главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ГРУППА
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗРАБОТКИ |
смотри также Европейский инструмент в России (1) |
Виталий
СААКОВ Ремесленный уклад и технологическая Россия Европейский инструмент в России (2) |
Приведенные ниже соображения основаны на опыте контактов с компанией Бош (в лице ее Российского представителя ООО Роберт Бош, Москва) и, прежде всего, в ходе демонстрационных мероприятий "Бош-Тур 2003". Очередным поводом к размышлениям о "текущем моменте" служит мероприятие, готовящееся Ульяновской Ремесленной палатой - Ярмарка ремесел 2007. | Палата пригласила моего клиента принять участие в этой Ярмарке в качестве основного партнера. Приглашение принято из предположения, что Ремесленная палата наряду с Торгово-промышленной представительствует определенный, и не малый, российский рынок технической продукции. Теперь следует обосновать данное предположение. |
(1) опыт, 2003 |
В 2003г. местной компанией - поставщиком инструмента и оборудования - в целях подготовки принятия "Бош-Тур" была предпринята нестандартная оценка рынка европейского электроинструмента в России. Был разработан сценарий и подготовлена специальная площадка(1). | Замысел заключался в том, чтобы "вписать" рекламно-демонстрационные мероприятия БОШ в экономическую, культурную и этническую ситуацию области (и шире - Поволжья). Обоснованием тому служил тот факт, что в 2003г. данная территория еще не была готова воспринять в полной мере акцию БОШ-Тур (и по причине своего хозяйственного уклада, и по причине ценовой недоступности продукции БОШ и в связи со своими культурными стереотипами). | И справедливо обратное: территория тогда не "ухватывалась" стандартными маркетинговыми технологиями и приемами, как бы не "укладывалась" в них. Что, впрочем, откровенно игнорировалось персоналом Бош-Тур, задействованном в демонстрационных мероприятиях 2003г. |
(2) европейский инструмент в россии, 2007 |
Ярмарка ремесел (уже периодическая) представляет собой "модель" определенного рынка пользователей инструмента. "Модель" - при условии соответствующих проектных задач и аналитических выводов(2). Установка "ремесленника" на ручной труд является либо вынужденной, либо эта установка добровольна. Вне зависимости от мотивов, труд призван кормить "ремесленника" на весьма специфическом рынке. Этот рынок включает два противоречивых момента (сегмента). | В одном случае "ремесленник" имеет на этом рынке дело с весьма низкой покупательной способностью, соответственно избирающей продукцию невысокого качества. В другом случае "ремесленник" имеет дело с весьма придирчивым покупателем, готовым выложить высокую цену за handicraft. Разумеется, речь идет о двух различных "ремесленниках", а точнее о двух различных способах организации и производства работ, о двух различных способах выхода на рынок и двух различных способах "рыночного поведения". | Грубо говоря, одному способу необходим "китайский" (в образном смысле) инструмент, другому - "европейский". А говоря тоньше, "ремесленника-китайца" необходимо убедить в экономической целесообразности использования "инструмента-европейца", а "ремесленника-европейца" подвинуть к приверженности конкретной европейской марке (бренду). |
(3) оценка ситуации |
Россия, психологически тяготея к Азии, будет представлять, аналогично последней, достаточно емкий рынок ремесленной продукции. И это не смотря на то, что т.н. страны-драконы этого региона ускоренно движутся в процессах технологизации практически всех сторон своей жизни, не говоря уже о стороне производственной. Объяснение "живучести" их рынка ремесленной продукции - в росте индивидуалистских настроений (пришедших на смену национальному духу коллективизма) и в наследовании традиционного уклада миниатюризации хозяйственных процессов и его продуктов. С определенными поправками все это можно принять и на наш - российский - счет. Поправки в следующем. Вместо индивидуалистских настроений - заурядные незадачи с организацией и соорганизацией, а равно и с самоорганизацией, как условием первого и второго. | Все это естественным образом способствует хозяйственному дроблению учрежденных и учреждаемых новообразований. Де юре, номинально, имеет место один тип организации, де факто, реально, ряд технологически и организационно несостыкуемых "кусков". Яркие тому примеры поставляют два отечественных комплекса - жилищно-коммунальный и строительный, в которых законно и незаконно преобладает огромный массив ручного труда, а также слабо или отчасти механизированных работ. Здесь только в исключительных случаях целостный технологический процесс не распадается на отдельные, как бы автономные вполне изолированные фрагменты. Изначальное отсутствие действенных организационных механизмов автоматически выливается в череду бесконечных "согласований". | Пусть и не столь ярко как в ЖКХ и на стройке,
но так везде(3).
