главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory/ DNIPROJECT-2011: Развитие прибрежных территорий в центре Днепропетровска/ фото Сергей Филимонов/ открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory/ DNIPROJECT-2011: Развитие прибрежных территорий в центре Днепропетровска/ фото Сергей Филимонов/ открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории схематизация в Московском методологическом кружке Георгий Петрович ЩЕДРОВИЦКИЙ
к проекту системо-мыследеятельностной (смд) визуализации
ЗАДАЧИ СИСТЕМОМЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ (СМД) ВИЗУАЛИЗАЦИИ
обслуживание методологической схематизации в мышлении, деятельности и коммуникации
Георгий Петрович ЩЕДРОВИЦКИЙ
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
   
вернуться в разделш проектные и поисковые разработки  
вернуться в разделш системомыследеятельностная схематизация  
вернуться в разделш к проекту смд-визуализации  
содержание разделаш задачи смд-визуализации: обслуживание методологической схематизации в мышлении, деятельности и коммуникации  
  (0) преамбула  
  (1) проблематика  
    (1.1) уточнение и доопределение темы  
      (1.1.1) к рамочному понятию методологической схематизации  
        методологическая необходимость в схематизации  
        схематизация и ее функция по отношению к методологии  
        методологическая эволюция схематизации в "технологию мышления"  
        схематизация и визуализация  
      (1.1.2) о практике (практиках) методологической схематизации  
        необходимые замечания  
          - перспектива практики схематизации  
          - преодоление семиотичности  
          - норма и дисфункция  
        локализация практики (практик) схематизации  
        дифференциация практики (практик) схематизации  
        масштабирование практики (практик) схематизации  
  (2) материал готовится к размещению  
  сноски и примечания  
         
       
   
   
смотри здесь: Щедровицкий Г.П. "Смысл и значение"
  Щедровицкий Г.П. "К характеристике основных направлений исследования знака в логике, психологии и языкознании"
  Щедровицкий Г.П. "Схемы и знаки в мышлении и деятельности" отчет (pdf) | (doc)
  Виталий Сааков "Теории Московского методологического кружка и проблематика визуализации знания"
  Виталий Сааков "Задачи смд-визуализации: обслуживание методологической схематизации в мышлении, деятельности и коммуникации"
  Виталий Сааков "Схематизация в деятельности: методологические и методические аспекты"
   
   
 
  Виталий СААКОВ
ЗАДАЧИ СИСТЕМОМЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ (СМД) ВИЗУАЛИЗАЦИИ
обслуживание методологической схематизации в мышлении, деятельности и коммуникации
    текст в формате Word версия для печати/ текст в формате Word
Виталий Сааков / Facebook
  (0) преамбула
Данный материал подготовлен и откорректирован в соответствии со смысловыми извивами обсуждения визуализации в FB-группе "Технологии мышления" (ТМ). Отправным пунктом в подготовке материала послужила реплика Веры Даниловой, брошенная как бы в упрек гипостазированию и генерализации отдельных выразительных средств "языка"(1).
(…)
Facebook, к сожалению, деформирует складывающееся пространство-время коммуникации, превращая его в линейно-пунктирное письмо. Поэтому вновь требуется разметка этого поля. Сначала - тема, как она для меня оформилась в группе ТМ: "Возможности выноса средств методологической схематизации в пространство неметодологической коммуникации"(2). Данная формулировка обозначает давнюю для Московского методологического кружка (ММК) тематическую область и задаваемые ею линии обсуждений (см.напр., Г.П.Щедровицкий, доклад на ОДИ по теме: "Схемы в мышлении и знаки в коммуникации", также его отчет "Схемы и знаки в мышлении и деятельности"). Также следует особо подчеркнуть, что в жизни ММК всегда был актуален "спор" методологического и неметодологического подходов, на какой бы площадке "спор" не велся - внутренней или внешней.
И здесь можно добавить: подходов, предпринимаемых и в мышлении, и в коммуникации, и в деятельности. Другими словами, речь должна идти о рабочем взаимодействии "методолога" и "неметодолога", т.е. разных типов отношений к средствам мышления и деятельности(3). Поэтому вполне естественно расширить исходную тему и рассматривать не только неметодологическую коммуникацию, но также мышление и деятельность. А вот расширение темы до "выноса средств и технологий мышления и деятельности" представляется пока преждевременным, т.к. заслуживает специального и постольку отдельного рассмотрения.
