-утопизма. На мой взгляд, для этого нужно строить не онтологию города, а онтологию массовых процессов
26 Февраль в 13:21
 
Виталий Сааков Онтологию города нужно строить, иначе не понятно в каком пространстве ставятся цели, напр., цель общественных изменений (в контексте-пространстве массовых процессов).
Слава богу, вас не грузит морфология города и "аксиоматика" проектирования))
Хотя в орг-деятельностном плане цель первична, и здесь вы правы
26 Февраль в 14:58
 
(...)    
Виталий Сааков Ирина, еще раз к уточнению. Если ранее разработанные вами принципы работают на задачу, стоящую передо мной (а это обоснование смены онтологий города, а равно демифологизация представлений города, согласитесь, задача непростая), то они должны быть применены. Вопрос в исполнении: мне надо их найти, въехать в них и вписать в очередной тезис? Но разве они "на самом деле" вырабатывались под эту задачу? И не важно, принимаете ли вы ее или нет
27 Февраль в 15:40
 
Ирина Ирбитская Виталий, что в точности нужно? Принципы чего? Принципы онтологии города? Принципы описания онтологии города? Принципы демифологизации онтологии города? Принципы без целостного видения могут не сработать, а работа по разработке любых из перечисленных принципов - действительно гигантская, работа по применению этих принципов - колосс построить, а ну как без эскиза ошибетесь? Заново? И сколько лет уйдет?
27 Февраль в 18:53
 
Виталий Сааков будет много букв.
Ирина, все вопросы ваши в точку, поскольку на уточнение))
Но смотрите, как я буду отвечать. Я здесь сторона техническая. Техническая в каком смысле? В смысле, что делаю не то, что хочу, а то, что НАДО (звучит одновременно пафосно и банально, но что с того?). Откуда это "надо"? Оно из ДЕЛЬНОГО разговора в этой дискуссии. Чем определено это "дельное"? Ответ на поверхности: ТЕМ и КЕМ, ЧТО и КТО ДЕЛАЮТ этот разговор, саму его возможность. Кто и что конкретно? Ирина и Елена с их целями и задачами. А до остальных мне нет дела (в самом строгом смысле этого выражения).
Теперь уточняю я. Принципы, которые я имею в виду, согласно одного из тезисов, "коренятся в онтологии (города)". Т.е., говоря философски и методологически, исходят из первичного, что и ставит их впереди всего (делая их, собственно, принципами). Зачем им коренится в онтологии, а не, например, в мифологии (что тоже первично)? Опять же, говоря философски и согласно одного из тезисов, потому, что онтология (видение + понимание) не только ВЫСТРОЕНА, но и ВЫСТРАДАНА (можно сказать и так: не только выстрадана, но и выстроена). Миф же, если он современный, исключительно выстроен; если же он историчен и традиционен – только и только выстрадан. Это об одном "конце" принципов. Теперь о другом. Зачем им, принципам, согласно одному из тезисов, "упираться в проекты"? Принцип – он на то и принцип, что не закрывает горизонт, а, напротив, открывает. Но не сам по себе (хотя и это ему возможно, но нам трудно), а с помощью того дела, которому это на роду написано, т.е. ПРИЗЫВАЯ проектирование. Что этим я хочу сказать? Не все то есть проектирование, что "рисует будущее", а только и только то, что призвано горизонтом (это в вашу сторону, Ирина) или назначено принципами (это в сторону Елены).
Да, без целостного видения здесь, в этом разговоре, не обойтись (хотя полно мест, где можно обойтись и, более того, где целостное видение есть помеха "дельности" и "деловитости"). Опять же поступаю технически: целостность видения мне в этом разговоре обеспечивают Ирина и Елена, точнее, их суждения (и продолжения этих суждений, которые мне удается схватить).
Теперь после этих уточнений, как мне понимать ваши, Ирина, самые последние вопросы? Ведь не как полную безнадегу?
28 Февраль в 1:55
 
Ирина Ирбитская Виталий, я пытаюсь понять - когда это можно будет прочесть))) Мне, например, много лет. Кажется нужны таки рамки, или блоки. Пусть редактируемые многажды, но нужны сейчас. Безнадеги в хорошем деле не бывает, бывает, что не дожидаемся
28 Февраль в 2:31
 
