главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий Сааков и PRISS-laboratory на Facebook  

ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ
к XXX, 2024-го года, Чтениям памяти Георгия Петровича Щедровицкого
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в разделш виталий сааков и priss-laboratory на facebook  
содержание разделаш Где и как мыслительная рефлексия возможна каждым
  2023-12-20 Заголовок умышленно перекликается с тезисом Владимира Мацкевича«обучить мышлению каждого» (в готовящейся им книге «Введение в философию»). Этот его тезис ставит перед методологией задачу сродни исторической задаче Коменского обучить чтению каждого... (1)
  2023-12-24 Владимир Александрович Лефевр, логик-механик-технолог в душе своей, размышляя и рассуждая как исследователь о сложных системах (вплоть до сопоставимых по сложности с их исследователем), прибегал к наглядному, но не очевидному примеру... (2)
  2023-12-28 Если сразу выложить его, Дубровского, "карты на стол", то надо сказать, что, будучи интеллектуально чрез меры честным, он не стал "вскрывать" процессы и все им сопутствующее в исходном изображении системы... (3)
  2024-01-03 МД как система предстает взаимодействием мыслительных процессов с материалом, преимущественно знаковым и преимущественно деятельностной природы(*). Данное взаимодействие, характеризуемое категориальным отношением «процесс-материал», опосредуется и "откладывается" в "пространстве" МД... (4)
  2024-01-07 В этом разделе для укрепления своего тыла требуется отступление к В.Я.Дубровскому. Пространство – физическое, идеальное, метафизическое, метафорическое… – по определению не разграничено. Пространство МД не исключение, что предполагает, более того, требует хотя бы со времен Декарта, его координирования... (5)
  2024-01-14 В предыдущем сообщении шла речь о координировании пространства движения мысли, задаваемому ей схемой МД. Координирование – это представление пространства, сведенное к минимуму, вне которого теряется какая-либо идея его идея. Таковым минимумом здесь выступают исходные и постольку неустранимые шаги самоопределения... (6)
  2024-02-03 В предыдущем сообщении речь шла о разграничивании МД-пространства, наглядно фиксируемом не только графикой схемой МД, но и строением 2-го понятия системы, на которой "нарисована" система МД. И здесь неизбежно встает вопрос о процессах и механизмах рефлексии... (7)
  2024-02-08 Прежде чем перейти к заключительной части – к рефлексии в МД, – следует "сплющить" предыдущие разделы в виде рамок, определяющих ее конституирование и, не менее важно, ее инициализацию, как то: ее МД-форму репрезентации и МД-способы отправления, а равно ее МД-продукты и ее МД-результат... (8)
  2024-02-12 Итак, в принятом случае лицом системы-2 выступает процесс развития. Контекстом таковой я приму феномен пространственного развития, а прообразом "рисунка" – организационно-деятельностную игру (ОДИ) или ее производные формы(*). Во что, если грубо, упирается процесс развития системы «пространственное развитие»?... (9)
  2024-02-19 Чтобы двинуться далее, формальное изложение первых шагов предложенной системной интерпретации схемы МД требует методического развертывания. Таковая будет исходить скорее из методических предположений, нежели из систематического изложения. Как уже было отмечено, системой "ткань" будет выступать... (10)
  2024-02-22 Чтобы двинуться далее, формальное изложение первых шагов предложенной системной интерпретации схемы МД требует методического развертывания. Таковая будет исходить скорее из методических предположений, нежели из систематического изложения. Как уже было отмечено, системой "ткань" будет выступать... (11)
  2024-02-25 Чтобы двинуться далее, формальное изложение первых шагов предложенной системной интерпретации схемы МД требует методического развертывания. Таковая будет исходить скорее из методических предположений, нежели из систематического изложения. Как уже было отмечено, системой "ткань" будет выступать... (12)
   
     
 
PRISS-laboratory и Виталий Сааков на Facebook PRISS-laboratory и Виталий Сааков на Facebook PRISS-laboratory и Виталий Сааков на Facebook
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1036796986364939&id=100001039424801&pnref=story
  смотри также "ЗАМЕТКИ О РЕФЛЕКСИИ, пришедшие на ум в обстоятельстве избытка о ней методологизмов и недостатка коммуникации"
     
2023-12-20

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7624238754287363&id=100001039424801

