главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Научно-техническое творчество в инженерном вузе организационно-деятельностная игра отчет |
(2) анализ ситуации |
2.1. Предыдущая
часть - "Ситуационный анализ" - намечает для нас границы ситуации
и ее материал, по отношению к которым и будет далее рассматриваться тема
"Научно-техническое творчество в инженерном ВУЗе". В качестве
орг-техниического отношения к выделяемому "объекту" определено
программирование. Мы уже отмечали, что при первом приближении интересующая
нас ситуация относится к типам строительных или программируемых,
тем самым, требует адекватного организационно-техвического отношения
- строительства или программирования. В данном пункте мы зададим в своих
принципиальных чертах место и границы данных типов отношений. Итак, ситуация полагается нами как программируемая, что означает "запрет" на использование структурных образований УльПИ при организации в нем и развертывании "научно-технического творчества". В то же время очевидно, что ВУЗ несет в своем "теле", пусть и инородные для него, но все же составляющие "части" будущего НТТ. В первую очередь отнесем к ним научно-философские поиски обществоведов института - В.И.Белозерцева, М.П.Волкова, Т.М.Брысиной; научно-технические разработки, конкурирующие с известными НИОКР в области альтернативных источников и преобразователей анергии - Е.Г.Сменковского (о других разработках мы пока не упоминаем); далее - места для мыслительных функций (кафедры "Истории....", "Философии" и "Начертательной геометрии". |
Мы подчеркиваем
эти подразделения ВУЗа именно как места для мыслительной работы,
поскольку сегодня они связаны с работой другого рода. К этому добавим
три орг-деятельностные игры, проведенных в УльПИ - "Проблемы
гуманитаризации технического образования" (апрель 1988г.), "Методы
и содержание подготовки инженера широкого профиля"
(апрель 1989г.) и "Перспективы
и программы организации научно-технического творчества в инженерном ВУЗе"
(сентябрь 1990г.) и связанные с ними работы. Перечисленные "части" будущего НТТ в схеме предполагаемых работ помещаются в место программ (в топ программ), как их материал (см.схему-2). Тем самым, мы производим перефункционализацию строительных работ, к которым отнесен весь вышеприведенный список. Таким образом, мы выстраиваем по отношению к НТТ-как-объекту (заданному в качестве "пустого" места) иерархию орг-технических отношений. И в соответствие с предложенной схемой-2 каждая из иерархических программ должна актуализоваться в объемлемых ею программе или составе работ. На схеме это представлено в следующих шагах: программы ОДИ и СМД-методологии "овеществляются" в программах УльПИ и в программах инженерной подготовки в целом, например ГК Образования, эти программы в свою очередь актуализуются в комплексе мероприятий УльПИ, которые и должны выступить в качестве содержания НТТ Политехнического института. |
А также: функцией содержания НТТ программ ОДИ и СМД-методолории, в которое они разворачивается, являются программы НТТ, разрабатываемые институтом. Но ни в коем случае не конкретные работы в области непосредственного "научно-технического творчества". Именно так проектировалась игра, при других соотношениях программ предполагались бы и другие виды подготовительных работ, другой регламент и другая программа игры. На схеме все, включенное в прямоугольник, другими словами, содержание, программируемое в методологическом "топе", необходимо относить к типу программ становления, в отличие от программ по стабилизации или программ по преобразованию. Поэтому программы, строившиеся на игре, являются объемлющими, и полагают объектом программирования не только деятельность ВУЗа, как НТТ-объект, но и его программы и программы ГК Образования, так или иначе связанные с организацией "научно-технического творчества" в инженерных ВУЗах, а также программы в областях тех профессиональных деятельностей, которые были представлены на игре, например, в станкостроении. |
|
2.2. Внесем существенное
ограничение. Построенные на игре программы организации НТТ следует рассматривать
в качестве проекта программы, для пояснения данного момента
необходимо зафиксировать еще ряд принципиальных положений программирования.
