главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Дизайн в ряду инстанций, ответственных за положение дел в мире |
Таковой ряд задается базовыми модусами,
а далее базовыми моделями процессов и механизмов, исчерпывающе образующих
и складывающих наш мир как мир вещей и знаков. Один модус - это модус
естественного, другой - искусственного. С первым связываются процессы
и механизмы осуществления, со вторым - процессы и механизмы
проектирования. |
В результате первых мир представлен констелляциями вещей и знаков, осуществившихся вне и помимо наших на то замыслов, в результате вторых - вещами и знаками как реализациями задуманного. Тем не менее, полнота вещей и знаков мира с необходимостью предполагает третий модус - искусственно-естественного и соответствующую фокусировку на процессах и механизмах, также "населяющих" мир вещами и знаками. В данной фокусировке они определяются как конфигурации, а сами процессы и механизмы как дизайн. | Согласно предыдущему, дизайн в данном ряду, рассматриваемый в организационном плане, производит свои продукты только и только из материала констелляций и реализаций. При этом материал полагается пока без учета его актуальной формы, а также исторической и культурной связанности условиями и обстоятельствами процессов осуществления и проектирования. Способы учета далее будут рассматриваться одной из важнейших характеристик дизайна. |
Схематизированное представление дизайна |
(А) дизайн как деятельность |
|
Дизайн принадлежит миру деятельности и в этом плане не отличен от любой другой деятельности (рисунок-А). Для его схематизированного представления здесь достаточно отметить следующее. Дизайн, как и любая другая деятельность, включает в себя знание (верхняя часть рисунка) о материале (стрелки в нижней части) своей преобразовательной деятельности. Это знание нормативно и постольку предполагает предзаданные границы и способы обращения к материалу и обращения с ним: в его изыскании, а также в его извлечении из связанного формой/конструкцией состояния и, соответственно, в его применении, т.е. в связывании другой формой/конструкцией (т.н. материаловедение)(1). Отмеченные моменты есть сокращение "полной" схемы акта деятельности (мыследействования)(2). |
(Б) дизайн как деятельность искусства |
|
Специфика дизайна-как-деятельности состоит в том, что он регулируется не только нормой деятельности, но и ее образом (рисунок-Б). Следовательно, дизайн не только воспроизводится благодаря транслируемой и реализуемой норме, но и видоизменяется сгенерированным образом. Таковую деятельность принято называть искусством. Под воздействием/влиянием образа "мир" уже не воспринимается в прежнем виде: меняется исходная "оптика". И, что более важно, "оптика" зачастую становится множественной. Тогда деятельности "открывается вид" на множество разнородного материала (стрелки вверху), годного для одной и той же формы/конструкции (стрелка внизу)(3). |
(В) дизайн как инженерная деятельность |
|
Следующим схематизмом (рисунок-В) дизайн наряду с искусством специфицируется также как инженерная деятельность. Преобразовательное отношение к "миру" у дизайна сродни инженерному. Это, во-первых, внимание к "естественным" процессам и механизмам (см. начальный пункт "Дизайн в ряду инстанций, ответственных за положение дел в мире"). И, во-вторых, претензия на всеохватность предметного мира, подтверждаемая предложением ему множества новых форм/конструкций (нижний ряд стрелок)(4). |
Дизайн как открытый контур и организационная платформа технологий мышления |
дизайн и его платформа |
|
Последнее обеспечивается платформой, на которой развертываются
разного рода практики уникализации/универсализации(5).
Возможности данной платформы в отношении означенных практик отчасти обусловлены,
что вполне очевидно, всегда комплексными занятиями дизайна - одновременно
художественными и техническими, а также комплексностью его профессионального
образования - также художественного и технического. Не вполне очевидно
то, что решающими здесь все же выступают процедуры т.н. конфигурирования
(Г.П.Щедровицкий
"Синтез знаний: проблемы и методы"). На допустимость подобного сопоставления дизайнерского мышления с эпистемолого-методологическим указывает уже не столько комплексный, сколько меж- и надпредметный характер занятий дизайна. А сами процедуры, предпринимаемые дизайном в составе метода конфигурирования, с необходимостью предполагают опору на определенные технологии мышления(6). Постольку изображение дизайна в качестве контура и платформы технологий мышления выполнено на основе схемы из Установочного доклада (Ник.Верховский, 19 августа 2017). |
дизайн и повестка дня |
|
Первые здесь из технологий мышления - схематизация
и объективация. Говоря о схематизации, из числа ее техник в
первую очередь подразумевается знакотехника(7).
Наряду с предметно-профессиональной ролью знакотехники в дизайне как искусстве
и инженерии, она берется преимущественно со стороны методологического
конструирования. А техники объективации (и, соответственно, предметизации)
в данном случае направлены преимущественно на процессы осуществления(8)
с их организованностями в виде осуществившихся констелляций. В процессуальной действительности дизайн теперь может быть уподоблен знаковой и технической инженерии: помимо запуска "искусственных" процессов, он втягивает в свои пространственные конструкции(9) процессы "естественные" и, тем самым, организует их воспроизведение. Тогда в действительности организованностей материала становится возможным конфигурирование результатов проектирования и осуществления - соответственно, реализаций и констелляций. (…)(10). И в заключение. Проблемы, как вызовы и/или угрозы, различной масштабности и локальности не в последнюю очередь обусловливаются, если схематично, несовпадением трасс сценирования (см. схему установочного доклада) и осуществления(11) (см. схему дизайна). Дело не в том, что подобное несовпадение принципиально и потому неизбежно: дело в его "разбеге". (...) |
. |
|
|