 
(1) Подготовка Фонда Щедровицкого к очередным Чтениям идет полным ходом – уже намечается состав докладов по теме «рефлексия». Свою подготовку к подготовке я решил завершить (см. последнее - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7561225003922072&id=100001039424801) и параллельно с идущим семинаром Фонда приступить собственно к подготовке – как и прежде в виде тематического текста. Пока напомню его название: «ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ. Метатекст к `Заметкам о рефлексии`, писавшихся изнутри работ над глоссарием СМД-подхода, ведущихся группой Максима Осовского в 2021-2022 годах, принявшего вызов Петра Щедровицкого на стратегической игре «Технологии мышления» в 2019-м, и приостановленных в 2023-м в связи с рефлексивной паузой, как свидетельством осмысления задач вхождения `эмпирического индивида` в схему-принцип мыследеятельности, обозначенных на Чтениях 2023 года» Заголовок умышленно перекликается с тезисом Владимира Мацкевича (см. - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7507322149312358&id=100001039424801) «обучить мышлению каждого» (в готовящейся им книге «Введение в философию»). Этот его тезис ставит перед методологией задачу сродни исторической задаче Коменского обучить чтению каждого. При этом в названии заголовка нужно иметь в виду и методологическую проблематику, заданную Петром Щедровицким – введение эмпирического индивидуума в схему мыследеятельности. Но уже не при этом, а именно в этом – в петровской проблематике введения – следует видеть представляемый читателю текст. Итак, он, естественно, про рефлексию, но, надеюсь, и про видение сложности предстоящего введения. Разумеется, и своего эмпирического вхождения в схему/пространство мыследеятельности.
А план текста таков:
Пролегомены к понятию «рефлексия»
Щедровицкий: Второе понятие системы
Лефевр: Системы, нарисованные на системах
Дубровский: Потенциал первого понятия системы (полиструктуры) в схеме МД
Как я понимаю вслед за Щедровицким схему-принцип мыследеятельности
Оптика рассмотрения схемы-принципа МД
Координирование МД-пространства
Разграничивание МД-пространства
Процессы и механизмы рефлексии Кинетика и динамика процесса.
Работа и функционирование механизма
Рамки представления формы и способов рефлексии
Рамки представления продуктов и результата рефлексии
О системе МД, как "рисунке" на "ткани" системы 2-го понятия
Методические предположения
Рефлексия в МД
 
Виталий Сааков двинулся по плану
ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПОНЯТИЮ «РЕФЛЕКСИЯ»: Щедровицкий:
Второе понятие системы Второе категориальное* понятие системы вводится, как следует из ее названия, после первого. Можно, играя словами, назвать ее метакатегорией, как названа «Метафизика» Аристотеля, поставленная случаем после «Физики». Можно поставить его, как это распространено ныне, над первым, придав ей смысл метатекста первого понятия. Можно, следуя сложившейся философской традиции, придавать мировоззренческий смысл, указывающий не на повседневность, а на нечто сверх ее. Я буду, что называется, лавировать между тем, другим и третьим, поскольку лишь лавирование (или "метод сплавщика", если, как всегда по меткому у О.И.Генисаретского выражению) позволит мне поставить следующий вопрос – чему ставит ограничение первое категориальное понятие системы. Лишь понимая ее ограничения и к тому же вычитав их из соответствующего текста ГП**, можно понять метафизический, метатекстовый и мировозренческий смысл, а равно значение, второго понятия. Следовательно, понять, как и на чем нарисована*** схема мыследеятельности, ибо она суть система.
- - - - - - - - - - - - - - - - - -
* - Я ввел доопределение понятия как категориального. Система есть категория постольку, поскольку словами Георгия Петровича Щедровицкого определяет весь строй мышления. Таким образом в имени присутствует понятие, отвечающее за понимание, и категория, отвечающая за мышление – интеллектуальные процессы и функции, дополняющие друг друга.
** - Так принято называть Георгия Петровича Щедровицкого среди участников методологического и игрового движения и среди соприкоснувшихся с ним
*** - Вспоминается по этому случаю замечание ГП – говорить нужно не о том, что знаешь, а о том, что нарисовал
 
