главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    

Виталий СААКОВ
FB-обсуждение проблематики "горожанин"

     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в разделш Пространственное развитие: схематизирование, сценирование и планирование территорий деятельности  
содержание разделаш FB-обсуждение проблематики "Горожанин"  
    Преамбула  
  2021-08-13 Замечания к развертыванию схемы "Горожанин" (1)  
  2021-09-05 Комплекс, порождающий горожанина (4.1)  
  2021-09-16 Горожанин и "рынок" (4.2)  
  2021-10-13 Горожанин: направление от "слободы" к "городу" (5)  
       
     
     
  Виталий СААКОВ
FB-ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ "ГОРОЖАНИН"
 
  Преамбула к материалу обсуждения  
На этой странице представлено обсуждение ряда моих сообщений в FB – опубликованных фрагментов из текстов «Горожанин. Место и роль в истории, мире, России. К элементам онтологии города» (https://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/about-city-polytiks_2021-06.htm) и «Горожанин как проблема. Заметки к онтологии города» (https://priss-laboratory/priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/about-city-polytiks_2021-08.htm). Тексты были написаны по двум поводам. Один повод – это семинар по онтологической тематике города, второй – программа очередных, 2021 года, Глазычевских чтений. Смыслы, вытягиваемые обоими поводами, если мягко, составили собой перпендикуляр, а если резко – противоположности. Семинар в своих представлениях о городе изначально исходил из глазычевских оснований, извлекаемых из его различных текстов о городе (истории и теории, о городской культуре и городской среде, из методических положений и разработок). Соответственно, рабочие установки семинара определялись в русле глазычевских текстов и практик. Это нашло отражение в первом тексте. Другой повод это пафос и программа Глазычевских чтений, на мой взгляд никак не укладывающихся в русло идей Глазычева. Если, правда, не один ”досадный” для чтений момент, имея в виду лекцию Петра Щедровицкого «Развитие как дефицитный ресурс» (https://shchedrovitskiy.com/razvitie-kak-deficitniy-resurs), с пространными комментариями и развертками статьи Глазычева «Слободизация страны Гардарики» (http://www.glazychev.ru/books/slobodizatsia.htm). От положений и тезисов данной лекции отталкивается второй мой текст, находящийся в настоящий момент в работе и с этой целью привлекающий материалы FB-обсуждений. Оба текста и мои ответы на FB-комментарии к ним можно кратко выразить следующим образом. Они – переформулировка вопроса-тезиса Глазычева «могут ли относительно устойчиво существовать "острова" городского начала, узлы чужеродной цивилизованности внутри панслободы?» на вопрос-тезис «как возможен горожанин в негороде». Подобная формулировка переводит тематику из вполне урбанистической плоскости в плоскости социологическую и эпистемологическую, а в них – в ”предмет” социального конструирования. Что я имею в виду, если не только П.Бергера и Т.Лумана ("Социальное конструирование реальности")? Если не только, то социокультурное конструирование. Следовательно, не только коллективное-групповое построение-обретение знания, становящееся "реальностью" для данного коллектива-группы (или сообщества), но прежде всего внимание к порождению и генезису знания, к его различным модусам, прежде всего, проектному и исследовательскому. Не столько укорененная в сообществе традиция, но, прежде ее сознательное внимание к культурным нормам (признанным достижениям деятельности) и к их воспроизведению, что называется, в лучших практиках.
Назначая объемлющую рамку положениям социокультурного конструирования, систематизирующим разной глубины его основания, а также разнонаправленные векторы развертывания и разноаспектные предметы конфигурирования, я обращаюсь к корпусу системомыследеятельностной (СМД) методологии Московского методологического кружка (ММК). Упомянутый выше текст «Горожанин как проблема», находящийся в работе и подготавливающий меня ко ”второму сезону” семинара, моделирует его, опираясь на средства СМД- методологии:
– схему в функции проекта понятия и плана работ,
– онтологизацию и объективацию,
– проблематизацию и позиционирование,
– (…)
Разделы текста производны от данных средств и пока имеют вполне самостоятельное от вопросов социокультурного конструирования значение. Далее эти и другие разделы будут сопрягаться с задачами социального конструирования реальности в духе Бергера и Лумана, где-то будут пересекаться с ними и на них основываться, где-то будут следовать параллельным курсом в горизонте и перспективе СМД-разработок, тем самым, формируя ”предметы” социокультурного конструирования действительностей горожанина, типичных и нетипичных.

Итак, вернемся к вопросу-тезису «как возможен горожанин в негороде». Конкретизирующая аспектизация вопроса и тезиса такова: сначала горожанин, потом город, в противном случае будет иметь место банальная натурализация негорожанина, что совершенно другая тема. В нашем же случае – социального конструирования – именно на «горожанине» как исторически возникающей типизации социального индивида (Бергер, Луман) лежит ”ответственность” за возникновение института «город».

Ниже приведено, собственно, FB-обсуждение, к которому и дана эта преамбула. К состоявшимся комментариям on line я буду добавлять свои комментарии of line, сформулированные уже после обсуждения, они выделены светло-серым фоном и помечены соответствующей датой.
вверх
ГОРОЖАНИН КАК ПРОБЛЕМА (1)
Замечания к развертыванию схемы "горожанин"
 
2021-08-13 - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4804467152931218&id=100001039424801  
Предстоящие заметки - это продолжение публикации от 2021-06-24 "Горожанин: место и роль в истории, мире и России" https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4652733068104628&id=100001039424801, приуроченной к Глазычевским чтениям 2021.
Заметки будут не более, чем упражнением в развертывании схемы «горожанин». А если сказать более осторожно, то – попыткой упражнения. Собственно, в чем? В том, чтобы, во-первых, попытаться раскрыть возможную перспективу для ответа на онтологический вопрос Вячеслава Глазычева, вынесенный в эпиграф. И, во-вторых, попытаться наметить альтернативу историческому выводу Петра Щедровицкого, также вынесенному в эпиграф. Итогом упражнения должна бы возникнуть убежденность под стать всеизвестному третьему эпиграфу.
Заметки-упражнения буду выдавать небольшими порциями.  
 
 
 
Дмитрий Турбин

По аналогии с почвообразованием... Каждая добровольная индустриальная (не природо-ресурсная) сделка на территории добавляет крупицу возможности появления «городского». Но госвмешательство (включая госгенпланы, госПЗЗ, госнормативы, госстратегии и т.п., с которыми носятся как с писанной торбой градостроители, урбанисты, горпланировщики) в такие сделки начисто смывают «плодородный слой» словно ливень на склоне смывает гумус.

 
Виталий Сааков спасибо за напоминание и предупреждение о «гос». Поэтому развертывать схему буду только в русле первых двух эпиграфов. Маяковским я тоже предупрежден:))  
Валерий Александрович Проскурнин хотелось бы в противовес тенденциозной идее "умного города" положить идею "уютного города", и тогда интересно, как "горожанин" смог бы таковую прихватить и оживлять...  
Виталий Сааков горожанин ли?
К организационно-тематической сессии "Градостроительная политика: субъекты, цели, инструментарий", Ставрополь, 18-21 марта, 2020 (https://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/session_stavropol_2020-03-18.htm) я сформулировал тезис, что горожанином прихватываются всего две идеи, реально развивающие казалось бы "неуютное" поселение до всегда неуютного города. Это осада города войском и вирусом. Миллион второ- и третьестепенных факторов, напр., рисунки архитекторов, не исключаются, но нужно реально понимать их ничтожную роль.
Город и горожанин – это организованности МД, отвечающие на вызовы сообществам и поселениям.
 
