главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории   Елена СААКОВА/ доцент Ульяновского госуниверситета, ведущий дизайнер Регионального учебно-технического центра Правительства Ульяновской области и компании BOSCH, член Союза дизайнеров России, член Союза архитекторов России Елена СААКОВА/ доцент Ульяновского госуниверситета, ведущий дизайнер Регионального учебно-технического центра Правительства Ульяновской области и компании BOSCH, член Союза дизайнеров России, член Союза архитекторов России
Виталий и Елена СААКОВЫ
ДИЗАЙН ГОРОДСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА: КУЛЬТУРА В ГОРОДЕ И ГОРОД В КУЛЬТУРЕ
доклад на дизайн-форуме Сочи`2014 "Культура и город. Роль дизайна в организации культурной среды обитания"
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в разделш средовые разработки  
содержание разделаш дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре  
  (1) физика и метафизика города и культуры  
  (2) очевидное и скрытое в меняющейся среде обитания  
  (3) методические предпосылки для практических решений  
  (4) поворот от "культуры в городе" к "городу в культуре"  
  (5) в заключение  
     
       
     
    текст в формате Word версия для печати/ текст в формате Word версия для печати/ текст в формате Word
  дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре
доклад

XVII Всероссийская конференция главных художников и главных дизайнеров российских городов. - М.: Союз Дизайнеров России, - 2014
 
  смотри также: одноименную статью и слайд-презентацию  
     
(1) физика и метафизика города и культуры  
Дизайн городского культурного ландшафта - это возможная над- и трансфессиональная идеология и совокупность потенциальных средств, противостоящих специализированному и потому фрагментарному подходу к проблематике города и культуры. Неблагополучие "культуры в городе" и "города в культуре" (даже непристрастный взгляд выделит немало тому свидетельств) во многом объясняется именно дроблением данного проблемного поля.
Пока "культура" и "город" рассматриваются в отдельных своих сторонах и даже во множестве сторон, пусть и весьма внушительном, нам только и предстоит обнаруживать все новые и неожиданные феномены данного неблагополучия.
Необходимо очередное методологическое усилие ввести в дизайн категорию и онтологию культуры, т.к. со времен первого усилия прошло более полувека (О.Генисаретский, В.Глазычев, А.Раппапорт, Г.Щедровицкий и др., рисунок-2), и за давностью лет категориальность и онтологичность культуры оказалась, мягко говоря, дизайном подрастеряна. В онтологии культуры город предстает знаковой системой особого рода, воплощенной в специфическом материале как природного, так и технического происхождения (рисунок-3). Понятие культурного ландшафта (В.Л.Каганский) и призвано акцентировать естественные (как бы природные) и искусственные (вполне технические) компоненты данной системы. Соответственно им, идеология и средства дизайна культурного ландшафта должны основываться на сопоставлении культурологических описаний (о положении городских дел) и культуротехнических предписаний (позволяющих менять их положение) (рисунок-5).
PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ физика и метафизика города и культуры: старые проблемы современного дизайна
(2) очевидное и скрытое в меняющейся среде обитания  
Таким образом, городской культурный ландшафт - это естественно-искусственная система физических и знаково-символических регулятивов в жизни города и нашей жизни в нем (рисунок-4). Выразительными примерами таких регулятивов могут служить городские "культ" и "образование" (и то и другое в узком и широком смыслах). Оба регулятива, как им и положено, принудительны, но первый принуждает непосредственно, второй же посредством символов и знаков. Если мысленно свести жизнь города преимущественно к "культу" (напр., бизнеса или демократии), то предстоит осмыслить задачи класса "культура в городе". Если к "образованию" (напр., профессиональному или современным МООС-курсам), то предстоит уяснить задачи класса "город в культуре".
Оба сведeния позволяют наиболее выпукло зафиксировать ряд парадоксов, связанных, с одной стороны, с ожиданиями и, с другой, результатами городского средообразования (не только локального и предметного, но и включающего в себя город во всей полноте и разнообразии его жизни).
Множество подобных парадоксов (из рода самовосстановления предыдущих форм/укладов хозяйства и социальности при кардинальной смене их основ) только и может быть снято в понятии культурного ландшафта, но снято теоретически (рисунок-6).
 