Ирина Качеровская Но, Виталь, разбирать ГП на цитаты - это говорить о "том, что знаешь" ?? Цитирование - плохой способ работать - постмодернистский. Поскольку упускается целиком ситуация и контекст возникновения цитаты - то есть, цитата обессмысливается полностью и становится чем-то вроде дурной идеологии (мертвой мысли, засохшей - гербарием) **** это я про твои три звезды ***** доопределения категориального понятия я не увидела, но текст мне нравится
 
Виталий Сааков Ирина Качеровская, что касается цитирования - мог бы и как отсебятину написать, но предпочел отнестись к первоисточнику о доопределении - система издавна суть категория, ММК/ГП строил ее (категории) 2-понятие. Получается категориальное понятие  
Ирина Качеровская Виталий Сааков ну это да) прибавки анонсированной я не увидела) А так - да.  
Ирина Качеровская Виталий Сааков отнесение к первоисточнику делается с указанием темы, проблемы, объекта и средств исследования ?? То есть, с введением ситуации - как своей собственной, так и с восстановлением ситуации "первоисточника". Это можно делать как кратко, так и длинно. Но только это указывает на порождение тобой собственного смысла твоего действия - и наполняет новой жизнью "первоисточник" ??  
Виталий Сааков Ирина Качеровская все же о какой цитате идет речь? Если уточнишь, буду впредь пользоваться твоей рекомендацией  
Ирина Качеровская Виталий Сааков уже прочитал - так что не бери в голову.  
Ирина Качеровская Не на века - в момент конкретно это зацепило. Но про вообще цитаты - все так сказала ??  
 
2023-12-24

(неопубликовано)

 
(2) ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ / ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПОНЯТИЮ «РЕФЛЕКСИЯ» / Лефевр: Системы, нарисованные на системах /
Владимир Александрович Лефевр, логик-механик-технолог в душе своей, размышляя и рассуждая как исследователь о сложных системах (вплоть до сопоставимых по сложности с их исследователем), прибегал к наглядному, но не очевидному примеру – к бегущей строке на здании московских «Известий». Смысл наглядного примера состоял в том, что среди бесчисленного множества примеров как бы механического наложения систем и их также механического взаимодействия, никогда не проходящего для них бесследно, следует выделять особый случай. Он-то и принципиален для системного подхода в его рафинированной форме. Его рафинированность как "чистота" системного подхода есть вместе с тем самое массовое явление в "системном мире". А если его массовость сомнительна, то стоит вспомнить историю программ Московского методологического кружка (ММК), которая в этом плане может быть истолкована афоризмом-принципом Лефевра. Итак, «системам, нарисованным на системах», чтобы породить некий эффект "наложения", не требуется преобразования какой-либо из них. Следовательно, внешнему наблюдателю, чтобы фиксировать эффект, необходима особая оптика, не соотносимая напрямую с "природой" одной из систем. Таким образом, "необходимость особой оптики" следует понимать вполне однозначно – как заявку на специальные исследования. За них взялся было Виталий Яковлевич Дубровский – не менее Лефевра логик-механик-технолог в душе своей. Как это зачастую бывает, вторглись обстоятельства, и в 1980-м Дубровский уезжает в Америку, что вовсе не означает прекращения начатого им исследования, но в ином режиме, нежели присущим ММК.
 
 
2023-12-28

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7653235428054362&id=100001039424801

