главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Проблемы гуманитаризации технического образования экспериментальное научно-проблемное исследование в форме организационно-деятельностной игры инженерное образование и регион |
образовательные проекты и разработки | ||
гуманитарные практики и технологии | ||
инженерия образования | ||
оргдеятельностные игры и од-мероприятия | ||
место ульяновского политехнического института в социокультурной и хозяйственной жизни города и области |
подготовлено А.Н.Кожаевым |
Ульяновскому политехническому
институту 30 лет. Его история это и трудности становления и гордость за
то, что он создан и существует; это замыслы стоящих у его истоков людей.
Напомним, что конец 50-х, начало 60-х годов - время открывающихся перспектив,
время прожективных прорывов к коммунизму, время возложения на технику
самых серьезных надежд в деле достижения провозглашенных тогда целей. История института достойна того, чтобы к ней отнестись самым серьезным образом и воссоздать ее в соответствующих текстах или предметных экспонатах. Более 15 тысяч специалистов подготовлено в корпусах института, многие из них стали руководителями хозяйств и предприятий, учеными и преподавателями, а также партийными и советскими работниками. Последнее обстоятельство очень важно подчеркнуть: по своему значению институт представлял и представляет для города и области нечто гораздо большее, нежели это предусмотрено документами ведомств, определивших статус вуза. Необходимо зафиксировать это лежащее на поверхности противоречие: институт обеспечивает хозяйство помимо специалистов узкого профиля еще и управленцами самого различного уровня, но при этом не имеет в своей структуре соответствующих отделений, кафедр, учебных программ, специальных методик и т.д. По-видимому, этот факт еще не осознавался достаточно серьезно, хотя должен и может служить для переосмысления целей и назначения института, а также плюсов и минусов сложившейся практики хозяйствования. |
УльПИ известен таже
как инициатор многих мероприятий научного характера, направленных на активизацию
современных исследований в области науки и техники, на консолидацию и
кооперацию научных сил города. Есть энтузиасты новых методов обучения,
работает социологическая лаборатория. Достижения, вне всякого сомнения,
имеются во многих направлениях. Они хорошо известны по материалам печати,
по выпускаемым институтом рекламным проспектам, о них немало говорилось
на общегородских встречах с партийным и советским руководством области.
Здесь можно было бы обратиться к статистике и выявить количественные характеристики
того "положительного и отрицательного", что было в истории вуза. Только жанр статистики вряд ли окажется продуктивным, когда речь идет о перспективах, о будущем, в которое уже сегодня "врывается" институт, а измерять будущее "числом" - дело несерьезное. Сегодня можно лишь говорить о разработке системы представлений, вырастающих из анализа сложившейся ситуации и из осознания масштабности наступающих новаций в хозяйственной и социокультурной жизни страны. |
В ходе игры организаторы, как впрочем и все участники, столкнулись с очевидной для всех трудностью: чтобы понять, и главное принять, возможное участие в "наступающих новациях", нужно преодолеть затвердевшие представления о "техническом образовании", образовании вообще, о целях и месте политехнического института в системе деятельностей Ульяновского региона. Но прежде чем говорить о смене существующих представлений (это не механическое замещение старого новым, это скорее всего очень трудный для субъекта процесс, невероятно сложный для его "схватывания" в мышлении и тем более - для управления им), их - существующие представления - еще нужно как-то отследить, обговорить и адекватно изобразить. Для этих целей игра как бы оборачивается одной из многих своих ипостасей - она имитирует ту мыслительную ситуацию, которая сложилась к моменту проведения игры в данной системе деятельности, в учреждениях и структурах, эту деятельность представляющих. К сожалению, по отношению к данной игре приходится говорить о ее слабой репрезентативности, поскольку число участников из собственно УльПИ было незначительным(1). Факт малой представленности в этом смысле сам по себе достаточно красноречив. |
И все же, опираясь на собственно игровой материал, а также на материал, полученный в ходе подготовительной работы, знакомстве с работами сотрудников вуза (в основном обществоведов), можно выделить ряд представлений, установок, теоретических схем, которые в совокупности образуют своего рода "парадигму", которую несут на себе администрация, преподаватели и студенты. Основной ориентацией, во многом предопределяющей деятельность вуза, является ориентация на обслуживание. Институт "вживлен" в ткань хозяйственной и социокультурной жизни Ульяновского региона, он есть единица, почти лишенная автономии, и вся его деятельность посвящена обслуживанию имеющихся на территории области производственных систем, отгороженных друг от друга ведомственными, ставшими уже притчей во языцах, барьерами. Радиотехника, машиностроение, энергетика, строительство, "ткачество", самолетостроение - вот те основные отрасли, которые "заказывают музыку", осуществляют явный и неявный диктат над институтом, ориентируя и приспосабливая его деятельность под свои нужды, интересы, трудности и проблемы. Ведомства определяют хоздоговорную тематику, навязывают свои, их устраивающие модели специалистов, вынуждая институт так строить обучение и образование, чтобы исключить у будущих специалистов творчество, самостоятельность, гражданскую ответственность за развитие не только ведомства, а всего Ульяновского края. Сегодняшнему, а точнее вчерашнему производству, все эти качества были просто не нужны. И, естественно, вуз не выпускал таких специалистов. | Но если ученые института