А вместо технологической миниатюризации - стихийное мельчание задач, подлежащих комплексному и системному решению. Конечно же, сюда внесла свою лепту "техника" (идеология и практика) осуществленной в стране приватизации. Имеется в виду поиск пресловутого "субъекта" (как то: действия, хозяйствования, принятия решений, ответственности и пр.). Песни о стратегии, предписанные "сверху" всем более-менее различимым на государственном фоне единицам управления и хозяйствования, вылились в своей массе в чистой воды частушки(4). |
(4) схематизация ситуации: эскизная модель современного российского рынка и хозяйства |
В целях деидологизации и демистификации
смыслового поля и реальности "технологического"(5)
я на время отождествлю его символические явления и эмпирические проявления
с "ремесленничеством". На то есть основания. Действительно,
в чем оправдание рынка? Якобы в том, что он слышит спрос на работы и продукты,
отвечая спросу товарами и услугами (и то и другое в самом широком смысле).
Такова рыночная идеологема, и таков миф о рынке. Не противореча им, но
и не принимая их буквально, рискну обозначить и признать единственным
ответчиком рыночного спроса классического ремесленника.
Более того, исчерпывающим ответчиком. И это не в обиду современному российскому
рынку. На самом деле, спрос на продукты и работы здесь встречает предложение,
поступающее от "ремесленничества", в отдельных своих моментах
уподобляющегося "мануфактурности". На самом деле, что мы имеем вокруг и чем располагаем? Подавляющее большинство предприятий т.н. реальной экономики являются по своему исполнению "гаражными". Этот образ есть, прежде всего, характеристика их масштаба и вместе с тем отражение их "начинки". Образ образом, но это есть и реальная их квалификация - приспособленный под "производство" гараж на 1-2 авто. При этом "начинка" может разрастаться и требовать размеров ангара (и более), но характер ее от этого принципиально не меняется. Данный масштаб и характер исключительно приспособлены к весьма определенной организационной размерности "производственной" единицы. |
Пусть ей будет имя ремесленно-мануфактурное
образование. Таким образом, преобладание и торжество ремесленно-мануфактурных
форм есть, скорее всего, не технологическая специфика, а организационная
особенность наличного хозяйственного уклада. Что это именно так, нам напоминает одна из родовых черт и традиций хозяйствования в России - артель. Можно смело утверждать, что сложности с реанимацией российского индустриально-промышленного комплекса и его отдельных "гигантов" связаны с их ползучей трансформацией в множество артелей - от финансово-управленческих до сугубо трудовых. Другими словами, из супермеханизма (того или иного "индустриального гиганта") образовалось множество простейших организмов. При этом некоторые из последних обзавелись полным набором внешних признаков оргтехнологий и оргформ конца ХХ и начала ХХIв.в. (call-центрами, офис-менеджментом и PR, менеджментом проектов и финансов, корпоративными девизами и пр.). Тем не менее, экономика, не смотря на явный развал и дезинтеграцию промышленно-индустриального комплекса, неуклонно растет(6). Так нас убеждают статистика и послания с разных уровней власти. Да, так оно и есть, но адресантами роста является не бизнес (олигархический и государственный "крупняк"), а то, что называется, ремесленной мастерской или мануфактурой. И это повсеместно - и на стройке с образованием, и в науке с сельским хозяйством, и в медицине с хозяйством коммунальным… |
Правда МЭРТ, правительства РФ и ее субъектов
по всему фронту прилагают усилия по укрупнению бизнесов (хозяйственных
единиц)(7).
