главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Анализ непрерывности и процессуальности среды теоретическое обеспечение исследования средообразования/ диссертация, 1999 введение |
На правах рукописи
Сааков Виталий Вадимович АНАЛИЗ НЕПРЕРЫВНОСТИ И ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ СРЕДЫ теоретическое обеспечение исследования средообразования 24.00.04 Прикладная культурология Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии Научный руководитель доктор культурологии В.А.Никитин Москва 1998 |
zip-файлы: |
©
priss
1999
|
|
Общезначимым в современной характеристике средообразования
является указание на многократный рост сложности и разнообразия современных
задач реконструкции и реставрации исторических сред города, обостряющаяся
проблематика обживания и одушевления (экологизации и гуманизации) новых
городов и городских пространств, а также затруднения с представлением
среды в учебном содержании архитектурной и дизайнерской подготовки.
Со средовой проблематикой связывается и решение целого комплекса социальных,
психологических и технических задач культурного строительства как в
широком, так и специальном смыслах. В отечественной архитектурной теории
накоплен значительный опыт осмысления и исследования феномена среда:
Глазычевым В.Л., Раппапортом А.Г. с т.зр. методологической структуры
средового подхода, Лежавой И.Г., Гутновым А.Э. с т.зр. градостроительной
формы и функции среды, Иконниковым А.В., Рябушиным А.В. со стороны ее
истории, развития и эстетических форм, Высоковским А.А., Генисаретским
О.И., Кагановым Г.З. со стороны ценностных аспектов и способа рефлексии,
др. исследователями и с др.точек зрения и сторон.
|
Тем не менее, и для архитектуры остаются открытыми
вопросы, касающиеся принципиального положения о процессуальности средообразования
и, соответственно, непрерывности его осуществления и существования.
Постольку сумма знаний и интуиций о среде до сих пор не составляет теоретического
предмета как архитектуры, так и иных сфер деятельности со сложным составом
своих объектов. Отсутствие теоретического предмета связано и с открытостью
вопроса о принципах и строении учебного предмета среда для нужд
архитектуры и дизайна, а также экпозиционных, демонстрационных, коммуникационных,
образовательных и т.п. средовых практик, ориентированных на комплексные
и синтетические решения своих теоретических и практических задач.
|
|
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Данное исследование предпринято как попытка разработки комплекса понятий и схем, который указал бы в общей совокупности процессов средообразования на т.н. состояния самоорганизации и воспроизводимости среды. Описание подобных состояний служит подтверждением процессуальной непрерывности средообразования, а также существования обеспечивающих его механизмов. Есть особенность представления, изучения и управления (регулирования) данными механизмами и она во многом состоит в том, что их содержание, закономерности действия, внутренние и внешние связи не могут быть в полной мере логически выведены из определенных типологических схем и технологий(1). Как, например, из вполне оформившейся в проектной культуре идеи зрелища, обучения, торговли, коммуникации или здравоохранения... следуют одноименные описания (модели) архитектурных, городских и прочих специальных сред. Невозможность прямой аналогии и, следовательно, признание за средообразованием некоторых процессов как "вещей в себе" и позволяет говорить о самоорганизации среды и ее обратной стороне - дезорганизации и деструкции. Последние обнаруживают себя в практике и иной реальности средообразования затруднениями в регулировании качеством среды, темпоральной, функциональной и семантической ее определенностью(2). Указанные затруднения обусловлены сложностью построения мыслительной действительности (картины) среды(3), в которой процессуальность средообразования нашла бы основания для собственного отражения, а также для обозначения культурных и ситуационных границ самоорганизации и воспроизводимости. В решении отмеченной задачи для архитектуры можно рискнуть провести аналогию в затруднениях, встающих при представлении как фрагмента среды, так и среды-как-целого. Но более важным является совпадение контекстов, в которых обнаруживается аналогия изучения и регулирования средообразовательными процессами столь различного масштаба. Так, самоорганизация среды - эпифеномен с профессиональной точки зрения - несомненно действительна в обоих случаях постольку, поскольку профессионал (организатор, устроитель, аранжировщик) будучи лишен здесь методических описаний, придает своим знаниям о средообразовании самые общие формы (не всегда осознавая, что его интуиция - это балансирование между организацией и деструкцией среды)(4). |
Также несомненно, что т.н. самоорганизация (при любом
масштабе рассмотрения) скрывает за собой деятельных субъектов средообразования(5),
например, уклады и формы городской жизни. И в этом случае действенность
отдельных механизмов средообразования свидетельствует о явных и предположительных
агентах среды с собственными сценариями ее событий(6).