Сама программа, являясь организационно-техническим отношением,
находится в ряду таких мыслительных работ (или отношений
искусственно-технического типа), как проектирование, техническое исследование,
конструирование и оргуправление. Искусственно-технических, а не естественнонаучных,
поскольку формой и содержанием данных работ является особая идеальная
действительность, а не "природа" или "практика"
с приданными способами и средствами отношения к ним. Действительность
программирования отлична и от "практических работ" или в широком
смысле - "деятельности" и ее воспроизводства. Необходимость в орг-техническом, или искусственно-техническом как мыслительном отношении к объектам деятельности и деятельности-как-объекту возникает или обусловливается "сбоями" в воспроизводстве деятельности или ее функционировании. Это во-первых. Во-вторых, в связи с нашим намерением развивать ту или иную "практику", в данном случае, НТТ в Политехническом ВУЗе. В-третьих, чтобы не возникло каких бы то ни было двусмысленностей: работы по программированию, а также по проектированию, техническому исследованию, конструированию и оргуправлению не являются естественным содержанием деятельности, ситуации деятельности, той или иной ее единицы. |
Поэтому бессмысленно
опираться или требовать от существующих "практических деятельностей"
ВУЗа несвойственных им работ. Еще определеннее: ситуации со "сбоями"
в воспроизводстве и функционировании деятельности, а именно это характерно
для УльПИ, являются таковыми, поскольку в них отсутствует организационно-техническое
отношение. И чтобы поставить "все точки над и": подобные ситуации
"сбоев" характеризуются отсутствием мыслительной компоненты,
подменяемой служебными предписаниями и привычными, закрепленными в сознании
наборами действий. 2.3. Но в этом смысле ситуация УльПИ является оптимальной для организации и развертывания мыслительной работы по программированию, поскольку является в высшей степени неопределенной: институт не имеет ни ясных целей, ни намеченных перспектив для профессиональных сфер, компонующих "тело" УльПИ, ни понимания исторической и культурной ответственности за складывающееся положение в региональном инженерном образовании. Речь в данном случае не о масштабах капстроительства и не об объеме хоздоговоров(6). Речь о развитии инженерного профессионального сообщества в регионе и о механизмах такого развития - инженерном образовании. Мы уже отмечали, что сотрудники УльПИ просто уклоняются от осмысления целей такого рода, определения перспектив и разработки программ развития. |
В "производственных"
же рамках, в привычной манере исполнения служебных обязанностей эта работа
невозможна. Это не наша субъективная точки зрения, не "критиканство",
а рядовое положение вещей социокулътуры. Отметим еще раз, что для нас подобная ситуация является ценностью, поскольку связывается с программированием и только с ним. Это диктует известное положение соответствия метода и обьекта. Здесь "не пройдет" ни проектирование, ни оргуправление, ни конструирование. Мы уже обосновывали это чуть выше. А программа же предполагает в ходе своей актуализации еще только становление таких форм мыслительной работы. Сразу же оговоримся, что их не следует смешивать с "реальными" работаш в ВУЗе, являщихся не более чем синонимами (точнее омонимами - свпадениями по звучанию) инженерных форм мышления, в лучшем же случае - их чрезвычайными редукциями, закрепившимися в практике "инженерных работ при социализме"(7). 2.4. Обратимся к схеме программирования, как инструментарию инженерных работ в строгом смысле слова - схема-3. В этой схеме представлены два "кармашка". Верхний связывается с мыслительными работами с "чистыми сущностями", в том числе с "нормами". НИжний (аморфный) - с мыслительными работами, разворачивающимися на материале ситуации. |
|
Пространство между
ними и есть собственно работы по программированию. Отметим, что содержанием
данных работ являются только и только конструирование, проектирование
и исследование. Поэтому если вести речь о строительстве программ, то только
программ проектных и исследовательских разработок в их комплексе. И еще
один момент. Программа несет как свою функцию и сам "анализ ситуации",
поскольку актуализует мыслительные работы по проектированию и исследованию. Покажем как в принципе работает введенная "инженерная машинка", а далее, в связи с анализом хода ОДИ и ее результатов, иллюстрации будут конкретнее. Для того, чтобы обсуждать, понимать, управлять, прогнозировать "ситуацию" (схема-3, элемент-2), например УльПИ, необходимо прежде всего понятие ситуации. Ситуации-как-таковой, принципиальной, абстрактной. А также типологии ситуаций, состава каждого типа и т.п. Это только для того, чтобы иметь возможность обращаться к требуемому типу орг-технического отношения. Подобная работа - есть работа по конструированию, как правило онтологическому (схема-3, элемент-1). Отсутствие подобной работы или "сбои" в ней есть прямая недоработка философов, в том числе и Политехнического института. Нет смысла предъявлять претензии руководству ВУЗа и его сотрудникам в их непонимании ситуации, в которой оказался ВУЗ. Ни у сотрудников, ни у руководства различными службами нет подобных средств - это работа сугубо методологическая и философская. |
Пока что можно наблюдать
лишь взаимные претензии, поскольку ни та, ни другая стороны не определились
в своих функциях. Чтобы развертывать работы в ситуации, например по организации
НТТ, необходимы исследования (схема-3,
элемент-3). Но здесь мы вынуждены в очередной раз "перевернуть"
расхожие представления. Для исследования настоящей ситуации прежде
всего необходимы проекты (схема-3, элемент-4) или видение ее будущего
(системное, структурированное, содержательное в плане деятельности)(8).