Виталий Сааков надеюсь, понимаю правильно. Вы – не теоретик, потому от вас многое что зависит в практике уже сегодня, а не завтра.
Мы можем задать ограничивающие ( = рабочие) рамки ( = блоки) этому беспределу (в хорошем смысле). Следовательно, следующий тезис должен быть не только словесным, но и графическим. Вот и подоспело не только необходимое, но и любимое дело)))
28 Февраль в 2:41
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
тезис #7 СХЕМАТИЗАЦИЯ: ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ЯДРО. СХЕМА 1  
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий/ разработки/ Тезисы о Городе/ 2015/ тезис #7: Схематизация. Онтологическое ядро: В минимальное изображение онтологического ядра деятельностного представления города входят (верхняя часть рисунка): - с одной стороны представители (агенты и акторы) поселения/сообщества - набор позиций, способных его представлять и представительствовать тем или иным образом, - с другой стороны два схематизма "структур" поселения/сообщества: (1) городское поселение в городском сообществе и (2) городское сообщество в городском поселении.
   
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий/ разработки/ Тезисы о Городе/ 2015/ тезис #7: Схематизация. Онтологическое ядро: В минимальное изображение онтологического ядра деятельностного представления города входят (верхняя часть рисунка): - с одной стороны представители (агенты и акторы) поселения/сообщества - набор позиций, способных его представлять и представительствовать тем или иным образом, - с другой стороны два схематизма "структур" поселения/сообщества: (1) городское поселение в городском сообществе и (2) городское сообщество в городском поселении.
В минимальное изображение онтологического ядра деятельностного представления (тезис #1.1, воззрение четвертое) города входят (верхняя часть рисунка):
- с одной стороны представители (агенты и акторы) поселения/сообщества - набор позиций, способных его представлять и представительствовать тем или иным образом,
- с другой стороны два схематизма "структур" поселения/сообщества: (1) городское поселение в городском сообществе и (2) городское сообщество в городском поселении.
Позиции заданы растяжкой организационно-технического отношения к городу: от оперирования поселением/сообществом преимущественно в мысли до практического (фактического) влияния на "жизнь" поселения/сообщества. Две "структуры" соответственно иллюстрируют и выражают противоположные и крайние тенденции градоустроения: (1) перспективы поселения в фиксированном, как бы в сложившемся сообществе и (2) перспективы сообщества в фиксированном, как бы в сложившемся поселении.
 
Минимальное изображение онтологического ядра деятельностного представления города также с необходимостью предполагает свою актуализацию (позиционное вИдение, аспектизацию) в топике ретроспективных и проспективных состояний и положений сообщества/поселения (нижняя часть рисунка). Актуализация предполагает процедуру масштабирования(см. сноску 2), значения и имена которой предпосылаются отдельным блокам топики.
02 март в 02:00
   
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (1) - Указывая на онтологию в связи с деградацией города, я тем самым хотел заострить следующую мысль. Разного рода неблагополучия с городом объясняются не столько просчетами "специалистов" (они в данном случае также, как и город, сторона страдательная), сколько типом и содержанием онтологической картины (модели), на которой возводятся любые и всякие знания о городе.  
  (2) - В данном тезисе под масштабированием понимается задание масштабирующих пространственных и временных рамок, а не увеличение-уменьшение самого "объекта" с целью его различной детализации. В этой связи смотри мой комментарий, который может рассматриваться как один из первых шагов актуализации: в одном случае "структуры 1", в другом "структуры 2".  
  (3) - Что с того, что ученики (здесь проектировщики), в классе учителя (здесь управленца-политика) "решают" задачи? Ответ-то учителю известен; цель – у учителя, и она в том, чтобы ученики освоили СПОСОБЫ решения задач определенного класса. А если осваивать нечего, что указывает на проблему и проблемную ситуацию (а не на лень и темь учеников), то учитель/управленец ожидает от учеников/проектировщиков изобретения способа, т.е. ожидает МЕТОДА решения (при всем том, что ответ таки известен учителю/управленцу, иначе он и не учитель, и не управленец).  
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory , 2015
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 04 март 2015

последнее обновление
17 май 2015
14 май 2015