главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории   Глазычев Вячеслав Леонидович Глазычев Вячеслав Леонидович
Глазычев Вячеслав Леонидович
отзыв на диссертацию Саакова В.В.
"Анализ непрерывности и процессуальности среды"
теоретическое обеспечение исследования средообразования/ диссертация,
1999
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии ск- и ст-системы  
  семиотика и знакотехника управление развитием и ресурсами  
  проектные и поисковые разработки московский методологический кружок  
  смд-эпистемология и эпистемотехника    
       
 
вернуться в разделш средовые исследования и разработки  
содержание разделаш АНАЛИЗ НЕПРЕРЫВНОСТИ И ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ СРЕДЫ/ диссертация  
  Отзыв официального оппонента В.Л.Глазычева  
  Автореферат диссертации  
  ВВЕДЕНИЕ  
  Глава 1 ТЕОРИЯ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. АНАЛИЗ  
    1.1. Общая характеристика отечественных этапов исследования средообразования  
    1.2. Предложение по теоретической оценке состояний средообразования  
    1.3. Общие и специальные требования к теоретическому и методическому обеспечению  
  выводы к главе 1  
  схематические иллюстрации  
  Глава 2 ЕДИНИЦА СРЕДООБРАЗОВАНИЯ  
    2.1. Критерии выбора демонстративной единицы  
    2.2. Логическое и функциональное понятия рекреирования  
    2.3. Место и ситуация рекреативного средообразования  
  выводы к главе 2  
  схематические иллюстрации  
  Глава 3 ТОПИКА ИССЛЕДОВАНИЙ  
    3.1. Схемы-модели "самоорганизации" (рекреирования) сложных сред  
    3.2. Границы и механизмы рекреативного средообразования  
    3.3. Частные и вырожденные случаи "самовоспроизводимости" (рекреативности)  
  выводы к главе 3  
  схематические иллюстрации  
  БИБЛИОГРАФИЯ  
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
  ПРИЛОЖЕНИЯ  
     
     
   
  смотри также: реферат  
  ОТЗЫВ
Официального оппонента
На диссертацию СААКОВА Виталия Вадимовича

"Анализ непрерывности и процессуальности среды",
представленной на соискание ученой степени
кандидата культурологии
 