В отсутствие (или неразработанности) теоретического и методического знания о процессуальной непрерывности средообразования неизбежны антропоморфизация и психологизация его механизмов. Подобное представление, как правило, эмпирическое, закономерно сводит экологическое и культурно-историческое взаимоотношение среды и человека к сугубо частным моментам (характеру переживания, легкости или сложности адаптации(7)). Логическая интерпретация полагает сущность подобных механизмов в контекст фундаментальных принципов средообразования - его процессуальности, непрерывности осуществления, воспроизводимости. Др.словами, исходным знанием о средообразовании, предваряющим специальные вопросы изучения и создания среды, а не их производным результатом. Уже поэтому модели непрерывного средообразования и знание их механизмов (как общей рамки ресурсов средообразования) должны быть сопоставимы с теоретическими и методическими аспектами архитектурной реконструкции и реставрации среды, семиотического конструирования в системах обучения, массовых коммуникаций, а также в различных экранных технологиях. Исходя из этого, актуальность исследования заявляет себя и как особая действительность (картина) представлений о регенерации среды, восстановлении ее "ткани", воспроизводимости опорных значений и функций, культивировании и поддержании жизнезначимых и семантических качеств, в т.ч. в отношении человека. Пока эта действительность не развернута, представления о механизмах, обеспечивающих полноту явлений средообразования, неизбежно натурализуются и локализуются в узком (с т.зр. идеи среды) составе пространств, функций, материалов и свойств жизненного и духовного мира. Границы локализации сегодня по-прежнему обусловлены рациональностью узкого профессионализма, который может быть раздвинут теоретизацией средового подхода, а само исследование механизмов непрерывности - феномена средообразования - способствует, со своей стороны, методическому cовершенствованию средового подхода. |
|
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Целью исследования является построение теоретической картины непрерывности и процессуальности средообразования как фрагмента "проектной культуры и способности проектного воображения"(8)(22). Этим предполагаются задачи (1) описания соответствующих механизмов в категориях, понятиях свойств и функций среды (построение онтологической модели); (2) представления практико-эмпирических ситуаций сбоя механизмов самоорганизации, воспроизводимости, деструкции и т.п. "иррациональных" событий среды (схематизация разрывов процесса средообразования); (3) поиска средств практического приложения представлений о непрерывности процесса средообразования (конструирование форм мыслимости среды). А именно: 1) Показать, что затруднения в реализации средового подхода имеют онтологический статус, - подвести данный класс затруднений теоретико-методического плана под общий тип ситуаций средообразования. 2) Адресовать разрабатываемые модель и схемы преодоления затруднений различным областям приложения средового подхода, - различить и классифицировать условия исследовательского и проектного подходов к оценке рассогласования процесса средообразования, - проинтерпретировать границы и содержания, общие для внутренних и внешних механизмов средообразования. 3) Задать состав и структуру рабочего представления о механизмах непрерывного средообразования, - придать ему необходимую форму и способ критически-рефлексивного отношения к времени и месту средообразования, - описать ситуации, иллюстрирующие действие механизмов процессуальной непрерывности средообразования. Методом исследования является построение специальных схем-изображений процесса средообразования и их логико-понятийный анализ. Недостаточность исходного знания об эмпирических фактах процессуальной непрерывности средообразования (как рабочей гипотезы) диктует методу семиотико-эпистемологическую форму. |
На первом шаге исследования процесс средообразования
объективируется в материале архитектуры посредством терминологического
созначения самоорганизации с известными помещениями и пространствами
общественных зданий и города(9);
далее через описание архитектурных пространств и средовых образований,
в которых самоорганизация, воспроизводимость и т.п. свойства и функции
реализуются независимо от классификационной принадлежности рассматриваемых
объектов(10)
; и, наконец, к описанию непрерывности средообразования как свойства
архитектурной среды в целом(11)
и среды-вообще.