 
(3) ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ / ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПОНЯТИЮ «РЕФЛЕКСИЯ» / Дубровский: Потенциал первого понятия системы (полиструктуры) в схеме МД /
Если сразу выложить его, Дубровского, "карты на стол", то надо сказать, что, будучи интеллектуально чрез меры честным, он не стал "вскрывать" процессы и все им сопутствующее в исходном изображении системы, оцененной Щедровицким как сверхупрощенное изображение и, прежде всего в виду отсутствия даже намека на процессы – кинетику и динамику системы. Уточненное имя которой стало звучать у Дубровского как «моноструктура». И далее оставаясь честным, он добавлял, что моноструктур – в соответствии с первым понятием системы – по определению не бывает и не должно быть. Нигде: ни в природе, ни в мышлении, ни в деятельности. Напротив: и природа, и мышление, и деятельность описываются полиструктурами и конструируются-моделируются ими же. И Виталий Яковлевич развертывает до требуемой полноты "ублюдочное" (слово ГП о несуразных схемах) изображение системы по первому ее понятию – до этажерки в 4 уровня. В.Я. не раз давал характерную оценку изображениям из-под руки Щедровицкого – они эвристичны, подразумевая, а то и прямо добавляя к первой характеристике ее необходимую составляющую – систематичность. Я в свою, за ГП и В.Я., очередь по сей день считаю, что 2-е понятие системы, изображенное рукой ГП куда эвристичней изображения системы по первому ее понятию. Именно потому, что сразу включает в себя те компоненты, отсутствие которых в 1-м и обусловило его критику. Но компонента систематичности, отсутствующая в искомом изображении, по В.Я., как правило, компенсируется опытом автора эвристичного изображения. Другими словами, 2-е понятие системы было систематичным постольку, поскольку его вводил и использовал сам ГП*. (…) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - * - Систематичность в последующем развертывании обеспечивалась, опять же по Дубровскому, опытом ГП. Каким? Одноразовым (!) в проведении ОДИ-1 и много-многоплановым в период ее предыстории и анализе проведённой
 
Александр Петров См. предыдущее - https://www.facebook.com/permalink.php... ссылка не открывается  
Виталий Сааков Александр Петров исправил - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7653235428054362&id=100001039424801  
Александр Петров спасибо. с наступающим новым годом! добра, мира, любви!  
Александр Петров Виталий Сааков Этот контент сейчас недоступен Возможно, владелец удалил контент или ограничил доступ к нему.  
Виталий Сааков Александр Петров с Новым!  
Виталий Сааков перезагрузи  
 
2024-01-03

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7672622502782321&id=100001039424801

 
(4) ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ /
КАК Я ПОНИМАЮ ВСЛЕД ЗА ГП СХЕМУ-ПРИНЦИП МД /
Оптика рассмотрения схемы-принципа МД /
МД как система предстает взаимодействием мыслительных процессов с материалом, преимущественно знаковым и преимущественно деятельностной природы(*). Данное взаимодействие, характеризуемое категориальным отношением «процесс-материал», опосредуется и "откладывается" в "пространстве" МД, во-первых, структурами функций и связей и, во-вторых, морфологическими новообразованиями материала. И это следует из 2-го понятия системы по Щедровицкому, т.к. МД суть система. Опосредствующие структуры и организованности материала суть исходные мыследеятельностные продукты и результаты, относимые к эффектам преобразования различных организованностей МД, встающих "на пути" рефлексии. Действительно, согласно графике схемы-принципа МД изображаемые рефлексивные "ходы" в отличие от процессов мышления, мыследействования и коммуникативных единственно трансграничны. Вопрос: несут ли на себе данные структуры – результаты МД-преобразований ("внутренних" для МД трансформаций) – модус средствиальности или модус объектности? Согласно схеме МД как схеме-принципу однозначный ответ невозможен или, если мягче, некорректен. Что может нас склонить в сторону того или иного ответа. Исходя из сказанного выше, единственно могут графически выраженные (и пока только и только графически!) рефлексивные "ходы". Именно с их "точки зрения" (в оптике, задаваемой их "ходами") в «пространстве» МД наличествуют какие-либо внутренние разграничения. И еще вопрос о модусах, но теперь в преломлении роли и значения внутренних МД-разграничений.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
(*) - Дополнение «преимущественно» обусловлено прежде всего моей интенцией удержать МД как рамку интеллектуальных процессов
 
 
2024-01-07

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7691590704218834&id=100001039424801

 
(5)

ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ /
ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ // КАК Я ПОНИМАЮ ВСЛЕД ЗА ГП СХЕМУ-ПРИНЦИП МД /
КООРДИНИРОВАНИЕ МД-ПРОСТРАНСТВА /
В этом разделе для укрепления своего тыла требуется отступление к В.Я.Дубровскому. Пространство – физическое, идеальное, метафизическое, метафорическое… – по определению не разграничено. Пространство МД не исключение, что предполагает, более того, требует хотя бы со времен Декарта, его координирования. Но с помощью Дубровского, можно "плясать" от самых начал. Начал без всяких кавычек, а в строгом смысле слова (например, как В.М.Розин в свое время "плясал" от «Начал» Евклида). Оттолкнемся от "виновника" схемы МД – Георгия Петровича. Он оставил нам координаты приглашающего в себя пространства. Координатами пространства, маркированного Щедровицким как «схема-принцип» выступает, с одной стороны, ее объектно-онтологическая трактовка и соответствующее развертывание в данной координате. И, с другой стороны, организационно-деятельностная трактовка и соответствующее развертывание в этой координате. Тогда всякий входящий в МД-пространство "обживает" его двояким образом. В случае его трактовки объектно-онтологически, он по определению Философ, осмысляющий сущность МД-пространства (либо придающий ему заведомый смысл). В случае трактовки МД-пространства организационно-деятельностно, он по определению Методолог, означающий функцию МД-пространства (или же придающий ему заведомое значение). Что нам подсказывают Дубровский с непременным своим началом-Аристотелем? Положены два предела (конечных значения) в интервале (как бы срезе) пространства – один маркирован Философом, другой Методологом. Пространство и его любой срез-интервал несет на себе важнейший атрибут пространства – континуальность. Он может быть помыслен и как сущность, и как функция. Вот только и только помыслен, не более того. Но это далеко не "обживание" пространства, и это – вполне "медицинский" факт. О чем он?

 
 
2024-01-14

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7713325108712060&id=100001039424801

 
(6) ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ //
КАК Я ПОНИМАЮ ВСЛЕД ЗА ГП СХЕМУ-ПРИНЦИП МД
/ РАЗГРАНИЧИВАНИЕ МД-ПРОСТРАНСТВА /
В предыдущем сообщении шла речь о координировании пространства движения мысли, задаваемому ей схемой МД. Координирование – это представление пространства, сведенное к минимуму, вне которого теряется какая-либо идея его идея. Таковым минимумом здесь выступают исходные и постольку неустранимые шаги самоопределения для того, кому предстоит войти в схему/пространство МД. Определим эту неустранимость вслед за П.Щедровицким и Пиаже как феномены ассимиляции и аккомодации. Самоопределение как шаги ассимиляции в пределе должно быть уподоблено философскому, а самоопределение как шаги аккомодации – методологическому. Философское самоопределение, как отмечалось в предыдущем сообщении, предполагает осмысление сущности "обживаемого" пространства. Методологическое самоопределение предполагает означение функции пространства "оживляемого". Двинемся далее. Континуум интервала для того и другого самоопределений должен быть разграничен. Дубровский-Аристотель начали бы разграничивание с введения промежуточных имен: методологизирующий Философ и философствующий Методолог(*). Данное разграничивание и условно, и действительно в том плане, что континуальность как сущностный атрибут сохраняется и в то же время обретает функциональную атрибутику – это уже не "медицинский" факт, а факт самоопределения. Выше уже было отмечено, что согласно 2-му понятию системы, процесс, "захватывая" материал, образует ряд структур. Позволю в данном контексте провести некоторую параллель с рассуждением Г.П.Щедровицкого в «Программировании научных исследований и разработок». ГП в Ведении к нему отмечает, что «в сфере изыскательских работ было выявлено двадцать разных систем, в каждой из которой категории сложности употребляются в своем особом смысле, с особым назначением и функциями. А само существование категорий сложности может быть представлено в виде траекторий их движений и переходов от одной системы к другой с соответствующими скачкообразными изменениями смысла при переходе через границы систем». Последние, можно сказать, есть продукты процесса. Теперь, отталкиваясь от графики схемы МД, следует задаться очередным вопросом или их рядом. Т.к. продукты "производятся" не без помощи механизмов, а также исключительно благодаря им (например, производство работ), то рефлексия должна категоризоваться как процесс или механизм? или как трансформация одного в другое? или как их связка? Направлением ответов помимо графики схемы МД служит также графика 2-го понятия системы, на которой "нарисована" система МД. Это то, что касается направления ответов. Но чтобы по ним двинуться, следует уточнить их отправление, а для этого необходимо вернуться на шаг назад.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
(*) - Дубровский В.Я. Введение в системодеятельностную методологию. Второе понятие системы – полиструктура // http://metalog.online/course2008.htm
 
 
2024-01-14

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7713325108712060&id=100001039424801