Но ведь это лучшее подтверждение "вредного" тренда артелизации,
ныне всеохватного для народного хозяйства страны. Так что же, будем возражать, подобно перечисленным выше инстанциям, афоризму "мал, да удал"? В чем удаль "ремесленничества" перед "технологическим"? И действительно ли "ремесленничество" мало? Чтобы сориентироваться в этих вопросах и ответить на них, нужно сначала разлепить смысл, заключенный от нас (современных), в "ремесленнике". Это тем более необходимо, т.к. нам (современным) требуется освежить и даже восстановить в своем сознании те пределы, которыми охватывается состав деятельностных позиций "ремесленничества". Один предел обозначу символом Мастеровой, другой - символом Штумпер (нем.Stumper - ремесленник)(8). Первый предел указывает на все мыслимое разнообразие умений, подотчетных человечеству и не перекладываемых "на плечи" автоматов. Второй - на характер, режим, умения в делании, говоря языком оргтехнологий - на организацию этого делания (работ). Уже не мало, но еще не все. Также следует вывести на сцену alter ego ремесленника (в немецком же значении - другое Я), и так же задать его пределы. Здесь одним пределом выступит Покупатель (заказчик) ремесленных работ, другим - Покупатель (заказчик) ремесленных изделий (см.рис.1, внешние элементы). |
|
Сделаю реверанс идеологеме рынка и отмечу,
что все мыслимые и подотчетные человечеству покупатели (заказчики) ищут
"сходной цены". Их успех возможен по двум причинам. Первая причина. Если покупается (заказывается) "работа", то торг в этом случае идет исключительно о цене "живой силы". Ценовые рамки-границы здесь весьма подвижны и эластичны. Сбросим со счета (для чистоты мыслительного эксперимента) все материальные, вещественные, предметные и т.п. компоненты и составляющие работ. Сбросив, должны признать, что в торге о "живой силе" торгуется по преимуществу нечто "содержательное", а не "количественное"(9). Если "содержательное", то ни взвесить, ни измерить. А если не взвесить и не измерить, то какие к черту могут существовать нижние границы стоимости? |
Покупатель здесь всегда выигрывает. И выигрывает
потому, что не поддается перекладыванию на себя стоимости материальных
компонентов работ. В накладе остаются Мастеровой и Штумпер. При этом заметьте,
что этот "сектор" рынка постоянен и неизбывен. Это не парадокс,
что будет ясно ниже. А пока отмечу банальное - этим раскладом накладных
и привлекателен "рынок ремесел" для Покупателя работ. Вторая причина. А что же с покупкой ремесленных изделий? С ней все ровным счетом наоборот. Покупатель сразу же отвергает мистические аргументы и выкладки о стоимости "живой силы" и заинтересованно внимает калькуляции "материальных" затрат. И, как говорится, торг здесь не уместен. Следовательно, Покупатель ремесленных изделий сразу принимает на себя их "реальную" стоимость. А поскольку верхняя граница стоимости материалов (вещей, предметов) может быть как угодно высока (если, к примеру, это драгоценные по общему мнению материалы), то и ее, верхнюю границу, для "рынка ремесел" можно отбросить. |
Действительно, актуальная (и потому фактическая,
реальная) цена вещей назначается не во многих местах планеты, а на немногих
авторитетных биржах. Но разве это место персонажей рынка ремесел? Итак,
верхней цены для изделия нет. Этим и привлекателен рынок ремесел для Мастерового
и Штумпера. Подытожу: рынок ремесел являлся и будет являться "камнем Грааля" для подавляющей части населения планеты, если ее разложить на пресловутых "продавцов" и "покупателей". Теперь можно перейти к изображению достаточно внятных форм искомого рынка ремесел (рис.1, внутренние элементы). Это изображение будет необходимо для характеристики "общего" рынка, "общего" - в смысле покупки-продажи любых работ и продуктов, в том числе технологических. Таковых основных форм четыре, полученных умножением двух позиций ремесленника на две позиции покупателя. |
