главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
ГРУППА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
РАЗРАБОТКИ
/ ФОРПОСТЫ 2000-х
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш группа территориальных стратегий
содержание разделаш проблемы и направления решений: территория и границы
  а.гусаров: территория и граница/ рефлексия
  в.сааков: реальность территории и оргуправленческая рефлексия
  а.гусаров: революция и эволюция на территории ульяновска
   
     
  ФОРПОСТЫ 2010-х: ПРОТИВ НОВЫХ ОКРАИН
  ФОРПОСТЫ 2000-х: ВНОВЬОСВОЕНИЕ
 
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ: ФОРПОСТЫ ВНОВЬОСВОЕНИЯ
 
проблемы и направления решений
смотри также страницу в Живом Журнале ФОРПОСТЫ ВНОВЬОСВОЕНИЯ
Александр ГУСАРОВ Александр ГУСАРОВ
ТЕРРИТОРИЯ И ГРАНИЦА
к тезисам "форпосты вновь освоения" / социокультурная рефлексия разработки Группы ТеСт
 
   
Приветствую всех участников, радеющих за вновьосвоение культурного ландшафта.
Признаюсь: после прочтения тезисов В.В.Саакова первым желанием было схватиться за написание контртезисов, или даже принципов, с желанием в дальнейшем поавтоматизировать процессы, намеченные в тезисах, благо профессиональных заначек припасено немало. Но тогда, исходя из таблицы конструктов культурного ландшафта, это было бы где-то в области "знаковой + транслятивной практики", что кажется, запрещено, по крайней мере, в виртуальных дискуссиях. И вроде бы, будучи причастным (или пристрастным) к темам, развиваемым В.В. и Е.Ф., могу проследить тему, развиваемую в тезисах.
Кажется, граница, сигнализирующая о себе в моменты её пересечения, замечается вовсе не на искусственных образованиях, как это было бы в городе(1), а признаётся естественной или "внутренней". Если предположение о важности "внутренней" или психической, духовной границы верное, а с каждым днём эта уверенность крепнет, то без людей, также отдающих приоритет "внутренним границам", пусть и в убыток содержанию "внешних границ", не обойтись.
Теперь можно попробовать, используя это образование - "внутренняя/внешняя граница" - установить "связь-зависимость" между взаимоизменениями границ. И вовсе не обязательно обращаться сразу к территориальным образованиям, то есть ехать на место, как это было во время рейда, проведённого Ю.К.Рощевским в апреле-мае 2003(2).
Для самоэкспонирования - главного ресурса информационщиков - без подобных рейдов не обойтись, но прежде всего нужен смысл, необходим социокультурный проект.
Сейчас видится, что "реальные" коммуникации важнее(3). Может быть настоящность (по времени) и "реальность" (по сопротивлению) физических коммуникаций(4) лишь следствие работ, проведённых ещё тогда на территории группами, подобными "Пространственной комиссии Вернадского"?
Тогда только проекты, сомасштабные социальным и техническим проектам XX века могут вдохновить на движение группы нынешнего времени. То, что территория Красноречья - территория "без поселения", есть перенос (воспроизведение) культурной ситуации с "первым государством рабочих и крестьян", поначалу тоже существовавшим как содержание нескольких людей, задавших государству траекторию на семьдесят лет(5).
И сейчас, вновь осваивая тему культурного ландшафта, понимается, что, например, продуктовый магазин (супермаркет, минимаркет и т.д.) не справляется с задачами пересечения границ "городского"/"сельского" культурного ландшафта(6), т. к. природная мощь и напор, пусть и упакованных, но всё равно природных продуктов(7), до сих пор считается (хотя уже во всю критикуется) преимуществом: организаторы продаж в городе сваливают все причины "ломки" внутренних границ на технику (плохие дороги, кассовые аппараты, и пр.). И при этом прямо на входных дверях вешают листки: требуется продавец или грузчик.
Если бы сами жители могли демонстрировать заинтересованность в "торможении" при перебросках средовых материалов, то ресурсное наполнение пока почти пустых ярких упаковок многократно увеличилось бы.
Для выражения намерений этот текст слишком личен. Но всё же рискну продолжить тему, выдвинутую В.В. на семинаре по "Красноречью" - тему карт для представлений территории. Кажется, нужны альтернативы "семиотическим бомбёжкам" СМИ(8). Вспоминаются стены в помещении Мемориала, где проходил тот семинар: насыщенные цветом фотографии с "народными гуляниями", но времён, когда "представлять народ" было престижно(9). Сейчас "народ" внешне не отличить от "горожан". Тем сложнее дизайнеру: уже недостаточно установить визуальную коммуникацию. Может быть, действительно карты тот ресурс, который по определению для всех?.. Для начала это могут быть не графические (оперативные), а текстовые карты (внешние): связь мест может быть, например, поэтической, а не физической...
И самое главное. Заинтересованных продолжателей вновьосвоения в городе, где я живу, кажется, уже нет(?). Может быть, тогда начать с сельской школы, с садика? Тогда вновьосвоение - уже не дизайн, а педагогика: дальше отступать некуда.