Сергей Михайлович Норкин умный, уютный, комфортный, ... прибыльный, доходный, привлекательный... - искусственность города в контрах с природосообразностью или симбиоз? и город теперь или завтра?, планируемый или мечтаемый?  
Виталий Сааков чтобы уйти от подобных вопросов, я и предпринял скрупулезное изучение матчасти (см. два первых эпиграфа:))  
Сергей Михайлович Норкин      именно потому и прошу вас вернуться к моим вопросам: "апельсин не только круглый и оранжевый, он ещё и кислосладкий, с дольками и зёрнышками..."
 
Виталий Сааков

да, город – это еще тот фрукт!))
Поэтому к вопросам нужно обращаться вновь и вновь. Вот еще к матчасти: ПГ «Философия развития и проблема Города», ВЛ «Урбанистика». Прилагаемая схема выведена из данных текстов к сессии-2019 - https://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/session_moscow_2019-05-10.htm. Вопросы составляют ее первую рамку.

диспозиция проблематики города
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Cхематизация пространственного развития в экономическом, управленческом и проектном подходах. Организационно-тематическая сессия / Москва, Точка кипения, 10-12 мая 2019 // Планкарта: тематические и организационные контуры работ
© priss-laboratory, 2019-10

 

 
     
вверх
ГОРОЖАНИН КАК ПРОБЛЕМА (4.1)
комплекс, порождающий горожанина
2021-09-05 - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4876494775728455&id=100001039424801
 
Обратите внимание: каждая из заметок в этой тематической рубрике не самостоятельна. Самостоятельной является их последовательность. А как иначе, если приходится иметь дело с В.Глазычевым, П.Щедровицким и М.Вебером?
Поэтому прошу на https://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/about-city-polytiks_2021-08.htm
 
 
Валерий Александрович Проскурнин

Виталик, наконец, я понял, чего мне не хватает в твоих представлениях горожанина, хотя ты и пишешь:
"что следует оставить в схеме как в порождаемом комплексе, чтобы он оставался при своей силе, порождающей горожанина? Заострим вопрос, имея в виду веберовское положение: что вместо рынка, или наряду с ним, в силе формировать горожанина?", -
но в схемах НЕ ВИДНО того, что горожанина именно ДЕЛАЮТ...
я считаю, что можно было бы для очевидности представить/задать такой образ, когда, например (это только пример!), на деревьях-городах (разных размеров), деревьях-деревнях (в т.ч. дачах) - на всех на них селекционер (!обязательная фигура! а у тебя ничего подобного ей нет! может, я чего-то и не заметил, тогда извини) ВЫВОДИТ разные породы и сорта фруктов...
а далее - одни фрукты любят скакать с веточки на веточку, добираясь до Европы, Азии, Африки...
другие - с ранней весны по позднюю осень любят повисеть на деревьях-деревнях/дачах...
и всем им НУЖНО обеспечить все возможности скакать так, как они САМИ выберут, при этом - они ВСЕ горожане, хотя очень сильно не похожие друг на друга...
итак, горожанин - ВЫВОДИТСЯ, делается(!) неким специалистом по особым программам, которые учитывают как некую "идеологию и теорию" (еще ведь неизвестно, что такое собственно "город", лет 40-50 назад, помню, Глазычев утверждал, что у нас городов нет, неужели они уже появились?), так и среду (точнее - среды, малые и большие, да и разной специфики и возрастности), в которой(ых) этот горожанин вырастает...

 
Виталий Сааков

я выделил из текста фрагмент для его размещения в FB и при этом допустил неточность. В тексте так: «Вернемся к схеме горожанина с вопросом: что следует оставить в порождаемом комплексе, чтобы он оставался при своей силе, порождающей горожанина?» Комплекс, порождающий горожанина, – это все, что мы в силах представить, а также помыслить с помощью Вебера, Глазычева и Щедровицкого. Конечно, схема не изображает этого всего и не должна. Ее элементы следует проинтерпретировать таким образом, чтобы они выразили из всего комплекса самое существенное – «силу», порождающую горожанина. Не жителя, не поселенца, не резидента, а именно горожанина – позицию в деятельности самоуправления. Конечно, одной позицией деятельности самоуправления не задать, нужна некоторая их типологизация, к которой я и двигаюсь.
Короче, я допустил ошибку, но благодаря тебе она оказалась продуктивной)) Да, горожанин делается ”специалистом”, имя которому – только и только История. История потому и выступает ”специалистом” в деле порождения горожанина, что олицетворяется целенаправленными действиями индивидов, направленных к самоуправлению.

 
Валерий Александрович Проскурнин

 у истории нет целенаправленности, а некий специалист не имеет средств, чтобы всех облапошить и представить дело так, что он эту целенаправленности якобы уловил и только он и способен ее осуществить...
нет уж, пусть берет ответственность на себя и никакой историей не прикрывается...
и да - на системе подготовки таких специалистов тоже лежит огромная доля ответственности и за города, и за горожан, которых сегодня НИКТО не делает целенаправленно...

 
Виталий Сааков

цели и направления к ним у людей, а история – результирующая людских устремлений (если совсем грубо).
В параллель твоим мыслям РФ-министр обороны взял на себя ответственность за исправление и доделывание городского недо- и долгостроя российского и согласно своей роли и статусу обошелся без прикрытия историей. Генералы же всегда готовы к прошлым сражениям)))
и еще к продуктивности допущенной ошибки: города и горожане формируются не историей, тут ты прав, а идеологией. А конечную цену ей выдаст история.

 
Валерий Александрович Проскурнин

идеология сама по себе не вырастает и не работает, поэтому - нужны деятели и институциональные системы, которые ее создают, несут и создают воздействующие-воспитующие среды, а значит, нужна те, кто идеологию производит и переводит в работу институтов, иначе никаких городов и горожан не будет...

 
Виталий Сааков

Я не имел в виду ”рукотворную”, прикладную идеологию, задача которой изолировать от истории определенные вопросы внутренней (гос)политики и, тем самым, уложить определенные же социальные процессы в заданные русла. Но если иметь в виду твой вариант, то без ”рукотворной” идеологии невозможна система расселения и ее поселения, вне ”естественных” демографических и миграционных процессов. Кто и что могло бы двигаться в таком, идеологически заданном горизонте освоения? Полагаю, самый достойный вариант – рогозинский Роскосмос. Правда, ожидать масштабов, сравнимых с планами Шойгу нет смысла, да и не нужно. Чем локальнее эксперимент, тем чище результат.

 
Валерий Александрович Проскурнин

я не понимаю, как можно ориентироваться на Шойгу (при всем моем к нему глубоком уважении!), - он ваще никак не специалист в градообразовании, тем более, что городов, развитием которых НУЖНО заниматься в Сибири, вполне достаточно, и заниматься строительством новых - как по мне, это просто БЕЗУМИЕ!..
еще и еще раз говорю: очень важно (кстати - в идеологии "пространственного развития") отстраивать "столичную ось" (от Калининграда до Владика) - сразу будет понятно, какими городами и как заниматься, и по ходу дела выращивать идеологию и города, и "столичного города" - это станет понятным, когда придется браться за дело, иначе будут производить вот таких уродцев, как это делают в Самаре (ЖК "Крутые ключи"):

 
Виталий Сааков

ага, Шойгу – не специалист, так м.б. назовёшь фамилию специалиста))?
Напомню пост: горожанин как проблема. Следовательно, высказывания и суждения по теме предполагают соответствующий жанр. Ты почему-то рассматриваешь горожанина как задачу.
Почему проблема? Уже потому, что рассматривать горожанина вне схемы «горожанин ← городская культура ← культура» малоосмысленно. Поэтому вне городской культуры и культуры горожанина быть не может. Поэтому же: становление горожанина суть становление культуры. А ее град.идеологией и град.проектами не заведешь и не учредишь. Скорее, обратное. Напомню вопрос Глазычева, вынесенный в эпиграф: "Могут ли относительно устойчиво существовать "острова" городского начала, узлы чужеродной цивилизованности внутри панслободы?" Ответ Глазычева не отрицателен, но пессимистичен.