смотреть слайд-презентацию:
Power Point (3827 kb)
Adobe Acrobat (840 kb)
PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ физика и метафизика города и культуры: старые проблемы современного дизайна PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ физика и метафизика города и культуры: старые проблемы современного дизайна/ культура и форма ее выражения: семиотическая (знаковая) совокупность транслируемых норм, эталонов, образцов и прототипов PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ нерешенные задачи + новые вызовы: очевидное и скрытое в меняющейся среде обитания/ город - способ существования культуры: таков "нормальный" (европейский) город в отличие от недавнего "соцгорода" - города как способа существования труда PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ нерешенные задачи + новые вызовы: очевидное и скрытое в меняющейся среде обитания/ культурный ландшафт города осознается нами в культурологических описаниях и воспринимается через культуротехнические предписания PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ методические предпосылки практических решений: осмысление парадоксов средообразования/ дизайн городского культурного ландшафта - это фиксация и разрешение парадоксов, связанных с ожиданиями и результатами городского средообразования PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ физика и метафизика города и культуры: старые проблемы современного дизайна/ культура и форма ее выражения: семиотическая (знаковая) совокупность транслируемых норм, эталонов, образцов и прототипов PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ нерешенные задачи + новые вызовы: очевидное и скрытое в меняющейся среде обитания/ город - способ существования культуры: таков "нормальный" (европейский) город в отличие от недавнего "соцгорода" - города как способа существования труда PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ нерешенные задачи + новые вызовы: очевидное и скрытое в меняющейся среде обитания/ культурный ландшафт города осознается нами в культурологических описаниях и воспринимается через культуротехнические предписания PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ методические предпосылки практических решений: осмысление парадоксов средообразования/ дизайн городского культурного ландшафта - это фиксация и разрешение парадоксов, связанных с ожиданиями и результатами городского средообразования PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ физика и метафизика города и культуры: старые проблемы современного дизайна PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ методические предпосылки практических решений: дизайн и логистика культурного ландшафта/ формы, материалы и конструкты культурного ландшафта: средства и приемы реализации замыслов трансформации среды и образа жизни PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ методические предпосылки практических решений: формы, материалы и конструкты культурного ландшафта/ дизайн - мегамашина по реализации замыслов: раздельная работа с формой материала и с материалом формы конструктов культурного ландшафта PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы
  рисунок 1 рисунок 2 рисунок 3 рисунок 4 рисунок 5 рисунок 6
  PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ методические предпосылки практических решений: дизайн и логистика культурного ландшафта/ формы, материалы и конструкты культурного ландшафта: средства и приемы реализации замыслов трансформации среды и образа жизни PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ методические предпосылки практических решений: формы, материалы и конструкты культурного ландшафта/ дизайн - мегамашина по реализации замыслов: раздельная работа с формой материала и с материалом формы конструктов культурного ландшафта PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ дизайн и логистика городского культурного ландшафта: от "культуры в городе" к "городу в культуре"/ город в культуре - сложность как условие ясности: горизонты мысли и действия агентов городского развития PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее: обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ дизайн и логистика городского культурного ландшафта: от "культуры в городе" к "городу в культуре"/ город в культуре - сложность как условие ясности: горизонты мысли и действия агентов городского развития PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы
  рисунок 7 рисунок 8 рисунок 9 рисунок 10 рисунок 11 рисунок 12
 
PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ физика и метафизика города и культуры: старые проблемы современного дизайна
Практическое же их разрешение возлагается на дизайн, а именно, на дизайн культурного ландшафта. Основанием тому служит наше убеждение, что дизайн исторически сложился как сфера реализации (а его проектность есть "случайный" эпифеномен, пока еще не изжитый дизайном советской/российской версии). Реализационность сближает дизайн с логистикой, тем не менее, оставляя между ними тонкое различие в "объектах" и "средствах". А т.к. различие тонкое и потому нередко игнорируемое, то значительная часть казалось бы вполне дизайнерских средовых решений на поверку оказывается сугубо логистическими. Отсюда и неизбывное недовольство дегуманизацией городской среды. И пусть это звучит даже излишне полемично, но дегуманизация в принципе неизбежна, если мы средовые задачи будем относить к классу задач "культура в городе". По большому счету и в своей массе такие задачи решаются как логистические. Природный, или "просто", ландшафт принуждает к определенным формам и способам поведения и деятельности исключительно физически. Сравни жизнь в горах и пустыне, на экваторе и в заполярье, среди людей и среди зверей. В таком "природном" виде представить город сравнительно несложно, поэтому так непросто изживаются техницизм и биологизм из практики городского планирования и средообразования. Вспомним в этой связи, чем был ознаменован конец "современной архитектуры" и ее проектного метода: взрывом жилого комплекса в Сент-Луисе. С 1972 года взрывы гремели неоднократно (Россия пока исключение из правил).
Культурный ландшафт, включая городской, принудителен не менее, а то и более природного. Но принуждение к определенной деятельности и поведению здесь физическое по минимуму, а по максимуму - знаково-символическое (семиотическое и семантическое).
Определенной иллюстрацией этого положения могут выступить мероприятия и процессы городской джентрификации (пока преимущественно в европейском городе и в европейской культуре). Без лишней натяжки задачи джентрификации могут быть отнесены к классу задач "город в культуре". Если развернуть эту сжатую формулу, то город таков, каков есть не потому, что находится в природном ландшафте, а потому что в культурном. А если формулу еще и конкретизировать, то следует и сам город рассматривать как культуру, представленную вещами-знаками. Их совокупность и создает специфический неприродный ландшафт. Добавим: со всей тяжестью суммы знаково-символических и вещественных регулятивов.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(3) методические предпосылки для практических решений  
Ранее нами предпринималась целевая разработка инструментария дизайна культурного ландшафта в приложении к фрагментам административно-географических районов. В наиболее сжатом и принципиальном виде данный инструментарий представлен в таблице ниже (рисунок-7), в которой сопоставлены практики и конструкты культурного ландшафта(1).
Практики ранжированы в соответствие со степенями свободы оперирования в них конструктами культурного ландшафта. Конструкты задаются их растяжкой от как бы не имеющих веса и объема до весьма объемных и весомых. С одной стороны, степени свободы оперирования определяются собственным характером конструктов, на который ориентируется логистика. Для нее самыми "несвободными" практиками значатся практики с недвижимостью в виде пространственных конструктов, а самыми "свободными" - практики, имеющие дело как бы с невещественными текстовыми конструктами(2).
С другой стороны, уже со стороны дизайна, степени свободы определяются не столько собственным характером конструктов, сколько ожиданием результатов и самими результатами практики, т.е. работой дизайна (ячейки поля таблицы). Здесь за неимением места пока только укажем, что совпадение/несовпадение ожидания и результата всецело зависит от способности дизайна к работе раздельно с формой конструкта и с его материалом(3) (рисунок-8).
Тем не менее, не взирая на совпадение/несовпадение, среда в культурном ландшафте города может являть собой либо позитивный, либо негативный образчик. Говоря попросту, она либо для жизни, либо нет. Нейтральной городской среды, в отличие от сред природных или технических, нет и быть не может (а "полутона" вообще не должны приниматься в расчет). Оба исхода - негативный и позитивный - определяются технологиями средообразования. Какие задачи тем самым ставятся дизайну? Чтобы городская среда не являла собой негативный образчик, "рельеф" культурного ландшафта города должен принуждать (прямо, непосредственно) и побуждать (опосредованно) к появлению парка соответствующих технологий, которые обеспечивают несомненную жизнепригодность (позитивность) городской среды (рисунок-9). Как и в любом технологическом парке, в нем с необходимостью должны быть технологии ведущие и сопутствующие. Для большинства российских городов к ведущим следует отнести такие типы технологий, как технологии музеефикации и технологии модернизации городской среды. Подобная разнонаправленность функций/действий позволяет им охватить самые существенные процессы жизни города, из самых-самых - трансляцию культуры и воспроизводство деятельности (Г.Щедровицкий).
Нелишне напомнить, что существенные процессы, в отличие от массы рядовых и заурядных, как правило, оказываются вне технологий средообразования(4).
Действительно, практически перед каждым постсоветским городом стоит задача ревалоризации ранее градообразующих предприятий. А если городу чуть более сотни лет, то задача ревалоризации дополняется двуединой задачей сохранения городской среды и ее приведения к современным стандартам.
Ныне следовало бы поправить термин: градообразующие среды, но не предприятия (особенно промышленные). Уже почти с полвека как осознано, что залогом экономической состоятельности города и гарантом его гуманитарного достоинства выступают не предприятия, пусть даже непромышленного профиля, а именно взаимоувязанные городские среды и определенные образы городской жизни. А вот по поводу чего еще предстоят значительные усилия сознания - так это научиться видеть городскую среду как деятельность, продуктивную и креативную (и в самом деле это непросто, проще видеть штуками вещей).
Также нелишне заметить, что технологии средообразования, как бы это ни резало слух, и есть главные и единственные обитатели и действующие лица городского культурного ландшафта. Видеть в городском ландшафте что-то помимо них - это засвидетельствовать нарушения дизайнерской оптики, а их хватает и без дизайна (в министерствах и департаментах, в проектных бюро и девелоперских компаниях…).
 
