главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    

Виталий СААКОВ
Эпистемологические заметки к теме пространственного развития и городской среды

     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в разделш Пространственное развитие: схематизирование, сценирование и планирование территорий деятельности  
содержание разделаш Заметки к теме пространственного развития и городской среды 2020)  
  (1) Эпистемологическое специфицирование идей "городская среда" и "пространственное развитие"  
  (2.1) Укладность vs платформенность  
  (2.2) Исключение пространства из понятия "пространственное развитие"  
  (2.3) Рамки и диспозиции в проблематике среды и пространства  
  (3.1) К диспозиции обсуждения проблематики городской среды и пространственного развития: позиция "держатель рамок"  
  (3.2) Позиция "держатель ситуации"  
  (3.3) Позиция "держатель объектов"  
  (4.1) Локализация и масштабирование или связь и связывание обстоятельств различного рода  
  (4.2) Среда и развитие  
  (4.3) Городская среда как эффект и результат управленческого действия  
  (0) План-карта введения понятий городской среды и пространственного развития  
    (1) Исходное условие объективации феномена "городская среда"  
    (2) Намерение социального нововведения укоренено в "пространстве" реализации  
    (3) Возможность реализации, превосходящей проект-намерение, ничтожна  
    (4) Назначение "среды" в результате актуальной рефлексии  
    (5) Городские среды и экосистемы  
    (6) Городская среда и городская культура  
    (7) Пространственное развитие и полнота проявления городской культуры  
       
     
     
(4.1) Масштабирование и локализация, или связь и связывание обстоятельств различного рода  
2020-02-19 Почему дела с городской средой и пространственным развитием при наличии массы знаний и множества практик, прямо скажем, не вызывают удовлетворения? В заметке-1 я привел одно существенное тому объяснение. И, конечно, не единственно возможное. Оно про множественного актора, становление которого безусловно сопряжено с комплексом проблемных обстоятельств, который даже при поверхностном рассмотрении указывает на отсутствие наличных средств, не говоря уже о более-менее подходящих решений. Так или иначе, приходит понимание, что данный комплекс наподобие исторических событий всегда индивидуален и конкретен (со всеми вытекающими из этого методологического положения). Более того, он сам и есть историческое событие.
В этой заметке я обозначу данный комплекс обстоятельств как проблему масштабирования и локализации. Говоря эпистемологически, она как раз и есть проблема связи и связывания обстоятельств различного рода: явных и неявных, ожидаемых и непредвиденных, учитываемых и неучтенных… Их связь и связывание и составит содержание 4-й серии заметок.
В заметках 3-й серии был дан вариант принципиального позиционного строения упомянутого множественного актора. Его внутренняя диспозиция была обусловлена двуединой задачей: разборкой проблемного комплекса обстоятельств и его пересборкой в форме пакета задач, возможных к решению. Следовательно, данную диспозицию (при условии, что она обеспечивает свою функцию разборки) необходимо рассматривать в качестве отправного плацдарма по связи-пересборке "привходящих" обстоятельств в процессы городского средообразования и пространственного развития. Точнее, и как исходный компонент, подлежащий сборке-связыванию, и как собственно их механизм. Этим предполагается, что городское средообразование и пространственное развитие своей связкой-сшивкой (не только идей, но и относящихся к ним феноменов) эксплицируют определенный тип управления. Или более осторожно: необходимость и настоятельность их сшивки подготавливают место и время для мышления и деятельности управления.
Управления чем?
Чтобы развернуть данный вопрос, необходимо вернуться к исходному предмету заметок - к идеям городской среды и пространственного развития. Как идеи они безмерны и безграничны. Иное дело, когда имеет место обращение к ним как к исследуемым феноменам и возможным практикам. Тотчас встает вопрос об их границах и соразмерности нашим намерениям и возможностям, следовательно, вопрос о локализации и масштабировании.
 