Итак, вначале следует в самом общем виде обозначить смысловую направленность "выноса средств методологической схематизации". Сделать это удобно в форме вопросов: зачем? куда? и как?
Зачем?
Вряд ли здесь возможен один ответ, ответы будут разными, и даваться они будут в зависимости от нашего отношения к роли и значению Московского методологического кружка в интеллектуальной культуре. Мне эта роль видится, прежде всего, в предпринятом ММК построении деятельностной картины мира(4), отменяющей и снимающей в контексте истории мысли научную картину. Следовательно, любой и каждый "вынос средств" должен способствовать трансляции деятельностной картины и введению в нее.
Это - предельные требования, можно даже сказать - трансцендентные. Их выставление обусловлено очевидным и неустранимым обстоятельством: вне деятельностной картины и ее рамок любой вынос методологических средств будет ничем иным, как их профанацией. Схематизация здесь не исключение.
(…)
Куда?
Прежде всего - это коммуникативные площадки и "ситуации", на них возникающие. Выбор обусловлен также очевидным обстоятельством: таковые площадки и "ситуации" многочисленнее и разнообразнее площадок с мыслительными и деятельностными "ситуациями". На них также многочисленнее и разнообразнее неметодологические персонажи. Но таковой выбор недостаточно определенен. Коммуникативные площадки должны репрезентировать определенные практики, к которым небезучастны методологические персонажи. Тогда "вынос средств" получает свое продолжение и на "площадках мышления и деятельности". Разумеется, наряду с коммуникативными площадками предполагаются "деятельностные" и "мыслительные", но их следует определять особо(5).
(…)
Как?
Первое. Техники и вещи визуализации сегодня входят в организационный стандарт коммуникации самых различных форматов(6). Это касается как "одноязычной", так и "многоязычной" коммуникации, если под таковой подразумевать различие интеллектуальных оснований и традиций коммуникантов (выше были отмечены два подхода - научный и деятельностный, две онтологии - естественнонаучная и искусственно-техническая). Следовательно, "вынос" может производиться как ответ на требования организационного стандарта коммуникации(7). В случае с коммуникативными площадками это означает учет общих (массовых или сквозных) компетенций, в т.ч. языковых.
Второе. Сегодня мы имеем дело с процессами массовизации и технологизации отдельных моментов интеллектуальной работы, ее оснащения и организации(8). Следовательно, "вынос" может и должен производиться с учетом и с опорой на них. Остается "лишь" выделить соответствующие моменты в корпусе технологий мышления ММК. Соответствовать они должны, с одной стороны, возможностям информационных технологий и, с другой, интеллектуальной "повестке" дня(9).
Третье. Поскольку в общем тренде технологизации мы имеем целый ряд линий и направлений, мы можем рассматривать происходящее на коммуникативных площадках как "борьбу" и "конфликт" тех или иных линий (и направлений). Соответственно, "вынос" может сценироваться как присоединение к одной стороне "против" другой.
(…)
Материалы первых шагов, предпринятых в конкретизации поставленных вопросов, собраны в отдельных разделах:
Проблематика выноса средств смд-схематизации в пространство неметодологической коммуникации - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/priss-laboratory_on_fb_smd-scheme_vizualization_2013-03.htm;
К проекту системо-мыследеятельностной (СМД) визуализации: возможности выноса средств СМД-схематизации в пространство неметодологической коммуникации - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/priss-laboratory_on_fb_smd-scheme_vizual-project_2013-03.htm;
Обслуживание методологической схематизации в мышлении, деятельности и коммуникации - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/priss-laboratory_on_fb_smd-scheme_vizual-project_2013-04.htm.
(…)
отправить сообщение отправить сообщение оставить комментарий
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (1) проблематика
  (1.1) уточнение и доопределение темы
Смысловой обвод в Преамбуле ранее наговоренного в Группе ТМ требует уточнения и доопределения темы. На данном шаге осмысления она может звучать следующим образом: "Обслуживание методологической схематизации в мышлении, деятельности и коммуникации: задачи системо-мыследеятельностной (СМД) визуализации".
