главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ГРУППА
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗРАБОТКИ / ФОРПОСТЫ 2000-х |
Виталий
СААКОВ Постиндустриальный парк ремесел материалы и соображения к замыслу и концепции |
Данные материалы представляют и
развивают идею
Центра Ремесел в земле Ундория, расположенной, соответственно,
между реками Волга и Свияга, селом Ундоры и городом Симбирском. Парк
Ремесел как замысел, проектная идея, будущий организационный проект
и комплекс намечаемых мероприятий является экспериментальной площадкой
девелопмента территории и деятельности |
(1) основные понятия и представления замысла и концепции |
Парк Ремесел призван выразить собой идею двух самоорганизующихся деятельностей: до-индустриальной и пост-индустриальной сфер Ремесла(1). В историческом плане подразумеваются две формы труда и организации деятельности, разделенные в конце ХIХ и начале ХХ в.в. временем эпохи индустриализации. В культурном плане подразумеваются всегда современные друг другу формы труда и организации деятельности, разграничиваемые процессами (результатами и продуктами) исторической волны индустриализации (отложившимися в мир технологическими и социальными структурами). В этом последнем - культурном - плане процессы и структуры индустриализации понимаются не только в узком, промышленно-производственном, смысле, но весьма широко. Так, индустриализации подверглись и по прежнему подлежат дальнейшей индустриализации наука, образование, здравоохранение... И сегодня это сферы уже далеко не ручного труда (как в еще недавнем прошлом). | Таким образом, правомерно говорить
о доиндустриальных и индустриальных науке, образовании, здравоохранении...
А это то же самое, что сказать: "ремесленная наука" и "индустриальная
наука", "ремесленное образование" и "индустриальное
образование", "ремесленное здравоохранение" и "индустриальное
здравоохранение"... И все это сосуществует одновременно и окружает
нас также одновременно. Следовательно, в исторической ретроспективе
правомерно говорить о них, как непосредственно примыкающих к Ремеслу
и даже в определенной степени сохраняющими себя как таковое. На очереди
все более интеллектуализированные и все дальше отстоящие от ручного
труда занятия и практики человечества(2).
Данные соображения выводят нас на ясную и недвусмысленную сущность Ремесла: оно охватывает, соединяя, две культурные и исторические формы и два культурных и исторических способа существования деятельности. |
Историческая форма выступает как альтернатива
индустриальной организации деятельности. И во времени она как бы предшествует
индустриальной форме и далее сопровождает ее. Это - так называемые
традиционные ремесла. Культурная форма включают в себя
отдельные блоки и компоненты индустриальных (производственных) технологий,
в плане самоорганизации оставаясь от них свободными. Во времени она
как бы порождается свершившейся индустриализацией или частично совпадают
с ее процессом. Будем называть эту форму неклассическими ремеслами.
В организационно-технологическом языке возможно сказать: Ремесло есть одновременно еще не технологизированная деятельность (и хозяйственная практика) и уже не технологизируемая деятельность (и хозяйственная практика). То есть, Ремесло одновременно в строгом и в образном смысле есть всегда нетехнологизируемый остаток в развиваемых и модернизируемых деятельностях (и практиках). (...) |
(2) идеология, подходы и методы, закрепляемые за постиндустриальным парком ремесел |
Идеология, подходы и методы Парка Ремесел к постановке и решению современных задач, а также его ответов на вызовы современности определяются пост- и контр-индустриальными. Это не значит, что Парк Ремесел противостоит цивилизационной миссии индустриализации. | Это означает, что Парк Ремесел избирает
в качестве своей практики решение тех задач, которые в принципе не
разрешимы на основе индустриальной идеологии и решение которых в одноименном
подходе является тупиковым(3).