смотреть слайд-презентацию:
Power Point (3827 kb)
Adobe Acrobat (840 kb)
PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ физика и метафизика города и культуры: старые проблемы современного дизайна PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ физика и метафизика города и культуры: старые проблемы современного дизайна/ культура и форма ее выражения: семиотическая (знаковая) совокупность транслируемых норм, эталонов, образцов и прототипов PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ нерешенные задачи + новые вызовы: очевидное и скрытое в меняющейся среде обитания/ город - способ существования культуры: таков "нормальный" (европейский) город в отличие от недавнего "соцгорода" - города как способа существования труда PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ нерешенные задачи + новые вызовы: очевидное и скрытое в меняющейся среде обитания/ культурный ландшафт города осознается нами в культурологических описаниях и воспринимается через культуротехнические предписания PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ методические предпосылки практических решений: осмысление парадоксов средообразования/ дизайн городского культурного ландшафта - это фиксация и разрешение парадоксов, связанных с ожиданиями и результатами городского средообразования PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ физика и метафизика города и культуры: старые проблемы современного дизайна/ культура и форма ее выражения: семиотическая (знаковая) совокупность транслируемых норм, эталонов, образцов и прототипов PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ нерешенные задачи + новые вызовы: очевидное и скрытое в меняющейся среде обитания/ город - способ существования культуры: таков "нормальный" (европейский) город в отличие от недавнего "соцгорода" - города как способа существования труда PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ нерешенные задачи + новые вызовы: очевидное и скрытое в меняющейся среде обитания/ культурный ландшафт города осознается нами в культурологических описаниях и воспринимается через культуротехнические предписания PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ методические предпосылки практических решений: осмысление парадоксов средообразования/ дизайн городского культурного ландшафта - это фиксация и разрешение парадоксов, связанных с ожиданиями и результатами городского средообразования PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ физика и метафизика города и культуры: старые проблемы современного дизайна PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ методические предпосылки практических решений: дизайн и логистика культурного ландшафта/ формы, материалы и конструкты культурного ландшафта: средства и приемы реализации замыслов трансформации среды и образа жизни PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ методические предпосылки практических решений: формы, материалы и конструкты культурного ландшафта/ дизайн - мегамашина по реализации замыслов: раздельная работа с формой материала и с материалом формы конструктов культурного ландшафта PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы
  рисунок 1 рисунок 2 рисунок 3 рисунок 4 рисунок 5 рисунок 6
  PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ методические предпосылки практических решений: дизайн и логистика культурного ландшафта/ формы, материалы и конструкты культурного ландшафта: средства и приемы реализации замыслов трансформации среды и образа жизни PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ методические предпосылки практических решений: формы, материалы и конструкты культурного ландшафта/ дизайн - мегамашина по реализации замыслов: раздельная работа с формой материала и с материалом формы конструктов культурного ландшафта PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ дизайн и логистика городского культурного ландшафта: от "культуры в городе" к "городу в культуре"/ город в культуре - сложность как условие ясности: горизонты мысли и действия агентов городского развития PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее: обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ дизайн и логистика городского культурного ландшафта: от "культуры в городе" к "городу в культуре"/ город в культуре - сложность как условие ясности: горизонты мысли и действия агентов городского развития PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы
  рисунок 7 рисунок 8 рисунок 9 рисунок 10 рисунок 11 рисунок 12
 
PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ физика и метафизика города и культуры: старые проблемы современного дизайна
Назначая технологиям функции музеефикации и модернизации, мы исходим из определенной онтологической картины - мира как деятельности (В.Дубровский, Г.Щедровицкий). В мире деятельности, в отличие от мира природы, базовым процессом служит воспроизводство. И если данный процесс не разрушается (умышленно или ненамеренно людьми, а также в результате природных или техногенных катастроф), то "над ним" надстраиваются процессы развития (при условии, что их ценность актуализирована людьми или историей) (рисунок-10). Отражением онтологических процессов воспроизводства/развития в реальности городского средообразования и выступают технологии музеефикации и модернизации (рисунок-11).
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(4) поворот от "культуры в городе" к "городу в культуре"  
В 2012-2013 г. нами был предпринят опыт подобного видения среды и технологий музеефикации и модернизации. Опытная площадка была составлена, с одной стороны, провинциальным поволжским городом средней величины и, с другой, известным в административно-политических кругах масштабным замыслом Музея СССР. Для опыта примечательно, что город в любой момент обладал всей суммой конкретики, а замысел музея упорно оставался рыхлым и невнятным (за что, разумеется, мы не могли нести ответственность). В первую очередь необходимо было задать "рельеф" будущему культурному ландшафту города. Искомый "рельеф"(4.1) был выражен как обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы (рисунок-10).
Представляется, что таким образом выраженный "рельеф" недвусмысленно принуждает к весьма определенным стратегиям музеефикации и модернизации городской среды.
Музеефикация отталкивается от существующих локальных исторических экспонатов (в городе их немало), и этап за этапом приближается к городу-как-экспонату, например, в виде соцгорода (рисунок-11). Соответственно, модернизации вначале подлежат отдельные вещи-функции города и функции-значения фрагментов городской среды; на последующих этапах - городские пространства и средовые локусы города.
Поэтапная музеефикация городской среды позволяет шаг за шагом превратить провинциальный город в мировой город-экспонат исторической эпохи, а поэтапная модернизация достичь соответствия качества городской среды смыслу и значению, т.е. "рельефу" культурного ландшафта города (при этом не исключено, что в отдельных случаях это позволит превзойти европейские средовые и жизненные стандарты).
В данном опыте наш замысел был нацелен на смену ориентиров мысли и действия агентов городского развития: от привычной формулы "культура в городе" к вполне необычной "город в культуре".
Культура в городе - это категориально и онтологически всегда субкультура, а город с субкультурой - по определению только квази-город(5). И зачем это? А поскольку незачем, то мы и попытались наметить "город в культуре" как альтернативу "культуре в городе". Наметка составлена минимумом типов пространств, сред и вещей, принципиальных для нашего музея-города, т.е. "города в культуре" (рисунок-12) . Это:
- публичные городские пространства (а) коммуникации истории, культуры и политики и (б) актуализации, экспозиции и демонстрации исторической памяти и образов будущего,
- городские и мета-городские пути, трассирующие городскую среду экскурсами в историю и экспозиционными маршрутами в будущее,
- мобильные институции и гибкая инфраструктура в виде комплексов медийных, демонстрационных, выставочных и прочих студий, обеспечивающих выражение субъектности города и горожан.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(5) в заключение  
Мы бы хотели, чтобы наша заметка, во многом теоретическая, поспособствовала одному важному практическому шагу: иногда отказываться от странной фигуры речи - "дизайна архитектурной среды". Ведь что она значит по сути? Что дизайн низведен к частной сервильной функции, а решения среды обитания к некоторому числу (всегда ограниченному, несмотря на его величину) вещей архитектуры. А какую фигуру речи следовало бы ввести в оборот с пользой для города, его архитектуры и дизайна? У нас пока ответа нет, на него нужно время, но надеемся, что четверо молодых людей, принявших участие в опыте (и уже как год выпускники УлГУ), начали свою профессиональную деятельность с этим же вопросом(6). Так что, время пошло, и работает оно на нас.  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (1) - См. здесь:
- Сааков В., Саакова Е.
Формальные и тематические рамки оргпроектирования территории // Красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры. - Ульяновск-Жигулевск, 2002
- Сааков В.
Дизайн культурного ландшафта // Проблемы дизайна. - Сб.статей под ред. В.Л.Глазычева. - М.: Союз Дизайнеров России, - 2003
- Сааков В., Саакова Е.
Оптические и синоптические обстоятельства "образа города" // Материалы конференции "Образ города как проектируемый объект", Ульяновск, 2006
- Сааков В., Саакова Е.
Значение образа и вещи в проектировании и дизайне среды. Культурологический аспект // совместно с Сааковой Е.Ф., - Екатеринбург, 2006
 
  (2) - Это дополнительный аргумент к тому, что в массе практик средообразования приоритет отдается именно средствам логистики. Так что, если из таблицы убрать слово "культурный", то ее можно рассматривать сводом логистического инструментария.  
  (3) - Сугубо терминологически подобная раздельная работа определяется как (а) материализация формы и (б) оформление материала. При этом уточним, что материал может быть как вещественным, так и знаковым.  
  (4) - Объясняется это "глубинным" характером данных процессов. Подобная характеристика не позволяет дизайну ухватить их сугубо логистически, что значительно снижает позитивную результативность средообразования. Из данных процессов укажем на те, которые связаны с городскими культом и образованием.  
  (4.1) - смотри здесь: "Культурные модели и ментальная платформа музея ссср и его дела / материал к продвинутым концепциям Музея СССР" (формат PowerPoint, формат Adobe)
 
  (5) - Таковыми, по близкому нам примеру, выступают так называемые моногорода, не важно, промышленные центры, военные поселения или наукограды.  
  (6) - Трое из них участвовали в конкурсе студенческих работ, входящем в общую программу дизайн-форума  
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, май-июнь 2014
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
с 05 июнь 2014

последнее обновление
28 ноябрь 2014
07 август 2014
09 июнь 2014
PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы