главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    
Виталий СААКОВ
Хроника организационного консультирования
11, 12, 13
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
содержание разделаш хроника организационного консультирования/ 1  
  (0) введение (7) оргпроектирование механизмов развития  
  (1) полагание принципов развития (8) первые замечания к программным мероприятиям  
  ((2) рамки и направления развития (9) система ОРУ  
  (3) точнение принципов (10) вторые замечания  
  (4) построение системы ОРУ (11) обеспечение функционирования и воспроизводства  
  (5) первый контур программы развития (12) мониторинг шагов программирования  
  (6) менеджмент оргпроектов (13) оргуправление и проектная аналитика. резюме  
       
 
содержание разделаш (11) обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития  
  (11.1) задачи политики и управления развитием  
  (11.2) цели и задачи технологизации  
  (11.3) проект функционально-технологического устройства фирмы  
  (11.4) рамки функционально-технологического и оргуправленческого взаимодействия с персоналом  
     
     
   
(11) обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития  
  схема организационного развития: топ 5в  
 
(11.1) Задачи политики и управления развитием
Говоря языком идеологии и политики, развитие Фирмы должно видеться с 14 июня 2002г. "вкладами" ее персонала в "инвестиционный банк". Или иначе: персонал Фирмы, как "вкладчики", располагает в "фирме-банке" своими как бы "счетами" (рисунок-35). Каждый из этих "счетов" есть то или иное предприятие (совокупность проекта, его оргпроектов и определенных мероприятий). Этим предполагается единственное: персонал, особенно менеджмент, должен отчетливо понимать, к каким результатам он стремится, какие результаты он получает или не получает, за счет чего, во имя чего… Ответить на все эти вопросы
может лишь фирменная политика.
20-го июня был сделан рисунок с целью предварительного изображения фирменной политики и, соответственно, ее проектных выходов (рисунок-36). Принципиальным в изображении политики является взаимоувязанное функционирование и развитие. Было обозначено три основных направления развития: (1) интернет-проекты, (2) проекты инфраструктуры и (3) технологические проекты.
(1) Интернет-проект призван вывести Фирму на электронные рынки инструмента и сложить ее информационную среду.
(2) Инфраструктурные проекты предназначены, прежде всего, для освоения существующих традиционных потребительских рынков и рынков, создающихся предприятиями Фирмы.
(3) Технологические проекты необходимы для освоения производственных (профессионально-сбытовых) рынков с помощью различных схем кооперации.
Проекты инфраструктуры Фирмы обрели настоятельную актуальность, поскольку даже удержание позиций, занятых на потребительских рынках, требует все более отлаженного функционирования. К тому же, прибыли на потребительских рынках все еще составляет подавляющую часть в положительном балансе Фирмы. Идеологическим основанием функционирования пока (и на обозримое будущее) остается принцип "Фирма - проводник в мире инструмента". Здесь произошла закономерная сдвижка от принципа "Фирмы - сумма инструмента". Действительно, чтобы удержать все три обозначенных направления развития (с соответствующими проектными работами), "проводниковый" принцип оказывается более рациональным. Во-первых, он позволяет преодолевать идеологию "запаса" (со всеми ее издержками), во-вторых, предъявляет более жесткие требования к технологизации коммерческих операций (нацеленных на работу с "потоками").
(11.2) Цели и задачи технологизации
Таким образом, чтобы вести дальше речь о развитии и реально шагать в обозначаемых им направлениям, необходимо сконцентрировать оргуправленческие усилия на проблемах функционирования.
12-го июля 2002г. в ядро функционирования была положена функция операторики и диспетчеризации процедур "заказа/выдачи" и "заказа/приема" (документов, товаров и пр.). Данная функция была закреплена за будущим технологическим механизмом "прилавок" (рисунок-37). Если говорить точнее, то операторика и диспетчеризация становятся общим функциональным местом в работах и в устройстве всех предприятий Фирмы. Более того, решения, которые будут далее получены в ходе технологического конструирования, должны так или иначе соотноситься на ближайшее время с существующим хозяйством Фирмы. На схеме это обозначено ее "горизонтальным" планом - наличными строениями и их оборудованием (торговыми залами, складскими и офисными помещениями, их планировочными и функциональными связями…).
Соответственно, "ядерной" функцией всего Предприятия должно стать синхронное и координированное взаимодействие его исполнительных механизмов, отвечающих за процедуры "заказа/выдачи" и "заказа/приема". Эти термины сейчас задействованы в самом широком (технологическом) их значении. Смысл, который в них вкладывается, должен закрепить представление о любой операции и процедуре, как о действии, направленном на обе стороны товаропотока(35).
 