см. также на https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3194154647295818&id=100001039424801 вверх
  комменатрии  
Елена Чернова обстоятельства и условия связываются в "обстановку" - "обстановка" - это и есть "локус".(?) А условия определяются масштабом.(?) Тогда кроме вопроса "управления чем" есть вопрос "управление на чем" (?)  
Виталий Сааков вы предлагаете масштабирование-локализацию (в контексте управления) рассматривать в различении "обстоятельств", "условий", "обстановки"? Согласен, топологические характеристики здесь необходимы. Теперь бы договориться о понимании этих характеристик. Сформулирую свое и поделюсь  
Елена Чернова можно так, можно как-то иначе, но чтобы не одни только обстоятельства были - это как-бы периферия. А обстановка - это локус, т.е. продукт собственной сборки. Локус - это же тоже не натурально, а то, как в этой точке пространства осуществляется сборка. У меня есть знакомый художник, который всю обстановку мастерской создал притащил с ближайшей помойки, но конечно все эстетизировал и подбирал по какому-то своему видению - можно ли эстетизировать. То есть это от него зависит, притащить и отгламурить. А кто-то выбросил - это условия. А масштаб - люди выбрасывают к ближайшей помойке. как-то так  
Виталий Сааков начал было "эпистемизировать" понимание, но тут подоспел ваш здравый смысл. Тем не менее, поделюсь:
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА с оглядкой на географию незыблемы (специально подобрал такое слово): запад есть запад, восток есть восток, и вместе им не сойтись. По аналогии со временем также незыблемы: времена не выбирают, ночь есть ночь, день… Наверное, можно еще найти опоры для значения этого слова.
УСЛОВИЯ, мало того, что переменчивы, так еще подлежат интерпретации и аспектизации.
Что происходит с обстоятельствами и условиями при их связывании? Один вариант: обстоятельства подчиняют себе условия. Второй вариант: условия позволяют найти ходы в обстоятельствах.
ОБСТАНОВКА - следую вашей исходной формуле и подоспевшему смыслу. Она собственно и есть ситуация, притом управленческая.
 
Елена Чернова в целом похоже, но ситуация - это связка всех трех. запад есть запад, но на исконно русских картах юг был сверху, а север снизу. И был какой-то период, когда меркаторские карты сосуществовали с "исконно русскими". То есть два масштаба было и соответственно, соперничали две системы управления.  
Виталий Сааков про масштаб - хорошо, ценно)) задается он конкурирующими системами управления  
Елена Чернова он наверно разным задается (в случае со свалкой нет вроде), а если карты, то я что-то про них знаю и вот это было, не обязательно, что можно переносить на другую действительность. Но если речь именно о пространстве, то возможно

 
см. также на https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3194154647295818&id=100001039424801 вверх
(4.2) Среда и развитие  
2020-02-28 Очередную заметку начну с синтаксической модификации исходной темы. Временно она должна выглядеть так: О (городской) СРЕДЕ И (пространственном) РАЗВИТИИ. Представляется, что вопросы масштабирования-локализации как связи обстоятельств различного рода, а далее и вопросы управления, должны нечто заключить в скобки. Что следует иметь в виду под этим нечто? То, что мы, определяя вопрос (опредЕливая его) уточнениями "городская" и "пространственное", можем ненароком исключить из него обстоятельства, не возможные нами к учету по тем или иным условиям. Это - не требование, которое в своей полноте невыполнимо, а установка, следовать которой должно. Следовать данной установке помогает схема управления (made by ММC).

PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Эпистемологические заметки к теме пространственного развития и городской среды (4) / среда в схеме управления

Схема содержит в себе символы среды и развития. Среда в схеме никак не специфицирована. Она есть "всего лишь" то, во что погружается (искусственный) конструкт, ориентируемый неким идеалом. И в этом своем качестве среда, с одной стороны, оказывает сопротивление естественному (свободному) движению конструкта, с другой стороны, поставляет материал данному идеализованному конструкту. [Напомню, что в этом же качестве среда представлена в схеме трансляции культуры и воспроизводства деятельности].
Теперь о развитии. Следуя идеологии ММК, развитие изображается данной схемой уже постольку, поскольку управление всегда есть управление развитием. Тем не менее, дам ему интерпретацию с опорой именно на эту схему. Итак, в неконкретизируемой и недифференцированной среде возникают новообразования (и управление вовсе не обязательно тому причиной). Необходимое здесь допущение состоит в том, что новообразования обладают собственной динамикой и/или кинетикой, и по-другому на данной схеме знак процесса естественных изменений протрактован быть не может. При этом сопротивление среды есть все же сопротивление (хотя, подобно воде, и может при определенных условиях поддерживать "на плаву"); средовой материал есть все же материал, а не комплектующие от сертифицированного поставщика (хотя "дареному коню в рот не смотрят").
Все это диктует необходимость воздействий на процесс реализации, точнее, на его составляющие в виде естественных изменений в состояниях исходного конструкта. Цель воздействий - корректировка "траектории" материализующегося в среде конструкта, отклоняющейся от назначенной ее идеализации. А если не в траекторной, а в организованностной интерпретации, то корректировке подлежит структура конструкта, неизбежно изменяющаяся "под давлением" среды.
Что здесь в части среды самое важное? Корректировка "траектории" или структуры конструкта для самой среды (и для нас!) не проходит бесследно. До того неконкретизируемая и недифференцированная среда (согласно своему отправному определению) конкретизируется и дифференцируется. И только объективируя и предметизируя данные явления, далее можно будет говорить о средовых локусах и организованностях. И никак не ранее. За этим положением, в случае его развертывания, может и должна проступить среда городская - как конфигурация проявленных и проявляемых средовых событий. Этому будет посвящена следующая заметка.
 