(...) |
(3) освоение и вновьосвоение территории и деятельности. культурный ландшафт |
Концепция Парка Ремесел исходит из
культурно-исторического факта индустриально освоенных территорий и
индустриально организованных деятельностей. Индустриально освоенные
территории(4)
сегодня должны оцениваться дважды. Один раз как результаты и
плоды эпохи индустриализации, которые не потеряли своего практического
значения. Второй раз как территориально-хозяйственные структуры, деградирующие
по причине своего несоответствия изменившейся структуре (и даже форме)
народного хозяйства. Сама площадка Парка Ремесел представляет собой часть рабочего поселка при звероферме (с.Татарская Беденьга Ульяновской области). Зверофермы, которая служила селообразующим предприятием, уже нет более 10 лет. Территория, было освоенная в индустриальном ключе, сегодня дичает, уступая место "первобытной" природе со следами былого хозяйственного уклада. Таким образом, практически повсеместно приходится иметь дело с освоенными территориями природы и деятельности. И им должна быть дана преимущественно вторая оценка(5). Взаимоналожение территории на деятельность и деятельности на территорию дает результат в виде т.н. культурного ландшафта (В.Л.Каганский). Также следует принять как свершившийся факт, что все наше окружение от Северного полюса до Южного и от Гринвича вправо и влево есть уже ничто иное, как культурный ландшафт. Другое дело, что он разнится в связи с различными взаиморезультатами работы деятельности и территории. Можно, конечно, этого не замечать, не уметь видеть и даже не хотеть, но данный факт остается "твердым" неоспоримым фактом. (...) |
Концепция Парка Ремесел исходит из
понимания сосуществования, с одной стороны, новой деятельностной структуры
хозяйствования и, с другой, культурного ландшафта, как наследия предшествующего
народного хозяйства(6).
Соответственно, нынешний культурный ландшафт, как тотальный результат
индустриального освоения, по прежнему является всеобъемлющим обстоятельством
пространственного и территориального практикования деятельности. В
том числе и такой формы, как Ремесло. Но тогда следует и признать,
что культурный ландшафт, явившийся вследствие индустриального подхода
в освоении территории и деятельности, должен быть вновь
освоен(6.1).
В противном случае не может идти речи ни о развитии территории, ни
о развитии форм деятельности. Итак, если решающими процессами и тенденциями считать развитие, и мы противимся не только деградации хозяйственных практик, но и вообще консервации сложившегося положения дел, то должны признать необходимость строительства специального, особого подхода. Его целевым назначением видится практика вновьосвоения территории и деятельности. И если это не режет слух в отношении территории, то в отношении деятельности должно восприниматься не вполне привычно, и даже странно, как нечто несуразное. Тем не менее, вновьосвоению подлежит в первую очередь именно деятельность. А если еще жестче - то формой вновьосвоения ставшей деятельности служит исключительно ремесленная форма. Т.е., освоение индустриальной по содержанию деятельности возможно лишь в форме постиндустриальных ремесел. Эту форму стоит лишний раз уточнить. |
В ней, как в организационной
(организационно-управленческой, проектируемой, анализируемой) форме,
взаимодействуют и взаимодополняют друг друга два содержания
деятельности: "доиндустриальное" и "постиндустриальное"(7).
Или чуть иначе: речь идет об индустриальной по содержанию деятельности,
но осваиваемой в форме ремесла. Данная форма, как уже подчеркивалось,
есть форма, альтернативная индустриализации, и есть форма свободы
от тотализирующего воздействия процессов и структур индустриализации.
Итак, именно ремесленной и постиндустриальной форме деятельности вменяется сегодня как вызов вновьосвоение наличного (физико-географического и хозяйственно-политического) пространства. Для этого анализируемой (и далее проектируемой) форме деятельности должно быть предпослано существенное и принципиальное требование - быть формой и территориальной. И в этом выходе на территориальное представление и изображение деятельности заключается прямое и косвенное назначение практик культурного ландшафта. В них мы как бы непосредственно имеем дело с формами исторической и культурной организации деятельности. Искомый, требуемый подход должен иметь место на самых различных территориях (так или иначе освоенных в индустриальном ключе), в том числе и на территориях Ульяновской области. Залогом его становления и развертывания служит, если так можно выразиться, не следование изжившей себя практике индустриальной эпохи. |
Что станет ей альтернативой и что обеспечит достаточную от нее свободу, это зависит от возможности и способности вырастить и предпринять иной подход, пока символическое имя которому - вновьосвоение. Становление и следование иным подходам всегда дело либо историческое, и потому лишь относительно зависящее от благих намерений и упорных усилий человека и даже группы, либо дело экспериментальное и потому программируемое и планируемое. | Но для этого необходимо сконструировать
экспериментальные же условия - экспериментальную площадку
со своим специфическим режимом работ. В качестве проектного замысла
таковой и выступает Постиндустриальный парк ремесел. (...) |
(4) девелопмент территории и деятельности |
Экспериментальная площадка Парка служит
форпостом вновьосвоения. Это безусловно идеологическое
утверждение оправдано в качестве мировоззренческого основания для
программирования предстоящих работ. На основании данной идеологии
и возводится искомый вновьосвоенческий подход. Подход к чему и как? На сегодня, август-сентябрь 2007г., ответ звучит следующим образом: к практикам культурного ландшафта. Практики культурного ландшафта в своей сути и выражают идеологию и идею вновьосвоения территорий и деятельностей, оформившихся в предшествующих освоенческих подходах, самым значительным из которых явился индустриальный подход. Парк знаменует собой альтернативный подход, формой и содержанием которого выступает девелопмент территории и деятельности, а методологией - системо-мыследеятельностный подход Московского методологического кружка(8). |
С данной точки зрения абсурдно
осваивать и развивать территории, не осваивая и не развивая соответствующие
деятельности (их состав пока открыт). И наоборот. В отличие от сугубо географической точки зрения (даже экономгеографической), методологическая точка зрения полагает мир природы и ее объекты как включенные в мир деятельности. В этом - деятельностном - смысле культурный ландшафт есть в первую очередь деятельность, несущая на себе печать природного ландшафта. И во вторую очередь - природный ландшафт, несущий на себе печать деятельности. Представляется, что это более продуктивный взгляд, особенно с точки зрения организации и управления, не говоря уже об экологии. Таким образом, забота о деятельности и внимание к ней как бы автоматически становятся заботой и вниманием к ландшафту, природному и культурному. Почему? |
Деятельность (особо хозяйственная)
нуждается в территории(9)
и порождает таковую. Территория, можно сказать, есть инобытие деятельности.