рисунок 35
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
© priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
 
 
рисунок 36
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
© priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
 
(11.3) Проект функционально-технологического устройства Фирмы
На сх.37 этой функции отведено центральное место. Его функциональным (исполнительным) наполнением служат операторы (механизмы), связанные, с одной стороны, с механизмами закупочных технологий, с другой, с механизмами технологий сбыта. Сбытовая и закупочная технологии - это технологии, развернутые на тех рынках, на которых уже действуют и будут действовать предприятия Фирмы, а не столько ее собственные технологии(36). Т.е., те технологии, в которых фирменные предприятия должны являться вполне определенными технологическими механизмами рынка(37) (рынка, описываемого в виде технологических цепочек). В этом смысле, если коммерческие рынки описывать как "большие" закупочно-сбытовые технологии, то предприятия-механизмы Фирмы должны описываться как "инкорпорированные" в них, "кооперированные" с ними, "софункциональные" им и т.п. элементы.
Функциональные места закупочной и сбытовой технологий могут быть представлены в Фирме (или - для Фирмы) настолько и постольку, насколько и поскольку Фирма имеет "двойных" агентов, выступающих "от имени" исполнительных механизмов принадлежащих как самой Фирме, так и ее рынкам. Соответственно, в этом случае проявляются и функции менеджмента. Задача фирменного менеджмента - обеспечить функционирующие связи между технологическими механизмами Фирмы и технологическими механизмами рынка. Следовательно, в компетенцию менеджера должна входить задача, составленная, как минимум двумя "неизвестными". Другими словами, его (менеджера) аргументация решения задачи основывается на рабочих параметрах (статистических или конкретных) двух механизмов - фирменном и рыночном. Устройство функционального пространства Фирмы(38) предполагает еще две важнейших функции, одна из которых уже локализовалась, а другая до сих пор остается "блуждающей".
Речь идет о функциях координации работ менеджмента. Первая из них является оргуправленческой функцией, вторая - технологической. И если первая (оргуправленческая) уже заявляет о себе и в пространстве, и во времени, то вторая (технологическая функция оперирования и диспетчеризации) является пока целью. Оргуправленческая функция призвана вырастить фирменный менеджмент. Место выращивания пока очерчено как "моделирование" функционально-технологического устройства Фирмы. Формат ближайшего "моделирования" принят как "совещание с менеджментом".
(11.4) Рамки функционально-технологического и оргуправленческого взаимодействия с персоналом
С середины июля 2002г. возникла настоятельная необходимость в конструировании рамок (форматов) взаимодействия с персоналом Фирмы, так или иначе принимающем коммерческие решения.
 
рисунок 37
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
© priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
 
 
рисунок 38
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
© priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
 
Как было отмечено выше, эти форматы (ОРУ-совещание и функционально-технологическое моделирование) должны выявить сугубо конкретные функции менеджмента: их состав, распределение, соподчиненность и пр. Дело в том, что в ходе консультаций и оргпроектирования с руководством Фирмы накопился уже значительный багаж организационных замыслов.




