главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
вернуться в разделш | Пространственное развитие: схематизирование, сценирование и планирование территорий деятельности |
Виталий СААКОВ FB-ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ "ГОРОЖАНИН" |
Преамбула к материалу обсуждения |
На этой странице представлено обсуждение ряда моих сообщений в FB – опубликованных фрагментов из текстов «Горожанин. Место и роль в истории, мире, России. К элементам онтологии города» (https://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/about-city-polytiks_2021-06.htm) и «Горожанин как проблема. Заметки к онтологии города» (https://priss-laboratory/priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/about-city-polytiks_2021-08.htm). Тексты были написаны по двум поводам. Один повод – это семинар по онтологической тематике города, второй – программа очередных, 2021 года, Глазычевских чтений. Смыслы, вытягиваемые обоими поводами, если мягко, составили собой перпендикуляр, а если резко – противоположности. Семинар в своих представлениях о городе изначально исходил из глазычевских оснований, извлекаемых из его различных текстов о городе (истории и теории, о городской культуре и городской среде, из методических положений и разработок). Соответственно, рабочие установки семинара определялись в русле глазычевских текстов и практик. Это нашло отражение в первом тексте. Другой повод – это пафос и программа Глазычевских чтений, на мой взгляд никак не укладывающихся в русло идей Глазычева. Если, правда, не один ”досадный” для чтений момент, имея в виду лекцию Петра Щедровицкого «Развитие как дефицитный ресурс» (https://shchedrovitskiy.com/razvitie-kak-deficitniy-resurs), с пространными комментариями и развертками статьи Глазычева «Слободизация страны Гардарики» (http://www.glazychev.ru/books/slobodizatsia.htm). От положений и тезисов данной лекции отталкивается второй мой текст, находящийся в настоящий момент в работе и с этой целью привлекающий материалы FB-обсуждений. | Оба текста и мои ответы на FB-комментарии к ним можно кратко выразить следующим образом. Они – переформулировка вопроса-тезиса Глазычева «могут ли относительно устойчиво существовать "острова" городского начала, узлы чужеродной цивилизованности внутри панслободы?» на вопрос-тезис «как возможен горожанин в негороде». Подобная формулировка переводит тематику из вполне урбанистической плоскости в плоскости социологическую и эпистемологическую, а в них – в ”предмет” социального конструирования. Что я имею в виду, если не только П.Бергера и Т.Лумана ("Социальное конструирование реальности")? Если не только, то социокультурное конструирование. Следовательно, не только коллективное-групповое построение-обретение знания, становящееся "реальностью" для данного коллектива-группы (или сообщества), но прежде всего внимание к порождению и генезису знания, к его различным модусам, прежде всего, проектному и исследовательскому. Не столько укорененная в сообществе традиция, но, прежде ее сознательное внимание к культурным нормам (признанным достижениям деятельности) и к их воспроизведению, что называется, в лучших практиках. Назначая объемлющую рамку положениям социокультурного конструирования, систематизирующим разной глубины его основания, а также разнонаправленные векторы развертывания и разноаспектные предметы конфигурирования, я обращаюсь к корпусу системомыследеятельностной (СМД) методологии Московского методологического кружка (ММК). Упомянутый выше текст «Горожанин как проблема», находящийся в работе и подготавливающий меня ко ”второму сезону” семинара, моделирует его, опираясь на средства СМД- методологии: – схему в функции проекта понятия и плана работ, – онтологизацию и объективацию, – проблематизацию и позиционирование, – (…) |
Разделы текста производны от данных средств и пока имеют вполне самостоятельное от вопросов социокультурного конструирования значение. Далее эти и другие разделы будут сопрягаться с задачами социального конструирования реальности в духе Бергера и Лумана, где-то будут пересекаться с ними и на них основываться, где-то будут следовать параллельным курсом в горизонте и перспективе СМД-разработок, тем самым, формируя ”предметы” социокультурного конструирования действительностей горожанина, типичных и нетипичных. Итак, вернемся к вопросу-тезису «как возможен горожанин в негороде». Конкретизирующая аспектизация вопроса и тезиса такова: сначала горожанин, потом город, в противном случае будет иметь место банальная натурализация негорожанина, что совершенно другая тема. В нашем же случае – социального конструирования – именно на «горожанине» как исторически возникающей типизации социального индивида (Бергер, Луман) лежит ”ответственность” за возникновение института «город». Ниже приведено, собственно, FB-обсуждение, к которому и дана эта преамбула. К состоявшимся комментариям on line я буду добавлять свои комментарии of line, сформулированные уже после обсуждения, они выделены светло-серым фоном и помечены соответствующей датой. |
ГОРОЖАНИН КАК ПРОБЛЕМА (1) Замечания к развертыванию схемы "горожанин" |
2021-08-13 - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4804467152931218&id=100001039424801 |
Предстоящие заметки -
это продолжение публикации от 2021-06-24 "Горожанин: место и роль в истории, мире и России" https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4652733068104628&id=100001039424801,