 
Валерий Александрович Проскурнин

Виталик, у тебя в схеме даже нет собственно городской специфики, и город - как будто уже готовенький, и проблемы как-будто уже испеченные - все давно есть и все абсолютно статично, даже некоего типа исторического процесса напластования города нет, а ты всё держишься за старые шаблоны...(((

вверх
Виталий Сааков

какую-такую городскую специфику ты не находишь на схеме? Чтобы ее искать и найти, нужно иметь в виду, что данный рисунок (!) получен в результате многих коллективных обсуждений городской проблематики и постольку максимально (?) содержателен для их участников. Этой содержательностью он выполнил свою роль. Но эта же содержательность, зафиксированная графически для участников обсуждений, должна быть объективирована и, по большому счету, онтологизирована с тем, чтобы городская проблематика была возможной и для внешнего рассмотрения/обсуждения. Поэтому к данному рисунку следует применить процедуры схематизации с тем, чтобы превратить его в схему (см. первый пункт текста «Схема как проект понятия и план онтологической работы» - https://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/about-city-polytiks_2021-08.htm#scheme_project). Таким образом, следующие пункты (Требования к онтологизации, Шаги объективации, Первая проблематизация…) есть не что иное, как процедуры схематизации. Схематизации чего? Тех положений о городе и горожанине, начало которым дано Вебером и которые продолжены Глазычевым и Щедровицким в российском контексте.
Так что, выискивать в рисунке-схеме следует только и только эти положения.

 
Валерий Александрович Проскурнин

"данный рисунок (!) получен в результате многих коллективных обсуждений городской проблематики и постольку максимально (?) содержателен для их участников" - Виталик, это просто смешно!..
люди, умеющие хоть немножко пользоваться всякими черточками типа схем в БОЛЬШИНСТВЕ случаев подменяют содержание - в данном случае, про город и горожан - ловким орудованием такими "чертами-резами", но это не позволяет им нарисовать даже избушку, чтобы хоть на миллиметр зацепить "город"...
просто посмотри на эти картинки свежим глазом и услышь меня: СПЕЦИФИКИ ГОРОДА НЕТ!..
я не пойму - это тебе, архитектору, нужно подсказывать, как задавать специфику городов?..
попробуй забыть все эти методологизмы (просто выкинь их из головы, в т.ч. и слова типа ситуация, проблема, рефлексия и т.п.) и постараться найти в профессиональном языке значимые зацепки - архитектура - древнейшая профессия, тезаурус очень богат, так что копни, и точно что-то полезное сверкнет в ямке...)))

 
Виталий Сааков

еще раз: матчасть здесь в социологии города Вебера, методологии городского развития Щедровицкого и истории урбанизации Глазычева. А ты про что?

 
Валерий Александрович Проскурнин

Виталик, их ДАВНО НЕТ В ЖИВЫХ!
нужны не мертвая "матчасть", а живые современные понятия - пусть даже и пробные, а ты все спихиваешь на кого-то, не беря на себя ответственность...

 
Виталий Сааков

я не ошибаюсь, что мы с тобой удивляем друг друга? Петр Щедровицкий в здравии, и его здравие актуализирует разработки Вебера и Глазычева. Более того, показывает их современность. И это рабочая, эффективная матчасть. Я же со своей стороны опрометчиво пытаюсь (цитирую себя), во-первых, раскрыть возможную перспективу для ответа на онтологический вопрос Глазычева, вынесенный в эпиграф. и, во-вторых, наметить альтернативу историческому выводу Петра Щедровицкого, также вынесенному в эпиграф.
А что касается т.н. современных понятий и их носителей, пусть пробуют, кто же им мешает…

 
Александр Зубарев

Уже вышли к "Культуре", т.е. к сх. ВДиТК... 🙂 Орг-технической сх. явно не достаточно ... Вопрос Виталия - "горожанин как проблема' - хороший вопрос но это часть вопроса, если делается шаг к связке "город - горожанин" (комплекс) ... смотря в какой "ипостаси" я беру для рассмотрения " город" (в Е-, или И- системе, и их сочетаниях), то и "город " будет иметь несколько "представленностей" в сх ОТ-отношения, в схемах ОРУ "Е-процессы" похожи на "самоуправление", а "И-процессы" - это явно другое... Тогда "горожанин" в Е системах - одно, в И-системах - другое ( вроде банальность, но ...) "Развитие" - это, по моему, 100%-й И-процесс, но существует, разворачивается он преимущественно на Е-процессах функционирования, производства и воспроизводства, и на Е-системах ... Переход из "Е-систем" в "И-системы", я думаю, весьма проблематичен для "горожанина", как "персоны", а если "позиционно" - то это "ортогональные" позиции "Е и И"... и, т.д. ... "Город как Е- конфигуратор деятельностей", "город - как "чистое управление", т.е. как "И-система" ... и т.п. ... Интересный вопрос у Виталия, есть над чем подумать ... 🙂

 
  Виталий Сааков

забористо)) Постараюсь ответить также.
с культурой ты в точку. Глазычев свою статью «Слободизация страны Гардарики» начинает с проблематики культуры и завершает ею же. Название статьи громкоговорящее: Россия, страна мифических городов раннего средневековья с крошечным непостоянным населением, пришла к концу ХХ к слободам с миллионом и более жителей. Искусственный или естественный процесс привел Россию к этому? Я попытаюсь ответить, но не на текущем шаге. Петр в своей лекции (именно лекции, а не доклада!) утверждает, что урбанизация в России уже с XVI века резко разошлась с европейской (оставляя за скобками оценку). Искусственный или естественный процесс тому причина? Я также пытаюсь ответить на этот вопрос предпринятым текстом. Сюда я выношу его фрагменты, чтобы получить дополнительные аспекты ставящихся мной вопросов, а также продвинуть их аргументацию.
Где-то через два-три шага я обращусь к схеме трансляции культуры и воспроизводства деятельности (у меня, тьфу-тьфу, вызревают необходимые соображения). Как говорится, следите за лентой новостей))
к этим заметкам о горожанине я уже дважды давал предварение, что они не самостоятельны, а самостоятельной является их последовательность, и приводил ссылку к ней. Но это предварение заметок я должен бы адресовать самому себе. В том плане, что формат FB, если публикуется нечто серьезное, требует тезисности. И если она имеет место, то с большой вероятностью исключаются пространные вопросы и комментарии, а также повышается вероятность контртезисов или развертывание опубликованных. Поэтому переведу фрагмент 4.1 в форму тезиса.