А.Гусаров, 28 августа - 5 сентября 2007
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
   
Виталий Сааков, руководитель PRISS-labory Виталий СААКОВ
реальность территории и оргуправленческая рефлексия Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение
 
     
Этот материал получен в ответ на рассылку тезисов форпосты вновь освоения. Материал не прост, т.к. не поддается легкому и скорому чтению. И, полагаю, не прост постольку, поскольку рефлексивен (так утверждает Александр), а формой рефлексии выступает схема принципа границ в территории. Предствление о территории (любой и всякой) безусловно рефлексивно и не может быть иным. Переворачивая этот пункт, выходит, что реальная территория (уже не любая и не всякая) есть производное от рефлексии. И если упомянутая схема вполне может быть использована как форма рефлексии, то рефлексивное содержание (содержание, получаемое в рефлексии) безусловно определяется деятельностным отношением к территории: если по схеме, то к ее фактам, разрывам, намечаемым контурам. На схеме территориальные факты подведены под рамку управленческого отношения. Следовательно, это факты деятельности и ее девелопмента.
Полностью согласен с Александром в том, что проектирование территории далеко выходит за транслятивные практики со знаковыми конструктами. Это, дай бог, форма рефлексии территории. И она может быть распространена и на коммуникативные практики (с текстовыми и знаковыми конструктами).
Я убежден, что с территорией как реальностью мы впервые имеем дело только в ходе управленческой, организационной, проектной... рефлексии. Говоря иначе, как с содержанием рефлексии своей деятельности.

Именно я поэтому готовлю материал для Л.П.Р. (лица, принимающего решения) по девелопменту деятельности.
Это - Постиндустриальный парк ремесел (по схеме - территориальный факт №1). Материал в ближайшее время будет доступен на сайте.
Содержательная рефлексия возможна только у Л.П.Р. Ему и формальная рефлексия не вредит, но если это именно его рефлексия. Или организационная рефлексия, в которой он участвует наряду с группой разработчиков.

Виталий Сааков, 07 сентября 2007
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
Александр ГУСАРОВ
Александр ГУСАРОВ    
Александр ГУСАРОВ Александр ГУСАРОВ
революция и эволюция на территории ульяновска. связь территории и деятельности с культурным ландшафтом
к 90-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции
 
