главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
вернуться в разделш | Системомыследеятельностная схематизация | |||
вернуться в разделш | Конференции по схематизации фонда имени Щедровицкого | |||
содержание разделаш | К оценке семиотических, инженерных и антропотехнических разработок схематизации... |
word-версия для печати |
НАВИГАТОР
I ЧАСТИ НАВИГАТОР II ЧАСТИ НАВИГАТОР III ЧАСТИ |
|||||
НАВИГАЦИЯ ПО ТЕКСТУ-СХЕМЕ И СХЕМЕ-ТЕКСТУ |
Задачи семиотики и предпосылки, необходимые для ее разработки |
Предпосылки
и проблемы в семиотике в
связи с разработкой целей
и задач схематизации
|
Схематизация и Московский
методологический кружок
|
Вряд ли сейчас
нужно специально доказывать, что проблема знака имеет исключительно важное
значение для всех наук, связанных с анализом человеческой деятельности,
- логики, психологии, языкознания, антропологии, педагогики и др.; понимание
этого уже достаточно распространилось и скоро, очевидно, станет общим
местом. Было бы неправильным объяснять этот факт развитием одних лишь теоретических представлений; скорее он обусловлен тем, что сама производственная практика оказывается все более зависимой от понимания природы знаков. |
1.1.1.
Еще и сегодня нужно специально доказывать,
что проблема схемы имеет исключительно важное
значение для практик, связанных с анализом
человеческой деятельности, - логики, психологии, языкознания, антропологии,
педагогики и др.; понимание этого уже достаточно распространилось, но
не скоро, очевидно, станет общим местом. читать комментарий |
1.1.2. Было бы неправильным объяснять этот факт развитием представлений только Московского методологического кружка; скорее он обусловлен тем, что сама практика, оказывается зависимой от понимания природы схемы. |
1.2 |
Машинный перевод,
а потребность в нем становится все более настоятельной, на сегодняшнем
этапе требует перестройки знаковых текстов, преобразования их к такому
виду, который "подходил" бы современным переводящим машинам; а отсюда,
естественно, появляется уже собственно теоретический вопрос: в какой мере
и как можно менять знаковую форму, не затрагивая нужного для перевода
смысла? Практические задачи рационального построения химической номенклатуры, легко переводимой в структурные формулы, приводят к специальным теоретическим исследованиям разнообразных языков химии. Постоянно сталкивается с проблемой знака педагогика: ведь основной момент при обучении мышлению - это включение в деятельность ребенка определенных знаковых средств и способов деятельности с ними. Поэтому в психологии и теории педагогики совершенно закономерно ставится вопрос: какими путями и с помощью каких методов можно обеспечить наиболее быстрое и эффективное усвоение людьми знаковых систем и как должно меняться само обучение с изменением типа знаков. Но, чтобы дать решение этих проблем, нужно предварительно выяснить, что такое знак и каковы его основные типы. И это - вопрос, к которому приходят сейчас со стороны самых различных сфер производства. |
1.2.1. Межкультурный и мепрофессиональный перевод, а потребность в нем становится все более настоятельной, на сегодняшнем этапе требует перестройки коммуникативных и организационных схем, преобразования их к такому виду, который "подходил" бы современным задачам перевода; а отсюда, естественно, появляется уже собственно методологический вопрос: в какой мере и как можно менять знаковую и текстовую форму схемы, не затрагивая нужного для перевода смысла? |
1.2.2. Практические задачи рационального построения номенклатуры финансовых или оргуправленческих схем, легко переводимой в структурные изображения, приводят к специальным теоретико- и практико-методическим исследованиям разнообразных языков инженерии. | |
1.2.3. Постоянно сталкивается с проблемой схематизации педагогика: ведь основной момент при обучении мышлению - это включение в деятельность ребенка определенных схем и способов деятельности с ними. Поэтому в психологии и теории педагогики совершенно закономерно должен ставиться вопрос: какими путями и с помощью каких методов можно обеспечить наиболее быстрое и эффективное усвоение людьми схематизмов и как должно меняться само обучение с изменением их типов. | |
1.2.4. Но, чтобы дать решение этих проблем, нужно предварительно выяснить, что такое схематизация, схема и схематизм и каковы их основные типы. И это - вопрос, к которому будут приходить со стороны самых различных и новых практик. |
вверх | к навигатору |
Но практические потребности обусловливают лишь сам факт выдвижения проблемы на передний план. А способ, каким она ставится и решается, определяется прежде всего ходом развития теоретических представлений в науке. То состояние проблемы знака, с которым мы имеем дело сегодня, явилось результатом взаимодействия и пересечения нескольких различных линий, наметившихся с конца ХIХ и начала ХХ столетия. | 2.1.0.
