главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ГРУППА
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗРАБОТКИ |
вернуться в разделш | группа территориальных стратегий |
новости | |
разработки | |
аналитика территориальных ресурсов / схематизация | |
материалы | |
форпосты | |
(1) ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ СХЕМАТИЗАЦИИ: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ |
"...Деятельность есть ресурс как таковой (и другого нет по определению). Но что значит ресурс территории? Это значит, что должна иметься ввиду та и только та деятельность, в которой, в одном случае, нуждается данная территория, и в которой, второй случай, нуждается другая территория. Иных форм существования ресурса предполагать нет необходимости..." | Предыдущий абзац взят из материала механизм
схематизации ресурсов территории (2007), который представляет собой
последовательный ряд методических предписаний и положений. В течение двух лет сложилась ситуация, в которой методические положения схематизации ресурса оформились в практические приложения. |
Ниже приведен материал, отчасти их иллюстрирующий. Отчасти постольку, поскольку представляет фрагмент (пусть в некотором смысле даже итоговый - тезисы к конференции) годовой целеустремленной и планомерной работы Группы Территориальных стратегий. Описание отдельных работ можно найти также по адресу http://www.sigma-si.ru. |
КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 11 декабря 2008г. , Москва |
Виталий
СААКОВ ОБРАЗОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ материалы конференции |
преамбула |
11 декабря 2008г. в Москве, в Академии
народного хозяйства группа ульяновцев работала на конференции "Профессиональное
образование в условиях инновационного развития экономики". Состав
группы был весьма достойным: местный министр образования, директор учебного
заведения, учредитель бизнес-предприятия, исполнительный директор ассоциации
произодственных бизнесов... Для ГК СИГМА-СИ организация конференций по образовательной тематике, участие в них и реакция на таковые уже стало нормой и содержанием бизнес-деятельности(1). Поэтому в последнее время технологии поставок и снабжения ГК СИГМА-СИ максимально развернуты в сторону образовательно-хозяйственного комплекса территории. Группа считает, что именно он охватывает собой все остальные территориально-хозяйственные комплексы, что именно он является определяющим источником инвестиций и инноваций в экономику и хозяйство территории. А т.н. внешние инвестиции и инновации только сопричастны инвестициям и инновациям, следующим из образовательно-хозяйственного комплекса. |
При этом Группа отчетливо понимает, что
столь сильное влияние образовательно-хозяйственного комплекса на экономику
территории имеет две стороны: негативную и позитивную. Группа
также ясно осознает, что в последние десятилетия преобладала именно негативная
сторона. Печальное положение дел с АвтоУАЗом, Авиастаром, не говоря уже
о промышленных предприятиях второго эшелона, служат тому иллюстрацией.
Образовательно-хозяйственный комплекс уже давно не поставляет экономике региона ни научного, ни технического, ни трудового ресурсов. При этом остается крайне неудобный вопрос: это порок самого комплекса, неуклонно накапливаемый год за годом, десятилетие за десятилетием, или это порок, прежде всего в тех, кто им управляет? Принципиальный ответ на этот вопрос и был закреплен в программных и итоговых документах российской конференции: форма и содержание обучения ничего не стоят, если при их создании не руководствуются характером (проблемами и перспективами) т.н. реальной экономики (не важно, государственной или частной). |
Наверное, не стоит говорить о руководящей роли бизнеса СИГМА-СИ в модернизации системы профессионального обучения в Ульяновской области, но исходить необходимо именно из подобной установки(2). Нужно верить, что придет день, когда местное бизнес-сообщество примет на себя задачу культивирования и выращивания квалификационных ресурсов территории. Именно с таким умонастроением ГК СИГМА-СИ участвовала в представительной конференции, о чем, надеемся, и свидетельствуют публикуемые ниже тезисы. |
|
конференция |
11.40 - 13.30 секция - РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ модераторы - Д.В.Пузанков, ректор Санкт-Петербургского государственного института электронной техники, Ф.Т.Прокопов, исполнительный вице-президент РСПП тезисы ДВА УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ авторы - PRISS-laboratory, ГК СИГМА-СИ (Ульяновск) |
1. Для практического развития содержания образования необходимо использовать два механизма. Первый - внешний по отношению к системе профобразования, он может быть определен как "производственный" (в широком и узком смысле). Второй - как внутренний, "учебный" прежде всего для самих организаторов профессионального образования. Оба механизма изменяют и развивают содержание образования посредством влияния на организационные формы образования. Поэтому данные формы должны быть исключительно гибкими. | 2. Действительное развитие содержания образования
имеет место только при соорганизации обоих механизмов. Организационной
формой, посредством которой в данном случае возможно развитие содержания
образование, выступает "учебное производство", оно же и "производственное
обучение". Подбор "производственного" и "учебного" механизмов исходит из целей и задач регионального развития - поддержки тех направлений деятельности, которые составляют потенциал развития региона. 3. Требования на приемы соединения обоих механизмов в организационной форме образования, а также на изменение самой формы должны быть заложены непосредственно в учебный план образовательного учреждения (ресурсного центра или центра профессиональных компетенций). |