приуроченной к Глазычевским чтениям 2021. Заметки будут не более, чем упражнением в развертывании схемы «горожанин». А если сказать более осторожно, то – попыткой упражнения. Собственно, в чем? В том, чтобы, во-первых, попытаться раскрыть возможную перспективу для ответа на онтологический вопрос Вячеслава Глазычева, вынесенный в эпиграф. И, во-вторых, попытаться наметить альтернативу историческому выводу Петра Щедровицкого, также вынесенному в эпиграф. Итогом упражнения должна бы возникнуть убежденность под стать всеизвестному третьему эпиграфу. Заметки-упражнения буду выдавать небольшими порциями. |
Дмитрий Турбин |
По аналогии с почвообразованием... Каждая добровольная индустриальная (не природо-ресурсная) сделка на территории добавляет крупицу возможности появления «городского». Но госвмешательство (включая госгенпланы, госПЗЗ, госнормативы, госстратегии и т.п., с которыми носятся как с писанной торбой градостроители, урбанисты, горпланировщики) в такие сделки начисто смывают «плодородный слой» словно ливень на склоне смывает гумус. |
Виталий Сааков | спасибо за напоминание и предупреждение о «гос». Поэтому развертывать схему буду только в русле первых двух эпиграфов. Маяковским я тоже предупрежден:)) |
Валерий Александрович Проскурнин | хотелось бы в противовес тенденциозной идее "умного города" положить идею "уютного города", и тогда интересно, как "горожанин" смог бы таковую прихватить и оживлять... |
Виталий Сааков | горожанин ли? К организационно-тематической сессии "Градостроительная политика: субъекты, цели, инструментарий", Ставрополь, 18-21 марта, 2020 (https://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/session_stavropol_2020-03-18.htm) я сформулировал тезис, что горожанином прихватываются всего две идеи, реально развивающие казалось бы "неуютное" поселение до всегда неуютного города. Это осада города войском и вирусом. Миллион второ- и третьестепенных факторов, напр., рисунки архитекторов, не исключаются, но нужно реально понимать их ничтожную роль. Город и горожанин – это организованности МД, отвечающие на вызовы сообществам и поселениям. |
Сергей Михайлович Норкин | умный, уютный, комфортный, ... прибыльный, доходный, привлекательный... - искусственность города в контрах с природосообразностью или симбиоз? и город теперь или завтра?, планируемый или мечтаемый? |
Виталий Сааков | чтобы уйти от подобных вопросов, я и предпринял скрупулезное изучение матчасти (см. два первых эпиграфа:)) |
Сергей Михайлович Норкин | именно потому и прошу вас вернуться к моим вопросам: "апельсин не
только круглый и оранжевый, он ещё и кислосладкий, с дольками и зёрнышками..." |
Виталий Сааков | да, город – это еще тот фрукт!))
|
ГОРОЖАНИН КАК ПРОБЛЕМА (4.1) комплекс, порождающий горожанина 2021-09-05 - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4876494775728455&id=100001039424801 |
Обратите внимание: каждая из заметок в этой тематической рубрике не самостоятельна. Самостоятельной является их последовательность. А как иначе, если приходится иметь дело с В.Глазычевым, П.Щедровицким и М.Вебером? Поэтому прошу на https://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/about-city-polytiks_2021-08.htm |
Валерий Александрович Проскурнин | Виталик, наконец, я понял, чего мне не хватает в твоих представлениях горожанина, хотя ты и пишешь: |
Виталий Сааков | я выделил из текста фрагмент для его размещения в FB и при этом допустил неточность. В тексте так: «Вернемся к схеме горожанина с вопросом: что следует оставить в порождаемом комплексе, чтобы он оставался при своей силе, порождающей горожанина?» Комплекс, порождающий горожанина, – это все, что мы в силах представить, а также помыслить с помощью Вебера, Глазычева и Щедровицкого. Конечно, схема не изображает этого всего и не должна. Ее элементы следует проинтерпретировать таким образом, чтобы они выразили из всего комплекса самое существенное – «силу», порождающую горожанина. Не жителя, не поселенца, не резидента, а именно горожанина – позицию в деятельности самоуправления. Конечно, одной позицией деятельности самоуправления не задать, нужна некоторая их типологизация, к которой я и двигаюсь. |
Валерий Александрович Проскурнин | у истории нет целенаправленности, а некий специалист не имеет средств, чтобы всех облапошить и представить дело так, что он эту целенаправленности якобы уловил и только он и способен ее осуществить... |
Виталий Сааков | цели и направления к ним у людей, а история – результирующая людских устремлений (если совсем грубо). |
Валерий Александрович Проскурнин | идеология сама по себе не вырастает и не работает, поэтому - нужны деятели и институциональные системы, которые ее создают, несут и создают воздействующие-воспитующие среды, а значит, нужна те, кто идеологию производит и переводит в работу институтов, иначе никаких городов и горожан не будет... |
Виталий Сааков | Я не имел в виду ”рукотворную”, прикладную идеологию, задача которой изолировать от истории определенные вопросы внутренней (гос)политики и, тем самым, уложить определенные же социальные процессы в заданные русла. Но если иметь в виду твой вариант, то без ”рукотворной” идеологии невозможна система расселения и ее поселения, вне ”естественных” демографических и миграционных процессов. Кто и что могло бы двигаться в таком, идеологически заданном горизонте освоения? Полагаю, самый достойный вариант – рогозинский Роскосмос. Правда, ожидать масштабов, сравнимых с планами Шойгу нет смысла, да и не нужно. Чем локальнее эксперимент, тем чище результат. |