Таковая формулировка относит методологическую схематизацию к компонентам интеллектуальных технологий, обеспечивающих современные мышление, деятельность и коммуникацию.
При этом совершенно ясно, что интеллектуальная технология, как и любая другая, чтобы соответствовать своему назначению, требует себе специального окружающего контура, или "среды". Существенным элементом "внешнего" контура, или планом "среды", и может выступить визуализация.
Причем последняя должна подразумеваться дважды: в общепринятом, массовидном, смысле и в системомыследеятельностном.
Прежде уточнения "обслуживания" необходимо ввести (1) рамочное понятие методологической схематизации и (2) представление о практике (практиках) схематизации.
  (1.1.1) к рамочному понятию методологической схематизации
Представляется, понятие собирается не менее, чем в четырех рамках. Они таковы:
- методологическая необходимость в схематизации,
- схематизация и ее функция по отношению к методологии,
- методологическая эволюция схематизации в "технологию мышления",
- схематизация и визуализация.
 
  методологическая необходимость в схематизации
Московский методологический кружок (ММК) за исключением немногих первых лет имел весьма "пестрый" вид, который невозможно, да и не нужно подводить под определенную форму, будь то междисциплинарная форма, полипредметная, надпрофессиональная, кооперационная или какая другая.

Этим я хочу обратить внимание исключительно на превеликое и непредсказуемое "разноязычие" кружка. Поэтому сегодня вполне можно сказать, что обращение ММК к графической схематизации было неизбежным. Только рисунок мысли, в прямом значении слова "рисунок", мог преодолевать частокол многосмысленности и разрушать несчетное множество границ, вносимых словом.
(...)
  схематизация и ее функция по отношению к методологии
Если методологическая необходимость в схематизации негативна, особенно в своем феноменальном, внешнем проявлении, то функция схематизации по отношению к методологии позитивна по сути.
Это бесспорно, если схематизацию рассматривать в контексте философской и логико-эпистемологической традиции (Кант, Шеллинг, Пиаже, Фуко(10)).
Так ее и рассматривает Московский методологический кружок: схема и схематизация привлекаются в истории философской мысли каждый раз, когда необходимо "соединить несоединимое" и "разъять неделимое". Т.е., когда философской мысли требуется стать методологической. Перефразирую классика, нужно сказать: схематизация есть повивальная бабка методологии. Но требуется и добавить: схема, не рожденная философской мыслью, есть частичная схема. Таковы, например, граф, блок-схема, схема состава...(11)
(…)
  методологическая эволюция схематизации в "технологию мышления"
Базовая установка Московского методологического кружка на решение проблем мышления и деятельности(12) с необходимостью упиралась в ограничения, накладываемыми на мысль существовавшим на тот момент аппаратом интеллектуальной культуры. И, как отмечено в предыдущем разделе, не в последнюю очередь частичными схемами, составлявшими арсенал графических схем не только ММК, но и кого бы то и чего бы то ни было. До выработки собственного графического языка схематизации(13), Кружок не только не мирился с вынужденным и намеренным(!) разночтением рисунка (частичной) схемы и "стоящего" за ней объекта, но последовательно ставил "благоприобретенный" феномен методологической работы в центр своего внимания и осмысления(14).
Неуклонно накапливаемые в работе со схемами "исключения из правил" обретали два расходящихся вектора (статуса): ритуальный и методологический. Первый предохранял неофита от грубейших методологических ошибок(15), второй обозначал новые горизонты методологических разработок(16).
К этому следует также добавить, что и методологический вектор далее оказался расщепленным на два направления - техники и технологии(17). А каждое из направлений порождало в свою очередь специфические ритуализованные формы схематизации. К слову, это последнее суждение не исторического, а скорее логического толка. Дело в том, что линия техники хотя и была намечена, какого-то значимого методологического продвижения в ней не было, а линия технологизации, не смотря на массу подвижек, еще не получила отчетливого оформления, необходимого практическим разработкам.
(...)