   
Культурные связи, обозначая ландшафт территории, повышают её ценность. Культурные - значит возможные для всех. Невозможно изменить территорию, не затронув её культурный ландшафт. Точнее, любое изменение территории происходит в пространстве культурного ландшафта. Какие знаки-следы культурного ландшафта оставили нам, отпечатав на территории, её прежние горожане? Какие проделаные действия прослеживаются, на этих знаках? Данный текст - попытка вновьосвоить фрагмент картины культурного ландшафта, ещё недавно бывшей "status quo" в масштабах страны и мира. Для вновьосвоения есть несколько зацепок: более чем полтора десятилетия гражданам страны не предъявлено ни общей идеи, ни доступных прав на средства самовыражения, так и не переосмыслена история страны, писаная в контексте марксизма-ленинизма, одним из форпостов которого проектировался город Ульяновск. Грядущая в мире глобализация грозит стране специализацией территорий. Это значит, что участники мировых рынков будут либо считаться с уже сложившимся культурным ландшафтом территории, либо будут вводить неопределившиеся территории в предзаданные рамки. И если зеркало, вновьсобраное из осколков, разбросаных по территории, на мгновение отразит первообраз - культурный ландшафт, то задача решена. Метод восстановления ремесленен. И как тут не стараются технологи автоматизации, приёмы определения первообразной не формализуются - культурный ландшафт восстанавливается только с человеком. Предполаются пока две точки (зрения на первообраз): одна относится к территориальному, другая к деятельному, к бизнес ландшафту - производным культурного ландшафта(10).
  точка первая  
Можно ли было называть советскую экономику политэкономией? Да, но только в том смысле, что вся экономика страны с первых слов и шагов была политизирована и состояла под контролем государства. Только в том смысле, что все неудачи и достижения, решения и ответственность, проблемы и цели в конце концов признавались государственными или общими. Научный коммунизм объяснял прошлое, помогал смириться с настоящим и обещал светлое будущее. Это было всего лишь представление, защищавшееся "занавесами", которые многими диагностировались отрицательно. Тем не менее, это представление разрешало большинству спать спокойно, позволяло вести беседы, а иногда давало повод гордиться собой или же завидовать "капитализму".
Как любое представление, научный коммунизм опирался на вещи и обладал своим духом. Зародившись в Европейских странах, научный коммунизм славил "свободу, равенство, братство", противился "вечным царствам", объявляя их призрачными состояниями, провоцируя тем самым общественные волнения. Первыми его вещами были книги - книги, написаные духовными лидерами того времени. Прежде всего, это практик Э.Кондильяк, составивший в своей теории все возможные комбмнации идей и давший им точные характеристики
(11). Это - епископ Д.Беркли, ставивший социальные опыты и спроецировавший идею нового здорового зрения на окружение всему человеческому обществу(12).
Это - К.Маркс, неотрывно следящий за развитием идей своего собеседника и вдохновляющий его на социалные подвиги(13).
Вся философия, накопившаяся в культурном ландшафте европейского общества, так и оставалась бы достоянием отдельных личностей, провоцируя новые построения, если бы это самое европейское общество не стремилось поделиться своим опытом с менее опытными соседями. И вот в читальных залах лондонских библиотек русский мыслитель начал обобщать на средства рабочих накопленный опыт. Обобщение составило книгу, которая вынашивалась и вот была рождена. Книга была воспринята как вызов общественным устоям, царившим тогда в России. В "Материализме и эмпирикритизизме"
(14) досталось критики и церковному сословию, и профессорской интеллигенции, и власти, молчаливо позволявшей спекулировать на необразованности рабочих.
"Материализм и эмпириокритизм" В.И.Ульянова-Ленина - уникальная книга, вобравшая английскую, немецкую и французскую традиции. Выйдя из печати в 1908г. "Материализм и эмпириокритицизм" вызвал шквал критики в адрес автора, что вынудило его направить все силы на строительство партийной организации, существовшую до конца двадцатого века. Восхищение вызывает строение содержания книги, многочисленные цитаты первоисточников, стремительный стиль, жесткость в разоблачении противников.
На территории Ульяновска есть памятник этой книге.
Это здание Меморила В.И.Ленина в составе одноименного архитектурного комплекса. Уникальное здание будто плывет над волжским венцом, знаменуя собой масштабный бескрайний вид. Мраморная колоннада, подобно многочисленным ссылкам в книге, служит основанием для корпуса, придавая легкость всему зданию. Два деревянных домика, которые как бы защищены зданием Мемориала, позволяют проследить за более чем столетним развитием архитектурной и инженерной мысли. Внутренняя планировка не менее современна: в здании почти нет перегородок, и ничто не мешает устроить пространство, отвечающее почти любым экспозиционным задачам. Не о таком ли здании для образования трудящихся мечтал Ильич, ведя свою общественную работу зачастую в самых удручающих условиях? Сожаление вызывает то, что Мемориал вместо символа мирового движения к знаниям стал местом сначала идолопоклонства, потом захоронения идеи трудового равенства. В будущем Мемориале Ленину прочат и пророчат символо "Советского мира"(15). Неужели европейских идей, изложенных в книге "Материализм и эмпириокритицизм", не хватило на большее время? не поторопились ли, отказавшись от них, судорожно рекламируя перестройку? Наверное, по-другому было нельзя, но хочется верить, что можно было бы...
От здания Мемориала В.И.Ленину две пешеходные линии ведут через площадь 100-летия ко второй точке - к месту проведения демонстраций, к площади В.И.Ленина.
  точка вторая  
Было бы просто предполагать, что на столе партийных организаторов СССР лежали только книги основателей - К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, И.В.Сталина. Официальная пропаганда умалчивала существование других, не менее значимых. Это труды российских экономистов, настроенных не на стремительные перемены, а изучавших экономический опыт европейских стран. Позицию эволюционера, в противовес позиции революционера, занимал М.И.Туган-Барановский. Его "Социальные основы кооперации"(16) - это собрание хозяйственного опыта Европы. Многочисленный статистический материал демонстрирует преимущества кооперативного движения. Кажется, что если бы трудящиеся России организовали закупочный, производственный или сбытовой кооператив, подобно трудящимся Англии - пионере кооперативного движения, - то общественное благополучие стало бы, если и ни как в Англии, то, по крайней мере, лучше существовавшего общественного благосостояния.  Организатор Туган-Барановский и с университетской кафедры, и со страниц редактируемого журнала "Вестник кооператора" обосновывал необходимость профессиональных объединений. Примеры технического развития средств производства в европейских кооперативах показывают необходимость кооперации в целях механизации труда.
Демонстрация влияния кооперативного движения на общественную жизнь, на правительства дает повод предполагать кооперативное движение одной из форм современных общественных организаций.
Первое, что отличает человека от всего прочего живого - это образование, искусственное, созданое и воссоздаваемое. Образование - как критика: критика себя, других, окружающего мира. Образование-как-критика есть осознание опыта и его проецирование в будущее, демонстрация своих намерений и соорганизация с действиями других людей.
Одним из символов критики является открытое пространство. Прохоженное и проторенное, оно превращается в улицу. А если в нём происходят действия, то в площадь - исторически первое место демократии. Одним из первых советских праздников была маёвка 1-го мая - демонстрация солидарности трудящихся, и 7-ое ноября - день Великой Октябрьской Социалистической Революции. Демонстранты, празднично одетые, с гвоздиками в петлицах, с шариками, с флажками и транспарантами колоннами проходили мимо трибун и отвечали на приветствия. Просто и наглядно. Демонстрации советских трудящихся вызывали приступы сатиры у прозападно настроенных трудящихся - и потому неимущих и без возможности демонстрации себя.
У демонстраций изначально были рациональные социальные основания: продолжение традиций народных праздников (весеняя масленица, церковные праздники, переход на другой календарь...).
За несколько десятилетий традиции народных празднеств плавно ассимилировались формой демонстрации. Политический демонстрационный проход по площади производился уже не против, а только за: за здравие партии, за великие стройки, за выполнение пятилетних планов. Д
емонстрировались организационные возможности и способности и со стороны исполнительных комитетов: майские и ноябрьские шествия проходили на чистых, украшенных, лучших местах города. Так что, это была ещё и демонстрация советской власти и её достоинств. Недостатки тщательно устранялись, закрашивались, затягивались флагами и тканевыми транспарантами с надписями-лозунгами: "Да здравствует Великая Социалистическая Революция!". Чистота и порядок были не только на улицах и дворах - самая чистая идея демонстрации, не прокламируясь, помогала ориентироваться в жизненных обстоятельствах. Сил и энергии от организованной демонстрации хватало на полгода выполнения недемонстрируемой деятельности - скучной текучки, обсуждаемой на планёрках.
В Ульяновске колонны собирались около "Серебрянного источника", далее нужно было пройти мимо гостиницы "Волга", где останавливались сельчане во время проведения ярмарок
(17), потом колонны поднимались в гору и выходили на площадь им.В.И.Ленина, где стояли трибуны, далее колонны двигались по двум пешеходным линиям к площади 100-летия В.И.Ленина.

