главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Проблемы гуманитаризации технического образования
экспериментальное научно-проблемное исследование в форме организационно-деятельностной игры
основные результаты игры
   
  образовательные проекты и разработки  
  гуманитарные практики и технологии  
  инженерия образования  
  оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
     
 
вернуться в разделш проблемы гуманитаризации технического образования  
  (0) введение  
(1) экспериментальные педагогические работы  
(1.1) организация экспериментальной площадки  
(1.2) экспериментальная программа подготовки инженеров-строителей по специализации "проектировщик"  
(2.1) орг-деятельностная игра "гуманитаризация технического образования"  
(2.2) инженерное образование и регион  
(3.1-3.2) к методологической программе инженерного образования  
(3.3-3.4) анализ оди-71 "методы и содержание подготовки инженера широкого профиля"  
(3.5) основные результаты игры  
      (1) основные результаты  
      (2) заключение
      (3) литература
(4) приложения  
     
   
  основные результаты игры  
1. Прежде чем зафиксировать результаты И-71 "Методы и содержание подготовки инженера широкого профиля", представляется необходимым сказать несколько слов об особенности результатов ОДИ. Как уже не раз отмечалось, аналогов МД, осуществляющихся на орг-деятельностной игре, в производственных ситуациях найти невозможно. К производственным здесь мы относим все те ситуации, которые являются внешними по отношению к игре. А это и само производство (в т.ч. промышленное), и его организация, и управление им, и обеспечивающе его научные исследования и конструкторские разработки, их методы, и т.д., и т.п.
Мы уже вводили в этом тексте "идею производства" (смотри, например, схему-52). Это перевод исходного материала в продукт. Таким образом, в производственной идеологии "результативность" (мы пока применим это слово) связывается прежде всего с продуктом. Что это значит? Результат, как продукт должен иметь жесткую "конструкцию", обеспечивающую его неизменность, сохранность и постоянство, материальность и вещность, возможность употребления в "произведенном" виде, совость и стандартность... В противном случае это не будет производством. Как правило, здесь нет места собственно понятию результата.
2. К результату же мы относим:
способы и методы реализации целей,
формы реализованности целей,
развитие понятий и представлений, расширение рамок понимания у участников игры,
обретение участниками игры способов и средств мыследеятельности, разворачивающейся на игре (самоопределения, рефлексии, проектирования, проблематизации, целеполагания и целеопределения, программирования и т.д.),

вынесение способов и техник "игровой" МД во внешнюю, "производственную" МД,
собственно коллектив, прошедший игру.
Следовательно, для того, чтобы сделать выводы об игре, необходимо различение ее продуктов и результатов. Наиболее ценным для нас являются результаты, и в этом наша позиция. Продукт же является побочным действием игры. И здесь мы полностью разделяем позицию тех управляющих, для которых главный результат фирмы - ее люди, их способности и качества, а сама продукция фирмы является
следствием этого результата [25].
3. В этом пункте раздела мы свяжем результаты игры с ее целями. Цели относятся к феноменологии "духовного" (схема-55) и их отождествление с продуктом есть элементарная логическая (или другого свойства) подмена. К примеру: дипломированный специалист - есть цель образовательного производства. Выпускник высшей школы - есть ее продукт, или один из его планов. Но этот продукт со свойственным ему качеством может быть получен только при соответствующим образом поставленных целях. На схеме-55 это соответствие обозначено вертикальной стрелкой. И, следовательно, выпускник высшей школы есть "побочный" выход ее образовательного производства.
Как уже нами отмечалось, перед ОДИ всегда лежат три группы целей: производственных, игровых и рабочих. Производственные цели, доведенные до участников или субъективированные ими еще во внешней, "производственной" МД (схема-29), в пространстве игры (в собственно-игровой МД) реализуются настолько, насколько игроки будут включены в процессы самоопределения и целеполаuания. Следовательно, в этом контексте результативность игры должна быть рассмотрена в отношениях к процессам целеполагания (схема-55) и самоопределения (схема-56).
схема 55
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
схема 56
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
И тогда схему-56 мы можем рассматривать в двух планах: производства "духовного" и производства "материального"(1). Их продукты и результаты детерминированы отношением самоопределения к рабочим (производственным) процессам игры. Это вертикальные стрелки на схеме-56. Другими словами, организационно-деятельностная игра "порождает" столько результатов, сколько человек приняло участие в ее работе. Или - каждый уносит с ОДИ свой результат, адекватный собственному самоопределению. И в этом смысле, наиболее бесперспективна на игре позиция наблюдателя, т.к., и в этом убеждает опыт игр, а также здравый смысл и просто жизненный опыт, она всегда наиболее безрезультативна [4, с.25].
3.1. В соответствие с игровыми целями И-71 (являющимися игровым планом технических заданий на игру) были построены онтологические модели и проекты инженера (см. схему-45, схему-46, схему-49, схему-54). Данные схемы представляют собой "состав" понятий, которые задают смысловое поле понимания включенных в игру. Широта или определенность смыслового контекста, как следует из вышесказанного, уникальны у каждого участника игры.
Развитие понятий о системе образования и подготовки позволило сделать вывод о том, что современный университет является "образовательным производством" инженера широкого профиля: инженера-женералиста, инженера знания, инженера-соорганизатора дея-тельностей...
Это связано с разрушением мифа об инженере, заключенном только в "техническую" рамку. Опора на исторический материал (смотри также распечатку фонограммы научно-практической конференции "Методология инженерной деятельности", Обнинск, июнь, 1989г.) также свидетельствует в пользу такого представления, связанного с рассмотрением инженера в социокультурной и социо-производственной рамках. Исходя из представлений о кооперированной образовательной деятельности, институт связывается с подготовкой инженера-специалиста и инженера-техника.
Анализ тематического содержания VI, VII и VIII дней игры дает некоторое представление о системе и содержании инженерного знания. Следует подчеркнуть, что построенные представления являются онтологическими основаниями, или исходной конструкцией, каркасом, наполнение которых требует разработки специальной программы исследований и проектирования. Например, исследования и проектирования современных способов инженерных работ, анализ материалов теоретических изданий, обобщающих и освещающих инженерную деятельность, исследования в области теории педагогики (и ее современных предметов - андрогогики, антропотехники и пр.). Одной из оргформ подобных программ может быть проблемно-исследовательская или методологическая лаборатория, организующая наряду с собственными разработками, тематические совещания, конференции и семинары.
3.2. Рабочие цели И-71 мы связываем со следующими специфическими для ОДИ результатами (смотри также [2, с.56]:
а) - выход на саморазвитие отдельных участников игры и игровых групп,
б) - складывание ядер инициативных групп (студенческие инициативы, связанные с программами формального образования),