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ формулируются в рамках категории "организм-среда" с внесением в нее необходимой модификации и ряда запретов. Под организмом подразумеваются, собственно, свойства воспроизводимости и самоорганизации (объект исследования), а вся категориальная пара берется не со стороны логического - онтологического и функционального - противопоставления, а, главным образом, со стороны конструктивного отношения, например: организм в функции продуцирования среды. Архитектурная (городская) и культурная среды являются понятиями более тонкими и сложными, нежели понятие "окружающая среда". Поэтому категория организм привлекается только для выделения специфического свойства среды (предмет исследования)(12). Описать его - тем самым определить в средообразовании соотношение "искусственного" и "естественного", обнаружить механизмы совосстановления, с одной стороны, среды, с другой - человека(13). Внутри данных категорий рассмотрению в первую очередь подлежали: теоретические материалы исследований становления и эволюции средового подхода в отечественном архитектуроведении (тексты 1970-90 г.г.), материалы "практические" - фрагменты архитектурно-проектной документации (графика, фото) и характерные примеры средовых реализаций в различных областях практики (1970-1980 г.г.), связанные с воплощением идей средового подхода(14) (границы исследования). |
|
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТИ
выражаются в возможности дальнейших более тонких и глубоких исследований различных состояний процесса средообразования и его механизмов. Теоретически такая возможность обеспечена предпринятым логическим анализом представлений о среде и построенным рабочим понятием, в котором взаимоувязываются многозначность и многоаспектность среды (структура способов средообразования, средового подхода и средоформирующих программ). Наряду с этим, в контекст деятельностного описания средообразования включены феноменологическое и эмпирическое. Цель привлечения этих описаний - в фиксации принципиальных ограничений способам деятельности в среде, а также для выделения нежелательных и невозможных направлений средообразования. Практическая возможность обеспечена моделью соорганизации внутренних и внешних механизмов средообразования. В теоретико-методическом плане важны гипотеза, теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение непрерывности как модели средообразования, репрезентирующей одно из фундаментальных свойств и намечающей направление исследований и аналитики ресурсов средообразования. В практико-методическом плане значение имеет обоснование воспроизводимости и самоорганизации как свойства, присущего каждому средовому образованию и фрагменту среды независимо от уровня и масштаба их рассмотрения. Проектно-методическая ценность заключена в модели и схеме средообразования, связывающих теоретические положения диссертации с определенными эмпирическими видами и классами архитектурных и городских пространств, специальными и функциональными средами (образовательными, экспозиционно-коммуникационными). В сугубо практическом смысле может быть использовано описание и характеристики состояний архитектурного средообразования. |
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ
состоит в рассмотрении и описании механизмов средообразования, ответственных за его несанкционированные изменения: спонтанное, незапланированное возникновение различных организованностей среды, рассогласование проектных замыслов среды и их реализаций, а также устойчивость отдельных образований среды к попыткам их трансформации или непредвиденно быстрый их распад. (здесь же следует отметить всеобщую интуитивную неудовлетворенность окружением, не справляющимся с архитектурным статусом среды). Для описания подобных явлений выдвинута гипотеза о фундаментальном свойстве процесса средообразования - его непрерывности, востребующей развернутой системы теоретических представлений: - о цикле жизни организованностей среды и их взаимодействии с "внешними факторами", - о многозначности среды, отдельные и специальные значения которой всегда являются ее редукциями(15), - о "точках роста" среды и их морфологического присутствия в реальной ткани