(4.1) толкучка |
Это форма тотального взаимодействия персонажей рынка ремесел. На Толкучке "пересекаются" (сталкиваются) множества Покупателей ремесленных работ и Мастеровых. Этот емкий образ - Толкучка - весьма точно передает характер их взаимодействия. Покупателем на нее привносится абсолютно случайный "спрос", соответственно Мастеровой отвечает случайными "предложениями". Это как восточный базар, один день которого прекрасно описан Киплингом в "Киме". | Я специально выбрал значение "случайность", противопоставляя его значению "вероятность". Последняя еще может не случиться, если ее степень достаточно низка. А вот случайность есть свершившийся факт, и отнюдь не гипотетический и не вероятностный. Случилось - и все тут, далее можно только гадать, как и почему. Но стоит ли? Отмечу только, что все случается здесь благодаря неизбывному "спросу" (что только не интересует Покупателей ремесленных работ!) и неисчерпаемому "предложению" (чего тут только нет от Мастеровых!). Можно даже сказать, благодаря напору "спроса" и "предложения". | Сделка "спроса" и "предложения" здесь случается по поводу найма работника, будущие результаты труда которого для нанимателя привлекательнее в сравнении с покупкой индустриальной продукции (соответственно снивелированной, обезличенной и твердой в цене), предлагаемой товаропроводящими сетями и их предприятиями. Еще немаловажное замечание: персонажи-фигуранты Толкучки могут запросто меняться ролями. Роли "продавца" и "покупателя" на Толкучке не закреплены, являясь вполне симметричными. |
(4.2) лавка |
Следующая форма рынка ремесел. Она, в отличие от Толкучки, уже в строгом смысле слова учреждение (Толкучку же учредить невозможно, она должна случиться). Одним из фигурантов Лавки является все тот же Мастеровой, другим - Покупатель ремесленных изделий. И тот, и другой могут являться держателями Лавки, но их роли-позиции в лавке ассиметричны. Если Лавку держит Мастеровой, то по ту сторону "прилавка" для него весь мир - Покупатели ремесленных изделий. | Если Лавку держит Покупатель, то картина прямо противоположна - по ту сторону "прилавка" весь мир состоит только из Мастеровых. Вот такое предельное "позиционирование"! В сравнении с ним позиционные расстановки "высоких" рынков просто меркнут, являясь бледными копиями держателей Лавок. В лавке по сравнению с Толкучкой воцаряется порядок. Ремесленные изделия уже представляют ассортимент, а работы собираются в серии. Выигрывая в порядке, Лавка теряет многие случаи "спроса" и "предложения", многие случайные поступления и отпуски(10). | Цена впервые появляется в Лавке, на Толкучке ее нет по определению. Назначение цен в Лавке - в компенсировании отрицательных приходов неслучившихся "сделок". Но это не "настоящая" цена, не та, что красуется ценниками на полках супермаркетов. Она скрытая, ее настоящую знает только держатель Лавки. И знает ее как то, через что ему не стоит перешагивать (но не стоит - еще не значит не перешагивать вовсе(11)). |
(4.3) вещевой рынок |
Вещевой рынок - является той формой, в которой со всей силой и выразительностью воплощается торг. Можно даже сказать, что Вещевой рынок - это рынок Лавок, Лавка Лавок. И потому здесь идет отчаянный бой скрытых цен. С тайной ценой здесь появляется Покупатель ремесленных работ, сокровенные цены вынашивает Штумпер. | И ведь на самом деле, как прийти к мирному соглашению, когда к продаже предлагаются изделия, а прицениваются к работам? Какой, да простит меня бог, здесь может быть товар? Только в сугубо нарицательном смысле, только как слово-пропуск, слово-пароль, позволяющее фигурантам Вещевого рынка взаимоопределиться как покупатель и продавец. Но это опять же не те бледные копии покупателей и продавцов в товаропроводящих сетях, а полнокровные и полноправные агенты "мира" работ и "мира" изделий, эксперты и арбитры данных "миров". Почему Вещевой рынок является массовым? В принципе я уже