Диссертационное исследование В.В.Саакова - первое в ряду исследований среды, относящихся к следующему поколению исследовательских работ относительно предшествующих исследований, осуществленных А.Э.Гутновым, И.Г.Лежавой, А.Г.Раппапортом, Г.З.Кагановым и автором настоящего отзыва в 80-е годы. Актуальность работы В.В.Саакова обусловлена двумя основаниями. С одной стороны, тем, что общая теоретико-методологическая база, сформированная названными исследованиями, нуждается в более детальной разработке, с другой - тем, что ускоренный процесс преобразования городской среды на переломе столетий остро нуждается в применении более тонких аналитических инструментов, чем те, какими располагают традиционные исторические, искусствоведческие и культурологические средства. Это же обстоятельство определяет и новизну данной диссертации относительно предыдущих исследований, включая и докторскую диссертацию Г.З.Каганова, защищенную в апреле 1999 г., в которой акцент был сделан на историко-культурологическое изучение образа среды в профессиональном и массовом сознании.
Диссертация В.В.Саакова состоит из предисловия, трех глав и заключения, в целом тщательно рассматривающих проблемы инструментов исследования столь тонких качеств среды, как ее самоорганизация (саморазрушения как обратный процесс) и непрерывность. В известной степени диссертация выступает также как объективированная критика весьма распространенного и широко представленного в литературе подхода, при котором механизмы объективированного процесса средообразования подвергаются неоправданной антропоморфизации и, как следствие, психологизации.
Если на такого рода процедурах основано искусство - отображения городского пейзажа в живописи, его реконструкция в кино и литературе, то проникновение той же процедуры в ис-кусствоведение, характерное для долгого периода его становления, стало существенным препятствием для проникновения в природу процессов трансформации среды и тем более - для прикладного аспекта такого проникновения в ходе программно-проектных работ по реконструкции городов.
Разрывность событий преобразования среды, обусловленная дискретностью реконструктивной архитектурно-градостроительной деятельности, как справедливо отмечает автор диссертации, не должна служить препятствием для обнаружения непрерывности самоорганизации-самодеструкции среды.
Это идеально просматривается, к примеру, на материале Ренессанса, когда образы будущего состояния среды, созданные в живописи (мастерская Пьеро делла Франческа) и в архитектуре (проекты Филиппо Брунеллески), в течение двух столетий, видоизменяясь, претворялись в материале городской среды, поначалу сохранявшей все основные признаки идеологически отвергаемой средневековой системы средообразования.
Тот же процесс прослеживается в течение 10-х - 60-х годов ХХ в., когда образный строй, заданный живописью и архитектурой модернизма, первоначально воплощенный лишь в изолированных, малозаметных фактически, но преувеличенно сильно представленных в опосредовании специальными журналами, в несколько приемов начал вытеснение прежних типов среды, вплоть дол полного их замещения в даунтаунах американских городов или в жилых массивах Восточной Европы.
Если в работах Г.З.Каганова или автора отзыва лишь в тезисной форме акцентировалось, что среда существует исключительно в процессе, что исследование среды неизбежно преобразуется в исследования процесса средообразования, то в работе В.В.Саакова этот тезис достаточно убедительно развернут в анализе соотнесенности двух форм анализа: среды-как-вещи и среды-как-образа. В связи с этим существенно внимание автора диссертации к существенным различиям сущностного содержания понятий рекреация (пересоздание) и реконструкция (переконструирование), достаточно часто выступавших в литературе синонимично. Акцент на естественность в первом случае и искусственность во втором оправдан лишь в том случае, как убедительно показывает автор, если исходной установкой исследователя является установка на одновременность действий обоих агентов изменения. Недооценка этого обстоятельства приводила и продолжает приводить к множеству ошибок в практике градостроительного проектирования, игнорирующего по преимуществу естественный компонент трансформации среды - ее рекреативные ресурсы. Блестящим примером такого рода ошибки остаются схема реконструкции Лондона после пожара 1666 г., составленная Кристофером Реном, или схема реконструкции Москвы после пожара 1812 г., равно как и попытка формирования Петербурга в первичной модели Петра I - Леблона.
В.В.Сааков уделил в исследовании достаточно внимания трудностям определения "единицы" средообразования (в свое время опыт автора отзыва показал бесперспективность усилий по вычленению "единиц" среды, понимаемых в предметном, статичном выражении ). Представляется, что попытка автора диссертации увидеть в эмпирически очерченном фрагменте среды своего рода "голограмму" целостного средообразующего процесса в высшей степени продуктивна и заслуживает дальнейшей разработки на историческом и актуально-критическом материале.
Представляет интерес стадиальность средообразования, очерченной автром диссертации в шеститактной схеме таким образом, что в центре внимания оказываются и собственно среда, и деятельность, на нее ориентированная: от обозначения места будущей прерывности (интенция на реконструкцию); через интенцию на проектное изменение; становление новообразования в среде; возникновение оестествленных изменений в контактных зонах между новообразованием и контекстом и до вычленения новых средообразовательных механизмов на основе локального опыта. Замечательным примером такого рода процесса является многовековой процесс разрастания лоджий в Болонье, уже к XVI в. превратившийся в основополагающий алгоритм реконструкции-рекреации среды этого города.
Весьма высокой оценки заслуживает внимание автора диссертации к тому, что "естественным" средообразованием полагается процессуальное взаимодействие, в котором осуществление некоего проектного замысла происходит в контексте продолжающихся процессов, несущих в себе память о предпроектной или исходной ситуации. В.В.Сааковым избраны для более детального рассмотрения примеры судьбы градостроительного алгоритма Эбенизера Говарда (во многом обязанного князю Кропоткину) и установки на тотальный дизайн, характерной для Уильяма Морриса.
В ряде случаев автору удались сжатые формулировки, с высокой ясностью и интеллектуальной плотностью выражающие сложные вещи, без потери их тонкости и внутренней конфликтности. Например, после рассмотрения различий названных алгоритмов: "…для обеих стратегий общей эмпирической и метафизической границами рекреативного средообразования выступает среда как область существования, мир представлений, пространство возможного".
Автор диссертации предлагает внятную схему соотнесенности средового подхода как наиболее общего отношения к среде в цитированном выше смысле, средообразующей программы и способа средообразования (который может принимать форму проекта, но может и не принимать эту специфическую форму, как, например, ситуации, когда в такой функции выступает правовая норма, вроде классического правила выравнивания карнизов зданий по фронту застройки улицы или площади).
Основным недостатком работы следует счесть некоторую ее "заредактированность", когда из опасения утратить научную строгость, страдает образное усиление относительной общепонятности текста. В процессе редактирования произошли досадные потери в объеме и разработанности отсылок к эмпирическому материалу как истории, так и современной практики, из-за чего нередки случаи чрезмерной сжатости изложения. В еще большей степени это относится к автореферату - хотя он вполне адекватно отражает содержание диссертации, сжатость изложения делает процесс его чтения довольно затруднительным.
Указанные недостатки не снижают несомненных достоинств диссертации, тем более что они в значительной степени компенсированы публикациями автора, количество и объем которых совершенно достаточны для соискателя ученой степени кандидата наук. В целом мы имеем дело со зрелым, сформированным, тщательно разработанным научным исследованием, и его автор, Виталий Вадимович Сааков, безусловно заслеживает присуждения искомой степени кандидата культурологии по специальности 24.00.04 (прикладная культурология).

17 мая 1999 г. Официальный оппонент,
Доктор искусствоведения, профессор
В.Л.Глазычев
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, май 1999
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 17 февраль 2020

последнее обновление/изменение
17 февраль 2020