главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
ГРУППА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
РАЗРАБОТКИ ГРУППЫ
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в раздел группа территориальных стратегий
  новости
  разработки
  аналитика территориальных ресурсов / схематизация
  форпосты
   
     
  к 65-летию Ульяновской области
Виталий Сааков, руководитель PRISS-labory Виталий СААКОВ
Территория: обязательства, история, риски Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение
 
     
  Самим заголовком я хочу донести мысль о неразрывности и связности этих трех важнейших аспектов жизни территории. Территория взяла на себя массу внешних обязательств(1). Дело нешуточное, весьма амбициозное и потому должно всячески приветствоваться. В том числе аналитически. Аналитическое приветствие и составит этот текст. А за любым стоящим приветствием в первую очередь стоит история. Что там? Оправдание или осуждение? Подспорье или обременение? Свобода принимать сегодня большие решения или необходимость платить по вчерашним мелким долгам? В зависимости от неустранимых (пока или всегда?) связей с близким и неблизким прошлым определяется риски территории в своем близком и далеком будущем.  
  Обязательства  
Сегодня, так уж повелось, практически все внешние обязательства подаются в виде привлечения инвестиций. Разумеется, под т.н. инвестиционные проекты(2). В хозяйственной и управленческой среде недавних времен это все называлось куда проще и обобщенней - внешние займы. Конечно, требуется уточнение: под что и на каких условиях? Но, тем не менее, займы есть займы. И инвестиции также попадают в это обобщение. При одном отличии - механизм погашения данного займа иной. Какой? Экономический. Это не шутка. Не все займы экономически и хозяйственно мотивированы и, соответственно, не всегда погашаются с опорой на экономические и хозяйственные механизмы. Инвестиции - они уже сугубо экономической природы, соответственно их рост-возврат также экономический. Добавил бы, инвестиционно-экономический, т.е. экономический во второй производной, как бы метаэкономический. Можно было бы не упрощать и называть подобные вещи языком сегодняшнего дня, то бишь инвестициями, но для этого должны быть весьма веские основания. И, более того, точная и развернутая (дифференцированная) их формулировка. Это и попытаюсь сделать, т.к. этого не удосужились донести населению другие.
Значительная, если не подавляющая, часть инвестиционных проектов территории относится к ее промышленному комплексу. К тому же, они в своей массе намечены как новое строительство. Не нужно большой проницательности, чтобы сообразить, что подобные мероприятия развертываются в тех местах и в то время, которые благоволят своей конъюнктурой намечаемой деятельности. Например, население территории не находит себе занятий и потому готово включиться в (любое?) дело.
Или: квалификационный потенциал населения представляет собой ресурс для технологических проектов, и потому население готово (?) сменить неквалифицированные занятия (в технологическом плане) на квалифицированные. Можно держаться в оценке положения дел обоих вариантов, т.е., территория привлекательна для инвестиций своими рабочими руками и квалификационным потенциалом(3). При этом думать и говорить об избытке рабочих рук вряд ли возможно. Не зря же Администрация территории провела ни один круглый стол по этому вопросу. Именно по наличию более или менее незанятых рабочих рук. А вот попытка решить этими столами-совещаниями вопрос с квалификационным ресурсом оказалась прямо-таки зряшной. У меня сложилось стойкое мнение, что Администрация и ее ключевые по этому вопросу министерства вконец все запутали.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  История  
Странная дата грядет на территорию - 65-летний юбилей Ульяновской области. Это дополнительный повод задать себе (и другим) несколько вопросов и, может быть, на некоторые из них получить ответы.
Первый вопрос
Он возник в связи с моим убеждением конца 80-х - начала 90-х. Убеждение касалось перспективы предпринимательства в Ульяновской области. Как известно, область в то время (и до последнего) входила в т.н. красный пояс. В других областях и весях страны я доказывал, что в Ульяновской области зарождается и зреет весьма крепкий бизнес, не чета другим территориям(4). Для пущей наглядности: на других территориях по сравнению с нашей для предпринимательства создавались буквально оранжерейные условия. У нас же бизнес и предпринимательство в те времена пробивались как трава сквозь асфальт(4a). Прошло почти пару десятков лет, а воз с поддержкой и следующими за ним результатами в виде роста предпринимательства, как говорится, и ныне там. В чем же дело?
Второй вопрос
Он касается уже не таких узких перспектив территории, как в первом вопросе о предпринимательстве и малом-среднем бизнесе(5), а более-менее широкой панорамы. Ее можно было бы пометить формулировкой "качество жизни на территории". Нельзя, конечно, сказать, что здесь и так жить нельзя.
Живут и похуже. Но аргументы вроде "лишь бы не было войны" уже давно не проходят.
Качество, в том числе и жизни, давно параметр не относительный, а абсолютный и имеет вполне измеримые и зримые стандарты. Так вот, до стандартов, пусть и ниже среднего, мы не дотягиваем(6).
Чтобы прояснить первые (и далеко не последние) два вопроса, следует вспомнить, как выглядела административная карта Советской России на момент ее индустриализации. Этим вопросом я хочу напомнить "всего один" факт - тот факт, что на той карте не было Ульяновской области. Что из него следует? Я предполагаю, что из этого факта следует буквально все. Вплоть до дня сегодняшнего.
Но сначала необходимо объяснение данного отсутствия Ульяновской области (или Симбирской губернии) на административно-политической карте молодой Советской России(7). Симбирская губерния до революции на карте была (и не только на карте), а Ульяновской области как должной, казалось бы, ее преемницы не случилось. При этом советская нарезка административно-политической карты была куда как дробнее и множественнее по сравнению с предыдущим административным членением государства. Парадокс? Несуразица? Нет и нет. Нужно знать (молодым и чуть старше), как и на какой основе велось государственное строительство новой - Советской - России. А оно велось коммунистической партией (это про "как") и на компартийной же основе. Что значит "на компартийной основе"? Это значит, что на основе первичных партийных ячеек.
Если их набиралось на территории достаточное (нормативное с точки зрения гос- и партстроительства) количество, то в сумме они могли составить территориальную парторганизацию.
Следовательно, там, где в границах бывших губерний количество первичных (низовых)(8) партячеек дотягивало до нормы, губерния переоформлялась в область или край(9).
Откуда, спрашивается, могли бы появиться партячейки с необходимым для того численным составом коммунистов? Даже из школьного курса истории мы знаем: большевизация(10) населения царской империи велась на промышленных предприятиях, в военных гарнизонах и университетах. И это все в городах, а на селе это было сделать невозможно или чрезвычайно трудно и с малым выходом. Так что, с "анклавами" населения, предуготовленного к рекрутации в ряды компартии, на территории Симбирской губернии было весьма негусто, если вообще никак (пусть местные краеведы выяснят)(11).
Теперь, надеюсь, понятно, почему мы празднуем 60-ю годовщину области, а не на пару-тройку сотен лет больше.
Итак, Симбирская губерния, пережив переименования, слияния и расчленения с 1928г. вообще исчезла на 15 лет с карты страны. А на повестке дня Советской России стояла индустриализация. Обкомы и крайкомы со своими отделами промышленности, науки, образования и трудовых ресурсов готовились к решению грандиозных задач. Впереди их кадры (партийную номенклатуру) ждала великая школа территориального управления и хозяйствования.
(продолжение следует)
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
 