  схематизация и визуализация
Схема, конституируя логику мысли и действия (а вслед за ними и коммуникации), или, по крайней мере, неся в себе "заряд" логического, тем не менее, чревата немалым потенциалом чувственного(18). Даже если схема при этом не дана наглядно, изобразительно. Поэтому здесь нужно сразу отметить, что она в принципе не нуждается в изображении (в графически исполненной знаковой форме), как бы с лихвой довольствуясь мысленным видением (внешне не представленным "зрительным" образом). Учитывая данную двойственность схемы, ее как бы амбивалентность к логическому и чувственному, визуализация схемы предполагает, как минимум, два соответствующих направления. Но важнее не это - не следование в визуализации логическому или чувственному и даже не предпочтение одного другому, исходно присутствующего в уже данной нам схеме, а роль визуализации как в самом "рождении", создании схемы, так и во всем ее "жизненном цикле". Про него же пока достаточно будет сказать: он прорисован на схеме мыследеятельности.
(…)
отправить сообщение отправить сообщение оставить комментарий
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (1.1.2) о практике (практиках) методологической схематизации
  необходимые замечания
  перспектива практики схематизации
(2013-09-09)
Говорить о практике (практиках) методологической схематизации, значит говорить об их локализации, дифференциации и масштабировании. Почему представление о практике (практиках) методологической схематизации необходимо именно в такой их перспективе? Скорый ответ: поскольку наряду со схематизацией имеется в виду также и визуализация.
Ответ с задержкой: практика методологической схематизации обнаруживается и складывается только таким, а не иным образом; в любом другом случае мы будем иметь в конечном счете дело лишь с вырожденными и редуцированными формами методологической схематизации(19).
Краткие пояснения одновременно к обоим ответам. Для методологической схематизации преимущественным мостом в практику служит визуализация. Понятно, что обращение схемы в ту или иную знаковую форму неизбежно связано с сокращением исходного содержания и оргдеятельностного смысла схемы.
Отсюда и локализация как первый шаг к практике(20). Дифференциация должна рассматриваться как некоторое управление, точнее, регулирование локализацией, и в этом смысле она есть следующий шаг в практикоориентированной перспективе. И если данное регулирование входит составной и неотъемлемой частью в саму практику схематизации, то, соответственно, открывается перспектива ее масштабирования.
(...)
  преодоление семиотичности
(2013-09-15)
Отдельное пояснение к первому "скорому" ответу. Какую практику здесь следует иметь в виду, а точнее, как практично следует видеть "вынос схем"? Полагаю бесспорным, что в первую очередь следует рассмотреть их "вынос" последователями ММК, которым методологические схемы даны уже в "затвердевшей" знаковой форме(21).
Локализация практики здесь связана с преодолением семиотического подхода к знаковой форме схемы эпистемологическим (логико-эпистемологическим). Что из этого следует для понимания той или иной схемы? Следует наложение на нее схемы знания в качестве "шаблона" понимания. В данном контексте ("мертвой" знаковой формы) этот прием с его исполнимыми способами предпочтительнее всякого иного способа понимания. Я не имею здесь в виду "абсолютное" понимание, которого лишены также создатели схемы. Имеется в виду одно - объективация смысла и значения схемы. Таким образом, локализация практики схематизации оправдывается в данном случае исключением посредством схемы знания различных аберраций в восприятии знаково-семиотической формы методологической схемы. Грубо говоря, первая по преимуществу практика схематизации должна состоять в сведении (всего) схемного наследия ММК к схеме знания(22).
  норма и дисфункция
(2013-11-02)
Отдельное пояснение ко второму ответу "с задержкой". Оно основывается на идее нормы и дисфункции. Пока преждевременно говорить как о норме методологической схематизации, так и о некоторой возможной норме "выноса" ее результатов за пределы пространств методологической работы (рассматривая "вынос" в составе комплекса задач СМД-визуализации)(23).
Ибо вначале следует очертить практики схематизации, взятые с точки зрения их той или иной расположенности, вменяемости и готовности именно к схематизации(24). Это будет сделано чуть дальше, а пока пояснение со стороны дисфункции (не упускающее в то же время из виду и норму). Работы (деятельность, понимание и мышление) схематизации предполагают внутреннюю иерархированность. Она не фиксирована, но, тем не менее, обычно следует, с одной стороны, "восхождению" от манипулирования знаками до конструирования знакового материала и, с другой стороны, "нисхождению" от строительства знаковых форм к знаковому преобразованию. Данную иерархию можно расслаивать с различным тщанием, выделяя энное количество "этажей" и "переходов" между ними. Фактически же их будет столько, сколько типичных и нетипичных ошибок мы должны и, sic, способны выделить в "высоких" (напр., теоретического плана) и "низких" (напр., вычислительных) интеллектуальных работах знакового оперирования и преобразования(25).
