главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
ГРУППА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
НОВОСТИ /
АРХИВ 2008
  региональные институты развития
  региональный учебно-технический центр
  интеллектуальное оснащение культурного предприятия
  группа территориальных стратегий
  организационное развитие
  управление развитием и ресурсами
   
вернуться в разделш группа территориальных стратегий
  новости
  разработки
  аналитика территориальных ресурсов / схематизация
  форпосты
   
     
новости  
архив новостей  
   
архив новостейш 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2006 2005    
архив новостей / 2008  
14 сентября 2008 к трем этапам бизнеса в новой россии...>>>  
20 июля 2008 предпринимательство и ремесленничество в регионе:
- круглый стол "принципиальные положения об инфраструктуре и институте предпринимательства в ульяновской области";
- круглый стол "состояние и перспективы современного ремесленного уклада и малого бизнеса в ульяновской области" ...>>>

 
16 июля 2008 2002: мост из ниоткуда в никуда, 2008: мост в обход...>>>  
14 апреля 2008 обязательства, история и риски территории...>>>  
12 февраля 2008 политическая и управленческая простота как риски хозяйственной безопасности...>>>  
04 февраля 2008 территория и ее ресурсы. или хозяйственная безопасность территории (очередные испытания механизма схематизации территориальных ресурсов в рамках серии совещаний правительства области)...>>>  
07 декабря 2007 онтологическая и организационная схематизация механизмов территориального стратегирования и развития...>>>  
вверх вверх вверх вверх
     
2008-09-14 три этапа бизнеса в новой россии и три шага компании "сигма-си"  
Для PRISS-laboratory работа с компанией "Сигма-СИ" - это не только оргуправленческий консалтинг, но и параллельная методологическая разработка моделирования хозяйственных и бизнес-процессов и явлений в современной России (смотри, в частности, четыре сессии позиционирования двух политэкономических субъектов). Поэтому я решил дополнить материал интервью управляющих компании в местном издании и намеченную программу юбилейного мероприятия. Дополнение обусловлено все той же целью моделирования на материале консультирования принципиальных процессов и явлений в жизни страны и российского бизнеса.
© Виталий Сааков, PRISS-laboratory и Группа ТеСт, 14 сентября 2008
вверх вверх вверх вверх
2008-07-20 к схематизации территориальных инфраструктур и институтов  
Группа ТеСт продолжает линию работ по онтологической и организационной схематизации механизмов территориального стратегирования и развития. Начало ей положено 14 декабря 2008г.
Очередному испытанию была подвергнута очередная же модификация механизма. Испытание было проведено Министерством промышленности Ульяновской области.
Как и положено регламентам испытаний, была выбрана т.н. опытная модель механизма и опытная же площадка
Таковой оказалась Ульяновская ремесленная палата, устраивавшая в это время свое очередное мероприятие областного значения. Поэтому принципиальные положения об инфраструктуре и институте предпринимательства были свернуты в задачу выделения в теле территориального хозяйства Ульяновской области т.н. ремесленного уклада(6).
Тем не менее, и в основу второго варианта круглого стола были положены разработки механизма схематизирования территориального ресурса - его функциональная модификация территориальные инфраструктуры. В основу модификации была положена проблематика ресурса для образовательных работ территории и организационный и аналитический опыт поставщика подобного ресурса.
Администрация Ульяновской области
PRISS-laboratory и Группа территориальных стратегий
Эксперты и аналитики территориально-хозяйственного развития
Группа компаний СИГМА-СИ
повестка круглого стола и экспертного совещания
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНФРАСТРУКТУРЕ И ИНСТИТУТЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ШАГИ В СТАНОВЛЕНИИ И ОФОРМЛЕНИИ
 