 
  Виталий Сааков Вопрос о комплексе обстоятельств формирования Горожанина в российских селениях (горожанина в европейском смысле, а другого нет, хотя наличествует множество его суррогатов) далеко не банален. История, и в данном случае история европейского Горожанина, не повторяется, следовательно, подобная ситуация не воспроизводима. Воспроизводится уже не первый век, по утверждению Глазычева, ситуация панслободы. И поскольку речь идет о воспроизводстве (а этого уже не мало), необходимо обратиться к соответствующей онтологической модели – к схеме воспроизводства деятельности и трансляции культуры (см - https://priss-laboratory.net.ru/S.C.H.E.M.E.S.-/museum-schemes/museum-schemes_5.htm и https://priss-laboratory.net.ru/S.C.H.E.M.E.S.-/museum-schemes/museum-schemes_6.htm).
Чуть разверну данное положение. Глазычев, задаваясь вопросом, могут ли относительно устойчиво существовать "острова" городского начала, узлы чужеродной цивилизованности внутри панслободы, в своей статье обращается и к оценке каналов трансляции с их нормативными комплексами и, на мой взгляд, что не менее важно, – к анализу средового окружения воспроизводящихся ситуаций деятельности. В данном конкретном случае – воспроизводства деятельности Горожанина (что равно воспроизводству одноимённой позиции). Мое предположение в том, что "острова городского начала" им предположены именно в средовом окружении. Следовательно, Глазычевым дан толчок к историко-средовым исследованиям, обеспечивающим средовое проектирование Горожанина
 
 
вверх
ГОРОЖАНИН КАК ПРОБЛЕМА (4.2)
Горожанин и "рынок"
 
2021-08-29 - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4876494775728455&id=100001039424801  
В предыдущей фрагменте заметок, развертывающих схему-проект горожанина в направлении от феномена слободы к понятию города, я заимствовал у старших товарищей ”жесткое” онтологическое утверждение. Оно в том, что «рынок» есть исторически конкретный механизм превращения (европейского) поселения в город. Далее придется конкретизировать данный механизм в российском пространстве-времени.  
 
Дмитрий Турбин

             К.м.к. методологический индивидуализм в этой теме понадежнее холизма будет.

 
Виталий Сааков как понимаю, ваше замечание к автору, а не к теме горожанина?  
Дмитрий Турбин Реплика к тексту. Не хватает "праксиологической простоты". Но это субъективное. Вкусовое  
Виталий Сааков уже легче:)) У меня перед глазами стоит конкретная российская слобода на млн с лишком, где "праксиологической сложности" сверх меры. Там мои товарищи, подобно Матросову, бросаются на амбразуры. Вот я и пытаюсь этим теоретическим занудством отвести их на разумно удаленные и приподнятые высотки. По ощущению я в нескольких шагах от "праксиологической простоты", которой бы надо обернуть тему. Но ведь какого монстра надо обернуть!  
Валерий Александрович Проскурнин и снова - ни грана городской специфики...(((
ни рынки, ни доходы ничего и никак не вносят в смысл города...
как говорила моя супруга-педагог: "уже лучше, но пока еще 2"...
 
Виталий Сааков при этом имею массу представлений о городе. Полагаю, у тебя также масса. Так что, все норм!  
 
вверх
ГОРОЖАНИН КАК ПРОБЛЕМА (5)
Горожанин: направление от "слободы" к "городу"
 
2021-10-13 - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4876494775728455&id=100001039424801  

Предыдущая заметка не вызвала отклика. Моих соображений на этот счет два.
Первое. Держать в памяти все 4+ выпуска – это, если кровь из носу как надо. Таких, по крайней мере, один – и это я сам. Второе. Каждая заметка, или по крайней мере какая-то ключевая, должна бы включать в себя ”в снятом виде” предыдущие и предстоящие, другими словами, ”ядерную проблематику”. Что сейчас я и попытаюсь сделать. Итак, напоминаю исходную схему как проект понятия горожанина, а ее свертки-развертки буду давать в комментариях.

 
 
схема-проект понятия "горожанин"
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Горожанин как проблема (к элементам онтологии города) / Схема задает фигуру и позицию горожанина как ключевую для проблематики города точно также, как, например, фигура и позиция исследователя является ключевой для сферы науки или, на другом полюсе, фигура воина для сферы армейской. А равно для ключевых фигур и позиций всех сфер, складывающихся исторически. Данная аналогия проводит ту мысль, что должны быть выявлены обстоятельства, в которых возникает специфическая позиция "горожанин", когда города в европейском смысле еще или уже не существует (сравни: науки еще или уже нет, а исследователь исследует, армии еще или уже нет, а воин на своем посту). Аналогия годится и для вполне города, если в нем обнаруживаются закрывающие развитие дефициты, каковые, если в культурологическом, экономическом и социологическом планах, следует отнести на счет отсутствующих в городе представителей именно городских "сословий" - носителей т.н. городской культуры.
© priss-laboratory, 2021-08


 
Валерий Александрович Проскурнин     

как и ранее - у тебя просто НЕТ специфики города, поэтому никакого горожанина никак задать невозможно - ему нет места в "ничем", поскольку невозможно ухватить отношение "город-горожанин" ни в каких сущностных моментах...
со своей стороны, я не только повторяю это критическое замечание, но и выкладываю свою идею, хотя я ожидаю, что НИКТО НИКАКИХ альтернатив ей не задаст - видимо, никому эта тематика не интересна, как и самому автору, ничего не добавляющего к своей изначальной инициативе...
итак - собственно идея:
если считать город сложным динамичным образованием, имеющим вроде бы некую точечную локализацию, и даже еще - плохо понимаемым, нужно и задавать представление о нем в каком-то сложном и плохо понимаемом виде...
на мой взгляд, было бы интересно представлять город в бесконечной цепочке выворачиваний:
"внутренность дома" ==> "город" ==> "мір" ==> "внутренность дома" ==> и т.д., и т.п. ...
эта цепочка не просто бесконечна, домов - много, и выворачивание производится через каждый, где живет вполне определенная семья со своими не вполне определенными ценностями, взглядами, настроениями, меняющимися от часу к часу...
а вот у тебя, дорогой Виталик, не найдется средств, чтобы схватить ни эту идею, ни никакую другую - твои представления не оставляют возможности как-то прихватывать хоть какие идеи, ибо нет мест под них, поскольку и пространства для идей нет хоть у методолога, хоть у горожанина, видимо, им вообще не положено иметь свое видение города...(((

 
Виталий Сааков

Валерий, сколько можно не принимать и перевертывать исходный тезис? Сначала горожанин, а потом город!!! Иначе – большая деревня из селян. Да, есть и традиционная культура, реализующаяся в сельских поселениях. Моя же мысль вертится вокруг городской культуры. И только. Если есть шанс на ростки городской культуры, то будет шанс для собственно города.
Ты как упертый оппонент этим и хорош, т.к. вынуждаешь меня уточнять и уточнять исходные положения. Но услышь: меня сейчас напрочь не интересуют бесчисленные «теории города». Мой схематизируемый горожанин – это только и только потенциальный канал трансляции культуры, городской культуры. И это гигантская проблема. Если будет горожанин и по сопричастности с ним возникнет какой-никакой слой городской культуры, то с ним и в ней появятся должные модели и теории городского общежития.

 
 

Александр Зубарев        Валерий Александрович, Вы правы, но "частично"... Виталий смотрит "на город" оргтехнически, а Вы "онтологически", поэтому все сущности, которые Вы пытаетесь "схватить" и ему предъявить, лежат "за схематизацией" Виталия, смотрите как он "приговаривает", "притаскивает" в свою схему то, чего в ней не означковано, например. "некую проблему", вытаскивая её из темы "город - горожанин" (как он это сделал - только ему самому ведомо)... А почему, в чём проблема, причем здесь "город", откуда взялся горожанин и т.д. спрашиваете Вы Виталия, а он отвечает вам из-за схемы, из только ему ведомого пространства смыслов и схематизмов, а предъявленная схема лишь "сачок" для улавливания чего-то, связанного с темой "город - горожанин" ... Возможно, что я не понял ни Вас, ни Виталия, ни сути вашего обсуждения ... 🙂 Если так, то прошу меня извинить ... 🙂

 
Виталий Сааков

нравится твой комментарий! Он, как комментарий на комментарий, размечает разметку пространства коммуникации и определить направления развертки исходной схемы.
Уточню: я смотрю не на город, а на проблему города (ведь не надо объяснять различие?). И смотрю не оргтехнически, а культуротехнически, постольку проблема города этим смотрением определяется первоначально в плане и контексте культуры. Тем самым, за схемой и всем тем, что мне удается «из-за» нее вытащить – это культурное содержание, содержание из культуры. Пока, и это уже невероятно много и сложно, я должен развернуть действительность (городской) культуры. Если это удастся, то можно будет начать смотреть на проблему города и оргтехнически.