Казалось бы, это весьма позитивный факт, но у него есть своя изнанка - на руководство Фирмы все больше и больше возлагаются задачи менеджмента. Следовательно, с точки зрения программы и проектов развития фактический менеджмент Фирмы все больше превращается в исполнительский персонал, занятый рутинной работой. Поэтому руководством было принято решение о привлечении "ответственных исполнителей" к реализации задач развития.
Для этого 17 июля были подготовлены простейшие образные схемы с целью "погружения" новых участников совещаний в тематику развивающегося предприятия. В первую очередь до персонала необходимо было донести всю условность отличия "сбытовой" и "закупочной" технологий, а также принципиальное различие обслуживания "потока" от манипулирования "порциями" товарной массы (рисунок-38). Далее необходимо было указать на варианты ядра закупочно-сбытовой технологии, определяющего все ее строение и возможные мыслимые назначения. Таким ядром был выбран "продавец" (рисунок-39). Именно на этом примере может наиболее эффективно быть продемонстрированы идея, суть и цель технологизации. Так, одна из немаловажных целей любой технологизации состоит в исключении "человеческого фактора".
В данном случае - исключение той роли продавца, которая сложилась в Фирме к настоящему времени, а именно того обстоятельства, когда результаты торговли всецело зависят от человека за прилавком.
Верхний рисунок отличается от нижнего тем, что в первом случае обслуживание "товарного потока" или манипулирование "товарными порциями" обеспечивается всем персоналом Фирмы в независимости от того, какие функции на него возложены - продуктивные или сервисные (обслуживающие). Нижний рисунок символизирует роль продавца как посредника между "рынком" (внешними ресурсами торгового предприятия) и Фирмой (внутренними ресурсами предприятия).
 
рисунок 39
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
© priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
 
 
рисунок 40
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
© priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
 
О негативных следствиях подобного посредничества говорилось достаточно самим руководством Фирмы, чтобы уделять им здесь какое-либо место.
Тем не менее, поскольку ответственные исполнители (в т.ч. на должности менеджера) несут пока на себе идеологию "продавца", необходимо было найти ей соответствующее технологическое оформление. Образами подобной торговой технологии выступили табачный киоск и автосалон. С ними были отождествлены магазины торговой сети Фирмы. Напротив, торговый зал при офисе Фирмы должен был явить собой технологию, исключающую центральную роль человека-продавца.
19 июля 2002г. было решено, что будущая коммерческая технология должна основываться на технологических площадках-механизмах "салон", "арсенал" и "киоск" (или - "прилавок"). Эти технологические образы-символы должны были помочь персоналу, привлеченному к ОРУ-совещанию, определиться со способами действия-поведения, а главное - с технологическими образцами действия в предлагаемом формате работ совещания.
Говоря строго, каждый из участников намечаемого совещания должен был самоопределиться либо (1) в отношении проектно-аналитических работ, либо (2) маркетинговых и прогностических (рисунок-40). Перв ое означает предпринимательское самоопределение, второе - самоопределение коммерсанта (прода вца). Далее, в первом случае фигура (позиция) "потребителя", как искомого контрагента, будет проектироваться ориентированной на образцы, задаваемые фирмой-предпринимателем, во втором случае "потребитель" будет изыскиваться исходя из принятых на "рынке" образцов торговли.
Соответственно, в первом случае "рынок" будет строиться и будет производной от активности Фирмы, во втором случае Фирма будет вынуждена искать "рыночную нишу".
Короче говоря, совещание должно было явиться своеобразным испытанием способностей к менеджмента у ответственных исполнителей Фирмы.
(11.5) Первые испытания для политики Фирмы
Итак, отныне Фирма должна себя видеть как технологию, должна действовать как технология. Пока об этой технологии можно сказать, что она - "Технология-Х". Написано с большой буквы, т.к. это имя собственное, добавлен "Х", т.к. носитель имени еще не известен, взято в кавычки, т.к. еще недотехнология.
На рисунке-41 изображено пространство работ, в которое предстояло включиться персоналу. Своеобразие этого пространства, как уже было отмечено, в том, что фирменная технология пока никак не задана. Обозначены только подступы к ней в виде смыслов "арсенала", "киоска" (прилавка) и "салона". Чтобы двинуться в этих смыслах к "Технологии-Х", необходимо вооружиться или запастись тем или иным внятным и понятным технологическим образцом. Для персонала был предложен один из образцов - револьвер (механизм с магазином), и на нем были показаны возможные шаги в технологизации коммерческого дела в Фирме.
24 июля 2002г. с целью начала испытательных работ была задана организационная схема (рисунок-42).
 