рамки и темы круглого стола
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ ТЕРРИТОРИИ: АВИАСТРОЕНИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ОТРАСЛИ, МЕТАЛЛООБРАБОТКА
организационный и юридический статус инфраструктур территории, создаваемых под стратегические направления работ
перспективы и возможности ресурсных центров Департамента профессионально-технического образования в дальнейшей институционализации и развитии предпринимательства
(...)
формат работы круглого стола: жесткая дискуссия о механизмах развертывания стратегических работ территории
вопросы и задачи экспертного совещания
ИНФРАСТРУКТУРА И ИНСТИТУТЫ ЭКОНОМИКИ ОБЛАСТИ - РЕСУРСЫ И ДЕФИЦИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
образовательные ресурсные центры: квалификационные ресурсы и дефициты предпринимательства
отраслевые ресурсные центры: ресурсы и дефициты предпринимательских объемов и видов работ
территориальные ресурсные центры: финансовые ресурсы и дефициты предпринимательства
формат работы экспертного совещания: столкновение аналитических и экспертных оценок положения дел в поддержке и развитии территориального бизнеса и предпринимательства
Администрация Ульяновской области
PRISS-laboratory и Группа территориальных стратегий
Эксперты и аналитики территориально-хозяйственного развития
Группа компаний СИГМА-СИ
повестка круглого стола и экспертного совещания
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО РЕМЕСЛЕННОГО УКЛАДА И МАЛОГО БИЗНЕСА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 
рамки и темы круглого стола
ремесленный уклад и малый бизнес: форма деятельности и образ жизни самодеятельного населения территории
естественные механизмы эволюции ремесленного уклада и малого бизнеса и целевая политика их культивирования
вклады ремесленного уклада и малых предприятий в сбалансирование территориального хозяйства и уравновешивание социального организма территории
(...)
формат работы круглого стола: жесткая дискуссия о о месте и роли ремесленного уклада и малого бизнеса в стратегиях развития Ульяновской области
вопросы и задачи экспертного совещания
стоящие и не поставленные вопросы инфраструктурной поддержки ремесленного уклада и малого бизнеса в регионе
решенные, незавершенные и нерешенные задачи институциональной организации ремесленного уклада и малого бизнеса в Ульяновской области
(...)
формат работы экспертного совещания: столкновение аналитических и экспертных оценок положения дел в поддержке и развитии территориального ремесленного уклада и малого бизнеса

© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory и Группа ТеСт,
20 июля 2008
вверх вверх вверх вверх
2008-07-16 2002: "мост из ниоткуда в никуда", 2008: "мост в обход"  
Давно и много давалось самых разных оценок Ульяновскому проекту "Волжский транзит". Я сразу же отнесся к проекту сочувственно: с таким именем - транзит - жить нельзя (смотри материал бизнес-ландшафт: о деловом измерении географии Поволжья, 2002). Стыдно носить в жизни такое имя. Правда в гостинице "Венец" есть проекту почти тезка - магазин "Сквозняк". А еще есть ежегодные ярмарки "На семи ветрах". В-общем, все насквозь, все продуваемо... Мистика, не мистика, но к выбору имен (не святочных) необходимо относиться осторожно, внимательно и чутко. Имя проекта настраивает или не настраивает на работу.
А вот Министр транспорта РФ именами просто так не бросается. Цитата: "...на вопрос губернатора «означает ли это, что «Волжский транзит» отметается», министр сказал, что пока пусть он носит название «Обход Ульяновска»".
Замечу, что без аналитической поддержки Группы Территориальных стратегий многие важные для области начинания лишаются значительной доли своих возможностей.