Но рефлексия надвигающихся практических потребностей
может обусловить лишь само выдвижение проблемы
на передний план. А способ, каким она ставится и решается, определяется
прежде всего ходом развития теоретических представлений в семиотике,
инженерии и антропотехнике.
То состояние понимания
проблемы схематизации, с которым мы имеем
дело сегодня, явилось результатом взаимодействия и пересечения соответствующих
линий. читать комментарий |
Главнейшими среди них
были, по-видимому, следующие(1a)
: 1) Линия философско-психологического исследования знака, идущая от Г.Фреге и Э.Гуссерля через Вюрцбургскую школу психологии мышления к работе К.Бюлера "Теория языка". |
(1b)
: 1) Линия философско-психологического исследования знака, идущая от Г.Фреге и Э.Гуссерля через Вюрцбургскую школу психологии мышления к работе К.Бюлера "Теория языка". А также линия философско-психологического исследования схемы, идущая от Канта и не свободная от аналогий с механизмом зрительного восприятия. |
2) Линия "формальной" трактовки знака, подготовленная работами школы Д.Пеано, ранними работами Б.Рассела, А.Уайтхеда и Л.Витгенштейна, получившая наиболее резкое выражение в логико-математических работах Д.Гильберта и затем развитая на более широком материале и с новыми моментами Венским кружком, Варшавско-Львовской школой и др. | 2.1.2.
2) Линия "формальной" трактовки знака, подготовленная работами школы Д.Пеано,
ранними работами Б.Рассела, А.Уайтхеда и Л.Витгенштейна, получившая наиболее
резкое выражение в логико-математических работах Д.Гильберта и затем развитая
на более широком материале и с новыми моментами Венским кружком, Варшавско-Львовской
школой и др. А также линия семиотики, исследующей знаковые системы, но вне контекста реализации схем и их функций в знаках и знаковых системах, в результате чего в них смешиваются различные природы - собственно знака и природа схемы. |
3) Логико-психологическая трактовка знака у Ч.Морриса, пытавшегося синтезировать указанные выше направления. | 2.1.3.
3) Логико-психологическая трактовка знака у Ч.Морриса, пытавшегося синтезировать
указанные выше направления. А также логико-психологическое направление у Ж.Пиаже, в котором схема рассматривалась как средство (или "способ"), включающееся в поведение индивида и перестраивающее его, но при этом исследуемые и конструируемые схемы не визуализировались, живя в текстовом и вещном материале. |
4) Логико-философское направление, идущее от Дж.Мура, через позднего Л.Витгенштейна к современным представителям философии "лингвистического анализа". | 2.1.4.