Понятно, что структуры деятельностей по исследованию и проектированию, их взаимосвязь и взаимоопределение есть опять же работа по мыслительному конструированию. Приведенное описание схемы-З является описанием работы по программированию в одном своем шаге. А поскольку назначение программ становления - в актуализации ситуации, например НТТ, то собственно программирование как становление ситуации НТТ есть ничто иное как "цепочка", последовательность шагов в соответствии с приведенной схемой рассуждений. Каждый последующий шаг "проявляет" ситуацию как существующую, так и замысливаемую, актуализуя тем самым программу. Здесь, в этом режиме, снимается вопрос о реализуемости проектов или предуготовленности материала. Снимается как преждевременный, в силу модальности актуального. |
Другими словами,
пока мы не имеем "продуктов" программирования в виде программ
исследовательских и проектных разработок, все вопросы в адрес ситуации
просто неосмысленны. Пока же мы только можем придерживаться общей схемы
рассуждений: несколько программных шагов дают нам проектное знание о ситуации
и, следовательно, знание принципиальное. Параллельно с ним мы получаем
целый ряд различных форм знания, как отношений реализации - организационное,
управленческое, предметно-профессиональное, являющихся "продуктами"
мыслительной реализации соответствующих исследований в рамках проектных
разработок. И так, шаг за шагом, в выкладывании принципиальных, специальных
и прикладных блоков знания "проявляется" программируемая ситуация. 2.5. "Овеществление" ее форм не есть специальная работа, как это бы требовалось в режимах проектирования или оргпроектирования. "Материальность" ситуации, например НТТ, есть результат и продукт организационных работ по созданию рабочих "единиц" с функциями конструирования, проектирования и исследования. Данные мыслительные работы могут протекать на тех или иных структурных образованиях ВУЗа, продуктивность или "эфдэпэшность" которых будет определяться только их способностью осуществлять мыслительную работу. Каждый шаг в программировании ведет к созданию такого рода "единиц", к становлению их кооперационных связей и их переструктуризации. |
Вовлекая в этот
процесс содержательные идеи, как ядра программ становления НТТ, мы двигаемся
к такому "положению вещей", когда "само собой" или
функционально происходит акт оборачивания: то, что нами полагалось
прежде подготовительными организационно-техническими работами,
приобретает статус развернутых работ актуального для УльПИ научно-технического
творчества. 2.6. Формально, у ВУЗа есть все необходимые для этой работы службы: управление, кафедры Истории и Философии, кафедра Начертательной геометрии и инженерией графики(9), методологическая и социологическая лаборатории, а также "практические" работы множества кафедр и технических лабораторий. И на этот материал должна быть "наложена" действительность программирования, т.е. такая структура действий оргуправленца и его "команды", которая позволила бы производить и воспроизводить знания для практики НТТ. Необходимость в такого рода знаниях очевидна. УльПИ, имея в лице кафедры Философии теоретические разработки НТТ и "духовного производства", не имеет их в качестве актуальных, развернутых в реальности практик мыследеятельности. Причина, на наш взгляд, заключается в объектно-натуралистическом подходе к "творчеству", в натурализации его образцов и норм, что закономерно приводит к анализу условий зарождения и выживаемости "натуральных" творческих образований в агрессивной среде, а подобный подход любое позитивное отношение или полагание среды исключает. |
В соответствии с
ним ВУЗ должен рассматриваться как "агрессивная" для НТТ и "духовного
производства" среда. Такова логика подхода. Вернемся к схеме-1. Область"
производства" и область "творчества" не есть морфологизированные,
структурно-вещные, натуральные образования, скрепляющие нашу деятельность.
