главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
ГРУППА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
РАЗРАБОТКИ
/ ФОРПОСТЫ 2010-х
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш группа территориальных стратегий
  новости
  разработки
  аналитика территориальных ресурсов / схематизация
  материалы
  форпосты
   
     
  ФОРПОСТЫ 2010-х: ПРОТИВ НОВЫХ ОКРАИН
  ФОРПОСТЫ 2000-х: ВНОВЬОСВОЕНИЕ
 
ВНОВЬОСВОЕНИЕ: ПРОТИВ НОВЫХ ОКРАИН
Евгений Запоточный Евгений ЗАПОТОЧНЫЙ
формат microsoft word версия для печати

Евгений ЗАПОТОЧНЫЙ
К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ОЙКУМЕНЫ
2011-01-14


I. Преамбула
Сформулируем целевые ориентиры предпринимаемого действия.
1. Понять принципы установления горизонтов ойкумены.
2. Выяснить, что такое пространственное развитие.
О проблематике пространства в СМД методологии.
См. "Пространственные представления в СМД-методологии: постановка проблемы и анализ карты как инструмента "схватывания" пространства
".
http://www.fondgp.ru/lib/mmk/19
II. Некоторые направления преодоления.
1. "Природа человека" или биологизм и психологизм. Известный хирург Амосов когда-то определил, что человек - это существо, способное преодолевать ограничения своего биовида. Личность вне-биологична, ибо, по определению, должна вмещать в себя мышление и деятельность. В биологической жизни нет ни того, ни другого. Нужны способы включения индивида в поле мышления и деятельности (инспирация, вовлечение) Для этого он должен выйти из своей оболочки (эго) из психологизма, из страха за себя. Предать себя мышлению. Это сложный и болезненный шаг.
2. Социологизм - необходимо решать дилемму "человек и сообщество". Индивид, овладевший онтологией и средствами онтологизации, становится равносилен социуму, и способен формировать новые общности. Для этого строятся коллективные онтологии сущего.
3. Технологизм - нужно расширять базу для новых технологических платформ, иметь альтернативные и разнообразные способы, обеспечивающие процесс жизни.
3.1. Тезис о технике и технологии. Мегамашинная организация деятельности. Технологии могут быть более адекватно поняты в рамках мегамашинной организации. Прежде всего, это семиотическая организация и знаниевая. Нужна такая универсальная семиотика, которая охватывает базовые сущности в рамках горизонтов ойкумены. Напомним, что понятие "мегамашина" ввел Мэмфорд.
http://philosophy.mitht.ru/memford1.htm
В рамках СМД-методологии идея мегамашинной организации неоднократно обсуждалась, как принцип организации коллективной мыследеятельности.
4. "Девелоупинг" и тупики пространственного развития. Даже, при наличии самого продвинутого территориального проекта, мы не уйдем от ограничений, накладываемых условностью проектной семиотики на понимание проектной идеи. Эта ограниченность должна преодолеваться в развитии деятельности территориального Управления и Организации, и Пространственного Развития.
Невнятность контура деятельности территориальной организации и управления, приводит к тому, что проектная машина и индустрии ассимилируются финансовым менеджментом и маркетингом в практике "девелоупинга". Инвестиции теряют в такой практике свой пространственно-освоительный смысл. Подобные территориальные проекты не осваивают пространство для развития, а образуют резервации с набором инструментов потребления и отсутствием перспективы. Пример: современные районы высотной застройки в мегаполисах легко уязвимы, как жизненная среда, во многих отношениях.
Физическое пространство не просто емкость для вещей, а семиотическая конструкция, позволяющая компоновать разнородные элементы в едином поле существования. Иными словами, пространство помогает справиться с многообразием и разнородностью, и, при определенном уровне развития своих средств, может давать интегрированные решения, уплотняющие функциональную ткань, не создавая при этом "тесноты", и увеличивать пространственную емкость места, расширяя простор для разных видов жизненной практики.