4) Логико-философское направление, идущее от Дж.Мура, через позднего Л.Витгенштейна
к современным представителям философии "лингвистического анализа". А также логическое и логико-философское направление, выделяющие схемы мыслительных операций и идущее к современным представителям "лингвистического анализа" искусственного интеллекта. |
5) Психологическое направление Л.С.Выготского, в котором знак рассматривался как средство (или "орудие"), включающееся в поведение индивида и перестраивающее его. | 2.1.5. 5) Психологическое направление Л.С.Выготского, в котором средство (или "орудие"), включающееся в поведение индивида и перестраивающее его, хотя и рассматривалось как знак, но очевидно, что выводит через него на схему. |
6) Линия структурно-лингвистического анализа знаковой функции, подготовленная работами Ф. де Соссюра и получившая наиболее резкое выражение у Л.Ельмслева и Х.Ульдалла. | 2.1.6. 6) Линия структурно-лингвистического анализа знаковой функции, подготовленная работами Ф. де Соссюра и получившая наиболее резкое выражение у Л.Ельмслева и Х.Ульдалла. |
7) Линия "содержательного" лингвистического исследования знака у В.Порцига и Л.Вайсгербера, для которых главным в проблеме было исследование "значения". | 2.1.7. 7) Линия "содержательного" лингвистического исследования знака у В.Порцига и Л.Вайсгербера, для которых главным в проблеме было исследование "значения". |
2.1.8. 8) Линия анализа организационной функции схем, подготовленная работами в теории организации и управления, а также в социологии труда и организации, но, как правило, не стремящаяся выразить в них онтологический и объектный характер организационных структур и процессов. | |
2.1.9.
9) Гештальтпсихология, иконология, бихевиоризм
(...) |
|
2.1.10
10) И, наконец, направление Московского методологического
кружка (...) |
вверх | к навигатору |
вверх | к навигатору |
вверх | к навигатору |
вверх | к навигатору |
Показательным
с этой точки зрения был проведенный недавно в Москве симпозиум по структурному
изучению знаковых систем [Симпозиум... 1962]. Подавляющее большинство
докладов, представленных на нем, - это либо традиционные филологические,
этнографические и искусствоведческие описания, либо чисто механическое
приложение понятий и способов анализа лингвистики к другим знаковым образованиям.
Организаторы симпозиума не планировали ни одного доклада по методам семиотического
исследования, ни одного доклада по понятиям знака и знаковой системы.
И это вполне закономерно, так как они представляли себе семиотику лишь
как расширенное приложение понятий и методов лингвистики и математической
логики к новым областям эмпирического материала. Но, если мы примем эту точку зрения, то как затем мы сможем отказать логикам в том, чтобы они называли семиотикой приложение логических методов к анализу знаковых систем? И кто тогда рискнет сказать, что не правы психологи, включающие семиотику в цикл психологических дисциплин? |
4.2.1.
Показательным с этой точки зрения был проведенный недавно коллоквиум
по схематизации
(23 февраля 2007г.). Оба
доклада, представленные на нем, - это либо уже традиционные
знакотехнические,
мнемотехнические и просто графические приемы, либо чисто механическое
приложение понятий и способов инженерии (информатики,
кибернетики, схемотехники) к другим знаковым и схемным
образованиям. Участники коллоквиума не сделали
ни одного доклада по методам схематизации,
ни одного доклада по понятию схемы
и схематизации. И это вполне закономерно, так как они представляли
себе схематизацию лишь как расширенное приложение
понятий и методов семиотики и семиотической инженерии
к новым областям эмпирического материала. Но, если мы примем эту точку зрения, то как затем мы сможем отказать семиотикам в том, чтобы они называли схематизацией приложение семиотических методов к анализу схемных образований и построений? И кто тогда рискнет сказать, что не правы инженеры и антропотехники, инженеры и антропотехники, включающие схематизацию в цикл своих дисциплин? |
Совершенно очевидно, что
при любом из таких пониманий семиотики мы никогда не получим синтеза наших
представлений о знаках и знаковых системах, мы не будем иметь семиотики
как особой науки, синтезирующей все другие представления. А потребность
в синтезе, как мы выше уже говорили, чувствуется сейчас все больше и больше.
Поэтому можно сформулировать общий тезис: основная задача семиотики как теории знаковых систем, если она хочет быть особой наукой, а не другим названием расширенной лингвистики, расширенной логики или психологии, состоит в объединении тех представлений о знаках и знаковых системах, которые выработаны к настоящему времени в психологии, логике, языкознании и в других дисциплинах; семиотика будет иметь право на существование в качестве самостоятельной науки, если будет решать эту ставшую уже насущной задачу. |
4.2.2.