  (1) - Таково, можно сказать, веление времени; не будучи сегодня обременен обязательствами, завтра мало на что можно рассчитывать.  
  (2) - Удивительное время, очень и очень напоминающее время нашей молодости. Напоминающее тем, что если стране что-то требуется, то это будет выдано на гора незамедлительно и, конечно же, с заведомым перевыполнением плана. Вот и губернатору Ткачеву для недавней презентации в Австрии потребовались инвестиционные проекты. Область отвалила ему таковых несколько тысяч (!!!)
 
  (3) - Я уже обращался к парадоксам с инвестиционными устремлениями. Тогда, правда, речь шла о бизнесе и инвестициях, и, представляется, что по сравнению с инвестициями в территориально-хозяйственный комплекс там и проблем-то нет. Смотри здесь Инвестиции для бизнеса. Или бизнес для инвестиций? (2001).
 
  (4) - В это время я плотно сотрудничал с административными органами, учрежденными для поддержки и развития предпринимательства (см.здесь Совет по развитию и управлению развитием процессами предпринимательства в Ульяновской области, Контуры и механизмы программы становления и воспроизводства предпринимательства в регионе и другие материалы).
 
  (4a) - Из школьной ботаники мы знаем: если оранжерейное растение вынести на улицу, то пиши пропало.  
  (5) - В странах с развитой капиталистической экономикой предприниматели составляют не более 10% дееспособного населения. Потому-то первый вопрос и касается весьма узкого аспекта жизни территории.  
  (6) - Активная, если не натужная, инвестиционная политика территории также нуждается в параметрах и стандартах качества. Инвестиционный климат - это как бы качество жизни для инвестиций на территории. Если их сюда нужно тащить силком, то значит...
 
  (7) - Дело пока не в историческом названии. О нем речь пойдет дальше.
 
  (8) - Разумеется, первичная ячейка не могла состоять из 2-3 человек. Пусть она и малая, но все же полноценная организация. И как любая организация, она для своего функционирования нуждается в различных органах, а последние необходимо укомплектовать кадрами.
 
  (9) - Округов и прочих специфических административных единиц касаться не буду.
 
  (10) - А, по крайней мере, привлечение в ряды единомышленников и сочувствующих.
 
  (11) - Это никак не говорит об отсутствии "производственных мощностей" в Симбирской губернии. По неуточненным данным губерния поставляла армии сукна на десятки миллионов шинелей. И при том здесь ведь не было ничего, подобного Орехово-Зуево или Трехгорной мануфактуре. Дело в другом - дело в хозяйственном укладе. А он не был промышленным, что не мешало ему равняться по валовому продукту со становящимися промышленными территориями.  
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 16 апреля 2008
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 16 апрель 2008
последнее обновление
14 март 2012