Вещный мир в своей массе и по отдельностям выступает как бы сгустком
и сгустками деятельности (О.И.Генисаретский). И в этом смысле вещи
представляют собой как бы моменты деятельности, ее процессуальности
и текучести, не составляя ее "твердого" тела. Таковым является
территория, любая и всякая. Территория есть пространственное - культурное
и историческое - отображение деятельности. Другими словами, ее культурная
и историческая форма организации, культурное и историческое содержание.
И в этом заключается высшее назначение практик культурного ландшафта.
(...) |
(0) предварительные заключения |
Постиндустриальный парк ремесел,
как проектная идея, является экспериментальной площадкой девелопмента
территории и деятельности. Представляя собой две ремесленные формы
- инфра- или доиндустриальную и мета- или постиндустриальную - Парк
намечает и осуществляет экспериментальные практики культурного ландшафта.
Их целью служит становление нового подхода - вновьосвоения территории
и деятельности. Почему именно в ремесленных формах? Пока можно сказать одно: сегодня в мире нарастает доля и обновляется проблематика деятельности, впрямую не представляющей форм ручного труда, ибо это вполне интеллектуальные занятия, но напрямую соотносимой с ценностью ручного труда. А под таковыми мы имеем ввиду: (...) |
Все чаще можно слышать о "ручном" управлении и подобных способах решения нового класса задач. Этот класс образовался и продолжает образовываться на материале и вследствие процессов индустриализации и других базовых процессов технологизации. Когда "строительным" материалом в наших работах выступает по преимуществу материал различных конструкций, созданных ранее и притом весьма масштабных, то мы сталкиваемся с непростой проблемой. С одной стороны, с проблемой его связанности в конструкции (и сопряженной с ней проблемой "усталости" материала). С другой стороны, с проблемой "поведения" материала не в соответствии с проектными предначертаниями, а по закону той конструкции, с которой "столкнулось" наше действие (или наша мысль). | В подобной ситуации технология, рассчитанная
на как бы свободный материал (а говоря точнее, на весьма и весьма
определенную спецификацию материала), не срабатывает. А если и не
отказывается работать, то выдает заведомо не те результаты, на которые
рассчитывает проектировщик или управленец. (...) |
(0) приложения |
(5) ремесло: идея верстака. сущность работы |
Символ "верстак" призван к обозначению собой, прежде всего, идеи самоорганизации и самодеятельности. Неся в себе смысл инструментальности и орудийности, что ставит его в ряд средств продуктивной деятельности, символ "верстак" используется в широком социокультурном плане. Это только лишний раз напоминает о его значении в становлении и развитии не только отдельных видов работ, но и в становлении и развитии деятельности как таковой. Так, аналитика и проектирование сложных систем деятельности и, особенно, деятельности в сложных ситуациях и системах, обращается к символу и идее верстака(10). | И в логическом и образном значении
это преследует цель восстановить в деятельности ее смысл и сущность,
теряемые вследствие сложности деятельности (ее форм, задач или обстоятельств).
С потерей смысла и сущности работ деятельность превращается в фиктивно-демонстративную(11).
