главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
ГРУППА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
РАЗРАБОТКИ ГРУППЫ
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в раздел группа территориальных стратегий
  новости
  разработки
  аналитика территориальных ресурсов / схематизация
  форпосты
   
     
Сааков Виталий
Территория как инновация
 
  методологический комментарий к заседанию Бюро Совета по научно-технической и инновационной политике при Губернаторе Ульяновской области/ 02 сентября 2005  
Представляется, что первой целью и неотъемлемой задачей любой и всяческой местной политики является кардинальная трансформация положения дел нашей территории. Медийный и широко публичный образ шагов нового Правительства навевает стойкое ощущение, что все движется как раз в этом направлении. Если это ощущение не обманывает, то положение дел упирается ни много, ни мало в территориальную инновацию: на административное место Ульяновской области должна быть положена новая территория. Так видится цель. И это далеко не мистика и не благое пожелание. Территория есть особая конструкция - картографическая, историческая, административная, экономическая, культурная… Просто не нужно смешивать геофизический ландшафт с территорией(1). Попробую развернуть это положение на примере работы означенного Бюро. А так как цель в виде "территориальной инновации" дело весьма не банальное(2), то не лишней будет и методологическая проработка, как изъясняется административный язык, данного вопроса - вопроса о судьбе территории.
 
схема 1
PRISS-laboratory/Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий/ разработки группы/ В.Сааков: Территория как инновация
© priss-laboratory, 21.09.2005
 
  логическое основание  
Чтобы облегчить понимание данного комментария, я предварю его вполне элементарным логическим приемом. Прием состоит в комбинировании двух представлений - о деятельности и о территории. Комбинирование для простоты и наглядности ограничено 4-х местной матрицей (см.рисунок 1).
1 - "чистая деятельность", представляемая без территории. Например, инновационная деятельность или управленческая, которые сами по себе вполне экстерриториальны, содержательны сами по себе, вне и помимо территории. Тогда это инновационные или управленческие подходы, средства, цели, задачи…
2 - "деятельность с территорией". Здесь наряду с собственным содержанием (и формой) деятельности представлен ее специфический объект - территория. В этом варианте можно представлять управленческую деятельность по отношению к территории, а равно территориальное администрирование, территориальное планирование, девелопмент, а также некую инновационную деятельность с территорией, например, ее освоение или колонизацию, захват или расчленение, изменение или развитие… Таким образом, деятельность накладывает на территорию свою печать(3). Территория же получает новые контуры и новые свои составы.
3 - "территория с деятельностью". Здесь ровным счетом все наоборот. Территория своей формой и строением (морфологией) определяет и направляет деятельность(4).
Можно также сказать, что здесь мы должны представлять в строгом смысле слова туземную деятельность - деятельность, как бы укорененную в территории, ее искусственном и естественном ландшафтах, почве и недрах, водных бассейнах, сложившейся структуре расселения… Это представление положения дел территории.
4 - "чистая территория". Ее пока следует представлять помимо актуальной деятельности(5). Тем не менее, с деятельностной точки зрения - это потенциальный плацдарм будущей деятельности, площадка ее развертывания, а с научной точки зрения - география, геология, фауна и флора…(6). А все вместе - ставший контур территории и состав этого контура.
Эта простая матрица необходима для того, чтобы далее обратиться к представлению о развитии - развитию деятельности, развитию территории, развитию деятельности на территории. То, что перечисленное подлежит развитию, никаких вопросов не вызывает. Вопрос в подходе и в средствах развития. Учитывая стартовые условия территории, средства должны быть весьма изощренными. Поэтому данный комментарий по мере сил преследует цель способствовать построению и выбору средств. Поскольку комментарий методологический, то я припишу и членам Совета определенные методологические интенции.
Отталкиваясь от матрицы, я теперь могу поставить вместе с Советом следующие вопросы(7):
1. Цель Совета и разрабатываемой им программы/политики состоит в развитии деятельности? Какой деятельности - управленческой, исследовательской, технологической, предпринимательской..? Что специфического в территории определяет подлежащее развитию?
2. Совет озадачился вопросом о судьбе территории - ее консервацией, трансформацией, раскрытием? Предполагается ли, что Совет должен и способен предпринять соответствующие усилия, предписываемые 1-м топом (нормами, образцами, технологиями, проектами предпринимаемой деятельности)?
3. Или Совет собрался, следуя определенной территориальной (местной) традиции? Само по себе это ни хорошо, ни плохо. Тем более, данная территория до последней возможности удерживала советские традиции - традиции народовластии и коллегиальности.
4. И, наконец, может быть состоялась презентация самой территории? Как бы демонстрация самим Советом своеобразной картины территории? Ведь Советом (составом участников, их высказываниями и намерениями) была представлена и ее география, и топография, и демография…
Каждый из вопросов требует своего развернутого ответа(7a). И ни один из вопросов практически не может решаться в изоляции от других, что на порядок усложняет попытку ответа. Но каждый из них, будучи верно поставленным, будет складывать необходимый арсенал средств решения. В самом грубом виде этот арсенал устроен подобно исходной матрице и ее топам. Она задает принципиальные требования к той интеллектуальной технологии(7b), работа которой может повести Совет в нужном направлении. Таковым направлением, безусловно, является направление стратегическое. Образно говоря, только она - стратегия - и может быть ответчиком на поставленные вопросы. Ибо она по своей "природе" соразмеряет и соотносит самые различные по происхождению и масштабу направления устремлений, перспектив и целей. Пока о ней можно сказать лишь то, что она должна обеспечить целенаправленные изменения на территории. При этом сложно сказать что-либо о цели. Ведь и у предыдущих двух администраций были цели, не возможно представить их работу бесцельной, тем не менее, не возможно допустить, что у них были стратегии. Нынешнее положение дел территории свидетельствует об их отсутствии (8).
В.Сааков, PRISS-Laboratory, 21 сентября 2000
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  методологические средства  
Все это позволяет утверждать, что тема "территория и развитие" для области является проблемной, т.е. не имеющей освоенных средств решения. Поэтому и подступаться к ней должен, вроде бы, самый интеллектуальный (хотя бы номинально) орган и ресурс территориального управления. Это ли не Совет по научно-технической и инновационной политике? Таким образом, он должен воплотить в себе соответствующую интеллектуальную технологию. А рамкой работы данной технологии и должна быть стратегия территориального (пространственного) развития(9). В самом общем виде эта рамка задается четырьмя топами (ячейками) матрицы "деятельность-территория" (см.уточненный рисунок 2). Можно даже заранее наметить линию стратегирования. Развертываться она, по всей вероятности, должна из топа-1 - назовем его топом стратегической деятельности. Имя обязывает: эта деятельность как бы предшествует всем остальным топам. Следовательно, они являются заданиями на ее содержание, цели и задачи - территориальную (пространственную) политику, состав программ и контур территории. Если в качестве стратегической деятельности примерить деятельность инновационную(10), то результатом инновационной политики должны быть такие инновации, как состав и контур территории(11).
Все это может вполне иметь место при одном существенном условии - если имеется соответствующая интеллектуальная технология, и она освоена. Но именно этот момент и вызывает наибольшее сомнение.
А поскольку пока не имеется причин данным сомнениям развеяться, то все упирается по большому счету в методологию соответствующих работ и разработок. Снова воспользуюсь введенной выше матрицей. Теперь необходимо посмотреть на нее не только со стороны необходимых требований и ограничений, т.е. логики, но и со стороны средств и возможностей, т.е. методологии. Средства и возможности необходимы т.н. представителям территории (см.рис.3.1). И необходимы, прежде всего, для того, чтобы территорию как представлять, так и представительствовать (соответственно, элементы "1" и "4" рис.3.1). Поэтому 17 сентября на группе Территориальных стратегий имела место именно такая ситуация. Необходимо было, во-первых, представить территорию с важным территориальным фактом - фактом разработок концепций развития.
(продолжение следует)
В.Сааков, PRISS-Laboratory, 23 сентября 2000
схема 2
PRISS-laboratory/Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий/ разработки группы/ В.Сааков: Территория как инновация
© priss-laboratory, 21.09.2005
схема 3
PRISS-laboratory/Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий/ разработки группы/ В.Сааков: Территория как инновация
© priss-laboratory, 21.09.2005
PRISS-laboratory/Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий/ разработки группы/ В.Сааков: Территория как инновация
PRISS-laboratory/Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий/ разработки группы/ В.Сааков: Территория как инновация
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  технологические регламенты  
  материал готовится к размещению  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (1) - Смотри, например, ряд аспектов конструирования территории в статье "Формальные и тематические рамки оргпроектирования территории"  
  (2) - В противном случае административную территорию Ульяновской области ждет вполне определенная перспектива - более-менее "мягкое" расчленение и включение в территории ближайших соседей (экономически и политически пока более успешных). Такова стратегическая установка Округа (см. http://stra.teg.ru/library/32/1).  
  (3) - Точнее сказать, меняет на территории отпечатки прошлой деятельности. Именно отпечатки, т.к. здесь мы не рассматриваем специфическое отношение "деятельность над деятельностью".  
  (4) - Здесь также следует уточнить - что в этом участвуют и отпечатки прошлой деятельности.
 