III. Основным источником построения средств вновьосвоения пространства должен стать корпус представлений СМД методологии.
Субъективный экскурс в историю СМД подхода.
1. Построение теории деятельности дало возможность исследовать и получать семиотические конструкции, позволяющие создавать знания о деятельности, мыследеятельности (МД), как о сложноорганизованном объекте. Одна из форм семиотизации и объективации - "Схема МД" или "трехслойка"
http://priss-laboratory.net.ru/O.B.J.E.C.T.S-/museum-schemes/22-1.gif
2. Оргуправленческая деятельность связана с задачей практического (волевого) овладения собственным мышлением, как условием управляемости объектов. Ведь для управления нужно находиться "над" управляемым объектом и быть способным воспроизводить его в мысли так, чтобы сформировать пространство задач и их решений, абстрагируясь от несущественных проявлений в поведении объектов управления. Разработаны схема ОРУ, понятие ОТ-системы.
См.также http://sadykov.org/files/lib/organizaciya_schedrovickiy.pdf
3. Проектировочная деятельность. Как построить описания деятельности для её воспроизведения (реализации) в будущем? Без анализа существующей практики проект лишен культурно-исторической и институциональной связности. Объект анализа должен был быть еще реконструирован как целостная деятельность. Полученные мыслительные реконструкции помогают увидеть разрывы в реальной деятельности уже не только на уровне ситуаций затруднений, а на уровне логических разрывов.
Таким образом, реконструкция, предпринятая по поводу эмпирической деятельности, приводила к построению идеального объекта, который нужно было описывать и приписывать ему необходимые свойства, что, по сути, стало задачей исследовательской деятельности. Такие объекты и онтологии деятельности, разумеется, оказались искусственно сконструированными портретами тех деятельностей, которых эмпирически нет, хотя они как-то связанны с исходной ситуацией существования (проявления) некоей деятельности. Данные реконструкции могут служить проектами деятельностей. Так произошло с идеальным объектом "мыследеятельность", который, по сути, стал проектным представлением как должна быть устроена деятельность.
4. ОДИ. Реальность и событийность происходящих перипетий, связанных с вышеназванными проблемами, была усиленна практикой Организационно-деятельностных игр (ОДИ). Люди, коллективы, сообщества в игре переживали подлинность мышления, существование которого "только лишь" предполагалось в оргпроекте игры.
http://jarki.ru/wpress/2010/04/21/1105
http://www.fondgp.org/gp/biblio/gp/biblio/rus/49
Далее наметилась линия специального исследования игры уже как особого объекта. ОД-игры стали, собственно, практикой проектирования, организации и исследования мыследеятельности. Иными словами, ОДИ стали практикой СМД-методологии, создавшей идеальный объект "Система мыследеятельности". Оказалось, что задачи развития той или иной сферы деятельности не решаются просто внедрением наработок из ОДИ. Специфические сферы деятельности должны выработать собственные средства организации, проектирования, исследования и развития, видимо, используя при этом СМД-подход, в той или иной редуцированной форме. Такой путь перекодировки средств оказался сложной задачей в силу разных причин. Тем не менее, развитие ОДИ, как новой практики и связанных с ней видов деятельности само по себе ценно, ибо втягивало человека в мышление. Важным видится и то, что этот способ организации порождал, невиданные доселе, формы совместности, коммуникации и открывал новые горизонты, в которых возможно дальнейшее развитие индивидуальных и коллективных форм деятельности в новой парадигме - мыследеятельности. Этот факт, конечно, создал проблему институционализации СМД-методологии как новой сферы деятельности.
5. Дальнейший демонтаж (перестройка) страны и её структурообразующих механизмов привели к резкой смене институциональных условий существования людей, и сделал ненужной постановку задач развития-оптимизации существующих доселе деятельностей. Задача (и идеология) улучшения и оптимизации, стала нереальной в принципе и просто неуместной. И дело уже не в том, какие политические режимы сложись в результате в новых государственных образованиях бывшего СССР, а в том, в каких горизонтах может существовать дальше жизнь цивилизационного целого, как воссоздается эта целостность и кто является субъектом этой деятельности - новые граждане новых стран; средний класс - надёжа и опора общества, или какая-то иная общность людей, способная видеть историческую перспективу собственного существования на Земле сколько-нибудь длительное время?
Еще остается открытым вопрос - что канет в Лету? Очередная исторически преходящая оболочка цивилизационной общности, или сама цивилизационная общность?…
6. Возможный путь
Реконструировать тот тип мышления, который воссоздаст целостность обновленной, переосвоенной ойкумены. И, далее, построить понятийную модель "Система с научно-проектной парадигмой", как альтернативную эмпирико-прагматической или финансово-рыночной.
Соответственно, для воссоздания (перезагрузки) такой системы нужна семиотика иного типа, нежели финансово-прагматическая, определяющими объектами которой является такие объекты-фикции, как товар, рынки, стоимость, финансовые потоки, прибыль, поведение рынка Объектами мышления и предметами деятельности в такой системе координат должны стать процессы деятельности и мышления, ориентированных проектно и исследовательски.
Импорт финансово-рыночной семиотики, не совместимой с таким объектом, как "Система с научно-проектной парадигмой" (СНПП), привел к выпадению из поля зрения важных и сущностных моментов, определяющих возможную перспективу развития СНПП в постсоветский период. Видимо, стоит задача перекодировки и переинтерпретации событий в системе иных координат. В этой системе иных координат и нужно строить форматы взаимодействия-кооперации систем с разными парадигмами.