 
 
Виталий Сааков
вставка от 2021.10.30

вот перечитываю за давностью лет и не перестаю удивляться. Есть мои ссылки на два текста, вне читки которых вообще не поймешь за ”какую водокачку бой”:
В.Л.Глазычев «Слободизация страны Гардарики», 1996 - https://www.glazychev.ru/books/slobodizatsia.htm;
П.Г.Щедровицкий «Развитие как дефицитный ресурс», 2021 - https://shchedrovitskiy.com/razvitie-kak-deficitniy-resurs).
Ну.., нет времени/желания прочесть «мэтров», то откуда время/желание на всякий фейсбук?
Если и у моих подписчиков есть только время на фейсбук, то я должен это принимать во внимание. Я помню свои обязательства: пошагово вводить проблематику российского города и при этом в каждом развернутом и схематизированном комментарии держать его ”ядерную проблематику”.
Итак, о ней для подписчиков (не обязательно замороченных ”высокими проблемами” города, но переживающих за судьбу своих пенат). Глазычев проследил историю российских поселений с документированного средневековья. А проследив, утверждает: имя им – слобода, а не города. И покуда они будут соответствовать слободе, а не городу, им не решить задач, решаемых городом (я, как и бесчисленные ”писатели про город”, вынужден читателей за примерами отправлять в Европу).
Щедровицкий через 25 лет пишет развернутый комментарий к статье Глазычева, поскольку она не утратила ни грана своей актуальности. Оба, так или иначе склоняются к специфике жителей поселений.
Я со своей стороны в силу поставленной мне задачи и в силу своих способностей/возможностей ищу ее решение. Задача – построить рабочую онтологию конкретного российского города. Моя проектная идея ее решения – понятие горожанина, строящегося на городском семинаре и выращиваемого в городских ситуациях.
Буду перечитывать далее.

 
Валерий Александрович Проскурнин

мне все-таки аж смешно!
Виталик, дорогой, смотри - кроме меня НИКТО не обращает внимания на твои вычурности, а со мной ты не можешь даже поспорить, потому что ослеплен собственной нелепой постановкой: "сначала - потом"...
так вот что я скажу: сиди и дальше в своем заблуждении, никто к тебе не подойдет, и говорить будет не с кем, ибо ты глух и слеп!!!

 
Виталий Сааков

Валерий, одно твое обращение говорит о многом, а именно, мне и не только предстоит непростая работа. А простой я и не ищу😊)

 
Александр Зубарев

Валерий, зачем так "резко", понимание каждым и так очень сложная "задача", а взаимопонимание, соответственно, "в 3-и раза" (а м.б. - "на 3-и порядка") сложнее ... 🙂 Похоже, что Виталий, пока, "не готов" к разговору да и ФБ для таких разговоров плохо приспособлен, ибо англосаксы, создавшие сей инструмент, могут публично (в т.н. "обществе") говорить только "о погоде и природе", под то и "заточили" сию площадку - "котики", "фоточки", "улыбочки" и прочая без-мысленная болтовня... , сам об "эту платформу " много раз "стукался" ... 🙂 Весьма сложно выстраивать диалог, не говоря о дискуссии, в режиме кратких "текстиков", ограничиваемых самим устройством платформы ... 🙂

 
Виталий Сааков

Александр, Валерию взять да и прочесть бы два текста – Глазычева и Щедровицкого, и отнестись к ним, поскольку я еще ничего от себя не сказал. И до поры до времени не пытаюсь. Я только читаю эти тексты и стараюсь понять поставленные ими проблемы. Так что, говорить в данном случае Валерию про сложности понимания нет никаких оснований. Валерий – писатель, а не читатель😊)
А что ФБ? Исходно создан для университетской среды, но рост вширь всегда имеет издержки, и что нам мешает использовать его вглубь и ввысь?

 
Валерий Александрович Проскурнин

Виталий Сааков - как я уже говорил - ты ничего сказать не можешь, просто признай это и сделай попытку сказать СВОЁ, а не раз за разом повторять скелеты давно захороненных мыслей, которые были порождены в других обстоятельствах и не стали вечными...

вверх
Виталий Сааков

на внешний взгляд ты стараешься меня понять, не важной в какой форме и манере. Ради спортивного интереса постараюсь и я тебя понять. Мне предстоит вторая серия семинаров по городской проблематике и в ней, как и в первой, заведомо будут участники, знаком которых служишь ты.

Цитирую твой комментарий. «…итак - собственно идея:
если считать город сложным динамичным образованием, имеющим вроде бы некую точечную локализацию, и даже еще - плохо понимаемым, нужно и задавать представление о нем в каком-то сложном и плохо понимаемом виде...
на мой взгляд, было бы интересно представлять город в бесконечной цепочке выворачиваний:
"внутренность дома" ==> "город" ==> "мір" ==> "внутренность дома" ==> и т.д., и т.п. ...
эта цепочка не просто бесконечна, домов - много, и выворачивание производится через каждый, где живет вполне определенная семья со своими не вполне определенными ценностями, взглядами, настроениями, меняющимися от часу к часу...
а вот у тебя, дорогой Виталик, не найдется средств, чтобы схватить ни эту идею, ни никакую другую - твои представления не оставляют возможности как-то прихватывать хоть какие идеи, ибо нет мест под них, поскольку и пространства для идей нет хоть у методолога, хоть у горожанина, видимо, им вообще не положено иметь свое видение города...». Конец цитаты.

Что я понял и чего не понял. Понял, что морфологическое представление города является преобладающим. И это не мое открытие, а методологическая фиксация беды. Правильно ли я понимаю, что дом, город, мiр, семья… у тебя суть морфологические образования? А если не морфологические, то какие? Могу ли я предполагать, что эти образования, твои единицы мысли соотносятся с историческими и культурными процессами? Если этому предположению есть место, то крайне любопытны твои нераскрытые ходы от них к процессам и обратно. В какой схеме и к каким процессам?
Я исхожу из априорного понимания, что город есть все. Чего о нем не скажешь, все в нем найдется. @Зубарев погорячился квалифицировать твой взгляд на город как онтологический. В моем понимании взгляд, подобный твоему, есть онтологический тупик. Что тебя в него завело?
Для обоюдного понимания критикуй-проблематизируй схему, в которой я для семинара наметил выходы из тупика: сначала исторические процессы, следом за ними сохранившиеся организованности, их захват процессами деятельности (современными, актуальными) и далее преобразованные в ней организованности, которые могут (не могут) запустить новые процессы (по отношению к историческим).
Имея в виду конкретный город и конкретный семинар по его проблематике, дать определенные имена всем элементам схемы неправильно и невозможно. Такой ”нейминг” – дело участников семинара. Так что, мест для идей в пространстве схемы предостаточно. Семинару осталось год-другой-третий для ее субъективации и конкретизации.