города и культуры, - о приемах их описания и обращения с ними. Гипотеза, понятие и модель служат в исследовании и организации среды: (1) для корректного перехода между разномасштабными и разнородными ее единицами(16). В одном случае - сложных, но возможных к описанию и организации, в другом - сложных в самих попытках изучения и организации. (2) Для описания разрывов в течении средообразовательного процесса. Явления непрерывности как единицы первого типа (возможные к описанию) находят себя в разрывах событий средообразования, как второго (проблематичные в описании) - обнаруживают себя при смене практикой своих профессиональных средств и онтологий. Указать на связь единиц двух типов, а значит и на фундаментальность явления непрерывности, оказалось возможным в рамках гипотезы о внутренних (ситуационных, культурных и исторических) механизмах средообразования, присутствующих в специальных средах и в среде как целом и носящих как позитивный - воспроизводимость, так и негативный - деструктивность - характер. |
|
ПРЕДМЕТ ЗАЩИТЫ СОСТАВЛЯЮТ:
1) Выдвигаемый в рамках процессуальности принцип непрерывности осуществления средообразования. 2) Обосновывающее принцип непрерывности представление о внутренних средообразующих механизмах, восполняющих - воспроизводимость - и противостоящих - самоорганизация - профессиональным сообществам и специальным культурным институтам. 3) Понятие и модель внутреннего механизма средообразования как логическое развитие теоретического аппарата средового подхода и как методическое обеспечение исследования сложных сред. АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ. Модель "самоорганизации" средообразования положена в основу проекта реконструкции зрительского комплекса помещений театра им.Ленинского комсомола в г.Санкт-Петербурге (1983 г.). Технологические схемы "непрепрерывности" средообразования нашли отражение в исследовании, организации проектирования и в проекте реконструкции исторического центра г.Ульяновска (1986 г.), методика "воспроизводимости" - в проектах и в устройстве городского праздничного оформления (Ульяновск, 1987 г.). Логическое и функциональное понятия "процессуальности" городской среды - в разработке Службы градоустроения г.Тольятти (1994 г.). Отдельные теоретические и методические положения использованы в Учебном пособии "Архитектура интерьера" (Московский архитектурный институт, 1984 г.), в заданиях на учебное проектирование и в программе архитектурно-строительной подготовки (Ульяновский политехнический институт, 1987-89 г.г.), в учебных курсах дизайна и организации предметно-пространственного окружения (Международная Академия, Тольятти, 1995 г.), в проектировании внутрифирменной подготовки персонала (Ульяновск, 1996), опубликованы в специальной периодической печати, в материалах ЦНТИ Госгражданстроя и доложены на научных конференциях Московского архитектурного, Казанского инженерно-строительного и Ульяновского политехнического институтов. |
ДИССЕРТАЦИЯ СОСТОИТ
из трех глав, объемом 150 стр.; приложения, объемом 25 стр. и списка литературы из 127 наименований. В главе I - "Теория и метод исследования. Анализ" - (1.1) обозначены основные категории исследовательского обеспечения средообразования и дана характеристика отечественных этапов исследования среды; (1.2) предложены оценки состояний средообразования; (1.3) сформулированы требования к теоретико-методическому обеспечению исследования среды. В главе II - "Единица средообразования" - (2.1) определены критерии выбора единицы, демонстративной для описания явлений процесса средообразования; (2.2) построены логическое и функциональное понятия его непрерывности; (2.3) намечены онтология и типология соответствующих средовых ситуаций. В главе III - "Топика исследования" - (3.1) разработаны схемы исследования и модели непрерывности сложных сред; (3.2) сформулированы задачи определения границ самоорганизации и способов ее взаимодействия с теоретическими и практическими подходами к средообразованию; (3.3) заданы направления исследования частных и вырожденных случаев непрерывности средообразования. |
|
|
СХЕМАТИЧЕСКИЕ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
|
©
priss
1999
|
© priss 1999 |
©
priss
1999
|
|
|