IV. Постиндустриальная эра. Что это значит?

1. Какой тип организации деятельности, на самом деле, является воспроизводящим базовые условия жизни людей? Можно ли считать сегодня таким типом организации массовое производство и информационно-рыночную и политическую инфраструктуру? Видимо, нет.
2. Постиндустриальность точнее было бы определить, как альтернативу индустриальному (рыночному и финансово-игровому) не в отношении "пост" (после), а в отношении "транс" (через, над).
Трансиндустриальная эра не значит тотальное замещение и смена предыдущих индустрий массовой деятельности.
Скорее всего, речь идет о создании форм мета-деятельности, горизонты которой шире, нежели продуктивность и сбыт, поставки, и потребление продукции индустрий, построение рынков и формирование политических инфраструктур.
Примечание.
Мейнстрим экологизма, претендующего на полноту и современность, сегодня движется в русле утилизации, безотходного производства, ограничения потребления, введение внутрь технологического процесса и вещей, производимых в нем, условно-экологических компонентов - "природных материалов", "экотехнологий"… Т.е., экологический подход принимает ту же индустриальную парадигму, как бы стремясь её смягчить, идя по пути экстенсивного и подчиненного встраивания. И, таким образом, он сам становится частью индустриально-рыночной организации и, в итоге, сам утилизируется ею.
В индустриальной парадигме основой является особым образом организованное преобразование материала природы для обеспечения жизнедеятельности. Над этим процессом надстраивается финансово-рыночная система (которая становится базовой инфраструктурой либеральной экономики и интерпретируется сегодня как универсальная) с возможностью избирательного доступа к финансовым потокам, что считается ресурсом, инструментом инвестиций и основным предметом конкуренции.
Такой подход распространяется на все виды деятельности - образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство и прочее. Суть нашей мысли в том, что новая трансиндустриальность должна интегрировать в себе в том числе и индустриально-рыночно-финансовый способ организации и инвестирования деятельности, задав действительно прагматичные рамки соответственно его системообразующей силы и разумности использования.
На какой основе должна быть построена новая трансиндустриальность?
Думается, что одним из принципов трансиндустриальности является то, что деятельность не сводима к механизмам её осуществления. И, в этом смысле, деятельность есть мышление и она мыслительная.
Мыслить деятельность только в механизмах её осуществления - это значит подменять её сущность поведением материи, претерпевающей мыслительную деятельность, и свёртывать до нуля пространства её развития.
Заметим при этом, что мы не знаем, что существует сегодня на самом деле, ибо лишены адекватных семиотических и смысловых средств, чтобы правильно понимать действительность, вышедшую за рамки наших нынешних онтологических средств. И потому реальность, вряд ли, трудно поддается верной трактовке и представлениям, ведущим к позитивному решению. Такова ситуация.
Сегодня медиаполе наполнено прогнозами катастрофического характера. Рисуются картины гибели человечества и Земли, которые порождают пессимизм. И, похоже, что создатели этих картин увлечены задачей внушить страх перед будущим. Напротив, задача нашего исследования и проекта пробудить позитивный интерес к будущему, как объекту мыслительной деятельности. Мыслительная деятельность, а не фикции или катастрофические сценарии, должна овладеть миром.