Процессы и организованности пространственного развития и град.политики
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Пространственное развитие / Градполитика: процессы и организованности
© priss-laboratory, 2021-04
 
Валерий Александрович Проскурнин Виталик, если и тупик, то он у тебя, поскольку ты, как ни тужишься, не можешь задать специфику, а пользуешься старыми и чужими методологическими штампами...
а Саша Зубарев вполне точно характеризовал мой взгляд, но тогда я еще не выкладывал эту последнюю идею - она никакая, в смысле не онтологическая, а новый образ города (если хочешь - это такая клаузура), в котором имеет значение рост и изменение кучи частных личных пространств, становящихся одним/единым/общественным. которое должно быть уютным для всех осваивающих его и допускающих осваивание себя, что и причащает, давая имя такому классу жителей "горожане"...
я своих идей не стесняюсь, я убежден, что они оригинальные и стОящие...
а ты что - стесняешься своих идей?..
пока их нет, увы...
 
Виталий Сааков пока ты (как знак неофита на моем семинаре) не покажешь, откуда «рост и изменение кучи частных личных пространств, становящихся одним/единым/общественным», ты производишь, словами ГП, благоглупости. Если подходить к твоей стОящей идее чисто филологически, то нужно искать ей место в бесчисленных мечтаниях и утопиях идеального города. На мой взгляд, лучше создавать антиутопии, они какой-никакой предохранитель напрасных мечтаний и навязчивых образов. В первой серии моего семинара участники с разным успехом осознавали свои онтики, и тебе бы не помешало. Ты уж должен бы сообразить, что кроме высказывания онтик ты ничего не говоришь. И если они тебе дороги, то сделай следующий шаг (в позиционировании/самоопределении). Схема в предыдущем комментарии чем для этого не рабочая «клаузура»?  
Александр Зубарев Валерий Александрович Проскурнин
Любопытно, "город" как место, в котором сопрягаются, "параллелятся" или "склеиваются", пересекаются и не пересекаются "траектории жизни", "процессы деятельности" (понимаю, что это "весьма разное"), что может быть "сконфигурировано", а что нет. "Место", как имманентный фактор, условие ЖД, и "место" как "временное присутствие"... Изделие, как "место" "живущее самостоятельно" после выхода со стапелей, и "человек", как "продукт" "протаскиваня", прохождения "через место, как некое устройство" ... Метологочески, вероятно, работа с И-Е и Е-И системами должны различаться и инструментально и методически и содержательно. Город, скорее - "Е-И система", потому он сложнее в "конфигурирование" и "понимании", чем любое самое сложное инженерно-техническое изделие, т.к. "процессы", создающие, задающие "город", принадлежат разным "мiрам", разным "сферам", различным системам МД ... тем интереснее "заходы/подходы" Виталия в его попытках "разобраться" с такой организованностью, как "Город" ... 🙂 У него постоянная "ситуация неопределенности", как в физике элементарных частиц - известна координата / не известна масса ( импульс) и наоборот ... 🙂
 
Виталий Сааков @Александр, извини, я прежде Валерия.
Я на всякий случай просил бы учитывать, что мои сообщения в данной рубрике и ссылки на материалы сайта – это все связано с семинаром, с вопросами, порожденными в нем, его участниками и их позициями. Т.е., это все из коммуникативного пространства, а не мои теоретические и методологические штудии. Поэтому я и далее постараюсь выделять городские темы и проблемы именно в той форме, в какой они возникают в коллективной коммуникации. Методологов среди участников нет, и постольку, как ты ранее говорил, содержательно дело должно упираться в «культуру». Другими словами, методологические положения о Е-И, И-Е (и прочие) должны облекаться в коммуникативные формы, чтобы семинар мог говорить. «Горожанин как проблема» – это опыт таких коммуникативных форм, а не методологических.
p.s. У семинара могла бы появиться ”методологическая комната”, если организаторы такую создали бы со всеми необходимыми предосторожностям😊)
 
Валерий Александрович Проскурнин скучно...
нет никакого продвижения..
нет НИЧЕГО про собственно "город"...
даже простой фиксации, что никто ничего не знает, что такое "город", тоже нет...
даже такой простой фиксации того, что нужен разговор некой кучки лиц, демонстрирующих свое самоопределение, заинтересованных в создании на первый раз хотя бы "макетных" представлений о "городе", набирая простой перечень специфических(!) его черт...
ничего подобного нет и не предвидится, посему выползаю из этого болота...
бэз-воз-врат-но...
 
Виталий Сааков чтобы не продвигаться, надо бежать быстро-быстро (с)  
    вверх
Виталий Сааков продолжаю развертку фигуры индивида до позиции горожанина. В первом комментарии изображенная фигурка «горожанина» была изолирована от комплекса «городских» обстоятельств и, тем самым, сведена к изображению индивида. И состоявшееся обсуждение можно вполне рассматривать как свертку исходной схемы горожанина (схемы проекта понятия) к фигуре индивида (изображенном в первом комментарии). Как было мной отмечено, эту фигурку следует рассматривать как множественного индивида и, тем самым, как множественного жителя поселения. Сделаю шаг развертки.
Индивида теперь необходимо рассматривать в рамке территории. Рамка имеет название «территория: деятельность и поведение». Никаких пока географий в виде местностей и ландшафтов. Территория должна возникнуть в результате деятельности и поведения множественного индивида. В противном – не деятельностном и не поведенческом – случае придется иметь в виду т.н. заселенца, переселенца, да и просто ссыльного. Индивид, рассматриваемый сквозь веденную рамку – это деятельный индивид с активным поведением. Он осваивает ландшафты-местности, тем самым образуя собственно территории. Что может служить минимальным и вместе с тем универсальным сему свидетельством? Я полагаю, что сценарии освоения. Обозначу таковые, также рамочно:
– оконтуривание,
– разграничивание,
– проецирование.
Мне лично кажется, что названия сценариев самоговорящие. Но нужно подумать.

Подумал:
– «оконтуривание» в виде некоторого значащего локуса географической местности/ландшафта,
– «разграничивание» наличного и предстоящего содержимого местности/ландшафта,
– «проецирование» на местность/ландшафт внешних идей и образцов поведения и деятельности
индивид как потенция горожанина
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Индивид как потенция Горожанина
© priss-laboratory, 2021-10
 