(...)
Теперь после необходимых замечаний попытаемся рассмотреть и мысленно развернуть(26) практики схематизации (означенные как локализация, дифференциация и масштабирование) в действительности знакового оперирования и преобразования. Преимущество данной действительности перед всеми иными, как и в случае с обращением к схеме знания, также определяется темой "выноса" - своеобразным рефреном и мотивом анализируемой служебной роли СМД-визуализации(27).  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  локализация практики (практик) схематизации
(2013-11-24)
Первое положение
Локализация призвана разрешить двусмысленное, если не абсурдное с логической точки зрения, обстоятельство. Его можно обозначить ссылкой на категорию форма-содержание, используемой в части "(знаковая) форма - (означаемое) содержание". Действительно, "внутри" ММК - в описании его истории мысли, в анализе отдельных разработок, в исследовании определенных методологических линий, при участии в методологических работах - мы держимся данной категории, чтобы не потерять, с одной стороны, "содержания" и, с другой, не разрушить "форму". Это совершенно справедливо, как минимум, для сохранения "чистоты и глубины" корпуса методологических средств, а как максимум, для попыток его развития и практического приложения. Напротив, "снаружи" ММК - на площадках и в ситуациях неметодологического толка - подобная стратегия "чистоты и глубины" не срабатывает. А если и срабатывает, то исключительно в дидактическом (квази-дидактическом) режиме. При этом любая неметодологическая площадка востребует из тех или иных соображений (отчасти даже из дидактических) того или иного знания. Задача методолога здесь, как и любого другого персонажа площадки, понять какое знание (в широком смысле) требуется происходящему на площадке. Конечно, если происходящее имеет смысл связывать с определенным затруднением.
Здесь важно уточнить: требуется именно построение знания, а не извлечение (импорт) "готового" знания из экспертных или каких-либо других интеллектуальных систем(28).
По умолчанию мы принимаем, что методолог здесь имеет известное преимущество. Известность эта - в характере методологических средств, а именно в организационно-объектном схематизме, лежащем в их основе и выделяющем их на весьма широком (и даже разнообразном) фоне предметно-объектного схематизма(29). Другими словами, методолог не связан жестким принципом соответствия метода и объекта, с которым обязан считаться неметодолог или т.н. предметник. Для методолога объект есть производное организационного плана (действия), для неметодолога объект задается предметом(30). Следовательно, методолог внешне свободен в выборе любого средства из доступного ему корпуса методологических средств, также внешне удовлетворяющего принципу соответствия. Внутренне же методолог связан собственным схематизмом методологических средств - соответствием плана объективного содержания плану организационному. В этом смысле соображение о локализации практик схематизации представляется, с одной стороны, излишним - внешнего соответствия можно достичь на любой площадке, было бы желание. С другой стороны, необходимым - методология не является сервильной службой, приоритетом методологии служит разработка, а также воспроизводство и развитие своих методологических средств.
Поэтому желание должно быть умерено с помощью методологической категории форма-содержание и ее категориального понятия знания.
Вывод
Практика схематизации будет иметь место постольку, поскольку будет разрешаться означенный парадокс. Разрешаться он может ситуативно (ad hoc) или же принципиально. Если ситуативно, то место его решениям и результатам в "копилке" группового или индивидуального опыта; если принципиально, то значит, только обретя статус внутренней методологической задачи - задачи обслуживания методологической схематизации в мышлении, деятельности и коммуникации. При этом локализация не означает минимизации практик, т.к. выбор делается на коммуникативные площадки. В каком значении на них представлены мышление и деятельность и как они связаны с коммуникацией, кроме их абстрактной связи схемой мыследеятельности, - это вопрос важный, но отдельный.
Второе положение
(…)
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  дифференциация практики (практик) схематизации
(материал готовится к размещению)    
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  масштабирование практики (практик) схематизации
(материал готовится к размещению)    
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (2) (материал готовится к размещению)
    (материал готовится к размещению)
(материал готовится к размещению)    
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    сноски и примечания
 
  (1) - См. здесь - http://www.facebook.com/groups/smdMD, 7 марта 2013, 1:19; или - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/priss-laboratory_on_fb_smd-scheme_vizualization_2013-03.htm#5-1.  