см. также на https://www.facebook.com/photo.php?fbid=3214867988557817&set=a.482041185173858&type=3 вверх
  комментарии  
Сергей Орловский Здесь явно просматриваются два типа дилога: 1) античный. Движение от начала в сторону "идеальный конструкт". 2) ренессансный. Поиск многообразия путей соединения в отрезке "идеальный - материальный конструкт". Эти пути направлены на торение сдвига к Лучшему, новизны Другого, разрыва с Иным.  
Виталий Сааков эта схема почему-то вызывает не только у вас, но вот и у Петра Капустина желание увидеть вариации взаимодействия "идеального" и "реального". На схеме этого нет, и ею не предполагается. Может быть потому, что она принципиальная? А на практике путь соединения обоих конструктов, конечно же, будет не единственным  
Пётр Капустин Многообразия путей на схеме не вижу: идеальный конструкт не делает шагов навстречу материальному (я тоже не люблю типовое проектирование и всяческие "привязки", однако вектор вниз был и остаётся пока). Рискую спросить: насколько велико убеждение в том, что идеал появляется на доске М (надо думать, посредством идеирования), а не, например, вменяется извне, из попкультуры там, из шаблонов закостеневшего "профессионализма" (у нас сегодня такое сплошь и рядом, даже в Правлении СА РФ (!)). Я понимаю, Вы, как всегда, о должном. Но что делать с наличным (среду же образует именно оно, а не идеальное)?  
Виталий Сааков не схемой ли трансляции культуры навеян ваш нисходящий вектор? Или платонизмом?
Буду защищать управленца от вас и от Елены Черновой)) Доска мышления - это атрибут его позиции. Думаю, оба согласитесь. Что касается идеала, то вопрос должен упираться в его происхождение, оно - различно. И можно допустить причастность к нему в т.ч. поп-культуры, но именно причастность, а не заимствование или вменение. Я пока так понимаю: название позиции "управленец" обусловлено не столько ее паспортными данными, сколько характером и способом работы с Е-процессами. Именно этот характер и способ задают собственно управленческую позицию (вакантную для позиций с другими именами).
 
Пётр Капустин А в целом у Вас получилась некая раскрытая вариация схемы шага развития?  
Виталий Сааков на это никак не рассчитывал))  
Пётр Капустин т.е. он что угодно сможет переосмыслить? Позиция сильная. И тем более значим вопрос о попадании чего угодно на доску под маркером идеала. Правильно ли я понял: идеал не транслируется, а кометой пролетает над плацдармом (?). Т.е. их должно быть много?
 
Виталий Сааков если отталкиваться от схемы, управленческому осмыслению подлежит отклоняющаяся траектория реализации-материализации исходного конструкта. Не более того.
Что касается строения мышления управленца. ММК строил данную схему, предпринимая методологическую (и, следовательно, онтологическую) критику всевозможных на тот момент управленческих кейсов, практик и теорий. Это мы должны принимать по умолчанию. И если мы не ставим здесь и сейчас (за)предельной цели развития СМД, то нам и нет нужды вносить в данную схему какую-либо "контрабанду". А поскольку структура этой схемы гетерохронна (исключая стрелки-связи ее элементов), то мы вправе стартовать из любого ее узла. Следовательно, нечто в функции идеала может возникнуть на доске управленца как итог (скорее всего промежуточный) осмысления шагов в своих средовых мероприятиях.
Вячеслав Леонидович, как вы прекрасно знаете, выходил на идеалы за счет культурно- исторической рефлексии (и при этом был вовсе не чужд ММК-разработок). Я в отличие от ВЛ не обладаю такой исследовательской машиной. Мне остается "довольствоваться" методологическим подходом и его результатами. Постольку, соединяя то и другое, я здесь под идеалом разумею единственное - городскую среду. Но ее (его) я еще должен вывести из схемы.
Надеюсь, ответил тем самым и про множество комет и плацдармов.
 