и осуществляют "прорывы" в теории и технологиях, то их результаты
остаются невостребованными или востребованными формально. Позиция обслуживающего - это всегда позиция ожидания: ожидания указаний, интрукций, требований "сверху". Это всегда стояние, неизбежно ведущее к застою, потому что может произойти (и это уже проявляется) смена требований у того"хозяина" (в данном случае у предприятия области), которому институт призван служить. Факт отказа брать на работу выпускников строительного факультета очень симптоматичен. И эта тенденция - смена требований - будет неумолимо нарастать. Предприятиям, вошедшим в режим развития за счет новых форм хозяйствования, те специалисты, которых сегодня выпускает вуз и, судя по всему, собирается выпускать и в ближайшем будущем, будут просто не нужны. А какие нужны, увы, мало кто знает. Правда, всегда наготове дежурные модели "идеальных инженеров", и на игре эти модели "прокручивались". При их добросовестном и серьезном обсуждении, сами авторы, мягко говоря, увидели несостоятельность ходячих ныне представлений об "идеальных специалистах". Суть представлений сводится обычно к тому, что это должен быть "хороший человек", "человек, знающий свое дело". Сегодня, когда все вдруг заговорили о гуманитаризации и гуманизме, к старой модели добавляется еще один признак - "широкая общекультурная подгтовка". |
В соответствие с
этой моделью, а точнее с отшлифованным на собраниях недавней поры стереотипом,
предлагается целый веер экзотических, но не идущих к делу мероприятий:
увеличение количества часов на общественные науки, внедрение в учебный
процесс этики, эстетики, психологии, приобщение студентов к искусству
и т.д. Все это хорошо само по себе, но совершенно не дает ответа на актуальнейший
и жизненно важный вопрос: какой специалист будет нужен завтрашнему полноценному
социалистическому хозрасчетному хозяйству? Можно и отмахнуться от этого
вопроса (что весьма распространено среди администрации и преподавателей
института), указывая на его "абстрактность" и "оторванность
от жизни", но если это не будет определено, значит не будет ясна
и цель института, ибо цель, по Марксу, "угасает" в продукте,
в данном случае - выпускнике вуза. Чтобы определиться с целью, т.е. спроектировать себе завтрашнего специалиста, надо, как минимум, ответить на вопрос: какой специалист (и специалист ли, а не профессионал или универсал?) будет нужен завтрашнему производству. Но этот впрос неизбежно ведет к другому, не менее сакраментальному: а какое предприятие будет нужно завтрашнему хозяйству? А какое хозяйство будет нужно завтрашнему обществу? Этот рой вопросов (для большинства преподавателей и студентов эти вопросы сегодня - чисто риторические, но для участников проходившей игры они начали приобретать почти экзистенциальный характер) выстраивается в порочный круг всякий раз, когда господствующей установкой остается установка на обслуживание. |
Очень сильным препятствием
на пути перестройки технических вузов является иллюзия, что ответы на
эти вопросы кому-то известны. Подобная иллюзия присуща, например, экономистам.
Хотя в общем и целом признается неспособность экономической науки дать
требуемые ответы (как их дают очевидные лидеры в этой области - Л.Абалкин,
А.Аганбегян, Г.Попов), но каждый экономист в отдельности убежден, что
уж он-то лично кое-что знает из того, что надо делать. Часть экономистов
института присутствовала на данной игре, но демонстративно воздерживалась
от дискуссий. И позиция их понятна. Ведь они тоже живут и работают в идеологии
обслуживания, воспроизводят в преподавании те схемы и представления, которые
с одной стороны есть апологетика вчерашних форм хозяйствования, с другой
- утопические картинки и пожелания (!) по поводу завтрашнего хозяйственного
механизма. Все, что на игре могли продемонстрировать экономисты, так это
умение контролировать правильность (то бишъ буквальность) цитирования
участниками дискуссий (устных !) классиков марксизма. Т.е. была занята
самая непродуктивная на игре позиция - наблюдателя и контролера. Впрочем,
непродуктивная не только на игре. Что-то могут сказать о целях общества и о требованиях к современному специалисту философы вуза. Известны их интенсивные исследования по самым разнообразным темам. Большинство тем, казалось бы, точно вписываются в профиль вуза, в котором они работают. |
Это проблемы НТР,
современной техники, технического творчества, духовного производства,
соотношение последнего с производством материальным и т.д. Идеология обслуживания
- всепроникающа: философы тоже обслуживают, как бы выполняют заказ - поставляют
"технарям" и "технократам" общефилософские представления
о технике, вооружают их методологией технической деятельности и пр. И
по сути, оказывается, что философы, не смотря на искренние субъективные
интенции, обслуживали современный технократизм, подпитывая его логическими
конструкциями, которые вполне устраивают технократа и часто даже для него
удобны. Философы очень продуктивны: издаются сборники, тезисы, статьи...