© Виталий Сааков, PRISS-laboratory
и Группа ТеСт, 16 июля 2008
вверх вверх вверх вверх
2008-04-14 обязательства, история и риски территории  
Группа начинает публикацию своего первого исторического материала. К тому есть внешний повод - приближающийся юбилей Ульяновской области. К тому есть и внутренние причины - многие вопросы и задачи в работе Группы требуют в своем осмыслении определенной исторической перспективы. Исторический очерк территории будет встроена в текст с рабочим названием территория: обязательства, история, риски. © Виталий Сааков, PRISS-laboratory и Группа ТеСт, 14 апреля 2008
вверх вверх вверх вверх
2008-02-12 политическая и управленческая простота как риски для хозяйственной безопасности территории  
Это уже не первый материал Группы ТеСт, нацеленный на способ решения задач, на которые в последнее время Москва беспрестанно указывает территориям(1). Задач множество, даже при условии их комплексной и системной формулировки. Что уже говорить о способах решения - рекомендуемых, альтернативных, запасных, ищущихся, правильных, неверных... - им числа нет. Стоит при этом отметить избирательность территориальной администрации. Ее самая высокая и публичная активность оказалась привязанной к задаче родной и, как всегда казалось, понятной еще с советских времен - к задаче профессионально-технического обучения, как ответу на "голод" промышленности в части квалифицированных кадров.
Спору нет, промышленность (к слову сказать, как часть, системная часть хозяйства) нуждается в квалифицированных кадрах. При этом из этого вовсе не следует прямое решение, что данный промышленный дефицит покрывается дополнительными выпусками т.н. специалистов из учебных учреждений. А принимая во внимание главного ответственного организатора совещаний - министерство образования, складывается впечатление, что именно к такому решению склонна администрация. Конечно, один результат администрацией получен. Первые лица большинства крупных промышленных предприятий, расположенных на территории области, получили возможность удостовериться, что территориальная администрация вплотную занимается(2)... А вот чем? И на этот вопрос не так-то просто ответить.
Сначала о факте, за который двумя руками держится территориальный минобр. По его оценке различные составляющие хозяйства территории (строительная, промышленная, аграрная...) якобы располагают 49000 вакансий(3). Происхождение этой цифры весьма мистично (если не предполагать ее прямую фабрикацию). Указывая на ее мистичность, я вовсе не игнорирую демографическую и миграционную проблематику. Я даже не сбрасываю со счетов ведомственные интересы местного минобра в части верстки и распределения областного бюджета. Я о реалистичности, точнее, нереалистичности этой цифры.
Почему? Да просто потому, что сегодня ничего нельзя посчитать с той точностью и той уверенностью, которые требуются для принятия решения, тем более масштабного решения, тем более предполагающего масштабный сдвиг в существующей структуре распределения ресурсов (финансовых, человеческих, материальных...). И вообще не хочется касаться положения дел со статистикой (сегодняшняя статистика не идет ни в какое сравнение со статистикой в СССР, а уж о качестве последней высказано уже, наверное, все что можно).
Обращу внимание на второй факт, не требующий никаких статистических измерений и подсчетов. На совещании, весьма и весьма представительном в части руководства промышленности области, практически единодушно были отвергнуты предложения о масштабной помощи со стороны местного профтехобразования.
Промышленники выдвигали два аргумента: во-первых, они не нуждаются в рабочих руках, во-вторых, они нуждаются не в рабочих руках. Очень красивая ситуация. Красивая для управленца и стратега, т.к. недвусмысленно указывает на проблемную ситуацию, а такая и только такая ситуация выступает предметом для управленца и стратега. Ведь это только в их управленческое искусство входит умение выбрать верный масштаб рассмотрения ситуации и определить ту схему, в которой и должно искаться решение.
Масштаб рассмотрения напрашивается как бы сам собой - это территориально-хозяйственный комплекс в своих связях с народным хозяйством страны и мировым хозяйством. А как еще иначе рассматривать процессы и задачи территории, назначенной быть Субъектом РФ
(4)? Это все-таки не муниципальное образование. Далее. Объекты данного масштаба видятся не благодаря космической съемке и не за макропоказателями, а, как я уже отметил, с помощью схемы. Т.е., с помощью и в опоре на мыслительные средства, "вынутые" из головы и положенные перед глазами (чтобы можно было критически оценить их). И масштаб, и схема (пока еще Группой ТеСт предметно не определенные) уже указывают на третий факт - тот факт, что отраслевое рассмотрение хозяйства территории уже давно не допустимо. Пришедшая на смену отраслевой идеологии идеология кластерная здесь пока еще не имеет своих объектов.
Правда, напрашивается претендент на кластер - т.н. столярка, собирающая под собой массу разномасштабных и разнородных предприятий, их инфраструктуру, транспортные и логистические связи со страной и зарубежьем, причудливое движение финансовых потоков, встречное движение технологий и продукции и многое еще чего... Голову даю на отсечение, что никакие местные административные и надзирающие органы не представляют этой самой что ни на есть реальной экономики как целого. Ни в ее оборотах, ни в численности работников, ни в валовом продукте, ни в отчислениях местным бюджетам. При этом привычно видятся промышленные монстры, укоренившиеся на территории еще с советских времен. При этом административные руки привычно чешутся по-советски распорядиться этим якобы богатством территории. Смешно, если не грустно все это. Не знаю, буду ли возвращаться к этой теме и ее детализации, но пока отмечу последний - самый несуразный - факт. Официальная формулировка темы совещания не выдерживает никакой - ни логической, ни технической, ни методической - критики. "Проблема подготовки квалифицированных кадров для машиностроительного комплекса Ульяновской области".
Первое. Организатор-подрядчик решения "проблемы" (местный минобр) не имеет не то что прямого, а вообще никакого отношения к "квалифицированным кадрам". Он в прямом ответе за подготовку "специалистов". И обратное. Квалифицирование и ее результат в виде квалификации есть сугубо внутрипроизводственное дело (как оценка соответствия исполнителя требованиям рабочего места). А за специализацию и ее результаты в виде специалистов прямую ответственность несут органы образования
(5).
Второе. Весьма сильно пришлось напрягаться, чтобы представить пресловутый машиностроительный комплекс Ульяновской области. Кроме двух-трех предприятий ничего не припомнилось. Вот так комплекс! Зато как звучит... Пусть этот несуразный факт и будет пока главным свидетельством инфантильности и незамысловатой простоты органов местной администрации.

