главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий Сааков и PRISS-laboratory на Facebook | ||
ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ к XXX, 2024-го года, Чтениям памяти Георгия Петровича Щедровицкого |
вернуться в разделш | виталий сааков и priss-laboratory на facebook |
содержание разделаш | Где и как мыслительная рефлексия возможна каждым |
PRISS-laboratory
и Виталий Сааков на Facebook https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1036796986364939&id=100001039424801&pnref=story |
смотри также "ЗАМЕТКИ О РЕФЛЕКСИИ, пришедшие на ум в обстоятельстве избытка о ней методологизмов и недостатка коммуникации" |
2023-12-20 | https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7624238754287363&id=100001039424801 |
(1) | Подготовка Фонда Щедровицкого к очередным Чтениям идет полным ходом – уже намечается состав докладов по теме «рефлексия». Свою подготовку к подготовке я решил завершить (см. последнее - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7561225003922072&id=100001039424801) и параллельно с идущим семинаром Фонда приступить собственно к подготовке – как и прежде в виде тематического текста. Пока напомню его название: «ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ. Метатекст к `Заметкам о рефлексии`, писавшихся изнутри работ над глоссарием СМД-подхода, ведущихся группой Максима Осовского в 2021-2022 годах, принявшего вызов Петра Щедровицкого на стратегической игре «Технологии мышления» в 2019-м, и приостановленных в 2023-м в связи с рефлексивной паузой, как свидетельством осмысления задач вхождения `эмпирического индивида` в схему-принцип мыследеятельности, обозначенных на Чтениях 2023 года» Заголовок умышленно перекликается с тезисом Владимира Мацкевича (см. - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7507322149312358&id=100001039424801) «обучить мышлению каждого» (в готовящейся им книге «Введение в философию»). Этот его тезис ставит перед методологией задачу сродни исторической задаче Коменского обучить чтению каждого. При этом в названии заголовка нужно иметь в виду и методологическую проблематику, заданную Петром Щедровицким – введение эмпирического индивидуума в схему мыследеятельности. Но уже не при этом, а именно в этом – в петровской проблематике введения – следует видеть представляемый читателю текст. Итак, он, естественно, про рефлексию, но, надеюсь, и про видение сложности предстоящего введения. Разумеется, и своего эмпирического вхождения в схему/пространство мыследеятельности. А план текста таков: Пролегомены к понятию «рефлексия» Щедровицкий: Второе понятие системы Лефевр: Системы, нарисованные на системах Дубровский: Потенциал первого понятия системы (полиструктуры) в схеме МД Как я понимаю вслед за Щедровицким схему-принцип мыследеятельности Оптика рассмотрения схемы-принципа МД Координирование МД-пространства Разграничивание МД-пространства Процессы и механизмы рефлексии Кинетика и динамика процесса. Работа и функционирование механизма Рамки представления формы и способов рефлексии Рамки представления продуктов и результата рефлексии О системе МД, как "рисунке" на "ткани" системы 2-го понятия Методические предположения Рефлексия в МД |
Виталий Сааков | двинулся по плану ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПОНЯТИЮ «РЕФЛЕКСИЯ»: Щедровицкий: Второе понятие системы Второе категориальное* понятие системы вводится, как следует из ее названия, после первого. Можно, играя словами, назвать ее метакатегорией, как названа «Метафизика» Аристотеля, поставленная случаем после «Физики». Можно поставить его, как это распространено ныне, над первым, придав ей смысл метатекста первого понятия. Можно, следуя сложившейся философской традиции, придавать мировоззренческий смысл, указывающий не на повседневность, а на нечто сверх ее. Я буду, что называется, лавировать между тем, другим и третьим, поскольку лишь лавирование (или "метод сплавщика", если, как всегда по меткому у О.И.Генисаретского выражению) позволит мне поставить следующий вопрос – чему ставит ограничение первое категориальное понятие системы. Лишь понимая ее ограничения и к тому же вычитав их из соответствующего текста ГП**, можно понять метафизический, метатекстовый и мировозренческий смысл, а равно значение, второго понятия. Следовательно, понять, как и на чем нарисована*** схема мыследеятельности, ибо она суть система. - - - - - - - - - - - - - - - - - - * - Я ввел доопределение понятия как категориального. Система есть категория постольку, поскольку словами Георгия Петровича Щедровицкого определяет весь строй мышления. Таким образом в имени присутствует понятие, отвечающее за понимание, и категория, отвечающая за мышление – интеллектуальные процессы и функции, дополняющие друг друга. ** - Так принято называть Георгия Петровича Щедровицкого среди участников методологического и игрового движения и среди соприкоснувшихся с ним *** - Вспоминается по этому случаю замечание ГП – говорить нужно не о том, что знаешь, а о том, что нарисовал |
|