рисунок 41
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
© priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
 
 
рисунок 42
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
© priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
 
Персонал в соответствии с данной оргсхемой (и отталкиваясь от своих представлений о технологичной коммерции) должен был выделить соответствующие бизнес- процессы. А далее разложить их на технологически определенные операции и процедуры (на те "предметы" деятельности, с которыми фактически имеет дело или должен иметь). Результат испытаний вылился, как и предполагалось, в совершенно различные трактовки бизнес-процессов (и соответствующих им операций и процедур), протекающих, казалось бы, в одной и той же структуре предприятия.
Формально это следует трактовать, как (а) несоорганизованность реальных бизнес-процессов предприятия вследствие различного исполнения персоналом функционально однородных процедур и операций (мягкая трактовка), и как (б) отсутствие более-менее целостного предприятия вследствие преследования персоналом различных целей (жесткая трактовка). При этом необходимо отметить, что два ответственных исполнителя и руководитель Фирмы продемонстрировали три различные целевые установки: технологическую, организационную и финансовую.
Соответственно, ими и различным образом понимались такие коммерческие "сущности", как ассортимент и товар. Позитивный вывод должен звучать так: ассортимент и товар не есть "сущности-в-себе", а есть "сущности-для-нас". Другими словами, это функции. Следовательно, необходимо подразумевать три ассортимента Фирмы - в технологическом смысле, организационном и финансовом. Точно также и с товаром.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
 
 
содержание разделаш (12) обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития  
  (12.1) политический контур предприятия  
  (12.2) политическое вuдение ситуации  
  (12.3) политические шаги  
  (12.4) политика и оргуправление  
     
   
(12) мониторинг шагов программирования  
  схема организационного развития: топ 5г  
 
(12.1) Политический контур предприятия
Итак, конец июля завершился пробными испытаниями для намечающейся политики Фирмы. Это испытание впервые поставило задачу представливания ианалитики положения дел не как формальную (должную, регламентную) процедуру, а как сугубо практическую (осмысленную и осознанную). Поэтому необходимо выделить собственно практический смысл и результат политических испытаний:
1. Обозначились задачи и, соответственно, функции системы ОРУ по отношению к мероприятиям по строительствуфирменного менеджмента,
2. Выявилось вполне определенное место менеджмента в замысленной структуре ОРУ Фирмы,
3. Определился организационный контур Фирмы, как структуры функций фирменного менеджмента.
4. Дала о себе знать вполне конкретная зависимость реализационной составляющей проектных замыслов ОРУ и менеджмента от "человеческого материала" Фирмы.
Почему все эти 4 момента находятся в вeдении политики Фирмы и, в этом смысле, составляют ее задачи и содержание? Во-первых, потому, что руководство Фирмы пока не может вменить списочному менеджменту задачи, поставленные, и, это во-вторых, перед Фирмой организаторами необходимых изменений, а отсутствие должных изменений, и это в-третьих, оставляет не у дел управление предприятием.
Таким образом, спроектированная в первом приближении система ОРУ пока не имеет технологического воплощения в материале Фирмы.
Эта работа - по становлению систем оргуправления - нормативно принадлежит политической действительности жизни предприятия. Следовательно, первыми практическими мероприятиями по развертыванию технологий оргуправления должны явиться политические усилия, направленные, что называется, на "слабое звено" Фирмы. Таковым следует признать работу руководства со своими кадрами, в частности, с ответственными исполнителями.
В качестве предварительного политического решения 7 августа 2002г. сформулировано следующее: одной из первоочередных задач Фирмы на рынке услуг является покупка функций менеджмента. Другими словами, функций организационного проектирования и планирования предпринимательских работ. И здесь необходимо восстановить смысл данного решения.

Оргуправление и менеджмент - системно-организованные деятельности. Менеджмент есть система в системе оргуправления. Следовательно, менеджмент есть ничто иное, как функция системы оргуправления. Если жестко, то менеджмент не имеет
самостоятельного значения и собственных функций. Более того, он просто не существует вне систем оргуправления, сам по себе. Таким образом, его нельзя приобрести или купить в виде отдельной технологии.
Ему нельзя выучиться вне реальных оргуправленческих работ и задач. Его нельзя поручить к исполнению персоналом, если последний не есть производное предшествующих оргуправленческих работ. И так далее.
Все это имеет возможность и осмысленность только и только в рамках актуализованных задач и работ оргуправления. На рисунке-43 приведены аргументы для ЛПР - лица, принимающего решения. Этим лицом в данном случае является Политик фирмы. В символическом виде на рисунке дано соотношение "запасов" и "ресурсов", с одной стороны, имеющихся в наличии у Фирмы, с другой стороны, находящихся в обращении на рынке. Как это принято говорить в политике, здесь требуется политическая воля для придания реальности (актуальности) тем или иным целям и перспективам, представленным
вuдению политика.
(12.2) Политическое вuдение ситуации
В начале августа оформилось представление о Фирме, как соорганизации "людей", "процессов" и "механизмов". Первым условием соорганизации перечисленных единиц является расслоение исходного представления на три функциональных подсистемы: оргуправленческую, менеджеральную и исполнительскую (рисунок-44). В каждую из подсистем помещены свои специфические структуры функций. Функции определяются исходя из особенностей единиц оперирования, относящихся к той или иной подсистеме.
 