Напротив, та и другая области, их границы выступают в своем определенном
выражении и значении только при соответствующей нашей интенции на такое
именно их рассмотрение. Другими словами, объективность "производства"
и объективность "творчества" для нас присутствуют лишь постольку,
поскольку мы строим в своем мышлении такого рода объекты-представления,
а затем их опрокидываем на материал "практической деятельности".
И в этом смысле творчеством для УльПИ будет являться все
то, что являет собой актуальное преодоление "статус кво". Это
важно, поскольку необходимо развертывание процесса "творческой
деятельности", и лишь постольку можно далее ставить вопросы об условиях,
но сводиться они должны прежде всего к основаниям следущего рода: перспективам НТТ как условиям, ядерным идеям НТТ как условиям, исследовательским программам как условиям, проектным разработкам как условиям и т.д. Заострять же вопрос на условиях как препятствиях НТТ, значит заведомо обрекать себя на вхождение в дурную бесконечность сообразовывания "реальных условий" (хотя кто может знать в чем они, кроме господа Бога?) теоретически построенным, но натурализованным конструкциям НТТ. |
2.7. На материале
игры мы проиллюстрируем схему организаций работ по становлению НТТ. Для
этого придется восстановить ее реальный ход, основные содержательные конфликты
и ту проблемную область становления НТТ в УльПИ, которая была очерчена
на ОДИ. Это необходимо как организаторам игры, так и "реальным фигурам",
ответственным за НТТ в производственном смысле. Для последних это особенно
важно, поскольку (и это в "традиции" УлПИ) его сотрудники, включая
руководство, остались вне рамок этих работ. В противном случае, т.е. при
участии в игре, они вынесли бы "живое знание" становления НТТ,
а сам отчет преследовал бы другие цели - осмысление уже дальнейших шагов
развития ВУЗа. Вернемся к п.2 и отметим еще одну особенность программирования. В програм»ировании нельзя и невозможно жесткое разделение на объект програширования и субъект программирования. В отличие от других видов оргтехнических отношений, в данном отношении отсутствует в раздельности программирующий (программист) и программируемый - программы строятся нами и для себя. Иначе все это будет в роду привычных мероприятий, спусекаемых "сверху, требущих контроля исполнения. Или спускаемых "на тормозах" и т.д. и т.п. Итак, если анализировать программы, построенные на игре, то только в связи с теми, кто их строил, для остальных анализ будет касаться программы как проекта, возможного и должного, а не возможного и актуального. |
Таким образом,
мы вынуждены констатировать, что для руководства УльПИ "научно-техническое
творчество" не является пока актуальной действительностью, а включено
в ряд служебной "активности", объем которой и задает статус
сегодняшнему управленцу. 2.7.1. О программе игры следует говорить в двух смыслах: о "предварительной программе" и о "рабочей программе". Первая представляет собой тематизацию проблемной области и была "опубликовна" в ВУЗе почти за два месяца до игры. Предварительная программа должна была вызвать отношение сотрудников ВУЗа к обозначаемой ей теме. Здесь в принципе наблюдалась ситуация, аналогичная с тематическими семинарами. Здесь мы вынуждены сделать еще одну констатацию. Характерной чертой современного советского сознания является "потребительское" отношение. Подобное сознание предполагает, что всегда и где-то существуют "продукты", которые могут быть употреблены на нашем рабочем месте, которые можно купить или приобрести по какому-либо распределительному каналу(10). Конечно, отдельные фрагменты чужого опыта могут быть освоены, но при условии осмысления опыта собственного. Но не это главное. "Потребительское" отношение распространяется на любого рода мероприятия - от научной конференции до ОДИ. |
И если на конференции
"продукт" гарантирован (оставим на совести организаторов и участников
конференций практичность применения изготавливаемых на них "продуктов"),
то на ОДИ такой гарантией является только сам факт изготовления "продукта"
его же потребителем (поэтому здесь снимается вопрос о "практичности"
продуктов ОДИ в силу практической логики игры). Подобное потребительское отношение проявилось и к игре - через ее предварительную программу, которая была распространена на Радиотехническом факультете и которая по замыслу руководства факультета должна была вызвать "живые" отклики. Как и следовало ожидать, сработала производственная традиция - "новое" и "непонятное" не вместилось в сознание сотрудников факультета. Обращаясь к 10-летнему опыту оргдеятельностных игр, необходимо отметить, что практически любые попытки выхода на тему и ее проблему с привлечением предполагаемых, будущих участников игры приводят к нулевому результату. 2.7.2. Напомним тематическую область, зафиксированную предварительной программой: Научно-техническое творчество и инженерная деятельность, Научно-техническое творчество в контексте инженерного мышления, |