Тексты некоторых авторов иногда заставляют любоваться уровнем спекулятивности
(в хорошем гегелевском смысле) и метафизической изощренности теоретических
гостроений. Но очень трудно отыскать в работах институтских философов действительно "рабочие" идеи и представления, т.е. такие идеи и представления, которые бы обеспечивали бы развитие будущих специалистов, их действительную духовность и творческую активность. И это не удивительно, если приходится обнаруживать следующее: "...предметом труда" в духовном производстве называются "различные виды информации и информационных процессов", а содержанием "духовного производства" объявляется "их (т.е. видов информации и информационных процессов - А.К.) преобразование"(2). |
Но ведь сама по
себе информация и всевозможные процедуры с ней так же мало связаны с духовностью
и творчеством, как скажем, сообщение о погоде связано с температурой воздуха
и его влажностью. Правда, есть гопытки выйти на конструирование методологических, т.е. способных стать деятельностными, схем творческого развития студентов в процессе обучения(3). Привлекает то, что авторы "исповедуют" деятельностный подход. Но само представление о деятельности, которым пользуются авторы, чрезмерно усечено и редуцировано к трем ее компонентам, к тому же не совсем ясно прописанным: 1) Продукту, 2) Деятельности по производству этого продукта (это-то и непонятно более всего, т.к. является определенной тавтологией) и З) Их взаимосвязи. Какими бы ни были благими намерения авторов "прорваться" к этакой общей конструкции, позволявшей бы изготовлять уже конкретные методики творческого обучения, но если из "системы деятельности" будут изъяты ценности, цели, проблемы и техника их перевода в задачи, а также средства и орудия, знания и способности, исходный материал и, главное, способы связи, "стягивания" этого минимального набора компонентов в систему, то невозможно даже подступаться к такой теме как развивающее обучение. Впрочем, тут и копий зря ломать не стоит: тема, которую "ухватили" авторы, осознавая ее невероятную значимость, давно и очень продуктивно ведет школа В.В.Давыдова, и с его разработками нужно просто ознакомиться(4). |
В связи с указанной
статьей важно также отметить, что на те представления, которые вводят
авторы в ходе теоретической работы (например, представление о "переходном
процессе"), более-менее активные участники игры на 5-4-й день выходят
самостоятельно, осмысляя содержание дискуссий темы обучения и образования.
Короче говоря, философские исследования, ведущиеся в стенах института,
могут способствовать самоутверждению авторов в рамках философского сообщества,
но актуализация этих исследований в деятельности самого института остается
задачей на сегодняшний день неразрешимой. Во-первых, сами исследования
требуют основательной проверки на их методологическую состоятельность,
во-вторых, нужны совершенно нетрадиционные механизмы превращения наработанных
философских идей в деятельную материальную силу. Лекции, семинары, студенческие
конференции и даже диспуты - сегодня это далеко не самые эффективные формы
трансляции философской культуры и культуры вообще. А что касается диспутов,
то они сегодня, при всей их видимой раскованности и свободе, превратились
в своего рода развлечения. Так что одиннадцатый тезис Маркса о Фейербахе
остается для философов института по-прежнему актуальным. Тем не менее, без "союза философов и естествоиспытателей" сегодня не обойтись, самим техникам-профессионалам и специалистам без культурно-философской проработки надвигающихся проблем перестройки политехнического образования не решить. |
Игра выявила, что
само представление о технике удручающе узко как у студентов, так
и у преподавателей. Под "техникой" обычно понимают некое устройство
(кстати, так неявно это понятие определено и в работах В.И.Белозерцева):
механическое, кибернетическое и т.д., призванное выполнять определенную
функцию в определенной деятельности. И такое представление с гордостью
называется "конкретным". Но это не конкретное определение, а
просто замещение (из-за неумения проводить идеализацию) понятия
вещью. Понятие "техники", "политехники" нужно еще
вырастить, построить, что возможно только в напряженной мыслительной работе
коллективов разнопредметных специалистов УльПИ. Сейчас можно лишь наметить
серию работ, которые следует разворачивать в институте для того, чтобы
в его стенах "зажили" современные представления о технике: вернуться к исходному для европейской культуры представлению о технике, а именно, к платоновскому понятию "технэ" как искусству, мастерству и проследить трансформацию этого представления в различных исторических системах мышления и деятельности, проработать представление о технике как функциональном месте в такой объемлющей системе, как "техника -теория - практика", как-то ассимилировать и приспособить, "по-хозяйски" обойтись с тем, что есть в современных разработках по проблемам техники у западных философов и социологов Хайдеггера, Мэмфорда, Тоффлера и др., |
нужно самым серьезным образом исследовать и возродить традиции русской
инженерно-технической мысли прошлого и начала этого века, придется основательно отвечать на такой вопрос: дложны ли в политехническом вузе разрабатываться и культивироваться такие получившие широчайшее распространение во всех цивилизованных странах "техники", как "психотехника", "антропотехника", "социотехника", "культуротехника", "техника управления", "техника мышления", "техника коллективной мыследеятельности"..? Ведь именно на этот вид техник ожидается самый высокий спрос, ибо, как показывает опыт США, ФРГ, Японии и других стран - там где есть подобные "техники", там и появляются практичные , т.е. нужные для нормальной жизни людей устройства. Еще одна группа представлений, составляющая парадигму или "работающее мировоззрение" в УльПИ - это представления об образовании: образовании вообще, гуманитарном образовании, научном, техническом и т.д. Здесь превалирует представление об "образовании" как деятельности по передаче и усвоению специальных и общекультурных знаний. Специальные знания передаются посредством специальных кафедр, общекультурные знания (философские, исторические, политические и др.) призваны транслировать также специальные кафедры. В помощь последним, как предполагается, подключаются партийные и комсомольские организации, факультет общественных профессий, разнообразные кружки и т.д. |
Институт представляется
этакой организованной системой, машиной (около 40 методологических семинаров!),
где основными процессами выступают циркуляции различных видов информации,
понимаемой (точнее - отождествляемой) как "твердые "знания".