в) - программа исследований в области эксперимента в высшем образовании (УльПИ, Строительный факультет),
г) - разрушение ряда мифов и стереотипов в областях экономики, производства, управления у принимавших в игре участие слушателей Центра подготовки менеджеров, а также связывание менеджмента с одной из форм инженерии в социокультурных и
социопроизводственных системах.
Наиболее значимым в этом пункте следует определить понимание участниками игры (но разумеется не каждым из принявших в ней участие) необходимость изменения организации собственного сознания в соответствии с принципами "искусственно-технической" картины мира, как основания деятельностного подхода, ухода от созерцательно-натуралистического мировоззрения, как преодоление ряда
противоречий и тупиков естественно-научного мировоззрения.
схема 57
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
схема 58 схема 59
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
4. В качестве продукта игры мы рассматриваем настоящий отчет, включающий в себя и обобщение ОД-игр по темам образования. Последнее необходимо для осмысления И-71 и реализации поставленных в отчете целей (см. схему-4). Реализация целей отчета, т.е. его употребления в качестве продукта игры, есть программа исследований "образовательного производства". А в соответствие со схемой-57 [8, с.40] - определение содержания каждой из ее позиций и их функций, в данном же контексте - прописывание блока "Б" схемы-6, а также (но уже в соответствии с этой схемой) определение функций позиций блока "В" в построении знания (модели) образования-как-объекта - блок "А".
Деятельность специалистов (позиций на схеме-57) образует единую сферу, в которой все составляющие связаны и зависят друг от друга:
а) - конкретный проект, выражающий цели обрааования, нужно сформулировать для того, чтобы построить программу обучения и
воспитания;
б) - программа нужна для того, чтобы определить число, вид и связь учебных предметов, включенных в систему образования;
в) - в зависимости от характера учебных средств строятся приемы и способы обучения, обеспечивающие передачу средств учащимся.
Таким образом, продукты деятельности одного специалиста передаются другому и становятся для него либо средствами, либо управляющими регулятивами, либо составляющими объектов деятельности. И все это вместе образует единую систему кооперированной
деятельности [8, с.41].
4.1. Итак, нам необходимо определить функции блока "В" в отношении позиций блока "Б" (в данном случае замещенных позициями схемы-57) и в отношении знаний об образовании-как-объекте. Эта работа строится в кооперации деятельностей Оргуправленца, Исследователя, Проектировщика и Инженера. Саму кооперацию обеспечивает позиция Методолога, определяя особенности МД каждой из перечисленных выше позиций в качестве оснований кооперируемой деятельности.
В этой кооперации Оргуправленец должен обеспечить процессы развития высшей школы (педагогики, обучения, воспитания, образования;
развития собственного вуза, его подразделений и т.д.). Для этого ему необходимы проекты высшей школы "будущего", реализация которых и будет представлять собой "овеществленный" процесс ее развития (схема-58).
Таким образом, позиция и функции Оргуправленца связываются непосредственно с целеоформлением процесса развиятия. Цели же являются "исходным материалом" проектирования.
Функции Проектировщика в отношении к оргуправлению - в задании видения будущей ситуации, к которой должна стремиться высшая школа (схема-59).