 
(7) ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ //
ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕФЛЕКСИИ /
КИНЕТИКА И ДИНАМИКА ПРОЦЕССА. РАБОТА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА/
В предыдущем сообщении речь шла о разграничивании МД-пространства, наглядно фиксируемом не только графикой схемой МД, но и строением 2-го понятия системы, на которой "нарисована" система МД. И здесь неизбежно встает вопрос о процессах и механизмах рефлексии. Говоря о рефлексии в терминах процесса и механизма, мы с необходимостью связываем с ней смысл о ее некоторой работе. При этом, уточняя процесс как кинематику или динамику мы вынуждены различить характер работы связки «процесс-механизм». И этого мало, мы также вынуждены определиться с вопросом, какой элемент связки "порожден" каким, с последующими выводами. Из какого схематизма и тематизма работы здесь достаточно исходить, не принизив "высокого" смысла рефлексии, будь она процесс или механизм? Но сначала от иллюстрации, негативной предстоящему позитиву схематизма/тематизма. Работа не должна видеться непрерывным преобразованием однородного материала, как она может представляться на "моментальном снимке" индивидуального акта деятельности или акта мыследействования – взаимодействия орудия с "линией" преобразования исходного материала в продукт. Но в случае "прокрутки киноленты" мы засвидетельствуем и преобразование "природы" материала, и дифференцированность линии преобразования, и смену орудий. Следовательно, придав динамики изображенному, мы должны сказать, что работа есть как бы пульсирующее взаимодействие различных орудий с разнородным материалом. Вывод: "линия" работы в акте деятельности суть пересечение разграничений разного материала и смена рабочих средств. Что касается кинетики процесса, то мы вправе допустить представление о его "работе", как не предполагающей продукта(*), что не означает отсутствия какого-либо результата. В связке «процесс-механизм» стационарный процесс (см. сноску ниже) отвечает за функционирование механизма. Следовательно, в представлении рефлексии как механизма в случае кинетического (стационарного) процесса мы будем иметь дело с ее функционированием. И если в случае процесса как динамики нам придется выделять различные продукты рефлексии, то в случае процесса как кинетики, мы будем должны зафиксировать вполне однозначный, грубо говоря, единственно должный и необходимый ее результат. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - (*) Кажется, Г.П.Щедровицкий использовал для кинетических процессов термин «стационарные». Такое определение вроде бы сразу исключает их нацеленность на продукт, не предполагает их продуктивности.
 
 
2024-02-08

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7713325108712060&id=100001039424801

 
(8)

/ ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ ///
ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕФЛЕКСИИ //
РАМКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОРМЫ И СПОСОБОВ РЕФЛЕКСИИ /
Прежде чем перейти к заключительной части – к рефлексии в МД, – следует "сплющить" предыдущие разделы в виде рамок, определяющих ее конституирование и, не менее важно, ее инициализацию, как то: ее МД-форму репрезентации и МД-способы отправления, а равно ее МД-продукты и ее МД-результат. А для этого необходимо вновь вернуться к системному строению схемы МД.
О СИСТЕМЕ МД, КАК "РИСУНКЕ" НА "ТКАНИ" СИСТЕМЫ 2-ГО ПОНЯТИЯ
Обратимся к графике рефлексивных "ходов" на схеме МД. Их изображение следует рассматривать дважды: (а) проводимыми как бы на "плоскости" схемы МД и (б) проводимыми как бы в ее "рельефе", образованному 2-м понятием системы как онтологической основой схемы МД (см. здесь разделы «Лефевр: Системы, нарисованные на системах» и «Разграничивание МД-пространства»). В рассмотрении рефлексивных "ходов" пункта (а) имеются два разграничения, выделяющих пояса схемы МД. В рассмотрении пункта (б) помимо уже отмеченных разграничений необходимо полагать еще и разграничения в каждом отдельном поясе. Последнее относится прежде всего к "ходам", соединяющим пронумерованные фигурки позиционеров(*). Именно эти соединения фигурок следует соотносить с разграничениями, обусловленными "рельефом" поясов схемы МД, а именно, строением 2-го понятия системы.
Задумаемся, каким образом строение системы 2-го ее понятия (пять категориально различных представлений "объекта") присутствуют, пусть и в снятом виде или латентно, в схеме МД? И если присутствуют, то как система-2 локализована о в ее "пространстве"? Вл.Лефевр, насколько мне известно, методически не развернул отношение "ткань-рисунок", но сама формулировка отношения позволяет отнести смысл (идею) "ткани" к системе-2, а смысл (идею) "рисунка" к схематизируемой МД. Что касается "ткани" то Г.П.Щедровицкий лицом системы-2 полагал процессы – функционирования или развития. Если характеристикой системы-"ткани" выступает процесс функционирования, то "рисунок" системы МД совпадет по Щедровицкому c системой-"тканью" (см. здесь также рубрику о кинетике и динамике процессов). Другими словами, мы не получим нового, собственно, мыследеятельностного качества "рисуемой" системы. Следовательно, для обретения искомого качества лицом системы-"ткани" должен быть процесс развития. Как в этом случае наносится "рисунок" на систему-"ткань"?(**)
. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
(*) - На семинарах подготовки Чтений-2024 отмечалось, что изображение рефлексии как "ходов" на схеме МД – это как бы их предварительная наметка. Следовательно, схемой предположена более сложная и многоплановая роль рефлексии в событиях мыследеятельности
( **) - По В.Лефевру таковая система (к тому же наделенная сознанием) сопоставима по сложности с исследователем

