главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Хроника организационного консультирования 1, 2, 3 |
(1) | полагание принципов развития |
схема организационного развития: топ 1-а |
В
данном
топе (с 3.09.2001г. и ориентировочно по 17.09.2001г.)
предпринимались попытки полагания принципов развития фирмы "Сигма-СИ".
В качестве средства полагания было привлечено различение результата, продукта,
ресурса и товара. Цель привлечения заключалась в инвентаризации "вех"
и "этапов" истории фирмы (рисунок-2).
Таким образом, усилия в полагании принципов регулировались: а) исчислением
уже достигнутых результатов, б) вычленением созданных продуктов, в т.ч.
из данных результатов, в) оценкой ресурсных возможностей отдельных результатов
и продуктов и г) определением товарных возможностей продуктов и ресурсов,
в т.ч. фирмы в целом. Были зафиксированы следующие руководящие принципы: 1. Принцип целеполагания, 2. Принцип конструирования рамок развития и 3. Принцип задания этапов (шагов) развития. Принцип целеполагания: Принцип целеполагания интерпретировался, прежде всего, как построение такой системы управления фирмой, для которой развитие является одновременно предельной и рабочей рамками. |
Также
в этот принцип были заложены требования аккумуляции ресурсов развития
фирмы - ее целенаправленных изменений (в отличии и наряду с ситуативными,
вынужденными и пр.). Принцип конструирования рамок развития: Вводился для смены режима интеллектуальной работы руководства фирмы (работ организации, руководства и управления): с объектно-вещного на пространственно-рамочный. Таковым пространством и его рамками выступило схематическое изображение слоев (этажей) предпринимательской активности (усилия) и формы его выражения (векторов направленности). Принцип диктовал необходимость развертывания целого пакета действительностей управления развитием (понятийной действительности, знаково-знаниевой, проблемной и пр.), обозначения и раздвижения "горизонтов развития" (от действий к деятельности, от малых технологий к большим, от товарных запасов к организационным ресурсам…), введение границ, выделяющих пространство развития (от чего необходимо отказаться, что следует преодолеть, что нужно достигнуть, что культивировать…). |
Принцип
этапов развития: Вводил собственно логику развития. В наиболее простейшей своей форме эта логика обязывала и к удержанию фронта работ, и к продвижению по отдельным направлениям. Первое предполагало постоянство мероприятий по инвентаризации "внутренних ресурсов" развития, второе - концентрацию усилий по изысканию "внешних ресурсов". Их обретение уже правомерно трактовать в качестве важнейших моментов развития фирмы. Его этапами, как предполагалось, выступят переходы от одних типов и видов ресурсов к другим (от простейших к сложным, от "близких" к "далеким", от материальных к организационным…). В.Сааков, 2002 октябрь |
|
(2) | строительство
рамок и обозначение направлений развития. работы идеирования и прожектирования |
схема организационного развития: топы 2-а, 2-б |
С 20 сентября началось строительство рамок развития. Рамки должны были задать оргуправленческую проблематику - область собственно оргуправленческих работ, и вывести за границы этой области те содержания, которые не являются собственно оргуправленческими, но ситуативно оказываются в границах данной действительности (в результате конкретной "истории" фирмы, квалификации ее персонала, освоенных им методов, а также сложившейся клиентуры и прочее). | Рисунок-3.1
иллюстрирует первичное членение пространства работ. Теперь оно задано
оргуправленческими работами (пространство перед планшетом или доской)
и аналитическими (пространство за плоскостью планшета). На данном рисунке сделан шаг в развертывании пространства аналитических работ, как обеспечивающих работы оргуправления. Последние на данный момент уже представлены инвентаризацией внутренних ресурсов (фиксация исходного состояния фирмы) и фокусировками на ресурсных, продуктных и товарных параметрах фирмы (начальная схематизация должной структуры фирмы). |
На
рисунке-3.2 сделан шаг в развертывании
оргуправленческих работ. Шаг заключается вдополнении сугубо "вещно-хозяйственных"
(эмпирических, феноменальных) представлений оситуации фирмы ее топическим
или фокусным представлением (мыслительным). Таковыми фокусировками послужили понятия результата, продукта, ресурса и товара. Эти четыре фокуса позволили положить на планшет уже собственно оргуправленческую схему - схему цикла предприятия. |
|
|
В
этой схеме и началась целевая (обусловленная организационно-технической
установкой) аналитика. В начале октября была попытка анализа "истории
фирмы" и "положения дел" фирмы-конкурента (в различных
циклах, заключенных данной схемой). Полученные смыслы позволили из топа
2-а переместиться в топ
2-б, в который был положен "Мир инструмента", который,
в свою очередь, позволил сгруппировать полученные смыслы по трем "местам"
планшета: 1) принципам Фирмы, 2) структуре Фирмы и 3) целям ее развития. Таким образом, продвинулась работа по конструктивизации рамок и направлений развития и, главное, включился режим идеирования (в дополнение к отбору и реконструкции образцов) и прожектирования (обозначения специфических для Фирмы перспектив и горизонтов изменений). Взаимоувязка принципов исходила из представления о месте Фирмы в Мире инструмента. Могло бы и из представления о функции Фирмы в отношении тех или иных событий в Мире инструмента, но это сразу бы внесло в оргуправленческую схему ряд преждевременных ограничений. Ниже приведены наиболее важные, на мой взгляд, содержательные наполнения этих мест. |
1.