городской житель Александр Гусаров,
сентябрь-ноябрь 2007
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
     
  (1) - Например, в виде дома, магазина, школы и т.п.  
  (2) - Культурной готовности тогда к рейду не было, больше волновала профессиональная позиция.  
  (3) - Коммунальные отношения в маленьком городе почти исчерпаны, видимо придётся либо перестраиваться под другой тип отношений, либо вновьосваивать первые.  
  (4) - Это общественные здания, дороги, линии электропередач, трубопроводы...  
  (5) - Одно из наблюдений культурных и территориальных связей на примере Ульяновска - материал следующей рефлексии.  
  (6) - В продуктовых точках Ульяновска молоко из Ст.Майны почти всегда просроченное. Это что, влияние территории? Но есть ведь возможность сделать его позитивным...  
  (7) - Актуально ли сейчас продавать продукты?  
  (8) - Пока есть только опыт общения с родственниками и со случайными непосредственными жителями области.  
  (9) - Фильм "Печки-лавочки", или выступление ансамбля народного танца, или М.Магомаева вызывали ажиотаж у поступавших в педвуз.  
  (10) - Бизнес-ландшафт: о деловом измерении географии Повольжья  
  (11) - Кондильяк Э.Б. "Трактат о системах", Сочинения в 3-х томах, Т.2, М.: Мысль,-1980  
  (12) - Беркли Д. "Три разговора", Сочинения, М.: Мысль, -1978  
  (13) - Маркс К. "Капитал. Критика политической экономии", Т.3, кн.3 "Процесс капиталистического производства, взятый в целом",
Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения, Т.9, ч.I, М.: ИПЛ,-1988
 
  (14) - Ленин В.И. "Материализм и эмпириокритицизм", Избранные сочинения, Т.5, ч.I; М.: ИПЛ,-1985
 
  (15) - Идея принадлежит А.Гор, координатору проекта "Культурная столица Поволжья"
примечание от 2012.03.20: к сожалению этот адрес ныне пуст
 
  (16) -Туган-Барановский М.И. "Социальные основы кооперации", М., 1989
 
  (17) - Новости группы "ТеСт" от 26 октября 2006г.  
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory и группа ТеСт, 08 ноября 2007
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 21 октябрь 2007
последнее обновление
20 март 2012
Александр ГУСАРОВ