Пётр Капустин спасибо. Наверное, все вопросы оттого, что схема не замкнута, как О-Т схема, и нет даже ничего вроде "обратной связи". Отсюда вопросы к идеалу и его происхождению. Множестенность идеалов, их сменяемости и возможность "стартовать с любого узла" - это как раз то, чего на схеме нет (ну, или я не вижу) и что очень бы хотелось увидеть. Пока Ваш управленец вверху действует как визионер. А внизу ему требуются тоталитарные полномочия. Дм. Хлелъниц-кий, наверное, так нарисовал бы своего "Сталина", если бы владел языком схематизации. Прошу меня извинить - мои вопросы сугубо от интереса к теме (от любви к искусству).  
Виталий Сааков да, схема не взята в контур. В этой связи привлеку ГП. У любой организации есть руководитель (тот же "Сталин"). Здесь с контуром понятно. Но управляет организацией секретарша. Может ли здесь быть контур? Нет (от себя добавлю - только среда). Что делает секретарша? Переданный ей документ/просьбу/заявление/… на имя начальства с регламентированной траекторией документооборота она корректирует. Как и зачем? Так и затем, что у нее есть идеал!!! И его происхождение в данном случае не важно. Идеала нет у "Сталина". Т.к. ни к чему  
Елена Чернова круто, но я очень сильно сомневаюсь, что у управленца на доске идеал. вверх
Виталий Сааков ждал, ждал от вас это замечание. Разумеется, со страхом)) И тем не менее, идеал на доске управленца появился в свое время не без вашего участия. Можно покопаться в архиве и восстановить тот контекст. Наверное, обнаружится различие с нынешним. И все же ведь не без идеала?  
Елена Чернова идеал у идеолога.  
Виталий Сааков ага, а жизнь у биолога)))
Пункт с идеалом в связи с этой схемой возникает уже неоднократно. Я ее привожу по памяти. Много-много лет назад я видел, как ее вводил Георгий Петрович, лет 10 назад - Петр Георгиевич. В интернете и на сайте Фонда ГП найти схему не могу. Архив Фонда платный… Так что, приходится полагаться на свою память и самому отвечать на вопросы к схеме.
У кого идеал и каково его происхождение? Сдается мне, поскольку нарисованное управление принадлежит методологической мысли, то рядом с нею витает проектирование, а оно навевает мысль о прожектировании. Вот в нем, полагаю, и зарыта собака - то бишь, идеал. Т.е., не в идеологии, не в философии, не в политике. Или так: в них, но через прожектирование (если ориентироваться на действительность отношения "идеал-ценности").
 
Влад Збитнев А где тут соучастие?  
Виталий Сааков ценю ваш юмор))
И вот как отвечает на него схема управления: соучастие возникает как эффект непреодолимого сопротивления среды. Но это будет уже другая схема…
 
Елена Чернова соучастие появляется там, где нет самоуправления. поэтому в помойку соучастие  
Виталий Сааков опять заставляете задуматься))
 
Пётр Капустин Елена Чернова, Именно! Поэтому нужно что-то замыкающее, вектор к управленцу, чтобы он себя помнил. Или ОТ-схема, или "обратная связь" или соучастие... Я пока вижу схему начальника. И довольно наивного (образ секретарши (см. выше) точно всплывает).
 
Елена Чернова Пётр Капустин, да уж, схема обратной связи никакого отношения к управлению не имеет  
Влад Збитнев

Елена Чернова самоуправление - это управление массой сама собой?
Или вовлечение массы в работу по управлению ей?

 
Пётр Капустин

Елена Чернова, ну, в кибернетической парадигме, будь она неладна, фидбэк появился как то, на чём у них строится то, что они называют управлением, сиречь контролем. Здесь же это все вспомнилось от дефицита любых векторов в сторону управленца. Остаётся надеяться, что он так самоорганизован, что и в незамкнутой схеме осуществляет управление. Но это уже область веры.