Валерий Александрович Проскурнин | я не понимаю, как можно ориентироваться на Шойгу (при всем моем к нему глубоком уважении!), - он ваще никак не специалист в градообразовании, тем более, что городов, развитием которых НУЖНО заниматься в Сибири, вполне достаточно, и заниматься строительством новых - как по мне, это просто БЕЗУМИЕ!.. |
Виталий Сааков | ага, Шойгу – не специалист, так м.б. назовёшь фамилию специалиста))? |
Виталий Сааков | какую-такую городскую специфику ты не находишь на схеме? Чтобы ее искать и найти, нужно иметь в виду, что данный рисунок (!) получен в результате многих коллективных обсуждений городской проблематики и постольку максимально (?) содержателен для их участников. Этой содержательностью он выполнил свою роль. Но эта же содержательность, зафиксированная графически для участников обсуждений, должна быть объективирована и, по большому счету, онтологизирована с тем, чтобы городская проблематика была возможной и для внешнего рассмотрения/обсуждения. Поэтому к данному рисунку следует применить процедуры схематизации с тем, чтобы превратить его в схему (см. первый пункт текста «Схема как проект понятия и план онтологической работы» - https://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/about-city-polytiks_2021-08.htm#scheme_project). Таким образом, следующие пункты (Требования к онтологизации, Шаги объективации, Первая проблематизация…) есть не что иное, как процедуры схематизации. Схематизации чего? Тех положений о городе и горожанине, начало которым дано Вебером и которые продолжены Глазычевым и Щедровицким в российском контексте. |
Валерий Александрович Проскурнин | "данный рисунок (!) получен в результате многих коллективных обсуждений городской проблематики и постольку максимально (?) содержателен для их участников" - Виталик, это просто смешно!.. |
Виталий Сааков | еще раз: матчасть здесь в социологии города Вебера, методологии городского развития Щедровицкого и истории урбанизации Глазычева. А ты про что? |
Валерий Александрович Проскурнин | Виталик, их ДАВНО НЕТ В ЖИВЫХ! |
Виталий Сааков | я не ошибаюсь, что мы с тобой удивляем друг друга? Петр Щедровицкий в здравии, и его здравие актуализирует разработки Вебера и Глазычева. Более того, показывает их современность. И это рабочая, эффективная матчасть. Я же со своей стороны опрометчиво пытаюсь (цитирую себя), во-первых, раскрыть возможную перспективу для ответа на онтологический вопрос Глазычева, вынесенный в эпиграф. и, во-вторых, наметить альтернативу историческому выводу Петра Щедровицкого, также вынесенному в эпиграф. |
Александр Зубарев | Уже вышли к "Культуре", т.е. к сх. ВДиТК... 🙂 Орг-технической сх. явно не достаточно ... Вопрос Виталия - "горожанин как проблема' - хороший вопрос но это часть вопроса, если делается шаг к связке "город - горожанин" (комплекс) ... смотря в какой "ипостаси" я беру для рассмотрения " город" (в Е-, или И- системе, и их сочетаниях), то и "город " будет иметь несколько "представленностей" в сх ОТ-отношения, в схемах ОРУ "Е-процессы" похожи на "самоуправление", а "И-процессы" - это явно другое... Тогда "горожанин" в Е системах - одно, в И-системах - другое ( вроде банальность, но ...) "Развитие" - это, по моему, 100%-й И-процесс, но существует, разворачивается он преимущественно на Е-процессах функционирования, производства и воспроизводства, и на Е-системах ... Переход из "Е-систем" в "И-системы", я думаю, весьма проблематичен для "горожанина", как "персоны", а если "позиционно" - то это "ортогональные" позиции "Е и И"... и, т.д. ... "Город как Е- конфигуратор деятельностей", "город - как "чистое управление", т.е. как "И-система" ... и т.п. ... Интересный вопрос у Виталия, есть над чем подумать ... 🙂 |
Виталий Сааков | забористо)) Постараюсь ответить также. |
Виталий Сааков | Вопрос о комплексе обстоятельств формирования Горожанина в российских селениях (горожанина в европейском смысле, а другого нет, хотя наличествует множество его суррогатов) далеко не банален. История, и в данном случае история европейского Горожанина, не повторяется, следовательно, подобная ситуация не воспроизводима. Воспроизводится уже не первый век, по утверждению Глазычева, ситуация панслободы. И поскольку речь идет о воспроизводстве (а этого уже не мало), необходимо обратиться к соответствующей онтологической модели – к схеме воспроизводства деятельности и трансляции культуры (см - https://priss-laboratory.net.ru/S.C.H.E.M.E.S.-/museum-schemes/museum-schemes_5.htm и https://priss-laboratory.net.ru/S.C.H.E.M.E.S.-/museum-schemes/museum-schemes_6.htm). Чуть разверну данное положение. Глазычев, задаваясь вопросом, могут ли относительно устойчиво существовать "острова" городского начала, узлы чужеродной цивилизованности внутри панслободы, в своей статье обращается и к оценке каналов трансляции с их нормативными комплексами и, на мой взгляд, что не менее важно, – к анализу средового окружения воспроизводящихся ситуаций деятельности. В данном конкретном случае – воспроизводства деятельности Горожанина (что равно воспроизводству одноимённой позиции). Мое предположение в том, что "острова городского начала" им предположены именно в средовом окружении. Следовательно, Глазычевым дан толчок к историко-средовым исследованиям, обеспечивающим средовое проектирование Горожанина |