© Виталий Сааков, PRISS-laboratory
и Группа ТеСт, 12 февраля 2008
вверх вверх вверх вверх
2008-02-04 территория и ее ресурсы. или хозяйственная безопасность территории  
Можно сказать, что первые испытания механизма схематизации территориального стратегирования и развития (см. новости 2007-12-07) прошли вполне успешно. Территориальная администрация - прежде всего в лице Минобразования - зарядила на февраль 2008г. ряд совещаний по странной тематике - по обеспечению отраслей экономики т.н. квалифицированными кадрами. Областной институт повышения квалификации подрядился в марте 2008 свести их результаты в методические рекомендации. Слов нет, отрадно все это. Но не отмахнуться от вопроса, засветит ли в результате административного рвения и педагогической упертости искомый территориальный ресурс, притом в самом своем сущностном виде - в виде человеческого ресурса. Группа ТеСт и не отмахивается от этого вопроса и, в свою очередь, зарядила то, что может - доработку механизма схематизации ресурсов территории. Отрабатывая испытанный ход, делается очередной шаг в тематизации (см.ниже), имплицитно содержащей потенциал к схематизации. Представляется, что данная тематизация позволяет провести самое первое, грубое и поверхностное расчленение пресловутой "проблемы обеспечения квалифицированными кадрами".
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ В ПРОМЫШЛЕННЫХ ПЛАНАХ И
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЯХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
КОНСТРУИРОВАНИЕ КОНТУРА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
 
ОБЩИЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАМКИ
ПРОМЫШЛЕННОЕ ХОЗЯЙСТВО ТЕРРИТОРИИ: ЕДИНИЦЫ РАЗВИТИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА
МЕХАНИЗМЫ И АДРЕСАТЫ ПОСТАВОК ИНДУСТРИАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
ИНФРАСТРУКТУРА: РЫНОК ИНДУСТРИАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ, РЕКРУТИНГ И ПРОМЫШЛЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИ
Й
 