Ирина Качеровская | Но, Виталь, разбирать ГП на цитаты - это говорить о "том, что знаешь" ?? Цитирование - плохой способ работать - постмодернистский. Поскольку упускается целиком ситуация и контекст возникновения цитаты - то есть, цитата обессмысливается полностью и становится чем-то вроде дурной идеологии (мертвой мысли, засохшей - гербарием) **** это я про твои три звезды ***** доопределения категориального понятия я не увидела, но текст мне нравится |
|
Виталий Сааков | Ирина Качеровская, что касается цитирования - мог бы и как отсебятину написать, но предпочел отнестись к первоисточнику о доопределении - система издавна суть категория, ММК/ГП строил ее (категории) 2-понятие. Получается категориальное понятие | |
Ирина Качеровская | Виталий Сааков ну это да) прибавки анонсированной я не увидела) А так - да. | |
Ирина Качеровская | Виталий Сааков отнесение к первоисточнику делается с указанием темы, проблемы, объекта и средств исследования ?? То есть, с введением ситуации - как своей собственной, так и с восстановлением ситуации "первоисточника". Это можно делать как кратко, так и длинно. Но только это указывает на порождение тобой собственного смысла твоего действия - и наполняет новой жизнью "первоисточник" ?? | |
Виталий Сааков | Ирина Качеровская все же о какой цитате идет речь? Если уточнишь, буду впредь пользоваться твоей рекомендацией | |
Ирина Качеровская | Виталий Сааков уже прочитал - так что не бери в голову. | |
Ирина Качеровская | Не на века - в момент конкретно это зацепило. Но про вообще цитаты - все так сказала ?? |
2023-12-24 |
(2) | ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ /
ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПОНЯТИЮ «РЕФЛЕКСИЯ» /
Лефевр: Системы, нарисованные на системах / Владимир Александрович Лефевр, логик-механик-технолог в душе своей, размышляя и рассуждая как исследователь о сложных системах (вплоть до сопоставимых по сложности с их исследователем), прибегал к наглядному, но не очевидному примеру – к бегущей строке на здании московских «Известий». Смысл наглядного примера состоял в том, что среди бесчисленного множества примеров как бы механического наложения систем и их также механического взаимодействия, никогда не проходящего для них бесследно, следует выделять особый случай. Он-то и принципиален для системного подхода в его рафинированной форме. Его рафинированность как "чистота" системного подхода есть вместе с тем самое массовое явление в "системном мире". А если его массовость сомнительна, то стоит вспомнить историю программ Московского методологического кружка (ММК), которая в этом плане может быть истолкована афоризмом-принципом Лефевра. Итак, «системам, нарисованным на системах», чтобы породить некий эффект "наложения", не требуется преобразования какой-либо из них. Следовательно, внешнему наблюдателю, чтобы фиксировать эффект, необходима особая оптика, не соотносимая напрямую с "природой" одной из систем. Таким образом, "необходимость особой оптики" следует понимать вполне однозначно – как заявку на специальные исследования. За них взялся было Виталий Яковлевич Дубровский – не менее Лефевра логик-механик-технолог в душе своей. Как это зачастую бывает, вторглись обстоятельства, и в 1980-м Дубровский уезжает в Америку, что вовсе не означает прекращения начатого им исследования, но в ином режиме, нежели присущим ММК. |
2023-12-28 | https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7653235428054362&id=100001039424801 |
(3) | ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ /
ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПОНЯТИЮ «РЕФЛЕКСИЯ» /
Дубровский: Потенциал первого понятия системы (полиструктуры) в схеме МД / Если сразу выложить его, Дубровского, "карты на стол", то надо сказать, что, будучи интеллектуально чрез меры честным, он не стал "вскрывать" процессы и все им сопутствующее в исходном изображении системы, оцененной Щедровицким как сверхупрощенное изображение и, прежде всего в виду отсутствия даже намека на процессы – кинетику и динамику системы. Уточненное имя которой стало звучать у Дубровского как «моноструктура». И далее оставаясь честным, он добавлял, что моноструктур – в соответствии с первым понятием системы – по определению не бывает и не должно быть. Нигде: ни в природе, ни в мышлении, ни в деятельности. Напротив: и природа, и мышление, и деятельность описываются полиструктурами и конструируются-моделируются ими же. И Виталий Яковлевич развертывает до требуемой полноты "ублюдочное" (слово ГП о несуразных схемах) изображение системы по первому ее понятию – до этажерки в 4 уровня. В.Я. не раз давал характерную оценку изображениям из-под руки Щедровицкого – они эвристичны, подразумевая, а то и прямо добавляя к первой характеристике ее необходимую составляющую – систематичность. Я в свою, за ГП и В.Я., очередь по сей день считаю, что 2-е понятие системы, изображенное рукой ГП куда эвристичней изображения системы по первому ее понятию. Именно потому, что сразу включает в себя те компоненты, отсутствие которых в 1-м и обусловило его критику. Но компонента систематичности, отсутствующая в искомом изображении, по В.Я., как правило, компенсируется опытом автора эвристичного изображения. Другими словами, 2-е понятие системы было систематичным постольку, поскольку его вводил и использовал сам ГП*. (…) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - * - Систематичность в последующем развертывании обеспечивалась, опять же по Дубровскому, опытом ГП. Каким? Одноразовым (!) в проведении ОДИ-1 и много-многоплановым в период ее предыстории и анализе проведённой |