ГОРОЖАНИН КАК ПРОБЛЕМА (4.2) Горожанин и "рынок" |
2021-08-29 - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4876494775728455&id=100001039424801 |
В предыдущей фрагменте заметок, развертывающих схему-проект горожанина в направлении от феномена слободы к понятию города, я заимствовал у старших товарищей ”жесткое” онтологическое утверждение. Оно в том, что «рынок» есть исторически конкретный механизм превращения (европейского) поселения в город. Далее придется конкретизировать данный механизм в российском пространстве-времени. |
Дмитрий Турбин | К.м.к. методологический индивидуализм в этой теме понадежнее холизма будет. |
Виталий Сааков | как понимаю, ваше замечание к автору, а не к теме горожанина? |
Дмитрий Турбин | Реплика к тексту. Не хватает "праксиологической простоты". Но это субъективное. Вкусовое |
Виталий Сааков | уже легче:)) У меня перед глазами стоит конкретная российская слобода на млн с лишком, где "праксиологической сложности" сверх меры. Там мои товарищи, подобно Матросову, бросаются на амбразуры. Вот я и пытаюсь этим теоретическим занудством отвести их на разумно удаленные и приподнятые высотки. По ощущению я в нескольких шагах от "праксиологической простоты", которой бы надо обернуть тему. Но ведь какого монстра надо обернуть! |
Валерий Александрович Проскурнин | и снова - ни грана городской специфики...((( ни рынки, ни доходы ничего и никак не вносят в смысл города... как говорила моя супруга-педагог: "уже лучше, но пока еще 2"... |
Виталий Сааков | при этом имею массу представлений о городе. Полагаю, у тебя также масса. Так что, все норм! |
ГОРОЖАНИН КАК ПРОБЛЕМА (5) Горожанин: направление от "слободы" к "городу" |
2021-10-13 - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4876494775728455&id=100001039424801 |
Предыдущая заметка не вызвала отклика. Моих соображений на этот счет два. |
|
Валерий Александрович Проскурнин | как и ранее - у тебя просто НЕТ специфики города, поэтому никакого горожанина никак задать невозможно - ему нет места в "ничем", поскольку невозможно ухватить отношение "город-горожанин" ни в каких сущностных моментах... |
Виталий Сааков | Валерий, сколько можно не принимать и перевертывать исходный тезис? Сначала горожанин, а потом город!!! Иначе – большая деревня из селян. Да, есть и традиционная культура, реализующаяся в сельских поселениях. Моя же мысль вертится вокруг городской культуры. И только. Если есть шанс на ростки городской культуры, то будет шанс для собственно города. |
Александр Зубарев Валерий Александрович, Вы правы, но "частично"... Виталий смотрит "на город" оргтехнически, а Вы "онтологически", поэтому все сущности, которые Вы пытаетесь "схватить" и ему предъявить, лежат "за схематизацией" Виталия, смотрите как он "приговаривает", "притаскивает" в свою схему то, чего в ней не означковано, например. "некую проблему", вытаскивая её из темы "город - горожанин" (как он это сделал - только ему самому ведомо)... А почему, в чём проблема, причем здесь "город", откуда взялся горожанин и т.д. спрашиваете Вы Виталия, а он отвечает вам из-за схемы, из только ему ведомого пространства смыслов и схематизмов, а предъявленная схема лишь "сачок" для улавливания чего-то, связанного с темой "город - горожанин" ... Возможно, что я не понял ни Вас, ни Виталия, ни сути вашего обсуждения ... 🙂 Если так, то прошу меня извинить ... 🙂 |
Виталий Сааков | нравится твой комментарий! Он, как комментарий на комментарий, размечает разметку пространства коммуникации и определить направления развертки исходной схемы. |
Виталий Сааков вставка от 2021.10.30 |
вот перечитываю за давностью лет и не перестаю удивляться. Есть мои ссылки на два текста, вне читки которых вообще не поймешь за ”какую водокачку бой”: |
Валерий Александрович Проскурнин | мне все-таки аж смешно! |
Виталий Сааков | Валерий, одно твое обращение говорит о многом, а именно, мне и не только предстоит непростая работа. А простой я и не ищу😊) |
Александр Зубарев | Валерий, зачем так "резко", понимание каждым и так очень сложная "задача", а взаимопонимание, соответственно, "в 3-и раза" (а м.б. - "на 3-и порядка") сложнее ... 🙂 Похоже, что Виталий, пока, "не готов" к разговору да и ФБ для таких разговоров плохо приспособлен, ибо англосаксы, создавшие сей инструмент, могут публично (в т.н. "обществе") говорить только "о погоде и природе", под то и "заточили" сию площадку - "котики", "фоточки", "улыбочки" и прочая без-мысленная болтовня... , сам об "эту платформу " много раз "стукался" ... 🙂 Весьма сложно выстраивать диалог, не говоря о дискуссии, в режиме кратких "текстиков", ограничиваемых самим устройством платформы ... 🙂 |
Виталий Сааков | Александр, Валерию взять да и прочесть бы два текста – Глазычева и Щедровицкого, и отнестись к ним, поскольку я еще ничего от себя не сказал. И до поры до времени не пытаюсь. Я только читаю эти тексты и стараюсь понять поставленные ими проблемы. Так что, говорить в данном случае Валерию про сложности понимания нет никаких оснований. Валерий – писатель, а не читатель😊) |
Виталий Сааков | на внешний взгляд ты стараешься меня понять, не важной в какой форме и манере. Ради спортивного интереса постараюсь и я тебя понять. Мне предстоит вторая серия семинаров по городской проблематике и в ней, как и в первой, заведомо будут участники, знаком которых служишь ты.