Совершенно очевидно, что при любом из таких пониманий схематизации
мы никогда не получим синтеза наших представлений о схеме
и схемных образованиях, мы не будем иметь схематизации
как особой теории, синтезирующей все другие
представления. А потребность в синтезе, как мы выше уже говорили, чувствуется
сейчас все больше и больше. Поэтому можно сформулировать общий тезис: основная задача схематизации, если она хочет быть общей теорией, а не другим названием расширенной лингвистики, расширенной семиотики или инженерии, состоит в объединении тех представлений о схеме и схематизации, которые выработаны к настоящему времени в семиотике, инженерии, антропотехнике и в других дисциплинах; схематизация будет иметь право на существование в качестве самостоятельной теории, если будет решать эту ставшую уже насущной задачу. |
Виталий Сааков, 10 ноября 2007 |
вверх | к навигатору |
Объединение логических, психологических
и лингвистических представлений о знаке и знаковых системах не может основываться
на сведении одних представлений к другим, так как среди них нет "главного".
Оно не может быть также механическим, так как содержания перечисленных
представлений не являются частями одного целого. Последнее утверждение
является очень важным в методологическом
отношении, и поэтому его нужно разобрать подробнее; речь идет о понимании
характера абстракций, приведших к этим представлениям. Обычно когда сталкиваются с такой ситуацией, т.е. когда имеют несколько различных знаний об
|
5.1.1. Объединение
семиотических, инженерных и антропотехнических
представлений о схеме не может основываться
на сведении одних представлений к другим, так как среди них нет "главного".
Оно не может быть также механическим, так как содержания перечисленных
представлений не являются частями одного целого. Последнее утверждение
является очень важным в методологическом отношении, и поэтому его нужно
разобрать подробнее; речь идет о понимании характера абстракций, приведших
к этим представлениям.
Обычно когда сталкиваются с такой ситуацией, т.е. когда имеют несколько различных систем представлений об одном объекте и их нужно применять вместе, то стремятся связать их как уже сложившиеся, готовые образования, ничего не меняя в них, и посредством движений в той же "плоскости" системы представлений. Но это значит, что существующие системы выступают как части вновь создаваемого сложного образования, их "содержания" становятся частями или "сторонами" описываемого объекта, а формальная связь, устанавливаемая между системами представлений, "переносится" в сам объект или организацию и истолковывается как внутренняя связь между его и ее частями или "сторонами". Методологическое представление, лежащее в основе этого хода мысли, изображено на рисунке-1. |
||||
Оно широко распространено. Именно таким образом пытаются решать проблему взаимоотношения "языка" и "мышления" (см. по этому поводу [Щедровицкий 1957a, http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/0/Gp57a.doc]), проблему связи фонетического, морфологического и синтаксического уровней описания языка (см., например, [Тез.докл. на дискуссии... 1962]), проблему взаимоотношения производства, культуры и личности и др. Во всех этих случаях структура объекта рассматривается как изоморфная той системе объединенного знания, которая может быть получена путем какой-либо формальной связи уже существующих знаний об объекте. | 5.1.2. Оно широко распространено. Именно таким образом пытаются решать проблему взаимоотношения "языка" и "мышления" (см. по этому поводу [Щедровицкий 1957a, http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/0/Gp57a.doc]), проблему связи фонетического, морфологического и синтаксического уровней описания языка (см., например, [Тез.докл. на дискуссии... 1962]), проблему взаимоотношения производства, культуры и личности и др. Во всех этих случаях структура объекта или его схема рассматриваются как изоморфная той объединенной системе представлений, которая может быть получена путем какой-либо формальной связи уже существующих представлений об объекте и его схеме. | ||||