Эти знания, по замыслу творцов нынешней системы образования, должны прочно
осесть в головах студентов, затем (когда студент поменяет статус и станет
специалистом) знания будут воплощаться в "конкретные дела".
О "конкретных делах" подготовленных таким образом "специалистах"
нам сегодня хладнокровно и честно сообщает хозяйственная статистика. Часто,
словно чувствуя ущербность и очевидную непрактичность подобных представлений
об образовании, вводились "спасительные" (?) дополнения в виде
непосредственного участия студентов в "труде" через производственную
практику, строительные работы на нужды самого института, сельхозработы,
всевозможные субботники и воскресники, почины и зачины. Именно в этих представлениях и действиях более всего и нагляднее всего проявляется идеология обслуживания. Политехнический институт нацеливают заведомо на то, чтобы он поставлял хозяйству не инженеров как главную интеллектуальную и культурную производительную силу, а как рабочую силу, способную лишь обслуживать допотопное оборудование, устаревшие станки и технологии. При такой постановке дела выпускник политехнического института будет отличаться от выпускника ПТУ разве что большей начитанностью. |
Хотя сегодня и некоторые
ПТУ в этом отношении могут поспорить с выпускниками политехнического института.
Что же касается гуманитарного образования, то здесь дело остается совсем "на нуле". Очень много хороших призывов беречь человека, пробуждать милосердие, повышать культуру и пр. В лучшем случае эти призывы и интенции могут дать эмоциональный импульс к разговору о гуманитаризации и гуманизации. Марксистской же традиции всегда было присуще деятельное, практическое отношение к гуманизму и неприятие гуманизма абстрактного. Но когда сегодня разговоры о гуманитаризации образования пытаются перевести в практический план, то проявляется поразительное проектное бесплодие: ничего, кроме увеличения часов на преподавание общественных дисциплин или "улучшения их качества" не предлагается. На игре с неизбежностью проявилось противоречие между дегуманизированными тенденциями в различных видах деятельности и гуманистическими устремлениями и пожеланиями отдельных конкретных людей. Доклады Бойкова А.Д. и Трофимова Ж.А. - это, по сути, реальное противоречие, противоречие "вживье", а не абстрактно-схоластическое столкновение двух позиций - технократизма и абстрактного гуманизма. Один доклад демонстрировал подход к городу как к материалу и сырью для функционирования ведомственных машин, другой - эмоциональный протест против экспансии левиафанподобных разрушительных производств. Противоречие это конечно объективное, оно тысячу и тысячу раз фиксировалось в различных текстах, но в том-то и достоинство игры, что здесь противоречия "оживают" и наполняются человеческими смыслами. |
В повседневной обычной
вузовской работе это противоречие также "делает свое дело",
но выливается либо в бессмысленное препирательство между "физиками"
и "лириками", либо в чисто коммунальные конфликты, сжирающие
интеллект, время и вообще обессмысливающих жизнь как "гуманитариев",
так и "технарей". К сожалению, на игре (из-за просчетов организаторов
и недостатка времени) не удалось перевести этот обнаженный конфликт, содержательный,
а не коммунально-личностный, в деятельный план, в промысливание конвергентных
проектов и программ. Итак, установка на обслуживание, редуцированное к вещной компоненте представление о технике, представление об образовании как циркуляции информации, представление о гуманитаризации образования как о "справедливом" распределении учебного времени между техническими и гуманитарными дисциплинами - этот набор и составил ту парадигму, в которой участники игры начали работу. Но можно предположить, что подобные представления остаются господствующими в рамках всего института. И если отдельным участникам игры в ходе интенсивной мыслительной работы удалось "прорваться" и совсем иначе увидеть и назначение политехнического института в области, и содержание образования, и пути гуманитаризации, то эти отдельные участники игры пока не могут сделать погоды в самом институте. |
Устоявшиеся представления видимо еще долго могут сохраняться, и спорадические попытки отдельных инициаторов начать перестройку и переоценку (действительную, а не продиктованную модой) всей деятельности будут глохнуть в инертной массе выхолощенных представлений об образовании и "проблемах" его гуманитаризации. Но в таком случае само существование института в городе становится проблематичным, не смотря на его видимую прочность и предметно выраженное (например, в виде новых корпусов) "могущество". Дело в том, что радикально начинает меняться социокультурная ситуация, в которую вписана ситуация хозяйственная с собственным фрагментом в виде политехнического института, "вписанным", "вмонтированным" в нее. | И пусть пока изменения
не видны, все остается, якобы, как было, но в стране и в области уже начинаются
необратимые изменения. Перед их лицом институту остается либо немедленно
(но ни в коем случае не спеша) начать радикальную переоценку собственного
места в области, либо "умереть" естетсвенной смертью, продлевая
еще какое-то время себе жизнь теми или иными временными инъекциями, например,
открытием новых кафедр, лабораторий, манипуляцией с учебными программами,
чутким реагированием на изменение административных ситуаций и т.д. Что же это за процессы, характеризующие сегодняшнюю ситуацию как принципиально новую? |
