главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ГРУППА
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗРАБОТКИ |
эколого-культурный
семинар и первая организационная сессия красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры ульяновск, 2002 |
смотри здесь также:
сборник материалов семинара: Красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры. - Ульяновск-Жигулевск, 2002, в частности: Виталий и Елена СААКОВЫ. Формальные и тематические рамки оргпроектирования территории Опыты конструирования и инсталлирования "культурного ландшафта" в угнетенных средах: фрагменты новых гуманитарных практик на селе и в городе/ проектная заявка |
|
(3.1) работа организационного комитета: планирование целевых экспедиций |
день 3-й, 20.04.02 |
СААКОВ: - Уважаемые коллеги! До вчерашнего
дня мы как могли придерживались принятого однажды регламента наших работ...
А сегодня мы уже не можем следовать, возможно, опрометчиво принятому плану.
Мы должны его переиграть. И это правильно... С утра у нас начинает работу не круглый стол, - его здесь уже и нет - а начинает свою работу координационный комитет. А координационный комитет - это не статус. Я сейчас обращаюсь к нашей надежде - к этой группе молодых людей (поворачивается к группе студентов-дизайнеров). Координационный комитет - это, возможно, несчастье: раз так случилось, что ты туда попал - и дальше придется быть членом координационного комитета... Мы же не знаем: где теряем, где находим... |
Но, тем не менее, функционально, по смыслу
мы являемся координационным комитетом. Почему? Потому что из разных мест
по разным траекториям на эту площадку были собраны разные люди. Это была
привнесенная организационная форма, привычная для работы многих присутствующих
здесь, но уже не отвечающая характеру времени, в котором мы живем. Мы
видим, что 90 % участников семинара уже не могут взять и предоставить
свои временные ресурсы на все три дня работы. Наступило такое сложное,
суетливое время, что все работы должны осуществляться «в одно касание»:
мы должны собираться для координации наших действий, наших работ - и разбегаться
в стороны, что я попытался изобразить схематически (см.схему-7). Была привнесена организационная форма семинара (схема-1). |
Она сработала. А дальше нам, чтобы двигаться и воплощать идеи, которые мы принесли на семинар и которые здесь были уточнены, откорректированы и, может быть, в процессе работы даже были порождены новые, необходимы формы самоорганизации. Сегодняшние формы и техника это позволяют: даже находясь в разных точках пространства, можно делать то дело, которое нас однажды объединило. Нам нужно будет простроить магистральные направления наших работ и те направления работ, которые примыкают к магистральным. Вот на магистральном направлении лежит такое мероприятие... А внутри форм самоорганизации я рисую «кругляшочки» под названием «мероприятия». |
|
|
Сегодня нам нужно скоординировать мероприятие под названием «Рейд в Красноречье»: выбрать его место и время, продумать и дополнить те цели, которые лежат на поверхности (зачем туда ехать?), дополнить теми, которые мы по отдельности не держим, но собравшись вместе как координационный комитет, мы можем зафиксировать их все. И дальше, уже исходя из того, что произвел семинар, исходя из этого понимания, мы оказываемся в очень сложной ситуации: это пространство работ расширяется... Цели только умножаются. Это нормально. Ведь стоит только взяться за какое-то практическое дело, как мы оказываемся в огромной вселенной работ. Чтобы там не потеряться, не хвататься за то. что просто лежит ближе, то, что легче, необходимы формы самоорганизации. Это самый тяжелый пункт, непривычный для нас. Но, тем не менее, если мы хотим двигаться дальше в направлении тех целей, которые были заявлены, нам необходимы эти формы самоорганизации. Более того, если мы хотим (как это сейчас называется в философии жизни или в психологии) самореализовываться в жизни, нам необходимы эти формы самореализации. Я не буду здесь заниматься педагогикой... Но это тот рабочий пункт и момент, мимо которого мы не сможем пройти, взявшись, казалось бы, за какие-то элементарные и вовсе не сверхъестественные задачи - сделать карты Красноречья, помочь в проведении семинара... | Вот Вадим Анатольевич (Ильин) подсказывает, что оказывается мало выпустить эту книжечку (сборник материалов семинара «Красноречье...») - она является только капелькой в том объеме смыслов, который и существовал до данного мероприятия под названием «Семинар «Красноречье...». А после того, как этот семинар состоялся (ему еще предназначено некоторое время жить), с моей точки зрения, произведено просто огромное море содержания. Его необходимо оформлять, упаковывать, превращать и в полиграфическую продукцию, и во всякую иную. А всякие работы над планируемой серией, выходящей под названием «Управление культурным и природным наследием (природными и культурными ресурсами - сказал В. В. Сааков)», только внутри которой получает осмысленное и точное место такие вопросы, как природное и культурное наследие. В основу кладется представление о том, почему для нас природа и культура являются ресурсом. Это же не демагогия. Это не идеология. Если это будет идеологией или даже просто наукой, нет никаких гарантий, что это действительно будет ресурсом, ресурсом именно таким, как мы его поименовали. История и культура предоставляют много примеров, когда что-то объявлялось памятником и этот объект брался под охрану. Но, тем не менее, он бесследно исчезал. Навсегда... Почему? Вот я еще скажу несколько слов о том, для чего необходимы эти формы самоорганизации и о том, кому они нужны. | Я бы ввел в оборот термин дизайн культурного ландшафта. Это я делаю вовсе не из тех оснований, что хочется с какой-нибудь профессиональной позиции узурпировать, наложить лапу на некоторые запасы: интеллектуальные, материальные, финансовые и прочие. Нет. Если просто обратиться к этому термину дизайн в его исходном значении, это есть работа организатора и конструктора. И в этом смысле все собравшиеся на семинаре выполняли одну работу... Мне кажется, что и дальше ту работу, которую мы проделали на семинаре, будет продуктивно осмысливать именно в представлении или рамке культурного ландшафта. И вот я кладу перед этим дизайнером культурного ландшафта пространство его работ (см.схему-7)... Теперь на эту схему наших работ мы должны класть названия мероприятий, числа, сроки, участников, перечни подготовительных работ, результатов, продуктов, которые необходимо получить в каждом отдельном «кругляшочке». Мы должны класть сюда наше понимание принципов и способов этих работ, которые я, со своей точки зрения, хочу сейчас зафиксировать. Мы можем еще какое-то время посвятить уточнению этих принципов работ. Например, усомневать верховную позицию дизайнера культурного ландшафта. Может быть есть какие-то культурные позиции, которые более основательны к выполнению этих работ. Но это не профессиональная позиция. |
Слово «дизайн» здесь вовсе не играет
роли значка или маркера профессии - это есть способ работ. Это - определенные
принципы работ. Я постараюсь в двух словах наметить поле деятельности дизайнера культурного ландшафта для того, чтобы мы дальше при планировании наших работ могли руководствоваться этими принципами - принципами дизайна культурного ландшафта. Итак. Внутри поля дизайна культурного ландшафта (см.схему-6), с одной стороны, представлены принципы пространственного развития, а с другой - есть позиции, отвечающие за выработку этих принципов. Они реально есть. Они есть культурные позиции. Например, мы можем обращаться к опыту развития Европы или Востока и выделять эти позиции, которые отвечали бы за пространственное развитие культур, этносов, территорий, деятельности. Мы также можем выделить культурные институты, в лице которых воплощалась эта работа, в лице которых конструировались эти принципы развития. На территории нашего федерального округа создан соответствующий институт, отвечающий за конструирование принципов пространственного развития. Поскольку - очень важное замечание - никакое сохранение невозможно, если не включены механизмы развития. Ничто не может быть сохранено, если где-то рядом не работают механизмы развития. Потому что для того, чтобы нечто сохранялось, оно все равно должно где-то черпать материал для своего восстановления и воспроизводства, черпать ресурсы... даже для своей консервации! |
Поэтому любой пункт о сохранении, любая
задача, которую мы фиксируем как задачу сохранения, должна решаться следующим
образом: необходимо разработать механизм развития, только за счет которого
и возможно сохранение чего-либо. Я пока говорю очень абстрактно и сухо.