Научно-техническое творчество в ВУЗе и проблема развития производства, Формы и содержание научно-технического творчества в ВУЗЕ и постановка инженерного образования. Темы сформулированы в виде "воронки", которая должна вывести заключительные доклады групп к взаимозависимости инженерного образования и технического творчества, которые в идеальном смысле представляют части одного целого, его аспекты. Этим целым является инженерное мышление. Оно в свою очередь представляет мыслительную работу с нормами мышления и деятельности: преобразование норм, конструирование новых, перенос норм с одного материала мышления и деятельности на другой. В отдельных своих аспектах иллюстрацией может служить инженерия знаний, если ее областью не рассматривать только кибернетику. В свое время этой цели служила Монжевская проективная геометрия, конструировавшая новые нормы инженерного мышления и включенных в него работ, переносившая нормы "живых", физических работ на новый материал - материал знаков, транслировавшая эти методы в своем учебном предмете. В настоящее время этот предмет сведен к курсу начертательной геометрии и черчения, благодаря чему из него выведено все мыслительное содержание, т.е. собственно объект и содержание инженерной работы(11). |
2.7.3. Как мы
уже отметили, отношения к теме игры получить не удалось. Но эта
фиксация - только следствие отсутствия действительности научно-технического
творчества в ВУЗе. Здесь нам необходимо восстановить один событийный кусочек
в подготовке игры. Ситуация Политехнического института команде игротехников
была в принципе ясна, поскольку ничем не отлична от ситуаций других ВУЗов,
в которых игротехнической команде довелось проводить ОДИ (Калининград,
Харьков, Одесса, Тольятти, Обнинск и т.д.). Его особенностью является
уже не раз повторявшийся нами факт - сложность привлечения сотрудников
к такого рода мероприятиям. Данная игра выпала на время отпусков, что
естественно только усиливало своеобразную "традицию" УльПИ в
отношении к игровым методам решения проблемных ситуаций. Единственным
решением могло быть только перенос сроков игры. Но и этот ход сработал "в холостую" против своеобразной "традиции", для которой, как и всякой другой традиции - опора в объективных обстоятельствах. Таковыми теперь уже стали погодные условия, "благодаря" которым, а также благодаря усилиям хозяйственной службы ВУЗа, было сорвано важное рабочее условие игры - изолированность коллектива. Американцы связывают с ней возможность достижения эффекта "размораживания", т.е. освобождения человека от необходимости выполнения производственных предписаний на время смены для него характера деятельности. |
Возможно, что при
становления практики ОДИ в УльПИ требование изоляции игрового коллектива
несколько смягчит свою остроту. 2.7.4. Подобная предигровая ситуация потребовала внесения в программу игры более отчетливо выраженного деятельностного контекста, чтобы кошенсировать "без-деятедьность", которую должен был привнести в игру ее предполагаемый коллектив. И здесь мы опять вынуждены признать "холостой" выстрел. "Традиция" оказалась сильнее - на игре не было политеховцев. Это лишь небольшое преувеличение, поскольку от предполагаемого состава (кстати, утвераденного приказом ректора!) сотрудошов УльПИ в 35 человек участвовало в игре только шестеро (!), а все пять дней проработали из них только трое: д-р философии, студент РТФ и студентка СФ. Поясним нашу позицию по такому стечению "обстоятельств". ОДИ является искусственной организацией, но эта искусственность должна соединяться с естественным устройством ВУЗа, здесь нет схоластики, а присутствует требование научного моделирования. Поясним. Поскольку ОДИ несет в себе и исследовательские функции, она строит и сугубо научные модели. Назначением модели является ее замещение реального объекта, в данном случае - Политехнического института. Эта отнесенность (ВУЗа к модели) и замещенность (модели к ВУЗу) позволяют интерпретировать процессы в модели как "реальные" процессы жизнедеятельности объекта (УльПИ). |
В противном случае
неизбежна ловушка "параллелизма", когда в нарушении и вопреки
требованиям процедур отнесения и замещения процессы в модели отождествляются
с процессами в реальном объекте [8].