Но подход к проблеме может быть иным. Ведь абстракции по природе своей совсем не обязательно должны выделять части изучаемого объекта; они могут быть его проекциями, снятыми как бы при различных "поворотах" объекта. Но тогда и вопрос о синтезе их принимает совершенно другой вид. Тогда всякая попытка соединить подобные абстракции вместе какой-либо формальной связью и "вынести" полученную таким образом систему на объект является столь же бессмысленной, как попытка получить представление о структуре детали, присоединив друг к другу две ее чертежные проекции. Из этого примера становится совершенно очевидным, что если абстракции производятся по принципу проекций, то никакое формальное соединение представлений, взятых так, как они сложились и существуют, не даст системы, адекватной структуре объекта. | 5.1.3. Но подход к проблеме может быть иным. Ведь абстракции по природе своей совсем не обязательно должны выделять части изучаемого объекта и его схемы; они могут быть его проекциями, снятыми как бы при различных "поворотах" схемы объекта. Но тогда и вопрос о синтезе их принимает совершенно другой вид. Тогда всякая попытка соединить подобные абстракции вместе какой-либо формальной связью и "вынести" полученную таким образом систему на схему является столь же бессмысленной, как попытка получить представление о структуре детали, присоединив друг к другу две ее чертежные проекции. Из этого примера становится совершенно очевидным, что если абстракции производятся по принципу проекций, то никакое формальное соединение представлений, взятых так, как они сложились и существуют, не даст системы, адекватной структуре объекта и его схеме. | ||||
Расхождение системы изображений с реальной структурой
объекта не является каким-либо аномальным и недопустимым явлением. Наоборот,
всякая система формальных изображений объекта является особой оперативной
системой, в которой и с которой действуют совершенно иначе, чем действовали
бы с самим объектом. Поэтому мы никогда не можем и не должны стремиться
к тому, чтобы системы изображений совпадали со структурами объекта. Очевидно,
нужно совсем иное: чтобы это несовпадение было осознано как принцип и
чтобы из него исходили при решении методологических проблем. Чертежные проекции не изображают частей детали, но это нисколько не мешает их использованию, поскольку существуют особые процедуры, позволяющие переходить от них к самой детали в процессе ее изготовления или от одних проекций к другим, например, к аксонометрической проекции. Значит, главное, чтобы существовали эти процедуры переходов между различными представлениями, а это будет означать также и существование связей между ними. |
5.1.4. Расхождение
системы изображений с реальной структурой объекта или
с его схемой не является каким-либо аномальным
и недопустимым явлением. Наоборот, всякая система формальных изображений
объекта и его схемы является особой оперативной
системой, в которой и с которой действуют совершенно иначе, чем действовали
бы с самой схемой. Поэтому мы никогда не
можем и не должны стремиться к тому, чтобы системы изображений совпадали
со структурами объекта (с его схемой). Очевидно,
нужно совсем иное: чтобы это несовпадение было осознано как принцип и
чтобы из него исходили при решении методологических проблем. Чертежные проекции не изображают частей детали, но это нисколько не мешает их использованию, поскольку существуют особые процедуры, позволяющие переходить от них к самой детали в процессе ее изготовления или от одних проекций к другим, например, к аксонометрической проекции. Значит, главное, чтобы существовали эти процедуры переходов между различными представлениями, а это будет означать также и существование связей между ними. |
||||
Но процедуры "синтеза", как нетрудно заметить, соотносительны с процедурами абстракции, они могут быть применены только к специально приспособленным для этого, специально выработанным проекциям. Мы можем переходить от одних чертежных проекций к другим и строить по проекциям объекты только потому, что сами эти проекции получены особым образом, именно так, как этого требуют последующие процедуры связи. Иначе можно сказать, что процедуры абстракции и процедуры синтеза представлений, полученных посредством их, должны быть органически связаны между собой, должны образовывать единый познавательный механизм. | 5.1.5.
Но процедуры "синтеза" (схематизации),
как нетрудно заметить, соотносительны с процедурами
абстракции, они могут быть применены только к специально приспособленным
для этого, специально выработанным проекциям. Мы можем переходить от одних
чертежных проекций к другим и строить по проекциям объекты
и его схемы только потому, что сами
эти проекции получены особым образом, именно так, как этого требуют последующие
процедуры связи. Иначе можно сказать, что процедуры абстракции и процедуры
синтеза представлений, полученных посредством их, должны быть органически
связаны между собой, должны образовывать единый познавательный механизм.
