3.1 |
1. Проблемные узлы и контуры действия (мыследействия)
самоопределения-позиционирования намечаются, фиксируются и раскрываются
прежде всего через идею множественности норм (с различным содержанием
в отношении одного и того же действия) и постольку с неизбежным их конфликтом.
Принципиально, что нормы здесь имеют объективный статус (существования),
как обусловленный "миром культуры", так и вменяемый "миром
социального". А в случае неявной своей выраженности (артикулированности)
нормы, так или иначе, поддаются объективированию. Этим положением задается
онтологическая основа тематики и, главное, проблематики самоопределения-позиционирования,
традиционно имеющей психологический "крен" и гипертрофию "социального"
(Установочный доклад, стр.27-31, слайды ##10-16). Соответственно, все
пространство самоопределения-позиционирования необходимо представлять
и интерпретировать как регулирующее и нормирующее данное действие(1).
2. Глобальным проявлением конфликта норм в пространстве
схемы в целом выступает противоречие двух "крайних", предельных
типов нормы - собственно культурной и собственно социальной. Локально
конфликт норм (как бы одновременная культурная и социальная регуляция
действия самоопределения-позиционирования) проявляется в любом фрагменте
схемы на любом шаге (схематизации) самоопределения-позиционирования. Причем,
то или иное соотношение, преобладающий баланс нормирующих/регулирующих
факторов и обстоятельств - культурных и социальных "сил" - определяется
в пространстве схемы его положением в иерархиях "мира культуры"
и "мира социального". Центральный (ядерный) кофликт разыгрывается,
соответственно, на границах "внутренне функционализированной структуры"(2).
|
|