рисунок 43
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития. Мониторинг шагов программирования
© priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития. Мониторинг шагов программирования
 
 
рисунок 44
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития. Мониторинг шагов программирования
© priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
 
Единицы оперирования как таковые составлены движущейся информацией и движущимся товаром (см.здесь также материал в "Деловом обозрении" "Оргуправленческие технологии и бизнес"). Особенностями единиц разных слоев (подсистем) служат, во-первых, как бы различный вес или различное соотношение движущегося товара и движущейся информации и, во-вторых, различное устройство механизмов оперирования - экранов, через которые движется информация и мест, через которые движется товар.
В подсистеме ОРУ баланс движения информации и товара решен в пользу первого. Более того, экраны представляют собой реальные механизмы, а это значит, что с их помощью осуществляется воздействие на движение информации. И наоборот: система оргуправления имеет дело с виртуальными местами, через которые движется товар. Следовательно, ОРУ непосредственно не воздействует на движение товара. Полную противоположность устройству ОРУ имеет исполнительская подсистема. Она имеет дело с виртуальными экранами и, следовательно, не может непосредственно воздействовать на движение информации, но имеет дело с реальными местами движения товара, следовательно, через их посредство реально воздействует на его движение. Менеджеральная подсистема являет собой промежуточное положение между подсистемами ОРУ и исполнительской.
Подобное вuдение накладывает вполне определенный характер на политические решения и действия. Этот характер есть ни что иное, как выражение эффективности предприятия. Поэтому подготовленное 9.08.2003г. политическое решение о распределении функций и полномочий между подсистемами программируемого предприятия (рисунок-44) задает в их адрес различные цели и, соответственно, различные способы действия. Следующим шагом должен быть шаг по их определению и конкретизации.
(12.3) Политические шаги
Теперь можно зафиксировать со всей определенностью, что испытаниям подверглась технологическая политика Фирмы. Поэтому политическими шагами должны стать задание горизонтов, перспектив и рамок работ по технологизации предприятия. На рис.45 изображена картина Политика фирмы, соответственно, на картине представлена политическая действительность Фирмы. Она состоит в том, что до тех пор, пока не будет сменена данная политическая действительность, все оценки эффективности предприятия должны проистекать из технологических параметров и критериев. Рамочными параметрами являются 3 принципиальных этапа - дотехнологический, переходный и технологический. Они не есть этапы на шкале времени, сменяемые друг другом. В каждый момент времени оценка положения дел отныне предполагает его соотнесение с тремя выделенными параметрами.
Это значит, что предприятие и его отдельные рабочие операции подлежат технологизации до тех пор, пока у Фирмы есть на то воля и ресурсы (интеллектуальные и материальные). Помимо параметров эта картина задает и критерии оценки положения дел. Таковыми являются мероприятия и результаты по санации и, собственно, по технологизации.
Поэтому политическими шагами в данном горизонте являются не сами результаты мероприятий по технологизации/санации, а, во-первых, формулировка параметров и критериев технологизации и, во-вторых, обозначение (схематизация) тех механизмов, за счет которых
только в принципе и возможно достижение результатов санации и технологизации. Возвращаясь назад (к 19 июля 2002г.), можно отметить, что введенные символы "прилавка", "салона" и "арсенала" являются пока единственными энергийными образами, питающими технологическое воображение Политика фирмы.
(12.4) Политика и оргуправление
После предыдущего абзаца становится понятно, что подразумевается под собственными результатами-шагами политики Фирмы. Таковыми являются воплощения схем оргуправления в том или ином материале предприятия и, прежде всего, материале интеллектуальном, мыслительном.
 