Следующий ход - тематическая регламентация совещаний и на ее основе задание режима работ (см. ниже).    
развертывание тематизмов режим работ
  совещание 1  
1.1 ХОЗЯЙСТВО ТЕРРИТОРИИ: ЕДИНИЦЫ РАЗВИТИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА.
ПОЛОЖЕНИЕ НА ДЕКАБРЬ 2007 ГОДА
оценка
1.2 МЕХАНИЗМЫ И АДРЕСАТЫ ПОСТАВОК ИНДУСТРИАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ обозначение проблем
  совещание 2  
2.1 МЕХАНИЗМЫ И АДРЕСАТЫ ПОСТАВОК ИНДУСТРИАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
оснащение производственного и трудового обучения: ведомственная и корпоративная организация
идея "ресурсного центра" в производстве, сбыте и применении индустриальных квалификаций и современныхпромышленных компетенций
производственное обучение и поставка квалификаций: конфликт подходов
конкретизация и предложения
2.2 ИНФРАСТРУКТУРА: РЫНОК ИНДУСТРИАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ, РЕКРУТИНГ, МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ПРОМЫШЛЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ситуационный анализ
  совещание 3  
3.1 ИНФРАСТРУКТУРА: РЫНОК ИНДУСТРИАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ, РЕКРУТИНГ, ЦЕЛЕВАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ПРОМЫШЛЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
обозначение кластера (округа) с функциями поставок и оборота индустриальных квалификаций и промышленных компетенций
квалификационный ресурс: территориальные органы снабжения и экстерриториальные механизмы поставок
индустриальная социология территории: структура деятельного населения, ее коррекция, восполнение и воспроизводство
(...)
проектная аналитика и анализ ситуации
3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ.
ПЕРСПЕКТИВЫ ОТ ЯНВАРЯ 2008 ГОДА
инвентаризация квалификаций и компетенций в современном материаловедении, в выполнении ручных и механизированных операций, в сборке индустриальных конструкций…
трансформация существующих методических оснований организации и оснащения учебного процесса производственной подготовки и промышленного воспитания
"вертикально" и "горизонтально" соорганизованные промышленно-образовательные холдинги и группы
(...)
предложения и перспективы
(межведомственное и межотраслевое взаимодействие)
Как потенциал данной тематизации - схематическая план-карта проблематики соорганизованных работ по поставкам индустриальных квалификаций в промышленные планы территории Завтра, 5 февраля 2008, очередные испытания проекта механизма схематизации ресурсов территории. © Виталий Сааков,  PRISS-laboratory и Группа ТеСт, 04 февраля 2008
вверх вверх вверх вверх
 
(1) - Первая рубрика открыта в апреле 2006г. Это материалы, ставящие проблему понимания и представления формы, механизмов и содержания т.н. национальных проектов и их реализации на территории.  
(2) - Вот только какую цену пришлось им заплатить за это удовольствие? Сколько стоит рабочий день гендиректора крупного предприятия? Сколько дел гендиректора и его первых замов нужно отложить, перенести..?
 
(3) - На совещании представительное рекрутинговое агентство убеждало собравшихся, что стремление квалифицированного деятельного населения провинций в Москву, Питер и еще в пару-тройку привлекательных мест вызвано недальновидностью этого самого населения. Близоруко же само агентство - население не только устремлено в вакантные места, но и участвует в жесткой конкуренции за них, правда вакансиями "недальновидное" население считает не столичные рабочие места, а провинциальные, например, в том же Сочи, где сегодня создаются действительно десятки тысяч вакансий.  
(4) - Вот здесь-то и зарыт пункт хозяйственной безопасности территории. Не нужно богатой фантазии, чтобы увидеть в недалеком будущем основную задачу территориальной администрации в виде этакого окружного собеса, но не региона в РФ, но не субъекта РФ (если не будет преодолен сегодняшний политический и управленческий примитивизм органов территориальной администрации). Политический и экономический суверенитет (состоятельность) любой территории гарантирован только эффективностью территориального хозяйства, штуки, стоящей и над политикой и над бизнесом. Именно "над", а не "под". Хозяйство опускается "под" политику и бизнес в отсутствие стратегии и стратегов. Опущенное политикой и бизнесом хозяйство со временем ими будет оставлено (с тем, чтобы передислоцироваться на территории еще не обескровленных хозяйств).  
(5) - Я бы здесь добавил: за специализацию как отказ от идеи профессионализации и ее результатов в виде профессий. Ну, да ладно.., не простое это дело, и одному образованию с ним не справиться. Тем более, местному, тем более отягощенному всем бременем наследия.  
(6) - Кстати, Ульяновская ремесленная палата уже достаточно проектно оснащена для смены стратегии своего поведения - от преобладающе экологически-музейного отношения к ремесленничеству к вполне современной линии культвирования т.н. пост-индустриальных (неклассических) ремесел. Смотри здесь материалы:
- постиндустриальный парк ремесел и
- технологическая росссия в зеркале ремесленного уклада.
 
   
архив новостейш 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2006 2005    
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 03 январь 2006
последнее обновление
26 сентябрь 2011