ответил на это. | Скрытая цена и Покупателя работ, и Штумпера, как поставщика изделий, позволяет им в ценовом сражении быть, вместе с тем, уступчивыми, взаимоуступчивыми. Вещевой рынок всех влечет потенциальными уступками. А много ли найдется тех, кто их не ищет? Ищущий да обрящет! Именно так. Ибо товаропроводящие сети и их отдельные предприятия уступают покупателю преимущественно неликвид и товар с просроченными сроками продаж. А на Вещевом рынке встречаются в этом смысле не продавец и покупатель, а капиталы. Здесь из рук в руки переходит истинно капитал. Вещевой рынок - это котел массовой капитализации. |
(4.4) бутик |
Бутик - самая рафинированная и претенциозная форма рынка ремесел. Бутики олицетворяют как бы его дворянское собрание. Владеть Бутиком может только аристократ рынка ремесел, безусловный и несомненный ценитель ремесленных изделий. А так как ценитель, то Бутик может принадлежать только определенному сорту Покупателя ремесленных изделий - байеру (от англ. buyer - покупатель). | Бутик, в отличие от всех предыдущих форм рынка ремесел, оправдывает себя в единственном случае - если его хозяин способен на удачные приобретения (не путать с пресловутым закупом в торговых предприятиях). Что значит удачные? Удачные - по критериям коллекционности (нет в мире двух одинаковых коллекций, как и нет ни одной, считавшейся бы завершенной). Удачные - в смысле отсутствия верхней границы будущей отпускной цены или сколь угодно высокой будущей цены. | Так что в Бутике цена может уступаться (опускаться) сколь угодно без ущерба для его хозяина. Удачные - в актуальной возможности комплектных продаж. Редко кто уходит из Бутика с одной вещью, более того, уходят с планом предстоящих покупок. |
(...) |
Подытожу суммарное содержание рынка ремесел, собранное в перечисленных формах. Прежде всего следует сказать, что наш рынок не является однобоким потребительским рынком(12). Наш рынок богаче во всех отношениях, он - со-держитель практически всех фундаментальных схем жизненного поведения и жизненных стратегий. Его фигурант - человек полноценный, а не функциональный элемент товаропроводящих сетей. Наш "низкий" рынок богаче "высоких" рынков, т.к. составлен формами, без остатка исчерпывающими все разнообразие коммерческого содержания (географического, культурного, исторического, технического, социального...). Все это утрачено "высокими" рынками вследствие их технологической и организационной специализации. Коммерция, как дух и дело, на рынках ремесел по-прежнему основывается на коммуникативности и стремится к ней. А при возникновении коммуникативных диссонансов восстанавливает полноту и целостность коммуникации. | При этом необходима методологическая оговорка: рынок (любой рынок) не есть место, и паче того, не есть вещь. Следовательно, на рынок невозможно прийти из не-рынка, а с рынка уйти в не-рынок. Следовательно, его также нельзя лицезреть. То, куда можно попасть (прийти), то, что можно увидеть (представить) является теми или иными эмпирическими воплощениями (в виде привычных учреждений и предприятий, организаций и институтов) коммуникативной стратегии человека и человеческих объединений(13). Соответственно: непроизвольно реализуя коммуникативную стратегию (как родовую человеческую) в целях остаться человеком, приходится постоянно и повсеместно достраивать частности - все те же предприятия и учреждения, институты и организации - другими частностями. Это могут быть те или иные замыслы, целевые проекты, действенные поступки. Да, в результате значительный объем усилий вкладывается не в собственно производящую, творящую деятельность, а как бы в ее ремонт. | Но здесь мы сами виноваты - не нужно было
принимать явления рынка за его сущности. Чем меньше будет подобных огрехов,
тем больше будет благоволить нам коммуникативная стратегия через свои