рисунок 45
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития. Мониторинг шагов программирования
© priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития. Мониторинг шагов программирования
 
 
рисунок 46
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития. Мониторинг шагов программирования
© priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
 
Оргуправление на обозримую перспективу пока остается единственным механизмом технологизации рабочих операций предприятия. Далее придется сосредоточиваться на политтехнологиях - действительности, в которой происходят трансформация и модификация систем ОРУ. Для этого схему на рисунке-45 необходимо поместить на рабочий экран (картину) Политика (рисунок-46). Здесь необходимо политическое решение с выбором того или иного места полагания, а их на рисунке-46, как минимум, три. Если положить на место №1, то следует признать, что ранее Предприятие существовало без системы ОРУ. Сдвижка вправо означает, что у предприятия есть история ОРУ, и ее необходимо принимать в политический расчет: сохранять, модифицировать, трансформировать… В отдельных случаях окажется необходимым проект системы ОРУ (схема будущего оргуправления). Тем не менее, весь комплекс политических решений на ближайшее будущее касается, в конечном счете, одного - технологизации всех рабочих операций предприятия. И первые из них - операции, совершаемые системой ОРУ. Наиболее актуальными являются два типа операций: операции логистики и операции систематики.
Для осуществления этих операций требуется, во-первых, конкретизация и детализация исходных представлений о "Сигме-сумме" и "Сигме-проводнике" и, во-вторых, развертывание представлений о "сетях" и "потоках". Это решение и было принято 5 сентября 2002г.
Все эти четыре представления являются взаимодополнительными как в отношении операций логистики, так и операций систематики.
Логистика с этого момента положена в основание всех операций предприятия, она составляет вполне определенное и конкретное положение дел Фирмы.
Регулироваться операции логистики должны, в свою очередь, операциями систематики, представляемыми на данный момент в виде двух групп укрупненных процедур: группы процедур по аккумуляции ресурсов и группы процедур по размещению ресурсов (рисунок-47).
Далее необходимо было задать политическое пространство работ, в котором возможно обозначать цели и направления оргуправленческих работ и обслуживающих его позиций. Таким пространством служит схема на рис.48. В соответствии с ней рынки отныне должны рассматриваться как коммерческие технологии, подлежащие масштабированию. Тем самым, Фирма делает еще один шаг в программировании своего развития. С точки зрения общей диспозиции оргуправленческие работы на этом шаге отныне эффективны только при соответствующих работах проектной аналитики. Этим фиксируется, что заканчивается подготовительный период программирования, в т.ч. оргуправленческая подготовка (обучение), и Фирма начинает т.н. внедренческий эта
 
рисунок 47
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития. Мониторинг шагов программирования
© priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития. Мониторинг шагов программирования
 
 
рисунок 48
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития. Мониторинг шагов программирования
© priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
 
 
содержание разделаш (13) обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития  
  (13.1) реальности оргуправления  
  (13.2) резюме  
     
   
(13) оргуправление и проектная аналитика. резюме  
  схема организационного развития: топ 5б  
 
(13.1) Реальности оргуправления
Появление такой рабочей позиции, как проектный аналитик, означает, что меняется характер оценки Фирмой своей реальности. Говоря методологическим языком, картины реальности теперь заполняются не только и не столько различными феноменами, манифестациями окружающей среды и прочими внешними явлениями, сколько реконструкциями и конструкциями процессов и механизмов, составляющими невидимую сторону реальности. Эта задача и возлагается на проектного аналитика.
Для того, чтобы вырастить в системе ОРУ данную
позицию, необходимо выполнить два условия (рисунок-49). Первое из них. Строящиеся аналитические схемы как бы опрокидываются в план реального с целью обозначить собственно реальные площадки деятельности Фирмы (левый фрагмент схемы). Второе условие. Овладение этой процедурой предполагает, в конечном счете, рассмотрение аналитических схем в качестве единственно реальных плацдармов деятельности (правый фрагмент).
С этого момента (19 сентября 2002г.) внутри работ оргуправления выделяется линия проектной аналитики, которая должна поставлять оргуправленцу "очищенные" представления реального. Исходным проектно-аналитическим принципом выступило разотождествление как бы единой до того системы оргуправления на две подсистемы:
оргуправление с функциями менеджмента рынка,
оргуправление с функциями менеджмента технологий.
 