 
 
2024-02-12

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7828153147229255&id=100001039424801

 
(9)

ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ ///
ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕФЛЕКСИИ //
РАМКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОРМЫ И СПОСОБОВ РЕФЛЕКСИИ /
Итак, в принятом случае лицом системы-2 выступает процесс развития. Контекстом таковой я приму феномен пространственного развития, а прообразом "рисунка" – организационно-деятельностную игру (ОДИ) или ее производные формы(*). Во что, если грубо, упирается процесс развития системы «пространственное развитие»? В материал, в своей совокупности репрезентирующий сложившиеся разграничения, а равно их обратную сторону в виде соответствующих ограничений(**). Здесь важно то, что "отпечатком" искомого процесса на данном материале выступает не единственно возникшая организованность материала, закрепляющая определенный его характер (направленность). Напротив, характер процесса "отпечатывается" на материале некоторым множеством организованностей, поддерживающих также некоторое разнообразие направлений его последующего протекания. А разнообразие направлений порождает разнообразие производных структур дальнейшего взаимодействия связки «процесс-материал». Подобные системные обстоятельства создают широкий спектр изменений в совокупности сложившегося положения дел, каждый эпизод из которых может быть реконструирован в схеме МД, если таковую рассматривать в функции репрезентации ОДИ. Здесь следует иметь в виду мысль О.И.Генисаретского о рефлектированных институтах и практиках. Феномен пространственного развития с его европейскими институтами и практиками как нельзя полно подпадает под эту мысль. Постольку и множественность явлений пространственного развития, и не менее множественный феномен ОДИ(***) составляют значимые и, вероятно, пока непревзойдённые образцы практик, в которых процессы и механизмы рефлексии – как по Щедровицкому, так и по Лефевру – составляют их ядерный смысл и непрестанно углубляемую суть.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
(*) - См. здесь: Виталий СААКОВ «Пространственное развитие: схематизирование, сценирование и планирование территорий деятельности» – https://www.priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/prostr-razvitie_2018.htm, «Дизайн организационно-деятельностной игры. Интуиции, утверждения, предположения» - https://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/GP-XXV_2019-01.htm
( **) - Исходя из деятельностного подхода, таковые разграничения-ограничения относятся в первую очередь к ареалам деятельности и ее видам, а по сопричастности к ним и к их сугубо территориальным локациям.
(***) О том и другом существует обширная литература. См. например, двухтомник «Организационно-деятельностная игра». – М.: 2004. Что касается пространственного развития, см., например – В.Глазычев, П.Щедровицкий «Россия. Пространственное развитие». В начале 2000-х ЦСИ ПФО учредил Комиссию по пространственному развитию, которая формировала соответствующие материал, но, к сожалению, электронный адрес Комиссии и ее разделов – http://kprpfo.chat.ru/oppr.html, который ныне доступен лишь частично.