  Александр Зубарев схема 3-х специфицированных пространств (или рамок?) позволяет мне, поменяв тему - заменяю "город" на "страну" - рассматривать территорию страны, "аналогично", как и в теме "город - горожанин", соответственно меняя пары: "государство - гражданин", "страна - ... ?народ" ( кстати, к "представлению" "страна", я не нашёл подходящей индивидуализированной "единицы"), т.е. это пояснение к "замечанию Валерий Александрович Проскурнин , - отсутствие "специфики город", которая "приписывается в схему" произвольно пользователем этой схемы (кстати, такие схемы я и называю оргтехническими, т.е. содержание, специфику материала я привношу в схему "по другим" основаниям, отличным от логики появления, прорисовки самой такой схемы...) ... 🙂 и, если, я правильно понял происходящее и обсуждаемое, то тогда я я могу сказать (предположительно), что замечание В.А. более глубокое: - он фиксирует, что в рассуждении В.С. отсутствует вторая доска - объектно-онтологическая, ортогональная первой - орг-технической (ОТ), а рассуждения только на "ОТ доске" недостаточны, дифициетны по определению в отношении такой темы, как "город - горожанин"... Как-то так ... 🙂  
Виталий Сааков хорошее соображение, и я уточню его для себя и по-своему.
                Все же – именно рамки, в том значении, что ими выделяется "предметы", пусть и в некотором пространстве-поле (как бы в пустоте).
                Да, можно провести сопоставление пар «город-горожанин» и «государство-гражданин», хотя первое требует минимального пояснения, то второе многих. И эти сопоставления можно развернуть, оттолкнувшись от греческого полиса, где обе пары совпадают, а далее расходятся: у любого типа государств есть подданые, но не у всех типов государств подданые являются гражданами. И еще к расхождению (воспользовавшись социологической теорией и терминологией). Вебер исследует превращения любого типа европейского поселения (словами Глазычева, торговой слободы, ремесленной, военной, княжеской…) в город. ВЛ исследует тот же процесс, но с противоположным феноменом – российские слободы не стали городами.
                Почему я "восхожу" от горожанина к городу, а не наоборот, к чему призывал Валерий? Потому что по Веберу (словами Валерия, мертвой теории) любое (!!!) из перечисленных селений могло стать городом, но не любое могло/хотело остаться слободой. Таким образом, специфика города, если грубо, в его индивидах (жителях), а не во внешних формах, с которыми боролся Глазычев, и географией с ее местностями-ландшафтами здесь можно до известной степени пренебречь. А вот с государством сложнее. Как мне представляется, география с ее ландшафтами имеет для него большое значение (кстати и без задней мысли: ландшафт Рос.Империи-СССР-России – это преимущественно болото и тундра, а не «много в ней лесов, полей и рек»))).
Не так давно к глазычевскому «слободскому» определению российских селений добавилась метафора «хоспис». Якобы определение «слобода» уже все не покрывает.
 
Александр Зубарев        Европейский город отделялся от суверена "законом о статусе города" ... и особыми формами жизни-производства (разделение - кооперация труда, кстати Петр в своих изысканиях забыл, что это - "диалектическая пара", а если и не забыл, то не акцентировался на "разделении" как на "части целого") ... 🙂  
Виталий Сааков "законы о статусе города" имеют место быть, как и многое-многое другое, но ровным счетом ничего не проясняют о превращении "слободы" в "город". Все это и многое другое сопутствует проявляющейся и нарастающей субъектности прото-города. Я буду и впредь держаться здесь линии Вебера: движущими силами выступали именно внутренние механизмы, а не внешние обстоятельства. Противоположное в России.
Я стою на том, что представления о «городе» в России напрямую связаны с ощущением его судьбы, а теория и проектирование должны быть отодвинуты на сотое место (биография Глазычева – урок этому).
У ПГ, как я понимаю, «разделениетруда» не столько "диалектическая пара" с кооперацией, сколько ее другая сторона (вспомни ГП: чтобы объединяться, надо сначала разделиться). А есть еще и третья – рынок. Конечно, в первую очередь, как условие производства и обращения знания.
 
Александр Зубарев "прежде чем объединиться, нам надо решительно размежеваться", - это твой земляк из Симбирска так говорил... 🙂 ( Это просто к слову) у меня есть "подозрение", что так, как ты хочешь сделать - не получится того, "что" ты хочешь сделать ... Можем подумать ... Кстати "слобода", я понимаю и помню, что была "рабочая слобода', чем фиксировалось некое отличие от остальных частей поселения и закона о статусе города в России (насколько я помню не было), Екатерина учредила города, "приписав" им некоторое, "квази-европейское" устройство, но суть поселения от этого мало менялась. Этим, вероятно, объясняется разительное отличие Питера от Москвы, которая была конгломератом "слобод", но рождена была как столица и оставалась ею всегда, подспудно - даже в петровские времена, а большевики лишь вернули Москве её исконный статус ... Фактически, европейские и российские "города" - изначально, по сути, есть различное, "формы" сейчас похожи, а "жизнь" в этих формах была отлична... В Питере - "Раскольников", а в Москве - "Хитровка", понятно, что типы деятельности формируют "устройство", но, думаю, что и способы организации, порождают различные по морфологии организованности ... А к "Горожанину" мимо "Человека" не пройти, сначала - человек, потом - формы существования, воплощения ... Как-то так ... 🙂  
Виталий Сааков да, следует еще раз задаться вопросом, что я делаю. И в этом вопросе "человека" не обойти. Но чтобы отвечать на вопрос о "человеке", его следует расщепить, как минимум, на два: на антропологический и, собственно рабочий, т.е. о слушателях семинара в конкретном городе. Слушатели и организаторы семинара крайне озабочены судьбой своего города, особенно его исторической части (как и во многих других городах, не исключая и Калининграда). Они "человеки"? Несомненно. Хотя бы потому, что кроме озабоченности проявляют различную активность.
Теперь дам направления ответа, утверждая, что в "слободе" и "городе" ситуация с историческим наследием (оставляя пока риторику развития) будет/должна оцениваться и разрешаться по-разному. И антропологический аспект там и там будет иметь значение. Грубо говоря, антропологический тип, типаж, который по факту и феноменально выходит на первый план, и будет "хозяином положения" – сохранять или расчищать, будь то "слобода" или "город". Размышлять в том и другом направлениях, уклоняясь спекуляций, весьма сложно… Если подскажешь как их избежать…
p.s. В Москве вроде и поныне есть слобода – Ленинская)))
 
Виталий Сааков м.б. с помощью Вебера не пройти мимо человека? Есть и Петр с СМД-антропологией – тоже в помощь.
Т.к. мой индивид активен и деятелен, то его можно связать и отождествить с веберовскими типами действия. Тогда индивида следует рассматривать как:
1) целерационального, использующего средства для достижения рациональной цели; 2) ценностно-рационального, основывающегося на вере в ценность определенного поведения независимо от его последствий; 3) аффективного и 4) традиционного, принадлежащего на традициям и обычаям.
Индивидов #3 и #4 следует исключить из потенциальных горожан. Остается вопрос об их предпочтениях того или иного сценария освоения.
По Щедровицкому человек есть носитель способа продуктивного действия. Следовательно, и #3 также должен быть исключен. Остается вопрос о его предпочтениях. Надо подумать.
 
Александр Зубарев "Человек" на столько слабо проработанная тема, что, думаю, - здесь не надо спешить, "с наскока" её не взять"... Тем более, что на некоторое "время" вокруг "человека" ( "о, про, с, без, вместе" и т.д.) станет много информационного шума, особенно разойдутся "психологисты", "экономиксты", " политология в" и прочая, прочая публика (после выступления Президента на Валдай-клубе), но, вероятно, никто ничего не скажет по существу ... , однако, при внимательном "рассмотрении" можно будет увидеть основания тех, или иных высказываний и рассуждений ... "Надо будет посмотреть" ... 🙂  
Александр Зубарев В дополнение: твой взгляд на человека- функционален (это констатация), но тогда в "системе - город" достаточно такого маркёра, как - "позиционеры", которые заполняют функциональные места в системе, но "позиция" - это ещё не "человек", а "человек" отодвигается "на потом"... Отсюда замечания к тебе В.А. ... 🙂  
Виталий Сааков ты "человеком" припираешь меня к стенке! Надо ли напоминать, что делает человек в таком случае😊?
Да, тема "человека" прорабатывается, в т.ч. на Валдае. Ты полагаешь не слабо? "Будем посмотреть", если это попадет в круг моего зрения – за всем не угонишься (вот валдайский Проханов с его идеалом античного человека уже попал).
Мне кажется или я ошибаюсь, что функциональный взгляд на "человека" – это, по-твоему, ограниченный взгляд? На всякий случай отмечу, что здесь функциональный взгляд-подход не синоним инструментального, а антитеза морфологическому. И еще вопрос-уточнение. А есть ли в природе схема системы «город»? В альбоме Зинченко есть рисунок-метафора «системы город». Что еще есть? Но, спасибо тебе, я теперь буду себя строже контролировать на системность изображения "восхождения от горожанина к городу". А поскольку системного изображения города у меня под рукой нет, то и функциональных мест также нет, и некуда крепить т.н. позиционеров. Но, впрочем, ты помнишь, что в системном подхода функциональные места заполняются вовсе не позиционерами. Нужно вслед за языком называть их функционерами.
И вот я, припертый к стенке, огрызаюсь: человек – это еще не позиционер и даже не функционер. Ему до этих статусов еще нужно дорасти!
вверх
Дмитрий Турбин

Надобно посмотреть предысторию ситуации "он - житель поселения".
Если в стране есть твердая традиция свободы ассоциаций и неассоциаций, никого "понуждать" становиться горожанином нет. Людей, носителей этой культуры, стимул быть среди "своих" притянет друг к другу, а правило остракизма за недопустимые поступки "очистит ряды" от выродков.