Александр Петров | См. предыдущее - https://www.facebook.com/permalink.php... ссылка не открывается | |
Виталий Сааков | Александр Петров исправил - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7653235428054362&id=100001039424801 | |
Александр Петров | спасибо. с наступающим новым годом! добра, мира, любви! | |
Александр Петров | Виталий Сааков Этот контент сейчас недоступен Возможно, владелец удалил контент или ограничил доступ к нему. | |
Виталий Сааков | Александр Петров с Новым! | |
Виталий Сааков | перезагрузи |
2024-01-03 | https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7672622502782321&id=100001039424801 |
(4) | ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ / КАК Я ПОНИМАЮ ВСЛЕД ЗА ГП СХЕМУ-ПРИНЦИП МД / Оптика рассмотрения схемы-принципа МД / МД как система предстает взаимодействием мыслительных процессов с материалом, преимущественно знаковым и преимущественно деятельностной природы(*). Данное взаимодействие, характеризуемое категориальным отношением «процесс-материал», опосредуется и "откладывается" в "пространстве" МД, во-первых, структурами функций и связей и, во-вторых, морфологическими новообразованиями материала. И это следует из 2-го понятия системы по Щедровицкому, т.к. МД суть система. Опосредствующие структуры и организованности материала суть исходные мыследеятельностные продукты и результаты, относимые к эффектам преобразования различных организованностей МД, встающих "на пути" рефлексии. Действительно, согласно графике схемы-принципа МД изображаемые рефлексивные "ходы" в отличие от процессов мышления, мыследействования и коммуникативных единственно трансграничны. Вопрос: несут ли на себе данные структуры – результаты МД-преобразований ("внутренних" для МД трансформаций) – модус средствиальности или модус объектности? Согласно схеме МД как схеме-принципу однозначный ответ невозможен или, если мягче, некорректен. Что может нас склонить в сторону того или иного ответа. Исходя из сказанного выше, единственно могут графически выраженные (и пока только и только графически!) рефлексивные "ходы". Именно с их "точки зрения" (в оптике, задаваемой их "ходами") в «пространстве» МД наличествуют какие-либо внутренние разграничения. И еще вопрос о модусах, но теперь в преломлении роли и значения внутренних МД-разграничений. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - (*) - Дополнение «преимущественно» обусловлено прежде всего моей интенцией удержать МД как рамку интеллектуальных процессов |
2024-01-07 | https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7691590704218834&id=100001039424801 |
(5) | ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / |
2024-01-14 | https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7713325108712060&id=100001039424801 |
(6) | ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ // КАК Я ПОНИМАЮ ВСЛЕД ЗА ГП СХЕМУ-ПРИНЦИП МД / РАЗГРАНИЧИВАНИЕ МД-ПРОСТРАНСТВА / В предыдущем сообщении шла речь о координировании пространства движения мысли, задаваемому ей схемой МД. Координирование – это представление пространства, сведенное к минимуму, вне которого теряется какая-либо идея его идея. Таковым минимумом здесь выступают исходные и постольку неустранимые шаги самоопределения для того, кому предстоит войти в схему/пространство МД. Определим эту неустранимость вслед за П.Щедровицким и Пиаже как феномены ассимиляции и аккомодации. Самоопределение как шаги ассимиляции в пределе должно быть уподоблено философскому, а самоопределение как шаги аккомодации – методологическому. Философское самоопределение, как отмечалось в предыдущем сообщении, предполагает осмысление сущности "обживаемого" пространства. Методологическое самоопределение предполагает означение функции пространства "оживляемого". Двинемся далее. Континуум интервала для того и другого самоопределений должен быть разграничен. Дубровский-Аристотель начали бы разграничивание с введения промежуточных имен: методологизирующий Философ и философствующий Методолог(*). Данное разграничивание и условно, и действительно в том плане, что континуальность как сущностный атрибут сохраняется и в то же время обретает функциональную атрибутику – это уже не "медицинский" факт, а факт самоопределения. Выше уже было отмечено, что согласно 2-му понятию системы, процесс, "захватывая" материал, образует ряд структур. Позволю в данном контексте провести некоторую параллель с рассуждением Г.П.Щедровицкого в «Программировании научных исследований и разработок». ГП в Ведении к нему отмечает, что «в сфере изыскательских работ было выявлено двадцать разных систем, в каждой из которой категории сложности употребляются в своем особом смысле, с особым назначением и функциями. А само существование категорий сложности может быть представлено в виде траекторий их движений и переходов от одной системы к другой с соответствующими скачкообразными изменениями смысла при переходе через границы систем». Последние, можно сказать, есть продукты процесса. Теперь, отталкиваясь от графики схемы МД, следует задаться очередным вопросом или их рядом. Т.к. продукты "производятся" не без помощи механизмов, а также исключительно благодаря им (например, производство работ), то рефлексия должна категоризоваться как процесс или механизм? или как трансформация одного в другое? или как их связка? Направлением ответов помимо графики схемы МД служит также графика 2-го понятия системы, на которой "нарисована" система МД. Это то, что касается направления ответов. Но чтобы по ним двинуться, следует уточнить их отправление, а для этого необходимо вернуться на шаг назад. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - (*) - Дубровский В.Я. Введение в системодеятельностную методологию. Второе понятие системы – полиструктура // http://metalog.online/course2008.htm |
2024-01-14 | https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7713325108712060&id=100001039424801 |
(7) | ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ // ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕФЛЕКСИИ / КИНЕТИКА И ДИНАМИКА ПРОЦЕССА. РАБОТА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА/ В предыдущем сообщении речь шла о разграничивании МД-пространства, наглядно фиксируемом не только графикой схемой МД, но и строением 2-го понятия системы, на которой "нарисована" система МД. И здесь неизбежно встает вопрос о процессах и механизмах рефлексии. Говоря о рефлексии в терминах процесса и механизма, мы с необходимостью связываем с ней смысл о ее некоторой работе. При этом, уточняя процесс как кинематику или динамику мы вынуждены различить характер работы связки «процесс-механизм». И этого мало, мы также вынуждены определиться с вопросом, какой элемент связки "порожден" каким, с последующими выводами. Из какого схематизма и тематизма работы здесь достаточно исходить, не принизив "высокого" смысла рефлексии, будь она процесс или механизм? Но сначала от иллюстрации, негативной предстоящему позитиву схематизма/тематизма. Работа не должна видеться непрерывным преобразованием однородного материала, как она может представляться на "моментальном снимке" индивидуального акта деятельности или акта мыследействования – взаимодействия орудия с "линией" преобразования исходного материала в продукт. Но в случае "прокрутки киноленты" мы засвидетельствуем и преобразование "природы" материала, и дифференцированность линии преобразования, и смену орудий. Следовательно, придав динамики изображенному, мы должны сказать, что работа есть как бы пульсирующее взаимодействие различных орудий с разнородным материалом. Вывод: "линия" работы в акте деятельности суть пересечение разграничений разного материала и смена рабочих средств. Что касается кинетики процесса, то мы вправе допустить представление о его "работе", как не предполагающей продукта(*), что не означает отсутствия какого-либо результата. В связке «процесс-механизм» стационарный процесс (см. сноску ниже) отвечает за функционирование механизма. Следовательно, в представлении рефлексии как механизма в случае кинетического (стационарного) процесса мы будем иметь дело с ее функционированием. И если в случае процесса как динамики нам придется выделять различные продукты рефлексии, то в случае процесса как кинетики, мы будем должны зафиксировать вполне однозначный, грубо говоря, единственно должный и необходимый ее результат. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - (*) Кажется, Г.П.Щедровицкий использовал для кинетических процессов термин «стационарные». Такое определение вроде бы сразу исключает их нацеленность на продукт, не предполагает их продуктивности. |
2024-02-08 | https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7713325108712060&id=100001039424801 |
(8) | / ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ /// |
2024-02-12 | https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7828153147229255&id=100001039424801 |
(9) | ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ /// |
2024-02-19 | https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7856374901073746&id=100001039424801 |
(10) | ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ /// |
2024-02-22 | https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7866300566747846&id=100001039424801 |
(11) | Т.к. Чтения уже завтра, а я не выполнил возложенные на себя обязанности – текст к ним приуроченный еще не готов, - то хотя бы дать его полный план и опубликовать последний по готовности его раздел. |
2024-02-25 | https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7875157749195461&id=100001039424801 |
(12) | (...) |
(дальнейший материал готовится к размещению) |
|