|
Валерий Александрович Проскурнин | Виталик, если и тупик, то он у тебя, поскольку ты, как ни тужишься, не можешь задать специфику, а пользуешься старыми и чужими методологическими штампами... а Саша Зубарев вполне точно характеризовал мой взгляд, но тогда я еще не выкладывал эту последнюю идею - она никакая, в смысле не онтологическая, а новый образ города (если хочешь - это такая клаузура), в котором имеет значение рост и изменение кучи частных личных пространств, становящихся одним/единым/общественным. которое должно быть уютным для всех осваивающих его и допускающих осваивание себя, что и причащает, давая имя такому классу жителей "горожане"... я своих идей не стесняюсь, я убежден, что они оригинальные и стОящие... а ты что - стесняешься своих идей?.. пока их нет, увы... |
Виталий Сааков | пока ты (как знак неофита на моем семинаре) не покажешь, откуда «рост и изменение кучи частных личных пространств, становящихся одним/единым/общественным», ты производишь, словами ГП, благоглупости. Если подходить к твоей стОящей идее чисто филологически, то нужно искать ей место в бесчисленных мечтаниях и утопиях идеального города. На мой взгляд, лучше создавать антиутопии, они какой-никакой предохранитель напрасных мечтаний и навязчивых образов. В первой серии моего семинара участники с разным успехом осознавали свои онтики, и тебе бы не помешало. Ты уж должен бы сообразить, что кроме высказывания онтик ты ничего не говоришь. И если они тебе дороги, то сделай следующий шаг (в позиционировании/самоопределении). Схема в предыдущем комментарии чем для этого не рабочая «клаузура»? |
Александр Зубарев | Валерий Александрович Проскурнин Любопытно, "город" как место, в котором сопрягаются, "параллелятся" или "склеиваются", пересекаются и не пересекаются "траектории жизни", "процессы деятельности" (понимаю, что это "весьма разное"), что может быть "сконфигурировано", а что нет. "Место", как имманентный фактор, условие ЖД, и "место" как "временное присутствие"... Изделие, как "место" "живущее самостоятельно" после выхода со стапелей, и "человек", как "продукт" "протаскиваня", прохождения "через место, как некое устройство" ... Метологочески, вероятно, работа с И-Е и Е-И системами должны различаться и инструментально и методически и содержательно. Город, скорее - "Е-И система", потому он сложнее в "конфигурирование" и "понимании", чем любое самое сложное инженерно-техническое изделие, т.к. "процессы", создающие, задающие "город", принадлежат разным "мiрам", разным "сферам", различным системам МД ... тем интереснее "заходы/подходы" Виталия в его попытках "разобраться" с такой организованностью, как "Город" ... 🙂 У него постоянная "ситуация неопределенности", как в физике элементарных частиц - известна координата / не известна масса ( импульс) и наоборот ... 🙂 |
Виталий Сааков | @Александр, извини, я прежде Валерия. Я на всякий случай просил бы учитывать, что мои сообщения в данной рубрике и ссылки на материалы сайта – это все связано с семинаром, с вопросами, порожденными в нем, его участниками и их позициями. Т.е., это все из коммуникативного пространства, а не мои теоретические и методологические штудии. Поэтому я и далее постараюсь выделять городские темы и проблемы именно в той форме, в какой они возникают в коллективной коммуникации. Методологов среди участников нет, и постольку, как ты ранее говорил, содержательно дело должно упираться в «культуру». Другими словами, методологические положения о Е-И, И-Е (и прочие) должны облекаться в коммуникативные формы, чтобы семинар мог говорить. «Горожанин как проблема» – это опыт таких коммуникативных форм, а не методологических. p.s. У семинара могла бы появиться ”методологическая комната”, если организаторы такую создали бы со всеми необходимыми предосторожностям😊) |
Валерий Александрович Проскурнин | скучно... нет никакого продвижения.. нет НИЧЕГО про собственно "город"... даже простой фиксации, что никто ничего не знает, что такое "город", тоже нет... даже такой простой фиксации того, что нужен разговор некой кучки лиц, демонстрирующих свое самоопределение, заинтересованных в создании на первый раз хотя бы "макетных" представлений о "городе", набирая простой перечень специфических(!) его черт... ничего подобного нет и не предвидится, посему выползаю из этого болота... бэз-воз-врат-но... |
Виталий Сааков | чтобы не продвигаться, надо бежать быстро-быстро (с) |