инструменты (предприятия и организации, учреждения и институты…). Еще важное замечание. Коммуникативная стратегия (вступать в переговоры, вести их, доходить до договоренностей) требует себе функционализированного пространства. Мне представляется очевидным, что таким пространством является экспозиционное пространство. Договоренности и стремление к ним нуждаются в образных и обозримых аргументах. Без-образность и не-зримость лишает коммуникацию смысла. |
(5) вопрос ребром |
Что делать с изложенными выше соображениями,
куда их помещать, чтобы получить прикладные результаты? Конечно же, их
следует поместить в проектные и аналитические работы. Какие? Которые своей
задачей ставят заботу о хозяйственном комплексе территории (его сохранения,
модернизации, развития...). Сегодня эта забота выражает себя в выводе
его на рынок. Предполагается, что это такое общее место. Общее
в двух смыслах. В смысле, что так принято, что это есть уже общее положение
в заботах о территории. И в смысле, что он, рынок, общий. Я принимаю оба
смысла. Первый по причине того, что рынок в массовом сознании стал вроде
естественных природных обстоятельств, оестествился в этом сознании и натурализовался.
Второй - по причине существующих эмпирических подтверждений рынка, например,
в виде Общего рынка, Всемирной торговой организации и прочих учреждений
и организаций. Вот в это дважды общее место и следует поместить наш рынок
ремесел. Таким образом мы как бы продемонстрируем заботу о хозяйственном
комплексе территории в ходе своих проектно-аналитических работ. А именно:
что и как из этого комплекса мы сможем вывести на рынок. При этом данное общее место должно иметь свои характерные черты, которые были бы опознавательными знаками в оценке результатов забот по пресловутому выводу на рынок. |
А эти черты проявлены в формах рынка ремесел
- толкучка, лавка, вещевой рынок и бутик. Короче говоря, выводить придется
на ремесленный рынок, а не некий рынок вообще. Последнее - утопия, т.е.
место, которого нет. В этом я пытался убедить выше, живописуя рынок ремесел. И еще. Изображенные формы ремесленного рынка есть ничто иное, как сам способ и форма движения к рынку. А это значит, что рынок есть "всего лишь" горизонт, к которому мы движемся и все дело в том - как мы движемся. И никакого другого смысла в "рынке" и в "рыночных" занятиях не существует. Итак, нужно показать, что у нас нет иного пути в рынок, кроме как пути ремесленного(14). Чтобы перейти к следующему шагу, мне нужно ввести еще одно изображение (см.рис.2). Оно предназначалось именно для проектно-аналитических работ, предметом которых является хозяйственный комплекс территории. Работы ведутся Группой территориальных стратегий в "свободное от основных занятий время". Изображенная схема представляет собой состав безусловных типонимов(15) рынка, пока "анонимных". Пока - потому что имя та или иная клеточка в очерченном поле "рынка" может обрести только в результате мысленного вывода сюда определенного хозяйственного комплекса или его составляющих. |
Таким образом, мы имеем два разряда имен: а) общих или нарицательных, бытующих на страницах научных и околонаучных текстов (это всевозможные термины, вроде рынка недвижимости, сегмента рынка, рыночного поведения, открытого рынка и пр.), б) имен собственных, которые не приписываются, а извлекаются и потому обращаются не как термины, т.е. внешние формальные квалификации, а как содержательные характеристики(16). В таблице-сетке на рис.2 по одной стороне перечислены нарицательные имена хозяйственных укладов(17), по другой - нарицательные же имена организационных принципов хозяйствования. Имена подобраны таким образом, чтобы они в качестве рабочих терминов "перекрыли" по возможности всю совокупность нарицательных имен, находящихся в обращении, и, следовательно, имели бы под собой актуальное множество соответствующих феноменов (в одном случае реальных видов хозяйственных единиц, в другом - их реальных оснований). (продолжение следует) |
|
|
|