Наполнение места "принципы" 1.1. Мир инструмента был закреплен на этом месте схемы дважды: один раз составом инструментальных смыслов и представлений (орудийных, технических, машинных, технологических, механических…), другой - внешними организационными образцами (соотносимыми, преимущественно, с таким, как Bosch и Hilty). 1.2. Сама Фирма при этом рассматривалась как Проводник в мире инструмента и как Сумма инструмента. 1.3. Оба рассмотрения в перспективе должны быть соединены в одно целое - в Человека действующего, и эта единица (минимальное целостное видение) должна быть вновь возвращена в Мир и Сумму инструмента. В практическом смысле это означало бы, что руководящим принципом Фирмы является инструментальное оснащение деятельной позиции (от оснащения конкретными орудиями до технических предписаний и практико-методических знаний). 2. Наполнение места "структуры" 2.1. Для наполнения этого места был привлечен следующий прием - помещение зафиксированных принципов в схему "тело-функция". При этом для принципа Фирма-проводник "телом" предполагалась собственно Фирма, а "функцией" трассировка Мира инструмента. |
Для
принципа Фирма-сумма "телом" предполагалась та или иная совокупность
инструментов, а "функцией" деятельность Фирмы по обеспечению
данной совокупности и ее жизненного цикла. 2.2. Оба рассмотрения также должны быть взаимосвязаны. Конструирование необходимых взаимосвязей (другими словами, обретение предельной осмысленности) и даст требуемую структуру Фирмы, т.е. работающие друг на друга функции в рамках одного функционального целого ("тела"). 3. Наполнение места "цели" 3.1. Цели в этом случае должны быть, что называется, крайне приземленными. Но эта кажущаяся приземленность, т.к. ориентировать они должны далеко не простые вещи - Фирму-принцип и Фирму-структуру. 3.2. Списочно цели сложились следующим образом: коммерциализация "Сигмы-Си", прежде всего ее хозяйственного аспекта (многое в "истории" Фирмы обусловлено конкретной биографией ее основателей, как бы против своей воли воспроизводящих в своем новом деле и предприятии прежние инженерно-технические цели и прочие некоммерческие устремления); инициирование на коммерциализированном хозяйстве предпринимательских образований (как механизмов развития в противоположность и в дополнение хозяйственным механизмам роста); |
|
превращение "внутренних" и "внешних" (по отношению
к фирме) услуг в ее фирменный товар (инженерно-технический "крен"
коммерческого предприятия породил значительную массу как бы побочных результатов,
некоторой части которых мог бы быть придан вполне законный "товарный"
или "рыночный" вид). В этом месте иллюстративна схема Фирмы как сбытовой технологии(3) (соответственно топ 2-б - топ прожектирования и идеирования, рисунок-4). Эта схема уже почти отвечает требованиям структурного изображения. |
В нее введен дополнительный элемент в функции "кооперации". Его роль - в создании и воспроизведении "запаса". Благодаря ему связи типа "запас-клиент" в общей структуре связей "запас-кооперация-клиент" становятся функционирующими, т.е. в определенных (назначаемых) пределах постоянными и стабильными. И функционируют они "по закону ассортимента" (в том смысле, что ассортиментом выступает только то, что находится в товарном обращении). | Далее
тип связей "запас-клиент" (другими словами, "ассортимент")
может быть дифференцирован в соответствии с типом функционального элемента
"клиент": рисунке-4 символы 1.1и 1.2 - это клиенты Фирмы-суммы и Фирмы-проводника (если в терминах целевой группы, то это т.н. организаторы, технологи и исполнители), символы 2.1 и 2.2 - информированные и информируемые клиенты (также вполне определенные целевые группы, но дифференцируемые не столько по профессионально-технологическому признаку, а как бы по социологическому или психологическому). |
(3) | уточнение и корректировка принципов развития |
схема организационного развития: топ 3-а |
В начале октября
работы переместились втоп
3-а - корректировки и уточнения принципов развития.