В чем принципиальная нетрадиционность ситуации, которая с необходимостью обеспечивает "вываливание" УльПИ из прежней логики обслуживания и внешнего экстенсивного роста и "втягивания" в совсем иную логику: логику перестройки и развития? Сейчас можно говорить о подобных процессах и изменениях лишь как о "зародышах", имеющих минимальную материально-предметную и организационную проявленность. Их, следовательно, можно пока только "угадывать" и контурно обозначать. |
характеристика становящейся ситуации и изменение функционального назначение ульяновского политехнического института в хозяйственной и социокультурной жизни ульяновского региона |
Демократизация
- на сегодня это один из базовых процессов, которые захватывают практически
все сферы, структуры, в т.ч. и вузы. Но пока мы переживаем такую стадию
этого процесса, которую можно обозначить как "выговаривание".
Это находит свое выражение во множестве эмоционально богатых социальных
действий, когда все, более-менее заинтересованные в судьбах страны и своей
профессии, говорят о наболевшем, выдвигают претензии, прожекты, требования,
носящие в большей части эпатирующе-утопический характер, либо банальный
с т.зр. культурных и исторических традиций. Нередко, что все вынашиваемые
в прежнее время идеи высказаны, а новых, "прорывных" идей не
появляется. А без "прорывов" в понимании ситуации, ее содержании,
целях и идеалах своей профессиональной сферы никто сегодня не сдвинется
с места. Прошедшая игра продемострировала этот момент довольно явно. В первый день все желающие изложили свои представления, с коими они живут и работают в повседневности, и если бы не "вбрасывались" идеи и представления, осмысленно заимствованные организаторами игры из ОДИ-движения (всесоюзного), то можно было бы расходиться по домам. |
Демократизация - это, следовательно, не только наличие возможностей говорить, что думаешь. Это, во-первых, само "думанье", а во-вторых, думанье по делу, за которое субъект демократизации берет ответственность. Без людей, способных коммуницировать и в коммуникации понимать самые различные, в т.ч. и свои собственные тексты, как устные так и печатные - демократизация также ничто. Не сегодня-завтра нам открыто придется обсуждать начинания и свершения управленцев хозяйств и ведомств, деятельность самой общественности. И опять же, если среди "широкой общественности" не будет людей, способных к глубокому пониманию любого, также и социально значимого дела, то эти надвигающиеся демократические обсуждения будут носить либо классический "базарный" характер, либо формально-демонстративный, как это было в недавние времена. Политехнический институт и призван как раз выпускать таких людей, но пока этому(/пониманию как функции) не учат. Вопросы герменевтики, тем более применительно к вузовской практике, еще даже не ставятся на повестку дня, во всяком случае в УльПИ. | В конце прошедшей
игры многие ее участники делали примечательные признания такого типа:
"Я много понял...". Действительно, понимание в игре - это базовый
процесс. Причем этот процесс можно искусственно организовывать, хотя для
этого требуются особенные техники. В этом смысле орг-деятельностные игры
являются краткосрочными "курсами" понимания. А демократизация,
пожалуй, есть не что иное как понимание культурно-исторического смысла
слов, мыслей и действий участвующих в той или иной ситуации людей. Прошедшая игра, следовательно, может считаться первым в истории института опытом внедрения техники особого рода - ОДИ как технического средства, обеспечивающего процесс демократизации. |
Децентрализация - это процесс, который сегодня имеет фиксированные проявления, хотя пока преимущественно в текстах. Для Ульяновской области это означает, что хозяевами на ее территории будут те, кто на ней проживает. По всей видимости, будут возникать ситуации чрезмерного обострения конфликтов между ведомствами, потребляющих территорию и населением этой территории. Пока эти конфликты удается затушевать благодаря соглашениям местных властей с паразитирующими на территории ведомствами, безгласностью и самоустранением общественности от участия в делах города и области. | Возникающие в разных
регионах экологические группы - это пример самоопределения к своей территории,
но у этих групп нет, как правило, ни анализа экологической ситуации, ни
программ реставрации экологического равновесия. Применительно к вузам децентрализация означает получение возможностей программировать свое развитие. Момент поистине беспрецендентный и пограничный. Вузам предоставлена возможность осуществлять перестройку самим, в соответствии с культурным, профессиональным, управленческим уровнем своих сотрудников и преподавателей и без указаний и регламентации сверху. |
Момент в величайшей степени ответственный. Что сегодня будет задумано на ближайшие годы, то и будет определять движение вуза и его место в жизни области. Но стадия "задумывания" требует особой формы мышления - проектного. Можно даже сказать - инженерного, ибо вузу предстоит построить самого себя. На игре, к сожалению, проявилось типичное неумение проделывать такую работу - проектировать (в мышлении !) деятельность вуза в новых условиях. Рекомендаций было много, но большинство из них сводилось (и это стало проклятием перестройки) к организационным передвижкам то в кадрах, то в расписании... Но были и интересные замыслы по поводу учебных ситуаций, взаимоотношений преподавателей и студентов. |