  (2) - См. здесь - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/priss-laboratory_on_fb_smd-scheme_vizualization_2013-03.htm.  
  (3) - Отдельный сюжет на этот счет рассмотрен мной на примере взаимодействия "философствующего методолога" и "методологизирующего философа" (см. "Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка" - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/smd-scheme_sophia-article_2009.htm).  
  (4) - См. здесь: Дубровский В.Я. "Онтология деятельности Г.П.Щедровицкого", 2009; Зинченко А.П. "Искусственно-техническая картина мира", 1989.  
  (5) - Задачи выноса средств непосредственно на "площадки деятельности и мышления" может представлять интерес как индивидуально-персональная "кухня" методолога имярек. Кого-то может интересовать данная "кухня". Но все же преимущество имеют публичные площадки. И именно таковой их статус придает задачам "выноса" культурную значимость.  
  (6) - А о дидактических и пропедевтических моментах "наглядности", имеющих богатую историю и давнюю традицию, говорить вообще излишне.  
  (7) - Так, английский язык составляет одно из требований организационного стандарта в многоязычной коммуникации. Но это то, что касается языка в узком смысле. Дискуссия же в группе ТМ резко расширила узкий смысл, распространив его на все без исключения внешние и внутренние формы (средства) выражения и артикулирования какого-либо содержания. Соответственно, "визуализация" из разряда технических средств, обеспечивающих коммуникацию, оказалась в ряду чуть ли не средств мышления. Этому способствует также массовая практика визуализации в виде, например, скрайбинга (см.: http://design-management.ru/articles/articles/?id=315).  
  (8) - Сама интеллектуальная традиция ММК широко опирается на приемы графического оформления мыслимого и проговариваемого материала. Таким образом, вполне возможно считать схематизацию ММК проявлением широкой традиции "визуализации", поднятой в принципиальных моментах до уровня высоких стандартов и норм интеллектуальной культуры. Типичный и показательный пример подобной организации и технического оснащения - графические модели, с различной целью репрезентирующие мыслимое содержание и регулирующие сам ход интеллектуальных работ. ММК здесь выступает исключительным и выдающимся примером.  
  (9) - Таковая может пониматься (или реконструироваться) через соотнесение интеллектуальных фронтиров экспертных сообществ с горизонтами проблемных практик. Т.е. тех практик, которые с точки зрения своей интеллектуальной (онтологической, понятийной…) оснащенности представляют осложнения развитию и воспроизводству деятельности.  
  (10) - Наиболее отчетлив здесь Кант: "…Ясно, что должно существовать нечто третье, однородное, с одной стороны, с категориями, а с другой - с явлениями и делающее возможным применение категорий к явлениям. Это посредствующее представление должно быть чистым (не заключающим в себе ничего эмпирического) и тем не менее, с одной стороны, интеллектуальным, а с другой - чувственным. Именно такова трансцендентальная схема" ("Критика чистого разума", Кн.Вторая, гл.Первая "О схематизме чистых рассудочных понятий", перевод Лосского). Разве это не красивая и не изящная гипотеза своеобразной интеллектуальной оптики?
Шеллинг не менее определенен, полагая наборы схем-правил условиями и основаниями соорганизации сознания, деятельности и предмета. Разве это не отрефлектированный нормативный принцип всякой деятельности, разве это не организационная схема в понимании ММК?
 
  (11) - Данный перечень (лишь намеченный) являет собой частичные схемы уже постольку, поскольку они артикулируют и закрепляют в знаковой форме только и только часть мысли: фрагмент содержания или процедуру в операции. При этом стоит, и даже необходимо, считать, что "в свое время" они выступали полными схемами, впервые проявляя новые цельные предметы и демонстрируя новые целостные операции мысли.  
  (12) - По традиции начиная с проблем науки, а далее вводя в круг рассмотрения все новые области мысли и деятельности (педагогику, лингвистику, семиотику, инженерию, проектирование, оргуправление…).  