Соответственно, учебный план из т.н. расчасовки
на фиксированный отрезок времени превращается в средство управления изменениями
в образовательном процессе (по аналогии с управлением производственным
процессом). Изменения в образовательном процессе, в свою очередь, диктуются
изменениями в положении дел с региональным развитием. 4. Таким образом, обеспечение, с одной стороны, гибкости и определенной сложности организационных форм профессионального образования, и, с другой стороны, ответственный учет положения дел в развитии региона составляют необходимые и, возможно, достаточные условия развития содержания профессионального образования. |
15.40 - 17.30 секция ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ модераторы - А.Е.Волков, ректор Московской школы управления "Сколково", А.А.Судленков, директор Чебоксарского электромеханического колледжа, председатель президиума Совета директоров учреждений НПО РФ тезисы СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ авторы - PRISS-laboratory, ГК СИГМА-СИ (Ульяновск) |
1. Чтобы сформировать видение дальнейшего
развития системы профессионального образования на основе Приоритетного
национального проекта "ОБРАЗОВАНИЕ", необходимо, прежде всего, определить
главный результат 2-х летней истории ПНП и дать ему аналитическую и проектную
оценку. Главным результатом следует считать сложившийся в системе профессионального
образования оргуправленческий актив и, что то же самое, - оргуправленческую
компетенцию. 2. В чем ее назначение? В эффективном распоряжении денежными средствами, полученными в конкурсе ПНП. На эти средства невозможно отстроить современное учебное здание, невозможно произвести техническое перевооружение существующего учебного заведения. Эти средства не для решения хозяйственных задач, как бы они не были связаны с нуждами обучения. Так в чем эффект конкурсного финансирования, т.к. результаты у победителей различны и зависят от сумм финансирования, а эффект должен быть вполне общим? Эффект состоит в обеспечении стартовых условий для введения современного стандарта квалификационно-технологического соответствия. 3. Что под ним подразумевать? Одна из решающих целей ПНП "ОБРАЗОВАНИЕ" состоит в преодолении значительных технических и квалификационных рассогласований между производством и профобразованием. |
Реализация ПНП "ОБРАЗОВАНИЕ"
как национального проекта не могла и не должна была повсеместно ликвидировать
это вопиющее несоответствие, но в ходе реализации ПНП на местах могли
и должны были быть найдены принципиальные решения. 4. В чем? Схематический пример. Если в распоряжении имеется вполне квалификационный ресурс, то финансирование направляется преимущественно на технику. Если имеется определенный технический ресурс, то финансирование используется в первую очередь для привлечения квалификационного ресурса. Этим решается вовсе не хозяйственная задача, а закладывается условие квалификационно-технологического соответствия в настоящий момент и на будущее. Хозяйственные задачи при этом решаются параллельно, а здесь требуется небанальный организационно-проектный подход. Чтобы его предпринять, также необходим соответствующий квалификационно-технологический ресурс. Таковым выступает партнерство. Оптимальное партнерство включает в себя деятельных представителей государства, бизнеса и экспертно-консультационного сообщества. 5. Более детальная схема к примеру. Исходя из конкретной (у всех разной) суммы финансирования необходимо создать базу для следующего шага ПНП "ОБРАЗОВАНИЕ" - для пакета пилотных проектов. Назначение пакета - наметить направления преодоления квалификационно-технологических разрывов в регионе. |
Пути и способы преодоления у всех различны,
т.к. определяются региональной спецификой, следовательно дело здесь не
в масштабе, а в выверенности направлений, которую обеспечивает деятельное
партнерство(1). 6. Партнерство служит оптимальным средством удержания регионального контекста. В нашем примере партнерами наряду с государством являются региональные предприятия-поставщики двух видов ресурса - технологического и интеллектуального. Это Группа компаний СИГМА-СИ и лаборатория Проектирования и исследования социокультурных и социотехнических систем (ПРИСС), входящая в Московский методологический кружок. Они оба взаимодействуют со Школой культурной политики. Ими в августе этого года на Ульяновском образовательном форуме была представлена Министру образования России принципиальная схема сети территориальных ресурсных центров как элемента экономической инфраструктуры региона. 7. В соответствие с ней партнерством уже подготовлены два пилотных проекта из предполагаемого пакета. В первом участвует глобальная техническая компания (в 20-х числах декабря состоится официальное протокольное подписание проекта между компанией и региональным правительством). Во втором участвуют региональная Ассоциация производителей мебели и региональное Отделение РСПП. |
Глобальная компания будет поставлять технологические компетенции, соответствующие мировому уровню. Ассоциация производственных бизнесов и отделение РСПП входят в пилотный проект учебным и опытным производством с целью задания регионального квалификационно-технологического стандарта. | Т.о., намечены два направления, ведущие к мировому и региональному уровням квалификационно-технологического соответствия. Поэтому есть основания считать, что наши пилотные проекты в организации профессионального образования придают ему роль одного из механизмов развития региона. |
(1) - Смотри также http://www.sigma-si.ru/business-region_partnership-in-development_2007.htm |
|
|