Поэтому усилия в подготовительном периоде игры должны быть отмерены "на аптекарских весах". Такая их дозировка позволяет "схватить" в искусственной конструкции-организации игры естественность ситуации. Мы понимаем существующую идеологию руководства, в соответствие с которой нужно было "дожать" подготовительные мероприятия и людей, их проводящих. Но таким образом созданная бы "рабочая" организация игры несла бы только искусственность ситуации УльПИ и, соответственно, не несла бы модельных признаков ВУЗа, а это в свою очередь сделало бы невозможным перенос наработок игры по отношению к УльПИ в его естественном состоянии. В данном случае, как мы считаем, игра симитировала ситуацию УльПИ наиболее адекватным образом. 2.8. И последний пункт в анализе ситуации. Он связан с рабочей программой игры. В ней мы попытались мыслительно сконструировать ту действительность, в которой с нашей точки зрения следует разворачивать заказанную тему - "Перспективы и Программы организации НТТ в инженерном ВУЗе: формы и содержание". |
Как следует из сформулированной темы, ее ключевыми, рабочими понятиями являются "перспективы и программы", "организация", "научно-техническое творчество", "творчество", "форма и содержание". Мы сейчас опускаем смыслы и значения понятия "инженерный ВУЗ", т.к. этому посвящен отчет по теме № 48-48/89. | Итак, изначальной организованностью темы являются Программа и Регламент игры. Ниже приведена тематизация игры: |
|
Следущей организованностью темы игры являются тематизмы рабочих групп. Их названия являются механизмами развертывания темы игры в направлениях, указанных темами дней. | А также механизмами опредмечивания идеальной действительности тем в различных планах ВУЗа, его профессиональных областей и других аспектах: |
|
Кластер "А"
подразумевался для сотрудников УлПИ, кластер "Б" - для сотрудников
других организаций, участвовавших в игре. Кластер "В" - группа
методологического обеспечения игры. Не смотря на то, что репрезентативность УльПИ на игре была минимальной, тема получила свое оформление и на материале ВУЗа, а также на тех его аспектах, в которых традиционно мыслится ВУЗ - производственном, формах и содержании обучения, научной деятельности и пр. |
Но поскольку игра
есть прежде всего мыслительное действие, постольку ее главный результат
- постановка проблемы в ее теоретических и практических планах. И только
потом можно вести речь собственно о задачах. В нашей традиционной практике проблемы, как правило, игнорируются или же это слово выступает в качестве метафоры различного рода затруднений. |
Соответственно,
задачи, ставящиеся вне проблемы, не имеют под собой ни практических, ни
теоретических оснований, а деятельность, озадаченная таким образом является
бессмысленной и фиктивно-демонстративной. Мы полагаем, что проведенные ситуационный анализ и анализ ситуации позволяет перейти к постоновке проблемы в тех ее рамках, которые определены заданием на игру и социокультурными требованиями. |
|
|
|