Следовательно, само Ремесло с его центральной идеей Верстака служит залогом практичности деятельности, залогом того, что она не будет фиктивно-демонстративной или безрезультативной. Идея Верстака выступает особым представлением, связывающим действительность деятельности (деятельности, представляемой в мыслительном плане, например, в виде ее проектов, планов и пр.) с ее реальностью (организационным, производственным и прочими планами деятельности). В этом состоит организационный, проектный и аналитический смысл и значение идеи Верстака в Ремесле. |
Зафиксировав это как принцип, следует
распространить его на все более-менее значимые задачи деятельности,
и особенно на проблемы в плане ее организации и оценки текущих состояний
(например, анализа положения дел в любой момент времени). Что дает применение данного принципа? Деятельность (см. Г.П.Щедровицкий) постоянно вынуждаема к выверке и сверке своих целей и результатов, оценке соответствия средств перерабатываемому (исходному) материалу, актуальности взаимосоответствия знаний и способностей деятеля. А также учету множества и множества связей и отношений, собирающих в системное и работоспособное целое "кирпичик" деятельности - индивидуальный акт деятельности. (...) |
(6) ремесло / символы и схема |
В построении схемы Ремесла необходимо
отталкиваться одновременно от двух тривиальных, но вместе с тем не
тривиальных, сопряженных символов - символа Работника
и символа Верстака (фиг.1)(12).
Сопряженность этих
тривиальностей в данном случае прозрачна и говорит сама за себя. Работнику,
как и любому деятелю, требуется оснащение. Оснащению же, чтобы не
превратиться в инертные вещи, нужен Работник, задающий оснащению деятельное,
инструментальное назначение. В чем нетривиальность данной символики (а вместе с тем и непрозрачность)? Символ Верстака противостоит всем прочим символам средств, инструментов и орудий тем, что наряду со своим вещным характером, своей обращенностью к вещи, он также обладает пространственным характером, раскрыт и к пространству. |
Другими словами, он и противостоит
Работнику, внеположен ему, как и любая вещь или любое тело, и, как
подобает пространству, включает Работника в себя (фиг.2). Каковы же исходные схематизмы лежат в основе данной символической констатации? Первый схематизм - место: вещь извне и пространство изнутри. Следовательно, главным смыслом схематизма места служит граница, а основной возможной операцией - действия с границами и по поводу границ. Операцией с местом собирается целый ряд логических процедур и предметизаций: фиксация и выделение границы, анализ и рефлексия границы, ограничение и разграничение… Но схематизм места предполагает обитателя (или наблюдателя) и не предполагает Работника (или деятеля). Последний возможен только в связи с инверсией вещи в пространство, а пространства в вещь: работа с вещью в версии пространства и работа с пространством в версии вещи. |
Актуализация и квалификация Работника
как деятеля допустима только по необходимости целевой
инверсии, т.е. произвольной и назначаемой, а не вынужденной. Значит,
только и только проектируемой, планируемой и организуемой. Для этого одного лишь схематизма места явно не достаточно. Нужен дополнительный месту схематизм и схематизм, преодолевающий его, который принудительно нес бы в себе значение цели и времени. Указанием на таковой служит символ ситуации, образно связывающий операции с границами (как предметами места) с целью и временем (как предметами ситуации - нацеленностью и бесцельностью, временностью и постоянством). Таким образом, схематизм ситуации (фиг.3), на первом шаге совпадающий со схематизмом места, на втором шаге ставит характер действия перед дилеммой: манипулированием (с вещью) и/или организацией (в пространстве). |
|
|
Указание на дилемму имеет методологическое
и организационно-практическое значение. С методологической точки зрения
требуется уйти от сугубо формального развертывания схемы Ремесла и
перейти на содержательный путь. Предполагается, что этому пути следовали
и различные ремесла в истории. Путь этот - самоопределение и самоорганизация
в деятельности(13). Итак, на основе введеных символических изображений (фигур 1, 2 и 3) в принципе уже может строиться схема Ремесла, а на основе схемы необходимый корпус его понятий и представлений. Схематизм ситуации, введенный для указания на место и время выбора характера операций с границами, в дальнейшем будет использоваться для введения культурно-исторических содержаний, генерируемых идеей и практикой Ремесла и ассоциируемых с ним. Первая генерация (и ассоциация) идеи Ремесла должна быть связана, безусловно, с идеологией техники и технологии. |
Тогда очередным изображением в схематизации
Ремесла будет следующее (фиг.4). Ситуация технологизации в любом из ее аспектов - логическом, историческом, культурном, социальном, а точнее, как место в истории, культуре, социальности - уготавливает в свою очередь "новое" место и назначение для сферы Ремесла: чтобы иметь дело с новыми вещами (нацеленность на работу с новым классом вещей) и одновременно оставаться с прежними, устремляясь в традицию (техническая консервация способов и умений), чтобы обрести новые организационные формы (нацеленность на новый класс организационных форм) и одновременно оставаться в прежних (историческая и культурная консервация форм и способов существования, вплоть до регрессии к архаике). Таким образом, в идее Ремесла, как нигде, ярко и выпукло присутствуют два конститутивных начала жизни, мысли и деятельности: начало инновационно-прогрессивное и начало традиционно-консервативное. |
При этом необходимо в схему Ремесла
вводить и другие ситуации, помимо обусловленных процессами технологизации.