  (13) - Его синтаксису и семантике посвящен объемный курс лекций П.Г.Щедровицкого. Читаются они с 2007г. параллельно с конференциями по схематизации и технологиям мышления, и к настоящему времени их число перевалило за пятьдесят, что отражает фундаментальное для ММК значение "рисунка мысли".

 
  (14) - Достаточно указать на одну из первых точек отсчета - организационно-деятельностную игру "Схемы в мышлении и знаки в коммуникации" и последующий текст Г.П.Щедровицкого "Схемы в мышлении и деятельности" (1983).  
  (15) - К распространенным на первых шагах методологической работы ошибкам можно отнести склеивание знаковой формы схемы и объективного содержания (т.н. "параллелизм"), игнорирование одной из компонент схемы - объектно-онтологической или орг-деятельностной (т.н. "теоретический формализм" или "эмпирический прагматизм"), отсутствие пространства мышления (т.н. "линейное" или "плоское" мышление)…  
  (16) - В первую очередь нужно указать на работу Г.П.Щедровицкого "К характеристике основных направлений исследования знака в логике, психологии и языкознании". Эта работа положила начало целому комплексу практико-методологических разработок (В.М.Розин, А.С.Москаева и др.).  
  (17) - Здесь достаточно двух иллюстраций разнонаправленной эволюции схематизации. Это - Школа культурной политики (ШКП), которая собственно и задает линию технологизации. И это - когда-то Сеть методологических лабораторий (СМЛ) уже в отсутствие влияния Г.П.Щедровицкого, в которой в силу организационных обстоятельств культивировалось искусство схематизации (в виде знакотехники). Полагаю, что "школы схематизации", связываемые с именами С.Попова и Ю.Громыко тяготеют к той или иной линии.  
  (18) - Здесь весьма уместно напомнить о схематизмах сознания и поведения, о которых многократно и настойчиво говорит О.И.Генисаретский.  
  (19) - Вырождение методологической схематизации, например, в вид какой-либо сложной начертательной геометрии или ее редуцирование, например, к форме школьных декартовых координат есть не что иное как "медицинский факт". Должен или не должен он вызывать беспокойство зависит от того, остается ли при этом как таковое методологическое ядро схематизации. И здесь же имеет смысл напомнить: речь вообще не идет об ублюдочной "методологической" схематизации (ритуальные человечки-морковки, доски, рамки…).  
  (20) - Действительно, при выносе схемы за пределы методологической коммуникации используемая знаковая форма, с одной стороны, "самопроизвольно" приобретает весьма определенное значение и, с другой стороны, дополнительно нагружается "вынужденным" значением. И то и другое обусловлено обстоятельствами неметодологической коммуникации. Отметим пока эти придаваемое и приобретаемое значения условно как "общезначимые". Попробую для этого создать рабочий - временный и модельный - пример. Так, прямоугольник с приданными ему стрелками в ранних методологических схемах (схематизации) означал "границы, выставленные типу содержания" (но не ограничение самой мысли). При этом выносимое "общезначимое" значение было вполне определенно - это, как правило, или "блок преобразования", или "состав функционала", или нечто подобное, поскольку знаковая форма извлекалась из соответствующих областей практики - инженерно-технической или оргуправленческой. Но эта роль знаковой формы если и не элиминировалась, то сводилась к необходимому в методологической работе минимуму. Противостоять же этому, приобретенному, "общезначимому" может только другое, придаваемое, "общезначимое".
Пусть для нашего модельного примера этим значением будет "сборно-разборный ящик". Понятно, что нормы (протоколы) интеллектуальной работы, диктуемые (указываемые) данным значением "методологу" и "неметодологу", будут различными. Но при всем их различии они будут в некоторой своей части совпадать (или пересекаться). Отсюда, с одной стороны, сокращение исходного содержания и деятельностного смысла, но, с другой стороны, обеспечивается сама возможность выноса.
 
  (21) - Как знаково-графической, так и знаково-текстовой (т.е., изобразительной и выразительной), если допустить, что и "создатели" данных знаковых форм и их "зрители-читатели" принадлежат по большому счету одной локальной культуре, транслирующей значения данных форм, или по крайней мере их значения входят в общую, "общечеловеческую", культуру. Оба допущения рискованны, но должны быть приняты, иначе возможность "выноса методологических схем" сводится к нулю. А также обессмысливается сама постановка задач обслуживания методологической схематизации (особенно в части схемного наследия ММК; что же касается "новизны" методологической схематизации, то здесь заслуживает особого рассмотрения "практика схематизации" школы С.Попова (ММАСС)).  