 
Виталий Сааков

Пока в двух словах. Ремесленные и торговые поселения вполне подпадают под эту формулу, но вот Вебер не причислял их к городам

 
Дмитрий Турбин

ему виднее

 
Виталий Сааков

и Глазычеву со слободскими российскими поселениями также виднее.
Пока моя схематизация еще не показывает, что именно виднее (этим жирафам:))

 
Дмитрий Турбин

Из "организационно-планировочно/архитектурно/градостроительных" позиций не схватить "феномен" города. Он кмк "зашит" в традиции собственности (свободы обмена произведенной собственностью). Никто(!) не может отобрать вашу собственность ни под каким предлогом. Другими словами: если такой традиции нет, то города нет. Хотя внешние признаки могут присутствовать. Если собственность не отнимается, то есть смысл вкладываться в качество ахитектуры - детям и внукам останется.

 
Виталий Сааков

вся эта ветка - нечто иное, как ломание этих самых орг-план-градо копий о феномен города.
Вы прям по М.Веберу о значении собственности. При каком-никаком праве собственность требует защиты. Отсюда растут ноги милиции, которую в рос. пост.сов.слободе на днях отменили даже как слово, введя новые удивительные слова (и не только)

 
Дмитрий Турбин

по поверхности бессмысленно скользить: "отмена названий", "какое-никакое право", "слобода"... Речь о неписанных правилах, которые не подвергаются сомнению у любого первого встречного "жителя поселения". Настолько же строго как любой наш... современник отвергает каннибализм, например.

 
Виталий Сааков

будем ждать столь чудных времён?

 
Дмитрий Турбин

ждать не_ждать - выбор каждого. Пока доступно - ярко маркировать места в существующих теориях, где это правило (право собственности, свобода обмена) отвергается.

 
Виталий Сааков

Хорошая мысль про маркировку, но для кого маркировать? Кто, где, когда ныне в РФ пользуется теориями?

 
Дмитрий Турбин

Если маркировки и пояснения к ним удастся сделать яркими настолько, что будут доступны для понимания непрофессионалов, то никого заставлять пользоваться не придется. Это станет общим местом.

 
Виталий Сааков

если с учетом моего комментария ниже – про участников семинара, - то иной перспективы и быть не может. Следовательно, семинару (со мной или без меня) предстоит работа ”над собой” не на год и не на два.
Как говорится, долгих лет ему😊)

 
Дмитрий Турбин

Не плодить соблазнительных теорий, в которых нет места этому правилу - тоже неплохо.
по коммуникациям в градостроительстве так вижу. Текущие практики публичных слушаний, даже в их "цифровом пределе" - бесперспективный путь. А учитывая, что часть градостроительных затрат - налоги, ОМС отказаться от этой практики - совсем уж как-то неприлично. Если вопрос налогообложения вынести за скобки, и вдуматься, то такое общение (застройщик - горожане) вообще не нужно. Всё что необходимо застройщику - понять что хочет и угодить потенциальному клиенту и/или рискуя, предложить альтернативу существующим продуктам. Для этого он внимательно смотрит на чужой успешный опыт, советуется с профессионалами, проводит опросы, если нужно, и так далее. Этого достаточно. Всё остальное "административное" общение - чудовищная путаница и иллюзии у участников. При свободном доступе к рынку (свобода обмена), "голосование рублём" - самый надежный способ общения, так как у обеих сторон общения/обмена - шкура на кону.

 
Виталий Сааков есть-есть, конечно, поры рынка и доступы к порам. И если ориентироваться на них, то тему города, пусть даже в коммуникативном залоге, нужно сводить к их масштабу и специфике. В первую очередь - сохранение исторической среды. Именно этот мотив самый ведущий для участников семинара.  
Дмитрий Турбин "сохранение исторической среды" - это ситуация в которой тяжелые, длящиеся последствия огромной ошибки/преступления (национализация собственности) пытаются исправить ошибками/... "поменьше" (запретами на деятельность).  
Виталий Сааков   уважаемый Дмитрий, семинар не пускается на "морковки" т.н. общественных обсуждений и прочих административных игр, участие в них – дело свободных индивидов, которые бывают и участниками семинара. Мифологическая фигура т.н. застройщика – также не предмет семинарских обсуждений.
Что касается последствий упомянутой вами огромной ошибки/преступления, так весь СССР и вся РФ есть демонстрация подобных ошибок. Вот потому и нужен «язык о городе», не проваливающийся в последствия и не впадающий, тем самым, в самочинную ошибку.
В чем сему может быть помощь европейской традиции и европейских теорий права, собственности и обмена – это не простой вопрос(((
 
Виталий Сааков в одной из проф. групп остался неотвеченным вопрос о застройщике, конкретно - о его как бы аналоге, зеркале в зап.-европ. мире. Увы...  
Дмитрий Турбин не очень понял в чем неотвеченность вопроса. И является ли этот вопрос принципиальным  
Виталий Сааков вопрос был не в бровь, а в глаз, т.к. обсуждатели градо и планир. проблем все их перспективы и их же тупики связывали именно с застройщиком  
Виталий Сааков напомню комментаторам, читателям и подписчикам: мои посты-сообщения «Горожанин как проблема» – они поверх городского семинара. Его участники – просто (!) жители (!) крупного города. Конечно, не без различий в оценках его текущих дел и перспектив. Что меня толкает к сообщениям? Не методологические, не теоретические, не практические проблемы т.н. города, а только и только коммуникативные. Схематизируемая позиция «горожанин» - это попытка их отрефлексировать. Неравнодушный житель, вступающий в коммуникацию с различными представителями своего поселения-миллионика, сегодня ”на пересечении”, ”во власти”, ”в искушении” и пр. и пр. многочисленных дискурсов, нарративов, риторики и пр. и пр. «про город». Схематизируемая позиция «горожанин» - это проектная установка на язык о городе. Сразу отмечу, что и язык, и коммуникация имеются мной в виду в традиции СМД.  
     
     
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, октябрь-ноябрь 2021
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
с 09 ноябрь 2021

последнее обновление/изменение

09 ноябрь 2021

PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // К онтологической оптике градостроительной политики // градостроительная политика детерминирована далеко не многими "опорами", и одна из них - это именно онтологическая картина "города". И, разумеется, в ней должен быть отражен фактор онтики, будь этот фактор связан с "ответственным горожанином" (тем же мэром или главой архитектурно-планировочного управления), будь с "массовым" (тем же избирателем или представителем профессионального и любого другого сообщества