  (5) - Если мы не рассматриваем некую экзотическую территорию - terra inkognito, то должны иметь в виду застывшие следы и отпечатки былой деятельности.  
  (6) - Со следами "практической" деятельности, древними и не очень (сегодня не найти девственной природы, это свершившийся глобальный факт современности). Главный же след - контур и состав территории.  
  (7) - Гоню мысль, что Совет собрался лишь для того, чтобы предъявить различные корпоративные интересы. Хотя это и проскальзывало неоднократно. Конечно, можно понять "бедственное" положение организаций, подотчетных членам Совета, но борьба за бюджетные и внебюджетные источники имеет мало общего с проблемой развития территории и населяющих ее деятельностей.  
  (7a) - Развернутого, например так, как я это пытался сделать в материалах политическая осень региона: школа стратега.  
  (7b) - Не смотря на все более массовый характер управленческой деятельности, она все более становится интеллектуальной деятельностью.
 
  (8) - Я пока не буду приводить официальную сравнительную статистику и независимые экспертные оценки. Они потребуются при содержательной прорисовке цели - цели, не уводящей территорию по ложному или бесперспективному пути. Можно сколь угодно долго предаваться игре в противовесы и сдержки чужих интересов и целей, но это не может заменить территориальной стратегии.
При этом сам слышал из авторитетного источника, что сегодня Ульяновская область располагает "контуром стратегии". Весьма любопытно взглянуть.
 
  (9) - См. здесь Доклад ЦСИ ПФО "Россия. Пространственное развитие"  
  (10) - См.здесь Концепцию Инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006-2010 годы на сайте Правительства области  
  (11) - На самом деле, вряд ли существующая территория может похвастать стратегическими (в макрорегиональном и глобальном плане) разведанными сырьевыми запасами. И нефть-газ, и руда-древесина, интересные внешнему (в пределе глобальному) рынку и с точки зрения геоэкономики находятся на других территориях.  
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory и Группа ТеСт, 7 декабря 2005
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 21 сентябрь 2005
последнее обновление
14 март 2012
PRISS-laboratory/Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий/ разработки группы/ В.Сааков: Территория как инновация