Например, обусловленные процессами стратификации (в социальном и экономическом
планах), обусловленные процессами глобализации/локализации (в геоэкономическом
и геокультурном планах) и другими трендами и процессами. Это будет
выводить нас к более полному, широкому и детализированному изображению
(онтологической картине) Ремесла и Ремесленного. Но пока достаточно
первого и грубого (но принципиального) изображения. Скажем так:
изображения столкновения Ремесла с Технологией (хотя, может
быть, вернее было бы сказать - Технологии с Ремеслом). (...) |
|
|
(7) ремесло / идея мастерства |
Идея и символика Ремесла тесно связаны с идеей Мастерства, Искусности. Эта связь установилась благодаря нацеленности множества видов ремесел на создание художественных и околохудожественных изделий. И даже сугубо утилитарные изделия ремесел, так или иначе, содержат элементы и моменты художественного. Таким образом, внутренняя "логика" выводит ремесленные работы в целом на эстетические форму и содержание. | Именно эстетическая форма ремесленного
изделия есть форма, задающая и поддерживающая определенный уровень
мастерства. Мастерство, как совокупность образцов и прототипов, норм и требований, способов и техник, оценок и критик далее отделяется по различным направлениям от сферы Ремесла и выступает для широкого круга технических задач и практических ситуаций в качестве организующего принципа работ. |
В этом смысле можно утверждать, что
идея и сущность Мастерства, культивируемая Ремеслом, служит отправным
пунктом в целях производственной и, шире, индустриальной и постиндустриальной
организации деятельности. Наблюдать это можно на самых различных фрагментах
истории и в современности. (...) |
(8) схема ремесла / топика ремесленного |
Столкновение Технологии с Ремеслом происходит всегда по поводу работ. Говоря и дальше образно-символически, в этом столкновении мы имеем факт перераспределения общественно-значимых работ между двумя социальными стратами и силами. Одна из них ориентирована идеей Мастерства, другая - идеей Техники(14). | Можно смело утверждать, что в результате
процессов технологизации(15)
работы в их исходном (историческом и культурном) нерасчлененном виде
расщепляются на исторически и социокультурно значимые сферы занятий(16).
Расщепившись, они далее существуют в двух видах: как технологически
организованная деятельность и как самодеятельность. (...) |
(9) девелопмент / рабочее понятие |
Девелопмент - работа с пространством развития, результатом которой служит развивающиеся территория и деятельность. Следовательно, в идеологии развития эта работа является важнейшей, если не предваряющей все остальные работы. При этом она дважды проблемна. С одной стороны ей приходится иметь дело с проблемой развиваемого, с другой стороны - с проблемой развивающего. Обе стороны данной проблематики имеют два горизонта и два измерения: деятельность с ее "внутренним" пространством организации и "внешнее" по отношению к деятельности пространство. | Первое связано со всем комплексом задач становления, воспроизводства, естественных изменений и целевых преобразований деятельности и ее различных организованностей. Второе с комплексом операций по моделированию, макетированию и инсталлированию специфических условий и обстоятельств (среды) деятельности. Эти два момента, разделяемые в мыслительном плане, в практическом плане замыкаются друг на друга и, соответственно, выступают механизмами/причинами изменений друг в друге. И если не сводить девелопмент исключительно к задачам по увеличению цены на недвижимость (эти задачи сами по себе не просты), то имеем в девелопменте одно из ярких проявлений и одного из ярких представителей сложнейшей работы. | Это - работа схематизации развития(17)
(изобретения и конструирования схем мысли и действования, их воплощения
в организационно-практической работе, введения в них различных фигурантов
и персонажей деятельности). (...) |
(10) рынок девелопмента |
Таковым служит рынок ресурсов
развития. Следовательно, предложение этому рынку состоит в
покрытии острейших дефицитов социокультуры - исчерпанности мыслительных
и деятельностных средств в удержании (обеспечении) достигнутых стандартов
жизни (клубной и производственной), в обозначении и достижении новых,
призванных заместить прежние. (...) |
|
|