Основания подобной работы ему обеспечивает Исследователь (схема-60),
функцией которого является выделение и анализ двух групп тенденций - естественных и искусственных, которые являются "принадлежностью" существующей ситуации.
Искусственные тенденции в данном контексте являются как бы пустыми местами или разрывами в естественных процессах ситуации, и, тем самым, препятствующих "желаемому" направлению эволюции.
Здесь задача Исследователя - дать знания Проектировщику о "дефициентности" потенциальных и актуальных возможностей "саморазвития" ситуации. Соответственно, последний проектирует систему искусственных действий (мероприятий) по преодолению дефициентности. И это место естественно-научных исследований.
В свою очередь, Проектировщик "выдает задание" на технические исследования, т.е. на выделение таких процессов и тенденций, которые "работают" на проект. С одной стороны, это "саморазвитие" ситуации на основе естественных тенденций и процессов, осуществляющих
эволюцию ситуации высшей школы в соответствие с проектом-замыслом. С другой стороны - это построение необходимых знаний о процессах и тенденциях, соответствующих логике искусственно-технического представления о высшей школе, схваченного в проекте.
В рамках данного отчета позиция Инженера здесь является определяющей (схема-61),
обеспечивая ту структуру сознания кооперантов, которую требует их совместная деятельность. Эта структура задается содержанием искусственно-технической картины мира, в соответствие с которым Инженер соорганизует деятельности кооперантов, выделяя, описывая и перенося нормы деятельности из одной МД в другую.
схема 60
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 1990
схема 61
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5 © priss-laboratory, 1990
схема 62
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5 © priss-laboratory, 1990
схема 63
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Проекты в образовании/ Оргдеятельностные игры/ ОДИ Гуманитаризация технического образования/ 3.5 © priss-laboratory, 1990
4.2. Исходя из вышесказанного, содержание схемы-57 должно быть переоформлено (схема-62) в знаковой форме схем -58, -59, -60 и -61. Это и есть основная часть выдвигаемой программы исследования, и осуществляется она из методологической позиции (схема-63).
Здесь мы укажем отдельные шаги программы исследования, которые, следуя методологическим принципам, должны быть подвергнуты
критике и проблематизации.
4.5. Программа требует привлечения:
как уже было сказано, методолога, а также социолога, методиста и практикующих преподавателей,
выделение контрольных и экспериментальных групп (как объектов) в учебном производстве ВУЗа, имитирующих существующую ситуацию высшей школы и материал проектирования.
Целью исследования является построение методологических и социологических моделей образования и подготовки, позволяющих вести комплексные разработки и исследования высшей школы [26].
Исследование предполагает следующие результаты:
инструментальные знания о средствах и методах перестройки инженерного образования для использования в практических ситуациях ВУЗа,
проект-модель целей инженерного образования, интерпретируемых в различных социопроизводственных и социокультурных системах (реальных производствах региона, его профессиональных сообществах, учебных программах...),

онтологические и функциональные схемы-модели "педагогического
производства" инженера с методическими предписаниями по их употреблению.
вверх вверх вверх вверх
  заключение  
К результатам данной НИР, полученым в ходе годичной работы, которая проводилась в форме теоретических изысканий, работ по проектированию и программированию учебного процесса, практической педагогической работы с экспериментальной группой и в форме орг-деятельностных игр, можно отнести следующие основные моменты:
1. Выработано представление о ситуации в которой находится УлПИ. В настоящее время эта ситуация может быть описана только как социопроизводственная. ВУЗ работает в идеологии обслуживания заводов и строек городаи области, что никогда не позволит ему ставить собственные цели, фиксировать проблемы, переводить их в задачи, которые ВУЗ решает собственно образованием и профессиональной подготовкой инженеров. Установив, назначив для себя ситуацию как социокультурную, ВУЗ может стать в области транслятором и реализатором культурных норм, эталонов и т.д. в производстве, управлении, образовании.
2. Построена сеть основных понятий, в которых возможно обсуждение инженерного образования:
инженерия - техника - наука - производство,
техника - теория - практика,
организация - руководство - управление,
преобразование - эволюция - развитие,
образование - подготовка - воспитание - обучение,
проектирование - программирование - оргпроектирование - планирование.
3. Опробовано такое средство работы в сфере образования и подготовки, как представление о "педагогическом производстве", которое ставит вопросы о целях образования, проектах-моделях образованных людей, учебных средствах и приемах, особом пространстве - "инкубаторе" - для выращивания инженеров.
Все эти мыслительные построения нашли свое отражение в "Рабочей программе курса "Проектирование" для специальности 2903 - ПГС, по которой, группа ПГС-13 обучалась в 1988-1989 уч.году.