Регионализация - это процесс становления и фиксации (хозяйственно-экономической, оргуправленческой, мыслительной) регионов как автономных саморазвивающихся единиц. Регион не совпадает с административным делением территории. "Ульяновский регион" - пока лишь словосочетание, за которым нет достаточно осмысленного содержания. Нет его понятия, нет идеального объекта, хотя есть прожективно-утопические картинки, например у жителей Ульяновска В.В.Варламова и Б.В.Аржанцева. Но и эти картинки вряд ли годятся даже для ориентиров. Нужно строить идеальный объект, на котором можно было бы производить необходимые исследования. Состояние ландшафта, этнические процессы, воспроизводство традиционных видов деятельности и "допуск" нетрадиционных, управление, климат, урбанизация, энергетические запросы и возможности - вот далеко не полный список предметов, по которым следут разворачивать исследования. Следует решительно отказаться от иллюзии, что подобные исследования проводятся. Если и есть какие-то действия на этот счет, то они носят по преимуществу формальный характер, намерения и усилия (если таковые есть) рассыпаны по конторкам, службам, исследовательским организациям, которым нет дела друг для друга. Экономисту нет дела до этнических процессов, протекающих на территории, хотя данная зависимость становится все более очевидной. | Почвоведу никогда
не придет в голову мысль, что для излечения смертельно больной почвы нужно
не только подпитывать ее минералами и органикой, но и, скажем, радикально
менять структуру и назначение транспорта в целом по области. Социологи
могут сколько угодно намерять и подсчитывать процетные соотношения мнения
граждан по тому или иному поводу, но если у них не будет онтологической
картины, на которой можно промысливать и исследовать все системы города
и области, они (социологи) так и останутся по большей мере раздражающим
руководителей придатком к хозяйственным и управленческим структурам.
Понятно и очевидно, что для организации и для управления такого рода исследованиями нужен центр, достаточно авторитетный и обеспеченный материально. Этим цетром может стать и политехнический институт. Впрочем, появление в городе университета усложняет процесс поиска УльПИ своего места, но вместе с тем делает этот поиск еще более необходимым. Намеченные в партийных решениях изменения в хозяйственной жизни настолько радикальны, что готовиться к ним нужно весьма серьезно, уже сегодня начав поиск средств и методов понимания этих изменений и участия в них. Несомненно, что хоаяйство будет дифференцироваться по самым различным основаниям. |
Государственные
хозрасчетные предприятия, кооперативные единицы, арендные формы, советское
хозяйство (т.е. находящееся в непосредственном ведении местных советов)
- это пока только мыслимые способы социалистического хозяйствования. Какие
специалисты нужны будут каждому типу? Сегодня можно лишь сказать, что
явно не те, которые выпускаются институтом. А какие - это надо основательно,
и главное честно, обсуждать. Такова, на мой взгляд, становящаяся ситуация, в которой УльПИ предстоит определиться. Но, разумеется, это неполная и приблизительная ее характеристика. |
некоторые перспективные идеи, полученные в ходе игры |
Феноменально игра
выглядела как непрерывный коммуникационный поток, в котором высказывались
различные точки зрения по поднятым вопросам, сталкивались разные позиции,
в результате чего как бы "высекались" смыслы. Эти смыслы затем,
насколько это удавалось игрокам и организаторам ОДИ, переводились в схемы,
образовывали мыслительные фрагменты обсуждения, составляли более-менее
отчетливо артикулированные идеи. Последние можно распределить по нескольким
автономным блокам. 1. Идеи и смыслы, полученные и наработанные игроками для "персонального пользования": Каждому на игре приходилось так или иначе осуществлять проблематизацию своих ценностей, способов мышления, целей и т.д. Происходила своеобразная переплавка этих составляющих человеческой духовности, рождалось иное понимание себя и своей работы. Этот блок наиболее труден для анализа результатов игры, поскольку здесь они несут на себе личностный характер. Игроки нащупывали зоны своего личного дальнейшего развития, фиксировали то, чего в настоящий момент не знают, то, чему далее необходимо учиться независимо от собственного возраста и т.д. |
2. Ко второму
блоку смыслов и идей относятся проектные заготовки для той сферы деятельности,
организации, учреждения, из которой игрок пришел на ОДИ и в процветании
которой он заинтересован. Участники игры, студенты и преподаватели УльПИ
разрабатывали идеи для своего вуза. Представители иных организаций (Архиткутрно-планировочное
управление, Центр Гражданской авиации СЭВ, Гражданпроект, Пединститут
и т.д.) промасливали и обсуждали возможности улучшения работы на своих
местах. 3. Был еще иной контекст обсуждения темы игры, более широкий чем тот, который задавался темой и заказчиком. Игра проводилась местными, ульяновскими игротехниками. Все они заинтересованы в овладении этой новой "профессией". В Ульяновске это уже третья игра, проводимая собственными силами. Поэтому вопросы, связанные с развитием игротехники в Ульяновске, с овладением методологическим, философским, теоретическим основаниями, на которых строится игротехника, задавали особое пространство обсуждения. Что же касается собственно политехнического института, то большинство предложений относительно его развития сводилось в определенный фокус. |
Все понимали, что
институту предстоит совершить рывок, радикальные перемены, и поэтому в
игре постоянно витал образ некого органа, некоей силы, которая появится
и совершит это рывок и эти изменения. Кому-то эта сила виделась в виде
нового органа управления, кому-то в виде клуба, противопоставленного мегамашинно
организованному учебному процессу. Гуманитарный центр, студенческое самоуправление,
структурная перестройка кафедр -- таковы далеко не оригинальные предложения.
