главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
текст в формате Word |
конференция "100 лет БАУХАУЗУ", Санкт-Петербург, 16 ноябрь 2018 |
|
Виталий Сааков | БАУХАУЗ: ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
И КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЗАВЕРШАЮЩЕЙ ВОЛНЫ ВТОРОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ Дизайн в системе разделения труда, или к опытам другой историографии дизайна(1) |
(0) | Преамбула |
Поскольку речь будет касаться другой истории дизайна, то имеет смысл предварить данное сообщение несколькими вопросами. С одной стороны, они вполне привычны и ответы на них воспроизводимы под разными углами зрения (в аспектах культурологии, социологии, образования, профессии...). Другая сторона этих же вопросов, вероятно, не вполне привычна, имея прямое отношение к названному сообщению. Согласно названию, ответы на эту сторону вопросов будут извлекаться из онтологической картины системы разделения труда и соответствующей ей логики промышленных революций (П.Щедровицкий, 2012-2016). | Картина изображает историческую динамику
деятельностей, относимых и к человечеству в целом, и к его различным группам
- профессиональным и территориальным. В соответствии с характером и направленностью
динамики некоторым территориям и группам "выпадает" миссия развития,
и они занимают главную сцену истории. Тем, которым "не выпало",
вынуждены ее оставить. Баухаузу и его коллективу "выпало" -
они оседлали волну второй промышленной революции. Но это была завершающая,
нисходящая волна, а волна зарождающейся, третьей, революции еще даже не
угадывалась. Итак, вопросы, перекликающиеся с тематикой конференции, в следующем: |
- почему возник и почему исчез Баухауз
(а равно и другие небезызвестные учреждения подобного профиля)? - каковы на тот момент источник и нацеленность проектно-методических приемов Баухауза (и других методически сходных учреждений в различных направлениях и отраслях деятельности)? - почему источник оскудел, а содержательность целей выродилась в их формализм? - в чем на тот же момент состояла специфическая, не эстетическая, роль искусства в Баухаузе и в дизайне в целом? - в каком аспекте возможно сопоставление Баухауза и ВХУТЕМАСа - одновременно альтернативных (до противоположности) и близких (до совпадения) моделей проектной стратегии и проектного образования? |
(1) | Почему возник и почему исчез Баухауз? |
Согласно методологическим исследованиям истории промышленных революций,
проектирование как вид деятельности возникает в Англии около 1700 годов.
К началу ХХ века, оформившись за два столетия в технологию мышления,
оно уже представляет вполне массовую деятельность, особенно в виде проектирования
инженерного и архитектурного. Как новый тип деятельности, проектирование
входит в систему разделения труда явным и несомненным плюсом: возможностью
создавать типовые, т.е. идентичные изделия в любом предзаданном количестве,
а следовательно и возможностью последующей промышленной сборки сложных
конструкций/сооружений различного назначения. |
Действительно, возможность производить в опоре на проектирование неограниченное
количество типовых изделий вносит "неожидаемые" дисбалансы
в разного рода рынки и в предметную среду в целом. Во что и оказался
вскоре погружен практически весь западный мир. В этой ситуации и на
этом фоне и возникает Баухауз. |
История отмерила Баухаузу немного. Разумеется, объяснение в первую очередь должно принимать во внимание социальную и государственную катастрофу Германии. Поэтому, не сбрасывая со счетов социальной драмы Баухауза, следует принимать в расчет и его гипотетическую перспективу. Мировой и региональные дизайны, и вместе с ними Баухауз, не заняли ключевых мест в системе разделения труда ни второй, ни третьей промышленных революций. Что касается второй промышленной революции, то она пускала по миру технологические, экономические и социальные побеги благодаря своей "клеточке" - фабрике(3) (П.Щедровицкий, 2014). Баухауз и как до известной степени производственное предприятие, и как образовательное учреждение не смог последовательно смоделировать на себе организационную и функциональную структуру фабрики. При всей приверженности модернизации он оставался в плену ремесленных форм. Данные же формы никоим образом не могли обеспечить масштабирования новорожденного дизайна, а следовательно и массовизации становящейся деятельности. Поэтому не имеет принципиального значения хронологическая дата (само)ликвидации Баухауза. Он в ретроперспективе промышленных революций с их перестройкой разделения труда, а следовательно и развития, с самого момента своего основания для этой истории не был вполне живым(4). |
(2) | Каков источник проектно-методических приемов Баухауза и на что они были нацелены? |
В мире, охваченном кризисом, поиск антикризисных инструментов велся с разных сторон, и велся он различными социальными, политическими и профессиональными движениями и отдельными группами. Но именно нарождающееся дизайнерское движение оказалось наиболее чувствительным к наименее заметным механизмам кризиса. И наибольшую чувствительность продемонстрировал Баухауз. Тем не менее, заслуга Баухауза не исчерпывается психологией (творческой атмосферой, предвидениями и озарениями, которые играет здесь по умолчанию свою роль). Важнее другое: не индивидуальные или коллективные психологические факторы, а проектно-методические средства и приемы, возможные к анализу, изучению и передачи другим дизайнерам-проектировщикам, в том числе последующих поколений. На что и был нацелен Баухауз. |