V. Ноопарки и Ноодромы.
1. Сегодня общественные и государственные институты вовлечены в прагматизацию мира. Прагматичный мир представляется сегодня более весомым и более "близким к телу", чем "высокие идеалы". Экономизм является главенствующим онтологическим, технологическим и семиотическим регулятором и интерпретатором происходящих и планируемых ныне событий.
Альтернативная идея ноо-парка и ноо-дрома формулируется в том убеждении, что мир устроен разумно, а не в чьих-то прагматичных экономических интересах. Мир существует для всех, потенциально способных к мышлению, а не только для, так называемого, цивилизованного мира. И каждый в состоянии адекватно его мыслить и целесообразно действовать, если овладеет мышлением как неотъемлемой жизненной функцией разумного существа.
"Разумный мир" в основу ставит не прагматический, а познавательный интерес, и требует от индивида и сообществ самоотдачи и самоотречения от привходящего и несущественного; и обязывает выйти из своей оболочки эго, куда заманивает нас тяга к комфорту, который становится все более сомнительным. Компенсацией таких "потерь" послужит вход в "Пространство Развития", которое предоставляет гораздо больше простора для инвестиционной деятельности, нежели сужающееся жизненное пространство вульгарного экономизма и лукавого потребительства.
Овладение мышлением - значит создание форм организации деятельности, которые дают нам социальные условия её воспроизводства (социативность), индивидуальные и коллективные мыслительные формы порождения и схватывания сути идей (когнитивность), и креативность в конструктивно-преобразовательной деятельности. Существование объектов "разумной организации мира" должно быть подтверждаемо знаниями. Они должны быть организованы (сервированы) так, чтобы обеспечивать деятельность индивидов, коллективов, сообществ, институтов, по освоению мира как разумного. Знания и вера в "разумность мира" должны стать повседневностью жизни.
Ноопарки и ноодромы должны стать точками зарождения новых пространств освоения. Ноопарк - это ландшафт, место культурной идентификации индивида, а ноодром - площадки для оснащения и экипировки индивидов и команд-освоителей арсеналом средств, необходимым для открытия и освоения пространства развертывающихся миров.
В данном контексте следует рассматривать проектную инициативу по построению "Кластера Экологических Технологий", в которой участвует автор данных заметок совместно с группой единомышленников и партнерами. Географическое место базирования проекта - село Старая Эметовка Беляевского района Одесской области, Украина.
См.карты:
http://www.facebook.com/profile.php?id...
http://www.facebook.com/profile.php?id...
или на google:
http://maps.google.ru/maps?f=q&source=...
Партнерами данного проекта являются представители шведского города Ярна, педагоги вальдорфской школы и представители практики биодинамического земледелия, представители местной власти Мариновского сельсовета, и хозяйство "Покровское" АН Украины, расположенное на землях Межлиманья (между лиманами Куяльник и Хаджибей). К партнерскому списку присоединилась лаборатория ПРИСС. Материалы о развертывании данного проекта будут публиковаться далее на этом веб-ресурсе, как одной из интернет-площадок для вовлечения в данную проблематику новых участников и формирования экспертных сообществ, решающих задачи управления пространственным и территориальным развитием и создания механизмов управления подобными проектами.
2. Заметки к схематизации территории "пространства без окраин".
Актуальные (действительные) горизонты ойкумены обусловлены ресурсоемкостью и пространственным потенциалом идей, а также наличием силы, имеющей энергию, волю и намерение быть разумной и активной. Иначе, некому адресовать вышесказанное. И то и другое должно очертить и обустроить свою территорию.
Итак, кто и где?
- Субъект как носитель ресурса и
- территория, как форма преодоления осваиваемого пространства путем его организации и структурирования.

Пространство определяется в горизонтах мысли, территория осваивается в рамках деятельности, объект мыслится как сущность, к которой апеллирует наше знание, а субъект, как источник и причина активности, вошедший в рамки развития деятельности и принявший как необходимость и долг действовать в ситуации при любых обстоятельствах.
Вновьосвоение инициируется индивидуальным действием предельно субъективно. Задача опространствливания в том, чтобы дать субъективности простор и перспективу для существования и объективации. Субъективность становится самотождественной тогда, когда формирует онтологию, которая станет фактом общественного бытия. Великие воители и освоители мира тем и значимы, что сумели преобразить свою субъективность в культурную идентичность в рамках социокультуры-истории. В акте освоения соединяются самость и всеобщность, индивидуальное и универсальное. О том, как преодолевать пространство, осваивая территорию и о ноопарках, ноодромах…
(продолжение следует)
© Евг.Запоточный, 2011
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory и группа ТеСт, 2011 январь 14-16
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 16 январь 2011
последнее обновление
18 март 2012