главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ ЗНАНИЕ: ХРАНЕНИЕ И ДОСТУП техническое задание на исследование и разработку, 1994 |
вернуться в разделш | интеллектуальное оснащение и сопровождение культурного предприятия | |||
смотри также: Подготовка к библиотечному делу/ доклад, 1994 Эпистемологические, семиотические и знакотехнические основания библиотечного дела/ 1994 Идеологические рамки и стратегия библиотечного дела/ Высшая школа: аналитические материалы/ 1994-1995 К службе образовательной программы университета/ Высшая школа: аналитические материалы/ 1994-1995 |
ТЕХНИЧЕСКОЕ
ЗАДАНИЕ на систему исследований и разработок, предпринимаемых в ориентации на современные формы организации библиотечного дела |
УТВЕРЖДАЮ: Директор Областной научной библиотеки - Дворца книги им.Ленина Барановская И.А. 1994 |
(1) рамки технического задания |
1.1. Настоящее Техническое задание определяется задачами совершенствования и развития традиционных, исторически сложившихся функций БИБЛИОТЕКИ и постановкой перед ней задач, отражающих новые, современные (нетрадиционные) формы существования "культуры": ее множественность, экспериментирование с ее знаковыми формами и совокупностями значений, оппозицией "логического" и "технического," отношения к культуре, давление и экспансия масс-медиа... | 1.2. Как первое (традиционные
функции), так и второе (новые и перспективные задачи) связываются с необходимостью
установления смысловых и конструктивных отношений между двумя ипостасями
"жизни" знания: его порождения и распоряжения им. 1.3. Условием включенности БИБЛИОТЕКИ в обстоятельства "культуры" (прежде всего ее трансляции) является гуманитарная практика по "обнажению" оснований, на которых строит себя та или иная "культура" (наука, техника, педагогика, право, хозяйство...), что, в конечном счете, позволяет осуществлять техническое отношение к их содержаниям, например, их хранению. |
1.4. Назначение БИБЛИОТЕКИ как одного из основных механизмов трансляции культуры реально воплощается в первом по значимости и функционально важнейшем культурном акте - усилии по хранению знания. Действительность, действенность данного культурного и интеллектуального усилия только и позволяет вести речь о доступе к знанию. |
(2) наименование разработки и область употребления предполагаемых результатов |
2.1. В формулировке названия - "Знание: хранение и доступ" - заключена рамочная тема, т.е. тема, освоение котрой является залогом и условием того, что БИБЛИОТЕКА (и любая конкретная библиотека), пребывающая в режиме и состоянии хранилища книжной продукции обретет роль гуманитарного центра по исследованию и управлению процессами трансляции культуры и воспроизводства ее основных и производных форм (например, разного рода "коммуникаций"). | 2.2. Культивирование
идеологии "хранилища" обрекает БИБЛИОТЕКУ и библиотеку на следование
за темпами и направленностью процессов и тенденций в "мире книг",
уже приобретших имманентные формы, во многом независимые и оторванные
от первоначальной своей связи с БИБЛИОТЕЧНЫМ ДЕЛОМ, например, с библиотекой
как изготовителем книг. 2.3. Признание (реальное и практическое, а не столько идеологическое) БИБЛИОТЕКИ и библиотеки центром гуманитарных практик обозначает и очерчивает область употребления результатов предпринимаемой разработки. |
Это задачи и работы по аккумулированию, хранению, систематике и парадигматике именно знания, а не книжной "массы", по заданию и регулированию техниками доступа к знанию и его востребования, задачи по аналитике, преобразованию и оперированию с различными инструментами каталогизации массива хранимого знания и знания, к которому налажен и налаживается доступ... |
(3) схема исследования |
3.1. Логика и схема исследования предполагают,
как минимум, три взаимоувязанных области: а) область объективного содержания, подлежащего знаковому оформлению и принятию статуса культурного значения, фиксируемую и удерживаемую в средствах семиотики и эпистемологии, |
б) собственно область библиотечного
дела, конституируемую двумя типами аналитик знаковой формы, в т.ч.
текста, первой - как обеспечивающей разотождествление способов, в которых
репрезентирует себя знаковая форма; второй - как обеспечивающей различение
видов материала, в которых воплощается знаковая форма, в т.ч. текст. Далее - двумя ткпами конструкторских работ, один из которых связан с разработкой, а также заданием требований на способы фиксации и хранения единиц, поставляемых первой аналитикой, другой - способов хранения единиц, поставляемых второй аналитикой. |
Наконец, поддержанием функционирования
"машин" хранения, являющихся, с одной стороны, производными
отмеченных выше аналитической и конструкторских работ, с другой - служащих
регуляторами доступа к единицам хранения, в) область агентов знания, выделяемых по характеру организационно-технического отношения к знанию. |
(4) цели разработки |
4.1. В соответствие
со схемой пространства и логики исследований целями разработки являются: формулирование и разработка исследовательских проектов, ориентированных на реализацию идеи библиотеки как Центра гуманитарных исследований, |
постановка и практическая интерпретация задач по складыванию механизмов и обозначению интеллектуальных ресурсов становления и развертывания Центра в рамках и на базе Областной научной библиотеки, на базе библиотечной сети и сети научных школ, культуротехнических программ и проектов, |
выращивание и подготовка в библиотеке и библиотечной сети группы аналитиков
культурных процессов, способов хранения и доступа к единицам культуры
(культурным знакам и значениям, текстам, знаниям), включение аналитической группы в формы работы, а далее в проблематику, разрабатываемую постоянной конференцией по эпистемологии (теории знания). |
|
(5) способ реализации технического задания |
5.1. Исходя из гуманитарного характера предпринимаемой разработки, способом реализации Технического задания является задействуемый набор форм коммуникации, характер и особенность которых являются условием выхода на профессиональное содержание, адекватное выдвинутым целям, а также условием его удержания и развертывания в соответствие с возможными исследовательскими проектами. | 5.2. Таковыми коммуникационными
формами являются: лекция, как форма трансляции знаний, не входящих в задачи исследовательской и проектной работы, тематический семинар, как форма введения участников исследования в общее пространство работ, проблемный семинар, как форма построения общего объекта исследований и проектных разработок. 5.3. Рабочие процессы (понимание, аналитика, различение, теоретизация...) оснащаются средствами и аппаратом эпистемологии и семиотики. |
Целевыми функциями перечисленных коммуникационных
форм являются подготовка, повышение квалификации персонала, передача ему
методических и методологических средств, совместное конструирование средств
и методов организации и ведения современного библиотечного дела и становления
гуманитарных практик. 5.4. Тема, место и время организации коммуникации отражены в календарном плане, прилагаемом к Договору, и определяются сроками его действия и договорной ценой на предпринимаемую разработку. |
СОГЛАСОВАНО: Сааков В.В, Руководитель методологической лаборатории Белозерова Л.В., Заместитель директора Областной научной библиотеки - Дворца книги им.Ленина 1994г. |
|
|