Александр Зубарев | схема 3-х специфицированных пространств (или рамок?) позволяет мне, поменяв тему - заменяю "город" на "страну" - рассматривать территорию страны, "аналогично", как и в теме "город - горожанин", соответственно меняя пары: "государство - гражданин", "страна - ... ?народ" ( кстати, к "представлению" "страна", я не нашёл подходящей индивидуализированной "единицы"), т.е. это пояснение к "замечанию Валерий Александрович Проскурнин , - отсутствие "специфики город", которая "приписывается в схему" произвольно пользователем этой схемы (кстати, такие схемы я и называю оргтехническими, т.е. содержание, специфику материала я привношу в схему "по другим" основаниям, отличным от логики появления, прорисовки самой такой схемы...) ... 🙂 и, если, я правильно понял происходящее и обсуждаемое, то тогда я я могу сказать (предположительно), что замечание В.А. более глубокое: - он фиксирует, что в рассуждении В.С. отсутствует вторая доска - объектно-онтологическая, ортогональная первой - орг-технической (ОТ), а рассуждения только на "ОТ доске" недостаточны, дифициетны по определению в отношении такой темы, как "город - горожанин"... Как-то так ... 🙂 |
Виталий Сааков | хорошее соображение, и я уточню его для себя и по-своему. Все же – именно рамки, в том значении, что ими выделяется "предметы", пусть и в некотором пространстве-поле (как бы в пустоте). Да, можно провести сопоставление пар «город-горожанин» и «государство-гражданин», хотя первое требует минимального пояснения, то второе многих. И эти сопоставления можно развернуть, оттолкнувшись от греческого полиса, где обе пары совпадают, а далее расходятся: у любого типа государств есть подданые, но не у всех типов государств подданые являются гражданами. И еще к расхождению (воспользовавшись социологической теорией и терминологией). Вебер исследует превращения любого типа европейского поселения (словами Глазычева, торговой слободы, ремесленной, военной, княжеской…) в город. ВЛ исследует тот же процесс, но с противоположным феноменом – российские слободы не стали городами. Почему я "восхожу" от горожанина к городу, а не наоборот, к чему призывал Валерий? Потому что по Веберу (словами Валерия, мертвой теории) любое (!!!) из перечисленных селений могло стать городом, но не любое могло/хотело остаться слободой. Таким образом, специфика города, если грубо, в его индивидах (жителях), а не во внешних формах, с которыми боролся Глазычев, и географией с ее местностями-ландшафтами здесь можно до известной степени пренебречь. А вот с государством сложнее. Как мне представляется, география с ее ландшафтами имеет для него большое значение (кстати и без задней мысли: ландшафт Рос.Империи-СССР-России – это преимущественно болото и тундра, а не «много в ней лесов, полей и рек»))). Не так давно к глазычевскому «слободскому» определению российских селений добавилась метафора «хоспис». Якобы определение «слобода» уже все не покрывает. |
Александр Зубарев | Европейский город отделялся от суверена "законом о статусе города" ... и особыми формами жизни-производства (разделение - кооперация труда, кстати Петр в своих изысканиях забыл, что это - "диалектическая пара", а если и не забыл, то не акцентировался на "разделении" как на "части целого") ... 🙂 |
Виталий Сааков | "законы о статусе города" имеют место быть, как и многое-многое другое, но ровным счетом ничего не проясняют о превращении "слободы" в "город". Все это и многое другое сопутствует проявляющейся и нарастающей субъектности прото-города. Я буду и впредь держаться здесь линии Вебера: движущими силами выступали именно внутренние механизмы, а не внешние обстоятельства. Противоположное в России. Я стою на том, что представления о «городе» в России напрямую связаны с ощущением его судьбы, а теория и проектирование должны быть отодвинуты на сотое место (биография Глазычева – урок этому). У ПГ, как я понимаю, «разделениетруда» не столько "диалектическая пара" с кооперацией, сколько ее другая сторона (вспомни ГП: чтобы объединяться, надо сначала разделиться). А есть еще и третья – рынок. Конечно, в первую очередь, как условие производства и обращения знания. |
Александр Зубарев | "прежде чем объединиться, нам надо решительно размежеваться", - это твой земляк из Симбирска так говорил... 🙂 ( Это просто к слову) у меня есть "подозрение", что так, как ты хочешь сделать - не получится того, "что" ты хочешь сделать ... Можем подумать ... Кстати "слобода", я понимаю и помню, что была "рабочая слобода', чем фиксировалось некое отличие от остальных частей поселения и закона о статусе города в России (насколько я помню не было), Екатерина учредила города, "приписав" им некоторое, "квази-европейское" устройство, но суть поселения от этого мало менялась. Этим, вероятно, объясняется разительное отличие Питера от Москвы, которая была конгломератом "слобод", но рождена была как столица и оставалась ею всегда, подспудно - даже в петровские времена, а большевики лишь вернули Москве её исконный статус ... Фактически, европейские и российские "города" - изначально, по сути, есть различное, "формы" сейчас похожи, а "жизнь" в этих формах была отлична... В Питере - "Раскольников", а в Москве - "Хитровка", понятно, что типы деятельности формируют "устройство", но, думаю, что и способы организации, порождают различные по морфологии организованности ... А к "Горожанину" мимо "Человека" не пройти, сначала - человек, потом - формы существования, воплощения ... Как-то так ... 🙂 |
