главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Анализ непрерывности и процессуальности среды теоретическое обеспечение исследования средообразования/ диссертация, 1999 заключение |
На правах рукописи
Сааков Виталий Вадимович АНАЛИЗ НЕПРЕРЫВНОСТИ И ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ СРЕДЫ теоретическое обеспечение исследования средообразования 24.00.04 Прикладная культурология Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии Научный руководитель доктор культурологии В.А.Никитин Москва 1998 |
формат
word в zip-файлах / 7z
для internet explorer |
|
Среда мыслится и проживается как непрерывность.
Способ представления непрерывности с необходимостью диктует обращение
к категориям "искусственное" и "естественное". Обращение позволяет в
едином приеме: соединить методы (принципы и приемы) организационно-технического
и экологического отношения к процессам средообразования, соединить установки
и цели преобразования-порождения среды и ее воспроизводства-восстановления,
связать в профессиональном понимании и рефлексии "внешнюю" и "включенную"
исследовательские позиции, комплексировать в систематике многообразия
феноменов средообразования процедуры т.н. естественной и искусственной
классификаций, воспользоваться одновременно как наличием нормативных
положений, методических рекомендаций, исследовательских данных, так
и отсутствием подобного теоретико-методического обеспечения.
|
Настоящее исследование было всецело обращено на разрывы
и рассогласования, присутствующие в истории средового подхода как попытки
и приемы решения отмеченных выше задач. Рамки и действительность (картина)
средообразования, в которых осмыслялась данная проблематика, получены
в предпринятом критическом анализе категориально-понятийной эволюции
средового подхода. Основным результатом исследования является построение
модели механизмов, обеспечивающих процессуальную непрерывность средообразования.
Теоретико-методические принципы, фиксируемые данной моделью, служат
как утверждению эмпирической и логической объективности исследуемых
механизмов, так и их предложению в качестве инструментов проектной культуры
и способности проектного воображения.
|
|
1.1
На эмпирических примерах и с точки зрения рабочей гипотезы непрерывности средообразования показано, что затруднения средового подхода имеют онтологический статус, а не являются только следствием неразработанности терминологического аппарата, приемов аналитики и систематики. Процессуальные разрывы обусловлены различием мест и времени средообразовательных циклов. 1.2 Данный класс затруднений в теоретико-методическом плане целесообразно подвести под особый тип состояний средообразования - атехнологичное, с равным успехом склоняющееся к сверх- и контртехнологичным состояниям, а также к равной возможности самоорганизации и деструкции среды. 2.1 Модель непрерывности актуальна в исследовании и проектировании в случае: неявно заданного объекта, в отсутствии типологического описания и, собственно, в изучении и создании среды. Все три аспекта характеризуются как поиском и установлением логики отношения сложности/определенности среды, так и психологизацией и мистификацией средств и задач средообразования. 2.2 Различаются два типа условий для работы с "разрывами" средообразования: исследовательское мышление и организаторские усилия. Общей для обоих является категориальная типология сред, специфическими - задачи средообразования. Со стороны исследования для задач организации (обустройства и оборудования) среды поступают логика превращения "части" среды в ее "целое" и знание о границах невмешательства организации в естественно-исторический ход событий среды. Со стороны организационных усилий исследовательскому мышлению поставляются задачи построения моделей естественно-искусственных и искусственно-естественных, внутренних и внешних механизмов средообразования. |
2.3
Границы и содержание действия механизмов средообразования подлежат множественной интерпретации. Сборка в целое осуществляется в логической структуре (способ-подход-программа) средообразовательной деятельности. В зависимости от целевой ориентации ее содержание ограничивается "областью существования", "миром представления", "пространством возможного" - тремя ипостасями архитектурной среды. 3.1 Поэтому основная проблематика - в строении мыслительной (логической) формы, способной вмещать планы интерпретации и возводить на них представления о соответствующих механизмах средообразования (его непрерывности, воспроизводимости, деструктивности и пр.). Их квазиестественность служит идеалом для целого ряда исторических и современных проектов и программ устройства среды. 3.2 В онтологической картине средообразования отчетливо фиксируется принцип средового подхода - смещение акцентов в идее и понятии среды с ее "границы" к "присутствию" в ней. Требования и функция присутствия могут трактоваться как персоналистически, так и в объективируемых механизмах и институтах жизнеустроения. Критерием решения (выбора) служит форма рефлексивно-критического отношения. 3.3 Принадлежность механизма, например воспроизводства различных сторон средообразования воспроизводимому им целому среды, есть суть и принцип ее рекреирования. Топика средовых исследований строится как установление и выдерживание данного принципа. Важнейшим направлением исследования среды является системная соорганизация приемов рекреативного и реконструктивного подходов и построение типологии соответствующих средообразовательных ситуаций. |
|
|