  (22) - Это далеко не означает, что схема знания оказывается простейшей схемой из всего схемного наследия Кружка. Это означает, что без ее "освоения" практики схематизации именно как методологической схематизации ставятся под вопрос.  
  (23) - В FB-обсуждении (https://www.facebook.com/groups/smdMD/530069010414028) текста Валерия Проскурнина "Заметки к теме "Технологизация и технология мышления". Опыт задания понятий" (https://www.facebook.com/download/preview/539649822783208) Александр Соколов возразил Валерию на его представление о назначении технологии, заключающемся в "переносе опыта". Суть возражения - опыт не переносится. Я разделяю это возражение: категориально и онтологически - не переносится, т.к. опыт не вещь. Какое отношение это имеет к задачам СМД-визуализации - к обслуживанию методологической схематизации в мышлении, деятельности и коммуникации? Пока негативистский ответ: опыт методологической схематизации не переносится. Следовательно, он не может рассматриваться на предмет обслуживания методологической схематизации за пределами пространств методологического мышления и деятельности. Это должно быть принято как непреложный факт, особенно если иметь в виду опыт исторического ММК. А отсюда следствие: перенос опыта не входит в задачи СМД-визуализации.  
  (24) - В этом - практическом - контексте схематизацией будет считаться оперирование со знаково-знаниевыми конструкциями, сопряженное с разработкой и преобразованием знаковых форм. Разработка и преобразование знаковых форм могут даже только предполагаться, будучи реально не представленными. Главное, их возможность не должна исключаться. Последнее здесь неотъемлемо, поскольку позволяет ввести понятие знакового материала, в роли которого могут в случае необходимости выступить и сами знаково-знаниевые конструкции. Основание этого положения прозрачно: схематизация - методологическая и неметодологическая - невозможна вне обращения (инверсии, переворачивания) категориальной пары "функция-морфология".
Более подробно о схематизации в контексте практики смотри здесь мои тезисы к конференции по схематизации 2011 -
http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/smd-scheme_thesises_2011.htm.
 
  (25) - При этом мы также будем руководствоваться предпочтением либо самих "этажей", либо "переходов" между ними.  
  (26) - Я принимаю во внимание ограниченность предпринимаемого хода - мысленного развертывания вне опоры на "практический" материал ситуаций схематизации. Тем не менее, склоняюсь именно к нему. А "практический" материал нисколько не отвергается, более того, он, будучи включен в готовящуюся разметку, приобретет дополнительное практическое значение. Укажу только на ту область "практического" материала, в которой он производится ежедневно и, что небезынтересно, читателями данного текста. Это - Facebook, группа "Технологии мышления".  
  (27) - Вряд ли имеет смысл оспаривать здесь ведущую роль знаковой формы.  
  (28) - Я отметил широкий смысл знания, противопоставив его канонической форме, принятой в той или иной "системе знания" (хоть религиозной, хоть научной). Поэтому под знанием здесь должны подразумеваться и смысл, и вопрос, и задача.., и, собственно, знание. Важно, чтобы содержание всех этих конструкций выражалось в знаковой форме - в визуализации, за которой стояла бы методологическая схема знания.  
  (29) - Различие организационно-объектного схематизма и предметно-объектного здесь равносильно различию методологического и эпистемологического подходов (ориентаций).  
  (30) - Я сейчас опускаю сферу художественного, для которой объект-предметный схематизм хотя и действителен, но определенно тесен. А если это замечание воспринимается не вполне обоснованным, то приведу дополнительное. Я не входил в роли методолога на художественные площадки и не видел в этой роли других лиц. Хотя это не значит, что таковых нет (достаточно вспомнить единственно О.И.Генисаретского).  
     
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2013 март 17
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 18 март 2013

последнее обновление
23 март 2014
04 март 2014
29 ноябрь 2013
02 ноябрь 2013
15 сентябрь 2013
02 сентябрь 2013
28 август 2013
27
август 2013
25 июнь 2013
18 май 2013
16 май 2013
26 апрель 2013