Виталий Сааков | да, следует еще раз задаться вопросом, что я делаю. И в этом вопросе "человека" не обойти. Но чтобы отвечать на вопрос о "человеке", его следует расщепить, как минимум, на два: на антропологический и, собственно рабочий, т.е. о слушателях семинара в конкретном городе. Слушатели и организаторы семинара крайне озабочены судьбой своего города, особенно его исторической части (как и во многих других городах, не исключая и Калининграда). Они "человеки"? Несомненно. Хотя бы потому, что кроме озабоченности проявляют различную активность. Теперь дам направления ответа, утверждая, что в "слободе" и "городе" ситуация с историческим наследием (оставляя пока риторику развития) будет/должна оцениваться и разрешаться по-разному. И антропологический аспект там и там будет иметь значение. Грубо говоря, антропологический тип, типаж, который по факту и феноменально выходит на первый план, и будет "хозяином положения" – сохранять или расчищать, будь то "слобода" или "город". Размышлять в том и другом направлениях, уклоняясь спекуляций, весьма сложно… Если подскажешь как их избежать… p.s. В Москве вроде и поныне есть слобода – Ленинская))) |
Виталий Сааков | м.б. с помощью Вебера не пройти мимо человека? Есть и Петр с СМД-антропологией – тоже в помощь. Т.к. мой индивид активен и деятелен, то его можно связать и отождествить с веберовскими типами действия. Тогда индивида следует рассматривать как: 1) целерационального, использующего средства для достижения рациональной цели; 2) ценностно-рационального, основывающегося на вере в ценность определенного поведения независимо от его последствий; 3) аффективного и 4) традиционного, принадлежащего на традициям и обычаям. Индивидов #3 и #4 следует исключить из потенциальных горожан. Остается вопрос об их предпочтениях того или иного сценария освоения. По Щедровицкому человек есть носитель способа продуктивного действия. Следовательно, и #3 также должен быть исключен. Остается вопрос о его предпочтениях. Надо подумать. |
Александр Зубарев | "Человек" на столько слабо проработанная тема, что, думаю, - здесь не надо спешить, "с наскока" её не взять"... Тем более, что на некоторое "время" вокруг "человека" ( "о, про, с, без, вместе" и т.д.) станет много информационного шума, особенно разойдутся "психологисты", "экономиксты", " политология в" и прочая, прочая публика (после выступления Президента на Валдай-клубе), но, вероятно, никто ничего не скажет по существу ... , однако, при внимательном "рассмотрении" можно будет увидеть основания тех, или иных высказываний и рассуждений ... "Надо будет посмотреть" ... 🙂 |
Александр Зубарев | В дополнение: твой взгляд на человека- функционален (это констатация), но тогда в "системе - город" достаточно такого маркёра, как - "позиционеры", которые заполняют функциональные места в системе, но "позиция" - это ещё не "человек", а "человек" отодвигается "на потом"... Отсюда замечания к тебе В.А. ... 🙂 |
Виталий Сааков | ты "человеком" припираешь меня к стенке! Надо ли напоминать, что делает человек в таком случае😊? Да, тема "человека" прорабатывается, в т.ч. на Валдае. Ты полагаешь не слабо? "Будем посмотреть", если это попадет в круг моего зрения – за всем не угонишься (вот валдайский Проханов с его идеалом античного человека уже попал). Мне кажется или я ошибаюсь, что функциональный взгляд на "человека" – это, по-твоему, ограниченный взгляд? На всякий случай отмечу, что здесь функциональный взгляд-подход не синоним инструментального, а антитеза морфологическому. И еще вопрос-уточнение. А есть ли в природе схема системы «город»? В альбоме Зинченко есть рисунок-метафора «системы город». Что еще есть? Но, спасибо тебе, я теперь буду себя строже контролировать на системность изображения "восхождения от горожанина к городу". А поскольку системного изображения города у меня под рукой нет, то и функциональных мест также нет, и некуда крепить т.н. позиционеров. Но, впрочем, ты помнишь, что в системном подхода функциональные места заполняются вовсе не позиционерами. Нужно вслед за языком называть их функционерами. И вот я, припертый к стенке, огрызаюсь: человек – это еще не позиционер и даже не функционер. Ему до этих статусов еще нужно дорасти! |