 
 
2024-02-19

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7856374901073746&id=100001039424801

 
(10)

ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ ///
ПРОДУКТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФЛЕКСИИ //
НАМЕТКИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ
Чтобы двинуться далее, формальное изложение первых шагов предложенной системной интерпретации схемы МД требует методического развертывания. Таковая будет исходить скорее из методических предположений, нежели из систематического изложения. Как уже было отмечено, системой "ткань" будет выступать феномен пространственного развития, а системой "рисунок" организационно-деятельностная игра (ОДИ) или ее производные формы. При этом лицом системы-2 принят процесс развития, динамика которого во взаимодействии с материалом системы-2 "порождает" ряд организованностей. Последние выступают, словами обоих Щедровицких, различными направляющими теперь уже для целого ряда процессов. Что это может означать в плане системы-"рисунка", т.е. системы МД? Мне представляется, что означаться может вполне определенное обстоятельство. Оно графически фиксируется в поясе мысли-коммуникации графемой, как бы трансформирующей течение текста мысли-коммуникации, а именно – скобкой-связью. Она же – знак разотождествления, казалось бы, одного и того же текста (одного и того же хотя бы в плане его материала). Столь сложное изображение текста есть моделирование важнейшего события в пространстве МД.

 
 
2024-02-22

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7866300566747846&id=100001039424801

 
(11)

Т.к. Чтения уже завтра, а я не выполнил возложенные на себя обязанности – текст к ним приуроченный еще не готов, - то хотя бы дать его полный план и опубликовать последний по готовности его раздел.

Содержание
ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПОНЯТИЮ «РЕФЛЕКСИЯ»
Щедровицкий: Второе понятие системы
Лефевр: Системы, нарисованные на системах
Дубровский: Потенциал первого понятия системы (полиструктуры) в схеме МД
КАК Я ПОНИМАЮ ВСЛЕД ЗА ЩЕДРОВИЦКИМ СХЕМУ-ПРИНЦИП МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оптика рассмотрения схемы-принципа МД
Координирование МД-пространства
Разграничивание МД-пространства
ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕФЛЕКСИИ
Кинетика и динамика процесса. Работа и функционирование механизма
Рамки представления формы и способов рефлексии
О системе МД, как "рисунке" на "ткани" системы 2-го понятия
Пространственное развитие и ОДИ
ПРОДУКТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФЛЕКСИИ
Наметки методических предположений
МД-событие в поясе мысли-коммуникации
"Норма" и "экстремум" мысли-коммуникации
РЕФЛЕКСИЯ В МД
Выводы
Источники

ГДЕ И КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ВОЗМОЖНА КАЖДЫМ /// ПРОДУКТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФЛЕКСИИ // НАМЕТКИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ / МД-СОБЫТИЕ В ПОЯСЕ МЫСЛИ-КОММУНИКАЦИИ
Это важнейшее событие, как следует уже из схемы акта коммуникации – схемы, предшествующей изображению схемы МД, – состоит в разотождествлении текста на собственно текст выражаемый и текст воспринимаемый. В соответствии с данным разотождествлением необходимо ввести в процесс понимания – базовый для пояса мысли-коммуникации– специфическое для деятельностного подхода обстоятельство – его «разрыв». Это обстоятельство выражается в двух характерных формах/способах. Первая заключается в констатации «разрыва» и постольку в вынужденной остановке процесса. И если «разрыв» не будет преодолен, то и в "смерти" системы. Вторая форма, напротив, заключается в преодолении «разрыва» и постольку состоит в преобразовании процесса и тем самым в продолжении "жизни" системы, проявляемой в той или иной ее трансформации. В терминах базового процесса для первого случая следует говорить исключительно о НЕ достигнутом им результате, о НЕ состоявшемся понимании в связи и в отсутствие образования смысла, который соединил бы обе составляющие текста мысли-коммуникации. Другими словами, следует говорить о НЕПОНИМАНИИ. Второй случай – преодоление «разрыва» – есть не что иное, как конструирование смысла. Смысл здесь – это как бы мостик, налаживающий (взаимо)понимание по "обе стороны" текста. Но именно исходное обстоятельство непонимания, т.е. фиксируемый «разрыв» и его последующее преодоление преимущественно, и даже единственно, позволяет "дорисовать" пространство МД на "ткани" системы-2.

 
 
2024-02-25

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=7875157749195461&id=100001039424801

 
(12)

(...)

 
  (дальнейший материал готовится к размещению)  
     
   
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 12 март 2024
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 12 март 2024

последнее обновление/изменение
14 март 2024
12 март 2024