В этих "организационных кругах" сегодня вертится сознание многих, кто берется за перестройку вузов. Возможен на данном этапе видимо и иной подход к прорисовке перспектив: не новые штаты, органы и службы создавать, а продумывать и прописывать те виды деятельности (а не только их внешнее организационное оформление), которые нужно разворачивать и осуществлять для перестройки и развития. Попытаемся прописать те функции, которые сегодня в УльПИ не представлены, но без которых немыслимо его развитие. |
1.
Критика: Очень сложно прописать эту функцию в ее чистоте, т.к. на этом термине "висит" множество самых различных обыденных, политических и идеологических оттенков. Поэтому попробуем пойти по пути их отсекания. Критика - это не перечисление "недостатков и упущений", к чему часто она сведена, это не "ругательство" и не фанатичный негативизм. Скорее всего, критика - это понимание, прояснение, дискурсивное промысливание тех пределов и границ, в которых живет и действует объект, на который направлена критика. Это фиксация пределов возможного. Если, скажем, я прихожу в спорткомитет СССР и говорю, чтобы меня включили в сборную страны по баскетболу, а мне разъяснят, что не тот рост и техника игры не та, и вообще что я много ниже других претендентов по всем параметрам, то это есть критика. |
Так как мне показали
мои настоящие параметры. Я могу обижаться, но естественен вопрос: на кого?
Но я могу и начать компенсировать свои "физические недостатки",
тянуться и равняться на эталоны, понимая что эталоны сами стремительно
движутся вверх. И если скажем, что политехнический институт полагает, что выпускает инженеров, то это полагание подлежит критике. Во-первых, его выпускники во многом не дотягивают до исторических, например русских, эталонов инженера, не дотягивают до современных (отечественных и зарубежных). Тем более, не будет дотягивать до эталона завтрашнего. |
Понятно, что дать подобную развернутую критику, нужна колоссальная работа по исследованию исторических образцов инженерной деятельности, по современному состоянию инженерии, а также знать ориентиры и иметь представления об инженерной деятельности будущего. Можно, как в приведенном выше примере, обижаться, но можно, осознав свои пределы и действительный уровень, начать "тянуться" к образцам и эталонам, в том числе и к тем, которые будут типичны для ел едущего века. |
2.
Проблематизация или работа с проблемами Речь идет не о распространенной практике перечисления мероприятий, которые объявляются проблемами, подлежащими решению. Типичные проблемы-призраки для вузовской практики: посещаемость; активность и заинтересованность студента в знаниях; где взять хорошего абитуриента, коего потом и учить не надо в силу его достоинств; профориентационная работа; общественная работа студента и... много других. Понятию "проблема" еще предстоит вернуть его исходный культурный смысл. |
Когда-то Сократ
провозгласил ценность незнания. Потом Николай Кузанский писал об ученом
незнании и показал, что знание о своем незнании делает человека действительно
ученым. Обнаружение в той или иной области знания или деятельности пустот,
свободных зон, черных ящиков, дыр, разрывов, лакун - это и есть поиск
проблемы. Но зафиксировать незнание еще не означает постановки или решения проблемы. Нужно найти основания своего незнания, поскольку оно (незнание) часто происходит из-за "выключенности" субъекта из культуры и исторической действительности. Проблема - это ситуация, осознаваемая более чем трудная и не имеющая аналогов разрешения. |
Сейчас таких ситуаций множество: в инженерии, в образовании, в строительстве и архитектуре, в реальности городской жизни и пр. Но нет людей, которые бы субъективировали бы эти проблемы, осознавали бы их культурный смысл и исток, разворачивали бы соответствующую деятельность: исследовательскую, организаторскую, производственную и т.д. Функция проблемамзации, как особой деятельности, в фиксации или создании таких ситуаций, в которых происходила бы субъективация общезначимых проблем. И в этом смысле функция проблематизации - тождественна функции гуманитаризации. |
3.