Дмитрий Турбин | Надобно посмотреть предысторию ситуации "он - житель поселения". |
Виталий Сааков | Пока в двух словах. Ремесленные и торговые поселения вполне подпадают под эту формулу, но вот Вебер не причислял их к городам |
Дмитрий Турбин | ему виднее |
Виталий Сааков | и Глазычеву со слободскими российскими поселениями также виднее. |
Дмитрий Турбин | Из "организационно-планировочно/архитектурно/градостроительных" позиций не схватить "феномен" города. Он кмк "зашит" в традиции собственности (свободы обмена произведенной собственностью). Никто(!) не может отобрать вашу собственность ни под каким предлогом. Другими словами: если такой традиции нет, то города нет. Хотя внешние признаки могут присутствовать. Если собственность не отнимается, то есть смысл вкладываться в качество ахитектуры - детям и внукам останется. |
Виталий Сааков | вся эта ветка - нечто иное, как ломание этих самых орг-план-градо копий о феномен города. |
Дмитрий Турбин | по поверхности бессмысленно скользить: "отмена названий", "какое-никакое право", "слобода"... Речь о неписанных правилах, которые не подвергаются сомнению у любого первого встречного "жителя поселения". Настолько же строго как любой наш... современник отвергает каннибализм, например. |
Виталий Сааков | будем ждать столь чудных времён? |
Дмитрий Турбин | ждать не_ждать - выбор каждого. Пока доступно - ярко маркировать места в существующих теориях, где это правило (право собственности, свобода обмена) отвергается. |
Виталий Сааков | Хорошая мысль про маркировку, но для кого маркировать? Кто, где, когда ныне в РФ пользуется теориями? |
Дмитрий Турбин | Если маркировки и пояснения к ним удастся сделать яркими настолько, что будут доступны для понимания непрофессионалов, то никого заставлять пользоваться не придется. Это станет общим местом. |
Виталий Сааков | если с учетом моего
комментария ниже – про участников семинара, - то иной перспективы и быть не может. Следовательно, семинару (со мной или без меня) предстоит работа ”над собой” не на год и не на два. |
Дмитрий Турбин | Не плодить соблазнительных теорий, в которых нет места этому правилу - тоже неплохо. |
Виталий Сааков | есть-есть, конечно, поры рынка и доступы к порам. И если ориентироваться на них, то тему города, пусть даже в коммуникативном залоге, нужно сводить к их масштабу и специфике. В первую очередь - сохранение исторической среды. Именно этот мотив самый ведущий для участников семинара. |
Дмитрий Турбин | "сохранение исторической среды" - это ситуация в которой тяжелые, длящиеся последствия огромной ошибки/преступления (национализация собственности) пытаются исправить ошибками/... "поменьше" (запретами на деятельность). |
Виталий Сааков | уважаемый Дмитрий, семинар не пускается на "морковки" т.н. общественных обсуждений и прочих административных игр, участие в них – дело свободных индивидов, которые бывают и участниками семинара. Мифологическая фигура т.н. застройщика – также не предмет семинарских обсуждений. Что касается последствий упомянутой вами огромной ошибки/преступления, так весь СССР и вся РФ есть демонстрация подобных ошибок. Вот потому и нужен «язык о городе», не проваливающийся в последствия и не впадающий, тем самым, в самочинную ошибку. В чем сему может быть помощь европейской традиции и европейских теорий права, собственности и обмена – это не простой вопрос((( |
Виталий Сааков | в одной из проф. групп остался неотвеченным вопрос о застройщике, конкретно - о его как бы аналоге, зеркале в зап.-европ. мире. Увы... |
Дмитрий Турбин | не очень понял в чем неотвеченность вопроса. И является ли этот вопрос принципиальным |
Виталий Сааков | вопрос был не в бровь, а в глаз, т.к. обсуждатели градо и планир. проблем все их перспективы и их же тупики связывали именно с застройщиком |
Виталий Сааков | напомню комментаторам, читателям и подписчикам: мои посты-сообщения «Горожанин как проблема» – они поверх городского семинара. Его участники – просто (!) жители (!) крупного города. Конечно, не без различий в оценках его текущих дел и перспектив. Что меня толкает к сообщениям? Не методологические, не теоретические, не практические проблемы т.н. города, а только и только коммуникативные. Схематизируемая позиция «горожанин» - это попытка их отрефлексировать. Неравнодушный житель, вступающий в коммуникацию с различными представителями своего поселения-миллионика, сегодня ”на пересечении”, ”во власти”, ”в искушении” и пр. и пр. многочисленных дискурсов, нарративов, риторики и пр. и пр. «про город». Схематизируемая позиция «горожанин» - это проектная установка на язык о городе. Сразу отмечу, что и язык, и коммуникация имеются мной в виду в традиции СМД. |
|
|
|