 
Елена Чернова

Влад Збитнев, массы тут вообще не причем. Именно когда появляются "массы" (см. Восстание масс Ортеги и Гассета), возникают тоталитарные властные системы. Масса - это материал. Самоуправление - это не на массе, а на субъектах.

 
Виталий Сааков удивительное дело с превратностями этой схемы! Видимо, критика здесь вытолкнула схему в RUPA - https://www.facebook.com/groups/rus.urbanplanners/permalink/2809428735802604/  
Пётр Капустин Виталий Сааков, это должно насторожить... Вот что именно им понравилось? Мои ответы выше, но молчу. вверх
Виталий Сааков Пётр Капустин, меня больше настораживает здешняя сторона))) у моих СМД-ориентированных коллег имеется представление об управлении, расходящееся с данной схемой? Или как?
 
Пётр Капустин наверное я плохо знаю соответствующий пласт наследия, но мне трудно увидеть здесь управление. Для меня управление - рефлексивная работа со знанием. Персонаж на схеме рефлексию не заявляет и знания его о процессах внизу его не интересуют. Просто вижу, как он пинками загоняет свой "материальный конструкт" в состояние, приближённое к идеалу. Полагаю, именно это градостроителям и нравится, они иначе не умеют. Но Вы на меня внимание не обращайте, наверняка схема ещё будет достраиваться?  
Виталий Сааков я вроде понял свою ошибку: вне сопоставления с руководством и организацией схему управления вводить малоосмысленно. Как-никак, ОРУ.
Но почему я держусь за нее? В этой схеме тема среды возникает вне зависимости от предметных представлений архитектуры и градостроительства. Т.е., в самой широкой и принципиальной своей постановке. Коротко говоря, со средой имеет дело только и только управленец. Руповцы с управлением дело не имеют и, более того, устраняются от него. Поэтому среда и, главное, городская среда - темы для них абсолютно закрытые. Понять что-то про среду, не будучи управленцем, - это значит проимитировать управленческую позицию. Других ходов нету (привет Бокову с его четвергом)))
 
Пётр Капустин согласен  
Елена Чернова Виталий Сааков, не знаю, расходится ли эта схема с СМД, но она точно расходится с моими представлениями о "среде", которая в представлениях про типы жизнедеят-сти. В рамках этих представлений никакой "среды" нет, а есть "среды", в зависимости от типов жд. И их управленец в голове удерживает и рефлексирует, а не "идеал". То есть "среда" - это производная от конкретного типа жд. Но, разумеется, я не навязываю своих представлений. Наверно вам еще раз, может на этой схеме, зафиксировать концептуальные рамки, внутри которых у вас именно так все нарисовалось. Пока я прослеживаю натурализацию схемы шага развития в вашей схеме. Т.е. - рамок нет, поэтому все как бы натурально существует, в том числе управленец у вас натуральный такой оказывается - ну просто зашел на огонек и т.к. управленец, начал сокращать разрывы. Все верно, все так, но нужно убрать натурализм. Тогда и нашим друзьям руповцам картинка не будет нравиться.  
Виталий Сааков Елена Чернова, вот не пойму, почему навешивается на меня (на эту схему) натурализм?
То, что она вне определенного контекста (того же пространственного развития) и вне необходимых различений (с теми же руководством и организацией) – это я уже сообразил. И, согласно Петру Капустину, схема сейчас мной достраивается и скоро (в п.4.3.) будет выложена.
А пока продолжу защиту данной. В чем ее специфика в сравнении с другими схемами, содержащими человечков, напр., сценаристов, методистов, плановиков… Управленец – это позиция, а не функциональное место в организационной структуре подобно сценаристу, методисту, плановику... Занять позицию управленца – значит сложить "вокруг себя" деятельность с функциональными местами, так или иначе определяемыми управленческим представлением о должном, идеальном. Следовательно, все это нужно домысливать на данной схеме, самоопределяясь как управленец, рефлектируя его позицию или имитируя.
И еще повторюсь: поскольку управление есть не что иное как управление развитием (а другое, вспоминая ГП, есть бессмыслица), то оно его только и создает развитие, подхватывая те или иные "естественные" процессы. А также: "среда" – есть производное управленческого действия, имеющего дело с "естественным". Конкретный же тип жизнедеятельности порождает только продукты своей жизнедеятельности. Почему возможно отождествлять эти продукты-экскременты со средой? Сущий натурализм)))
 
