| |
| вернуться в разделш | Московский методологический кружок / Чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого | ||
| содержание разделаш | Мыследействование и чтение. Логико-эпистемологические вариации на графику схемы МД | ||
| констатация и самоопределение | |||
| вопросы, ставящиеся схемой МД | |||
| два отношения к схеме МД | |||
| сноски и примечания | |||
| источники |
| смотри также - : ЧТЕНИЕ И КОММУНИКАЦИЯ. Логико-эпистемологические вариации на графику схемы МД |
| Виталий Сааков МЫСЛЕДЕЙСТВОВАНИЕ И ЧТЕНИЕ Логико-эпистемологические вариации на графику схемы МД |
| констатация и самоопределение | 21 ноябрь 2025 |
| констатация |
| Тема Чтений, прошедших и предстоящих, посвящена идее мыследеятельности и СМД-подходу. Мыследеятельность коллективна, что и фиксируется схематизацией ее нижнего пояса – поясом мыследействования (мД). Что я здесь вынужден констатировать? Ни в какое коллективное мД в данный момент я не включен. Я и тезисы к Чтениям по теме «Мыслекоммуникация» (МК) готовил исходя из этой данности(1). Вопрос: как готовить тезисы к предстоящим Чтениям? Могу ли я повторить предыдущий ход, ограничившись логико-эпистемологическими вариациями на графику схемы МД? Уточню вопрос: вынужден ли я вновь ими ограничиться? Да, если исходить только из помянутой данности. |
| схема МД [1] |
|
| самоопределение |
| При этом я полагаю, считаю и даже отчасти знаю, что СМД-подход вырос, если очень грубо, на сопоставлении и противопоставлении, данности/данного, и должности/должного. Первое связано с фиксацией наличных обстоятельств, а также их контекстов, второе связано с оценкой обстоятельств на счет их той или иной приемлемости. Оценка мною обстоятельств – свою не включенность в коллективное мД – состоит в их неприемлемости. С контекстами не столь однозначно, т.к. их проявление дело сугубо интерпретационное. А поскольку оценка обстоятельств неприемлема, требуется положить на их место, скорее, "над" ними то, что в деятельностном языке называется ситуацией. Таковая отлична от интерпретационного контекста тем, что выступает как результат рефлексии – не оценки "вещных" обстоятельств, а анализа, разбора собственных действий (и поведения тоже). К ним и перейду в форме вопросов, ставящихся мне схемой МД. |
| (продолжение следует) |
| вопросы, ставящиеся схемой МД | 27 ноябрь 2025 |
| Тот ряд важных вопросов, ставящихся мне графикой схемы МД: – Что и как я собираюсь предпринять с помощью данной схемы? – Что диктует методологическая схема именно как схема-принцип? – Какие ММК-схемы, предшествующие схеме МД, мной освоены и как? – В чем их существенное различие от схемы МД и в чем ее преемственность с ними? – (…) Почему важны эти вопросы? Во-первых, они подталкивают к рефлексии, во-вторых, актуализируют для меня не только объявленную тему Чтений, но и мой ее аспект – чтения в собственном смысле слова. Как первое, так и второе требуют пояснения. По первому. Я вновь намерен, как и в предыдущих Чтениях, не обманывать ни себя, ни своих читателей, что тема раскрывается мной в СМД-подходе, т.е. благодаря тому, что я вошел в схему МД и в ней развертываю тему в определенном практическом контексте. Нет, конечно. Я серьёзно отношусь к формуле Петра Щедровицкого о проблеме вхождения эмпирического индивидуума в схему МД и осознаю причины своей невхожести, как бы не состоятельности в ней. Причины также можно квалифицировать и как выше отмеченные (внешние) обстоятельства, и как (внутреннюю) ситуацию, т.е. дисфункцию своей рефлексии. По второму. Чтение в собственном смысле слова занимает все больше места в моей жизни. Казалось бы, что в этом плохого? Надо бы радоваться. Вспомним ковидное затворничество, скрашиваемое книгами(2). Плохо то, что чтение не дополняет, как ранее, методологическую или около того практику, а попросту ее замещает. Опять же попросту говоря, вместо деятельной жизни все больше умствования с текстами, а если еще резче, то не добровольное погружение в жизнь, а недобровольный от нее уход. |
| (продолжение следует) |
| два отношения к схеме МД |
| (материал готовится к размещению) |
| сноски и примечания |
| источники |
| [1]. Щедровицкий Г.П «Схема мыследеятельности - системно-структурное строение и содержание» - https://priss-laboratory.net.ru/library/library_GP_shema-MD-stroenie-i-soderjanie.html |
|
|