Утопическая или прожективная функция Создание утопии - это универсальная функция во всех системах человеческой деятельности. Она присутствует во всех древних и современных культурах. Но зачастую, будучи неотрефлексированной, порождает недоразумения и досадные казусы с далеко идущими практическими последствиями, когда свойственное авторам утопий нетерпение толкает их на немедленное воплощение и реализацию своих детищ. Последствия такой деятельности еще более осложняются , если утопист обладает к тому же материальными и оргуправленческими возможностями. |
В нашей стране на этот счет имеется богатый опыт, что и порождает негативное отношение к прожективной деятельности и приводит к ее исключению, "изгнанию" из профессии или сфер деятельности, но тем самым и обрекая их на деградацию. Ведь без утопии нет развития. Скажем, идея парового двигателя в качестве технической утопии прожила в своей особой идеальной действительности (мире утопий) почти сто лет. Известно, что Ленин в такой классической работе как "Что делать" призывал социал-демократов мечтать. Собственно инженерная деятельность невозможна без утопии. | Сегодня практикуются так называемые банки идей. Но это разовые кампании, часто проводящиеся в угоду моде, хотя подобная работа по сбору идей, в том числе и в вузе, должна проводиться постоянно и совершаться по своей особой логике. Японцы давно поняли практическую значимость такой деятельности и просто платят участникам многочисленных конкурсов идей приличные суммы. Это свидетельствует об одном: утопическая деятельность там уже носит массовый характер и организована как производство, а не как любительство. |
4.
Кооперативная функция В оргпроект игры организаторами была заложена возможность работы особой группы - "Межвузовская кооперация". Факт, что в эту группу никто не записался и в ходе игры эта тема не всплывала, говорит сам за себя. Межвузовская кооперация не существует еще даже как идея. Те мероприятия, что несут внешне межвузовский характер, к кооперации, о которой идет речь, отношения не имеют. Скажем, на базе Ульяновского филиала Куйбышевского планового института (УФКПИ) проводятся научно-практические конференции, публикуются тезисы. Но стоит задать вопрос, куда идет все проговоренное на конференции, то станет ясен смысл этих мероприятий. Встречи руководства области с работниками вузов города, имея установочный характер, также к кооперации отношения не имеют. Есть совет ректоров, но его работа остается тайной за семью печатями, хотя потенциальные возможности этой структуры огромны. Кооперация возможна в научной, учебной, культурной сферах. |
Но чтобы началось
сотрудничество в научной области, нужны особые междисциплинарные программы,
нужны особые формы соорганизации разнопредметных специалистов. Ничего
похожего в городе на это нет. Скажем, обществоведы вузов города ни разу
не встречались с этой целью, хотя есть личные отношения на уровне обыденного
знакомства. В области подготовки интеллектуальных кадров для региона тоже возможны различные формы кооперации. Например: в одно и тоже хозяйство попадают выпускники всех ульяновских вузов - из пединститута учителя, из сельхозинститута агрономы, механики, ветеринары, экономисты, из политехнического строители, из планово-финансового бухгалтеры и финансисты. Попадая в хозяйство (а речь идет о сельских хозяйствах), они становятся не просто специалистами, а по сути - интеллектуальным слоем. И видимо у этого слоя есть свое специфическое назначение помимо задач в хозяйственной области. Как отражается это в процессе учебы? Никак. Возможны ли здесь какие-то работы еще во время обучения? Они просто необходимы. |
Во всех вузах города
есть заочные формы обучения. Тут никаких связей просто нет. Не определено
место заочного образования в системе образования вообще. Впервые это стало
осознаваться в городе как проблема во время проведения на базе УФКПИ игры
"Проектирование новых форм гуманитарного образования" (апрель,
1987г.). Кстати, ее участники, а это были именно заочники, единодушно
признали игру как одну из форм, необходимых для заочного образования. И еще один момент. Кооперация предполагает включение УльПИ в исследования, которые сегодня проводятся в региональных масштабах. В различных вузах страны сходного с УльПИ профиля создаются коллективы по исследованию инженерной деятельности, развертыванию ее новых образцов, перестройке существующих. Новосибирск, Рига, Харьков, Калининград, Обнинск, Одесса - это далеко не все адреса подобной работы, требующей межрегиональной кооперации. |
Итак, критика, проблематизация, прожектирование, кооперация - это функции, на наш вьгляд, без которых УльПИ не может основательно продумывать варианты собственной перестройки. И последнее. Это касается самой темы игры - гуманитаризации технического образования. | Представляется, что начатые в игре разработки вариантов перестройки (различных подразделений и структур, форм и содержания образования и пр.) при условии осознания самой деятельности по перестройке в качестве ценности - более чем исчерпывает содержание понятия "гуманитаризации". |
|
|
|