Принципиальных источников, как это всегда и бывает, два: "внутренний" и "внешний". "Внутренний" - это собственно проектная идеология Баухауза, следовательно, и его проектное мировоззрение. Мир, по Баухаузу, - это нечто подлежащее проектированию. И если что-то в мире не так, значит что-то в нем не спроектировано. Поэтому не удивительно, что "внешний" источник обнаруживает себя, грубо говоря, незамедлительно. Это - "человек", точнее, "мотив человека", а если еще точнее - "тема социального". Для этого случая стоит перефразировать Корбюзье: социально ориентированное проектирование или революция. Но это сказано после взлета идеологии Баухауза, которая на своем подъеме выражала все же идеологически противоположное корбюзианскому постулату: социально ориентированное проектирование и есть революция, а в контексте идей Баухауза - именно технологическая революция(5). Поскольку сложившийся мир в большинстве своих измерениях неудобен человеку, постольку миссия дизайна состоит, по Баухаузу, в проектном совершенствовании мира. | Для подобной проектной революции Баухауз создает соответствующие средства. Их, как и средства Корбюзье, имеет смысл квалифицировать как "социальную эргономику", подразумевая под ней одновременно повышенное внимание к устройству мира при одновременном низведении мира до его измеримых свойств. Тем не менее, есть определенные основания связать "социальную эргономику", как познавательную установку, с исследовательскими интуициями и как бы с прото-исследованиями. И постольку с потенцией к собственно исследовательской деятельности как ведущей в предстоящей, третьей, промышленной революции. |
(3) | Почему содержательные цели Баухауза выродились в формальные? |
Длительная эксплуатация одной идеологии неизбежно истощает свое ресурсное
основание. В данном случае таким основанием, без какой-либо натяжки,
выступало подвижничество, укорененное в дизайнерском движении. В первой
четверти века движение было чрезвычайно деятельным и имело весьма широкий
спектр устремлений. И все же Баухауз заметно выделялся на этом пестром
фоне, внося в него особый пафос, исходящий от идеологии социально- и
гуманитарно-ориентированного проектирования и задающий, тем самым, различной
глубины горизонты жизнестроительства. |
Следовательно, компенсировала и отсутствие
механизма, ответственного за выработку нового содержания и обновление
уже ставшего. Это тем более справедливо, если в плане жесткого и методичного
различения "формы" и "содержания" первую связывать
с проектированием, а вторую с исследованием. В этом смысле "формализм"
Баухауза, и в первую очередь его целей, был предопределен. Для понимания вырождения содержательных целей в формальные также следует учитывать необычайно напряженные усилия Баухауза по распространению своей идеологии. И здесь принципиальное замечание. "Содержание" в отличие от "формы" не транслируется и не воспроизводится в исходном виде, т.к. требует своей реконструкции, извлечения из запечатавшей его "формы". И потому всегда проблематично. "Форма", облекающая "содержание", в отличие от него самого подкупает мнимой ясностью и потому доступностью(7). Поэтому не случайна ставка Баухауза на формализацию культивируемого им "содержания" и последующее его распространение посредством формализованных образцов (через печать, выставки, образование). |
Здесь встает принципиальный вопрос, ретроспективный и проспективный, о необходимых и достаточных условиях трансляции культуры и воспроизводства деятельности (Г.Щедровицкий, 1962). В обстоятельствах "живого", непосредственного общения и коммуникации, не говоря уже о совместной деятельности, передача содержания так или иначе, долго ли коротко, решается. Трансляция же содержания (через время и поколения, в другие ситуации и обстоятельства) требует специальных механизмов. Печатный текст, а также выставочный экспонат или учебный предмет лишь отчасти могут выступить подобным механизмом. Востребование специальных механизмов еще более настоятельно, если содержанием, как в случае с Баухаузом, является знание - методическое и конструктивно-техническое, т.е. вовсе не предметное. На фундаментальном уровне этот вопрос был решен только через полвека в Московском методологическом кружке. Решением выступили построенные схема знания и схема трансляции культуры и воспроизводства деятельности(8). |
(4) | В чем состояла не эстетическая роль искусства в Баухаузе? |
Этот вопрос, пожалуй, самый спорный, поскольку в данном случае необходимо
подвергнуть пересмотру, казалось бы, навсегда утвердившуюся точку зрения
на значение Баухауза для современного "мира искусства" (не
только промышленного). Значение приписывается новаторству в плане формообразования:
провозглашению прямой связи формы и функции, замыканию формы на функцию,
в том числе "чистой формы" на "чистую функцию".