На основании результатов работы составлен ряд программ по исследованию, проектированию и программированию образования, которые станут конституирующими для будущей работы лаборатории (см.
Приложение).
вверх вверх вверх вверх
  литература, используемая в отчете  
  1. Кумбс Ф.Г. "Кризис образования. Системный анализ". - М.: 1970. - С10.
2. Зинченко А.П. "Проблемы архитектурно-градостроительного обеспечения программ развития города. Организационно-деятельностная игра, январь 1987, Ульяновск". - Методические рекомендации. - Ульяновск: ВСНТО, 1987. - С.6.
3.
Сааков В.В. "Инженер - строитель мира, или О том, что делать с нашими стереотипами". - "Ульяновский комсомолец", 19 авг.1989
4. Отчет по организационно-деятельностной игре "Проблемы гуманитаризации технического образования". - УльПИ,1988
5. Розин В.М. "Кризис культуры и образования и цели перестройки высшей школы". - "Современная высшая школа", №1, Международный журнал социалистических стран. Варшава: 1989, с.51
6. Розин В.М. "Методика: происхождение и эволюция", "Вестник высшей школы", №7, 1989
7. Щедровицкий Г.П. "Синтез знаний: проблемы и методы // На пути к построению теории научного знания. - М.: 1984
8. Щедровицкий Г.П. "Педагогика и логика", М.,1968 (на правах рукописи).
9. Леднев B.C. "Содержание образования". - М.: 1989
10. Томислав Боговац "Основы демократизации образования в Югославии". - М.: 1988
11. Сокуров А.Н. "Одинокий голос человека". - "Огонек", № 31, 1989
12. Щедровицкий Г.П. "Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности" // Сб.: Paзpaботка и внедрение автоматизированных систем в проектировании.- М.: 1975
13. "История механики в России." - Киев: 1987. - С.308.
14. Розин В.М. "Кризис культуры и образования и цели перестройки высшей школы". - "Современная высшая школа", №1, Международный журнал социалистических стран. Варшава: 1989, с.51
15. Щедровицкий П.Г. "К анализу топики организационно-деятельностных игр". - АН СССР, Пущино,1987.
16. Щедровицкий Г.П. "Синтез знаний: проблемы и методы" // На пути к построению теории научного знания. - М.: 1984, с.85
17. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 томах. Т.1. - М.: 1982, С.41
18. Лефевр В.А. "Конфликтующие структуры". - М.: Радио, 1972, С.49
19. Логический словарь-справочник под ред.Кондакова Н.И. - М.: 1975, С.600
20. Аристотель "Сочинения", Т.2. - М.: 1978, С.349
21. Вернадский В.И. "Начало и вечность жизни". - М.: 1989, С.185
22. Фейерабенд П. "Избранные труды по методологии науки". - М.: 1986, С.498, 517
23. Генисаретский О.И. "Методологическая организация системной деятельности" // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. - М.: 1975, С.475
24. Рюгемер В. "Новая техника - старое общество: Кремниевая долина" - М.: 1988, С.149-151
25. Исикава К. "Японские методы управления качеством". - М.: 1988
26. "Разработка и исследование педагогических принципов подготовки инженера в структуре ВУЗа". - Программа исследования лаборатории "Методология и игротехника в высшей школе". - УльПИ: Ульяновск, 1989.
 

 

(1) - "Нынешнему инженеру само существование духовной феноменоло-гии представляется неочевидным. Реально существующими для него являются лишь те явления, которые, хотя бы потенциально, могут быть уложены в бихевиористские схемы" [18, с.8]. В нашем контексте - такие схемы, которые задают однозначное соответствие между заданием-целью и продуктом-результатом.  
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 1990
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 29 июля 2005
последнее обновление
03 январь 2012