Это стало возможным благодаря, во-первых, появлению исходных прожектов
(например, Фирма как сбытовая технология, см.рисунок-4)
и, во-вторых, проявлению первых очертаний, если так можно выразиться,
контура программы развития. Попробую его зафиксировать. Продуктивные цели Продуктивной целью Фирмы является Человек действующий (Актор). Поэтому Фирма строит себя как Сумму инструмента, а действует и выступает как Проводник в мире инструмента. К сожалению, принципы суммирования пока остаются во многом интуитивными, либо основываются на воспроизведении образцов (по возможности наилучших), зарекомендовавших себя ассортиментов, устоявшихся номенклатур и пр. Поэтому здесь еще остается задача определения, с одной стороны, слагаемых суммирования, с другой, его оснований. Но то же самое следует отметить и в отношении "проводникового" принципа. Здесь еще должны быть проявлены, с одной стороны, т.н.пункты назначения (куда вести), с другой, собственно ведомые (кого вести). Тем не менее, удалось получить первые схематизмы обоих принципов (см. рисунок-5.1 и рисунок-5.2). Мир инструмента как абстрактная идея развертывается Фирмой в конкретные Сигма-суммы. Сигма-суммы образовываются в расширяющейся координатной сетке: от т.н. начала работ (того вида, в котором работы пребывали, пока они не стали "клиентом" Фирмы) в направлении их технологизации. |
В зависимости от
того, в каком горизонте технологизации работ Фирмой развертывается Мир
инструмента (мир механизации, машинизации, автоматизации, информатизации…),
а также в зависимости от того, в какую организационную форму "вставляются"
работы (ремесленную, производственную, индустриальную…), мы и получаем
в каждой из клеток этой сетки искомые основания для производства различных
(но всегда целевых) сумм инструмента. Схематизм второго принципа - "проводникового" - может быть сформулирован теперь как целевое трассирование Мира инструмента. Трассы строятся как связи двух типов событий: а) событий Фирмы в Мире инструмента на самых различных его площадках и б) событий Мира инструмента на площадке Фирмы. Сами связи-трассы выстраиваются, например, как последовательность сценирования такого рода событий, их аналитики и фиксации. Пространство изменений Собственно, пространство изменений Фирмы образуется теперь ортогональными друг к другу планами суммирования и трассирования (см. рисунок-5-3). Это означает, что реальное направление изменений может быть понято только как его восстановление из данных планов (проекций), а анализироваться изменения должны в ходе помещения реальных фактов и событий в жизни Фирмы на тот или иной план проекций. В этом ортогональном пространстве теперь должна прорисовываться "система организации-руководства-управления" Фирмы (фирменная система ОРУ). |
Планы суммирования
и трассирования могут поочередно выступать как задачами оргуправления,
так и его средствами. Важное замечание здесь: ни тот, ни другой планы не являются эмпирическими действительностями настоящей (строящейся в данный момент времени) системы ОРУ. Не будут являться таковыми и для будущей (уже в полной мере рабочей) системы оргуправления. Дело в том, что основной, опорной действительностью оргуправления является действительность проблем. Действительность проблем Проблемы не являются некоторыми реальностями, а только и только искусственными мыслительными конструкциями, которые, с одной стороны, утверждают о безрезультативности, тупиковости, бессмысленности, неэффективности, чрезмерности… усилий по решению состава текущих (сложившихся) задач, а с другой стороны, представляют собой результат переформу-лировки исходных задач, точнее, постановку нового состава (новых) задач. В этом утверждении присутствует важное следствие - система ОРУ является избыточной для деятельности, не стал-кивающейся с затруднениями. А также для деятельности, которая не ставит перед собой доста-точно сложных задач, например, задач развития. Задачи функционирования являются не менее, а в отдельных случаях более сложными, чем задачи развития, но они, как правило, не имеют самостоятельной цели и ценности, обретая таковые в более широком контексте(4). |
|
|
|
|
|
|