читать комментарий |
||||
Этот принцип должен быть применен
к любым теоретическим представлениям,
которые мы хотим объединить. И прежде всего он заставляет нас сделать
вывод, что, имея какое-то количество теоретических представлений, полученных
независимо друг от
Но что делать, если нам все же необходимо осуществить синтез представлений, полученных "хаотично", вне связи друг с другом и вне всякой ориентировки на последующий синтез? Очевидно, для этого необходимо перестроить сами эти представления, освободить их от одинаковых многократно повторяющихся содержаний, дополнить другими представлениями, необходимыми для осуществления нужных синтезов и т.п. |
5.1.6. Этот принцип
должен быть применен к любым - семиотическим,
инженерным и антропотехническим
- системам представлений, которые мы хотим объединить в
схеме. И прежде всего он заставляет нас сделать вывод, что, имея
какое-то количество систем представлений,
полученных независимо друг от друга для решения разных задач, мы не можем
еще достаточно
Но что делать, если нам все же необходимо осуществить схематизацию представлений, полученных "хаотично", вне связи друг с другом и вне всякой ориентировки на последующую схематизацию? Очевидно, для этого необходимо перестроить сами эти представления, освободить их от одинаковых многократно повторяющихся содержаний, дополнить другими представлениями, необходимыми для осуществления нужных синтезов (схематизаций) и т.п. |
||||
Но тогда снова возникает вопрос: а
как это можно сделать? Ведь для этого нужно уже иметь представление о
действительной структуре объекта и соотнести с нею существующие "односторонние"
представления-проекции. Никакого другого способа решить эту задачу не
существует. Такой вывод означает очень многое. Он задает линию того движения, которое мы должны осуществить для синтеза существующих представлений одного объекта. Он показывает, что в это движение обязательно должен будет войти анализ тех абстракций, посредством которых были получены эти представления. Он показывает также, что нужно будет -
представления. Идея, определяющая этот ход движения мысли, изображена на схеме-3 (группа движений-1 изображает здесь определение структуры объекта, а группа движений-2 - характеристику существующих представлений как "проекций"). Схема наглядно показывает, что вместо того, чтобы искать какие-то связи между уже существующими знаниями об объекте в плоскости самих этих знаний, нужно каким-то образом воспроизвести структуру объекта, а затем, исходя из нее, восстановить те "повороты абстракции", которые привели к имеющимся знаниям. И только таким путем можно будет получить необходимую связь между разными представлениями одного объекта. |
5.1.7. Но тогда
снова возникает вопрос: а как это можно сделать? Ведь для этого нужно
уже иметь представление о действительной структуре схемы
и соотнести с нею существующие "односторонние" представления-проекции.
Никакого другого способа решить эту задачу не существует. Такой вывод означает очень многое. Он задает линию того движения, которое мы должны осуществить для схематизации существующих представлений об одной схеме. Он показывает, что в это движение обязательно должен будет войти анализ тех абстракций, посредством которых были получены эти представления. Он
Рисунок наглядно показывает, что вместо того, чтобы искать какие-то связи между уже существующими представлениями о схеме в плоскости самих этих представлений, нужно каким-то образом воспроизвести структуру схемы, а затем, исходя из нее, восстановить те "повороты абстракции", которые привели к имеющимся представлениям. И только таким путем можно будет получить необходимую связь между разными представлениями об одной схеме. |
||||
Но что значит воспроизвести структуру
объекта в чем-то сверх уже имеющихся знаний о нем и в дополнение к ним?