Елена Чернова ok  
см. также на https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3194154647295818&id=100001039424801 вверх
(4.3) Городская среда как эффект и результат управленческого действия  
2020-03-06 Предыдущая заметка 4.2 "Среда и развитие", основанная на ММК-схеме управления, должна была подвести к мысли, что "городская среда" не есть некий внеположенный нам объект. Это было бы откровенным натурализмом и исключало бы среду из акторов пространственного (городского) развития. Социальная среда вообще (не природная и не техническая), а городская в особенности, есть событие (ряд событий), и не столько в объективно-фактологическом залоге, сколько в залоге деятельности - активности и акторности. Другое дело, что она должна быть "разбужена". Кем и чем? Управлением. Чему и посвящена очередная заметка.
Тем не менее, в обсуждении состоялась критика представления о среде. Моя попытка проявить в схеме ее внутреннюю темпоральность, динамику за счет прочтения схемы с любого узла-элемента и завершения любым, оказалась в итоге неубедительной. Вывод мой таков: эту схему необходимо вводить пошагово. Управление (в первой и второй версиях данной схемы) только и возникает в связи со средой: если бы среда не оказывала "сопротивления" нововведениям, то и нужды в управлении не было бы. Из схемы извлекается не только среда, но про эти извлечения в свое время.
вверх
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Эпистемологические заметки к теме пространственного развития и городской среды (4) / среда в схеме управления
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Эпистемологические заметки к теме пространственного развития и городской среды (4) / среда в схеме управления
  <назад вперед >
 
  комментарии  
Пётр Капустин А не стоит ли признать за средой с её субъектностью также способность выдвигать/порождать конструкты? Я бы даже предложил их реакторный характер в отношении идеального конструкта, но они выступают для управленца средством его достройки и его реализации.
 
Виталий Сааков признание за средой субъектности (и способности порождать конструкты) чревато языческим и магическим. Признание не только активности, но и акторности уже состоялось (только вот эпистемологически недооформлено). Конструкт изначально принадлежит среде (шаг 2-й), но в части специфической ситуации (подобной в Одессе-2019 и м.б. еще не рассосавшейся). С ситуации я и начал эти заметки. Принадлежность ситуации среде - это уже в управленческой рефлексии (шаг 4-й). Т.е., среда - это как бы и вполне мета- и мега-ситуация, ситуация со знаком штрих. Только с этого шага возможно говорить об управленческой позиции в "чистом" виде.
Реакторный характер - это в перспективе и в перерисовке схемы, в ее выворачивании через узел "траектория - корректировка".
 
Пётр Капустин отчего магическим, если среда - квазиестественный котёл различных ЖД и МЖ? Или у вас среда кладётся иначе? С Одессой-2019 к сожалению не знаком.  
Виталий Сааков вот Елены Черновой - борца с тенями натурализма - на вас не хватает)))
Всего две (!) возможности мыслить/полагать среду. 1. В рефлексии управленческих действий и 2. В вопросах поставки материала для конструктов.
 
Пётр Капустин По пошаговому введению: обнаружение среды заставляет выходить в идеализацию? Если бы её не было, можно было бы обойтись ситуативными конструктами?  
Виталий Сааков Обнаруживание "нечто" заставляет выходить в рефлексию и совершенствовать ситуационный конструкт. Второй вопрос надо уточнять.
Что значит не было бы среды? Если мы не разработчики, ее для нас нет. Галилей занимался разработками и вынужден был ввести ее как существующую.
Что значит обойтись ситуационными конструктами? Это значит одно - отказаться от развития.
 
Пётр Капустин а зачем развитие, если бы и так всё получалось! Но я вас понял.  
см. также на https://www.facebook.com/photo.php?fbid=3232554936789122&set=a.482041185173858&type=3&av... вверх
     
     
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, февраль 2020
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
с 19 февраль 2020

последнее обновление/изменение
16 апрель 2020
01 март 2020
29 февраль 2020
19 февраль 2020
PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Эпистемологические заметки к теме пространственного развития и городской среды (4) / среда в схеме управления PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Эпистемологические заметки к теме пространственного развития и городской среды (4) / среда в схеме управления