рисунок 49
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития. Мониторинг шагов программирования. Оргуправление и проектная аналитика
© priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ В.Сааков: Хроника организационного консультирования/ (11,12,13) Обеспечение функционирования и воспроизводства механизмов развития. Мониторинг шагов программирования. Оргуправление и проектная аналитика
 
Между этими подсистемами на первых шагах устанавливается, в свою очередь, также определенное функциональное отношение. Состоит оно в том, что развертывание работ по оргуправлению технологиями до определенной меры сворачивает работы по оргуправлению рынком как пространством возможностных событий, статистических параметров, вероятностных результатов и пр. Это шаг к строительству механизмов самоорганизации Фирмы и ее будущих предприятий. Самоорганизации в том смысле, что Фирма является уже не только "объектом" организации со стороны "рынка", но готова также предпринимать собственные организационные усилия по отлаживанию и налаживанию своих служб, механизмов, функций и т.д. На рис.50 приведена топика оргуправления с акцентом на организационной составляющей работ. Исходным моментом в ней является взаимодействие процессов организации (воздействия на Фирму извне) и самоорганизации (воздействие изнутри). Результаты взаимодействия должны быть воплощены в организационные схемы:
фирменного хозяйства (в него должно входить только то, что является предметом снабжения и не несет самостоятельного предпринимательского или производственного значения),
функциональной структуры Фирмы (вне привязки к ее сложившимся материальным организованностям),
штатной организации Фирмы (максимально свободной как от организационной схемы хозяйства, так и функциональной структуры).
В этом случае возможно будет рассчитывать на то, что оргуправление предстанет в виде постоянно воспроизводящегося проектирования, оргпроектирования и реализационных мероприятий развития.
(13.2) резюме
Таким образом, 25 сентября 2002г. данной схемой завершился годичный такт работ по программированию развития Фирмы. Схему рис.50 следует рассматривать как Программные мероприятия развития Фирмы (топ 6-г на схеме рис.1).
Бюджет развития на этот момент времени следует понимать как пассивы и активы возможностей Фирмы к развитию. На 25 сентября 2002г. данный бюджет следует оценивать как профицитный. Следует отметить, что этот профицит образован исключительно интеллектуальным и психологическим капиталом руководства. Также необходимо зафиксировать, что сотрудники Фирмы и, прежде всего, ее ответственные исполнители являют собой компонент, нейтральный по отношению к целям, задачам и усилиям развития. Исходя из общей негативной оценки персонала, используемого в бизнесе, этот факт нейтралитета следует признать позитивным.
Руководителям Фирмы переданы основные представления о развитии, как целенаправленном организационно-техническом изменении существующего положения дел. Часть из этих представлений освоена в качестве теоретических положений и принципов, часть - в форме рабочих принципов и положений, часть - в функции инструментария оргуправления.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
 

(35) - Пока эти стороны товаропотока должны представляться как самые обобщенные его направления: "к фирме" и "от фирмы".  
(36) - Представление Предприятия как механизма закупочно-сбытовых (распределительных) технологий - пока еще дело будущего. Но уже сегодня оно должно иметь соответствующие атрибуты данных рыночных (прежде всего коммерческих) технологий.  
(37) - Речь о "рынках" уместна до тех пор, пока они даны Фирме (ее руководству и менеджменту) сугубо статистически. В той мере, в какой эти "рынки" будут индивидуализированы и конкретизированы, будут определяться персонизированные контрагенты Фирмы (ее кооперанты или конкуренты).  
(38) - Здесь важно отметить, что задаваемое этой схемой (схемой функционального устройства Фирмы, рисунок-37) соответствие "пространства функций" (верхняя часть рисунка) "территориальным плацдармам" (нижняя часть) предполагает за последними как "внутренние" пространства Фирмы (буквально, состав ее рабочих сооружений и их помещений), так и "внешние" (городские районы, город, регион…).  
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, октябрь 2002
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 01 апреля 2005

последнее обновление
27 ноябрь 2014
03 март 2012