Пересмотреть значение (без его отбрасывания) имеет смысл также в рамках
системы разделения труда, перестроенного второй промышленной революцией.
|
Какова же тогда должна быть трактовка усилий скульпторов, живописцев, графиков и фотографов в многочисленных мастерских и лабораториях Баухауза? Представляется, что единственной возможностью убрать кажущееся противоречие между несомненным баухаузовским "культом художника" и бескомпромиссной служебностью (подчиненностью) эстетики - это считать, что их усилия были направлены исключительно на преодоление в становящейся дизайнерской оптике "вещизма" с неотрывной от него материальностью. Данные "изъяны" оптики удерживают нарождающийся дизайн в рамках специализированного предметного ремесленничества(9). Поэтому практическое/физическое преодоление "сопротивления материала" в мастерских Баухауза - это одновременно и преодоление в дизайнерском видении предметности вещи. Преодоление предметности - это важное и необходимое условие становления онтологичности видения(10), за которым уже намечается и далее обнаруживается не что иное, как система вещей. Система вещей онтологически противостоит не только отдельной вещи, но и всему их множеству, произведенному армией искусных ремесленников. Оставалось сделать шаг к системности предметно-пространственной среды как таковой и в целом. | Бесспорно, этот шаг - самый трудный в сумме проектно-методических шагов, предпринятых Баухаузом. Действительно, требовалось от эстетичности и эстетизации образа, как незыблемого основания искусства, шагнуть к онтологичности образа и его онтологизации. К чему должен был привести данный революционный шаг? Во-первых, к повышению эффективности самого проектирования/дизайна (11) и, во-вторых, к возможности появления впервые (!) внутренней для дизайна исследовательской компоненты и, тем самым, принципиально нового типа знания(12). Первое, так или иначе, было достигнуто: квазионтологические изображения выступили как бы нормалями, логическими и вместе с тем образными направляющими для дизайнерского (художественного) проектирования. Со вторым оказалось сложнее: в силу исторических обстоятельств исследовательской компоненте не суждено было сложиться. Постольку дизайн первой половины ХХ века с его приверженностью форме и парадоксальному (если не сказать, мистическому) по происхождению проектному знанию уступает место дизайну второй половины века - дизайну, который подключился к мировому актуальному фронту междисциплинарных исследований и, тем самым, вышел на новые типы объектов, типологически не выводимые из проектного представления о предметно-пространственной среде (В.Сааков, 2017). |
(5) | Как и для чего сопоставлять Баухауз и ВХУТЕМАС? |
Разделение труда включает в себя три уровня: социальное разделение, экономическое и собственно технологическое (М.Вебер,1925; П.Щедровицкий, 2016). Возникновение проектирования как нормированной деятельности (а не столько, как ранее, искусности и мастерства отдельных личностей) возможно только вслед за социальным и экономическим разделениями. Так свидетельствуют история и теория. В рамках же проектной идеологии Баухауза все три уровня могут и должны быть спроектированы. Череда социальных революций начала века, прокатившаяся по Европе вслед за российскими, казалось бы, утверждает правоту идеологии Баухауза. Историческое назначение социальных революций как масштабных проектов-деяний вносит чаемые коррективы в сложившуюся систему разделения труда, в воззрениях Баухауза далекую от совершенства. Действительно: дизайну в ней нет места! Таким образом, по Баухаузу, явно наличествует не только социальная несправедливость, но и корпоративно-профессиональная(13). |
Подобная проблема перед ВХУТЕМАСом не стояла. Перед ним вообще не стояли
значимые - исторически, социально, экономически - проблемы, если не
считать множества бытовых тягот. Будучи оба до известной меры сходства
государственными учреждениями, Баухауз и ВХУТЕМАС в различной степени
зависели от государственного участия. Для ВХУТЕМАСа это участие было
всеобъемлющим, чего нельзя сказать о Баухаузе. Последний все же с различными
оговорками находился в рыночной среде. А рынок - это не что иное, как
другая сторона социального, экономического и технологического разделения
труда. И эта сторона только с определенной долей условности является
естественноисторической. Условность в том, что наряду с "исторической
предопределенностью" она включает в себя феномен предпринимательства
(Й.Шумпетер, 1912). И как бы ни была статистически мала его доля, именно
предпринимательская активность в условиях промышленных революций определяет
направление векторов развития и модернизации. |
Но это странный оптимизм, исходящий из не менее странной в своих основаниях веры в возможности государства в целях модернизации планировать динамику "трудовых ресурсов"(15)не менее, а то и более эффективно, чем это возможно в исторической динамике деятельности и при самоорганизации общества. Сопоставление Баухауза и ВХУТЕМАСа еще не дает на почве дизайна достаточно отчетливой картины различия двух моделей модернизации, соответственно, предпринимательской и административной (П.Щедровицкий, 2016). Дизайн начала века пока ищет собственные организационные формы в виде предстоящих ему независимого дизайна и стафф-дизайна второй половины столетия (В.Глазычев, 1970). И все же было бы крайне любопытно разглядеть на материале Баухауза и ВХУТЕМАСа зародыши двух данных моделей, позднее проросших в примерах Оливетти и ВНИИТЭ (ярких иллюстраций модернизации в различных социальных и экономических мирах) и, тем самым, проследить до наших дней расходящуюся логику эволюции мирового и российского дизайнов(16). |
05 ноябрь 2018 |
(6) | Сноски и примечания |
. |
|
|