На наш взгляд, это значит ввести в систему совокупного знания особое образование
- структурную модель объекта. Такая модель имеет совершенно особую функцию в системе теории. Она является изображением объекта, созданным специально для того, чтобы объединить уже существующие знания. (Исходя из этого, можно говорить, что именно набор объединяемых представлений реально задает и определяет характер вводимой модели.) Вместе с тем эта модель объясняет существующие представления и служит (наряду с логическим описанием произведенных абстракций) обоснованием их. В.А.Лефевр, выделивший эти логические функции, назвал соответствующий класс моделей "конфигураторами" [Лефевр 1962]. Соотнесение существующих представлений с вновь построенным конфигуратором ведет к перестройке их, часто очень существенной, и это является, как мы уже выяснили, одной из важнейших целей всей работы, ибо дает возможность объединить затем существующие представления и непосредственно - в рамках единого теоретического (формального) представления. |
5.1.8. Но что
значит воспроизвести структуру схемы в чем-то
сверх уже имеющихся представлений о ней
и в дополнение к ним? На наш взгляд, это значит ввести в систему совокупного
представления особое образование - структурную
модель схемы. Такая модель имеет совершенно особую функцию в системе теории. Она является изображением схемы, созданным специально для того, чтобы объединить уже существующие представления. (Исходя из этого, можно говорить, что именно набор объединяемых представлений реально задает и определяет характер вводимой модели.) Вместе с тем эта модель объясняет существующие представления и служит (наряду с логическим описанием произведенных абстракций) обоснованием их. В.А.Лефевр, выделивший эти логические функции, назвал соответствующий класс моделей "конфигураторами" [Лефевр 1962]. Соотнесение существующих представлений с вновь построенным конфигуратором ведет к перестройке их, часто очень существенной, и это является, как мы уже выяснили, одной из важнейших целей всей работы, ибо дает возможность объединить затем существующие представления и непосредственно - в рамках единого теоретического (формального) представления. |
||||
Когда подобное объединение осуществлено,
конфигуратор становится ненужным и сама модель может быть опущена в системе
теории. Но чаще созданные таким образом структурные модели объектов и
все связанные с ними построения остаются, начинают жить и развиваться
по своей собственной "логике" и становятся особым слоем теории или даже
особой научной дисциплиной. После этих методологических соображений мы можем вернуться к вопросу о задачах семиотики и уточнить то, что мы говорили раньше. На наш взгляд, семиотика и является той наукой, которая должна создать и разрабатывать новую структурную модель знака и знаковых систем, необходимую для синтеза логических, лингвистических и психологических представлений о знаке. |
5.1.9.
Когда подобное объединение осуществлено, конфигуратор становится ненужным
и сама модель может быть опущена в системе теории. Но чаще созданные таким
образом структурные модели объектов и все связанные с ними построения
остаются, начинают жить и развиваться по своей собственной "логике" и
становятся особым слоем теории или даже блоком
особой методологической дисциплины -
онтологическими и организационными схемами. После этих методологических соображений мы можем вернуться к вопросу о задачах схематизации и уточнить то, что мы говорили раньше. На наш взгляд, схематизация и является той методологической дисциплиной, которая должна создать и разрабатывать новую модель семиотики и семиотических систем, необходимую в схематизации знаковых, языковых и знаниевых представлений о схеме. |
вверх | к навигатору |
вверх | к навигатору |
Задачи семиотики и
предпосылки, необходимые для ее разработки
|
Предпосылки и проблемы
в семиотике в связи
с разработкой целей
и задач схематизации
|
5.1.5 | (схематизация
как синтез) назад |
вверх | к навигатору |
Задачи семиотики и
предпосылки, необходимые для ее разработки
|
Предпосылки и проблемы
в семиотике в связи
с разработкой целей
и задач схематизации
|
изображение
схемы Графическая репрезентация схемы наиболее распространенна, как и вообще изображение-представление чего-либо (если это не порождает неразрешимых проблем), и является уже давно делом традиционным. При этом развитие знаковых систем и техник изображения (семио- и знакотехник) постоянно "переводят" в класс изображений все новые содержания ("объекты"), единственным материалом существования которых служили до того материал языка (фонологический, морфологический) или материал знания (эпистемические конструкции разного рода). назад |
вверх | к навигатору |
|
|
|