Но это - принцип... С другой стороны этого поля действуют фигурки или позиции двух аналитиков: аналитика ландшафта и аналитика культуры. На семинаре мы поняли, что совместить в одной позиции эти две работы очень сложно и, наверное, неправильно: их совмещение будет приводить к бесконечным дискуссиям. Итак, это отдельные, самостоятельные работы. И то, как они выполнялись до семинара, - отдельно, так они и должны выполняться. И это правильно. Продукты и результаты работ как аналитика ландшафта, так и аналитика культуры собираются в некоторые целостные продукты только при одном условии: если теперь есть позиции или работы, нуждающиеся в результатах работы конструктора принципов пространственного развития и в результатах работы данных аналитиков. Это хранители, проектировщики, организаторы... Я дополню позже, ибо везде список не полон. С точки зрения дизайна культурного ландшафта, - дальше я буду говорить грубо - вся работа этих аналитиков, которая была произведена до семинара, в рамках семинара и даже оформлена в виде тезисов и материалов семинара, никому не нужна, - напрочь! - если мы сами не встанем в позиции хранителей, проектировщиков, организаторов и не начнем выполнять эти работы. Это один вариант. |
Есть
и второй, более утешительный вариант. Мы можем построить схемы кооперации
с теми, кто по жизни и по способу работ выполняет работы хранения, проектирования
организации. И вчера на семинаре намечались такие фигуры. И было понято,
что нам от работ хранения, проектирования, организации теперь не уклониться.
Это с одной стороны. И с другой стороны, есть возможность построить схемы
кооперации с теми, кто призван выполнять эту работу как свою профессиональную.
Я закругляюсь. Теперь нам на этом листике нужно составлять план мероприятий. Содержание этого плана мероприятий по смыслу и по сути является техническим заданием к себе в промежутках между мероприятиями. Вот для того, чтобы нам осуществить рейд в Красноречье, что мы должны до 11 или 15 или до 20 мая сделать, чтобы эта поездка была осмысленной и чтобы мы дальше могли двигаться, выполнив отдельные работы по хранению, по проектированию и организации, по аналитике ландшафта или культуры, по уточнению принципов пространственного развития этой территории? Вот у меня такое представление о том, чем нам еще предстоит заняться в течение сегодняшнего рабочего дня и как мы должны этим заниматься. Я надеюсь, что не вызвал ступор в работах... А то часто бывает так, что очень хочешь помочь в работах - рассказать о том, как это нужно делать, а производишь stop работам... Давайте, чтобы не получился stop работам, сейчас обсудим и уточним: может быть мы упростим это представление и эту схему...? |
ИЛЬИН:
-Юрий Константинович, может быть, вы скажете о планируемых на лето экспедициях,
которые организуются В. И. Лебедевым на базе образовательного проекта
«Поиск» и на базе Самарского многопрофильного лицея? РОЩЕВСКИЙ: -В порядке иллюстрации? ИЛЬИН: -Нет. Зачем нужен этот рейд? Для того, чтобы спланировать эти экспедиции более точно по местам. РОЩЕВСКИЙ: -Несколько групп волонтеров -детей выразили желание участвовать в проекте в виде кратковременных экспедиционных поездок: на 1-5 дней. Одна группа формируется в Самарском многопрофильном лицее (г. Самара). В ее состав входят наполовину городские, наполовину сельские дети из Самарской области. Вторая группа состоит из детей, проживающих в Тольятти и представляющих клуб «Поиск», которым руководит Владимир Иванович (Лебедев), активно участвовавший в работе нашего семинара в течение двух предыдущих дней. Он оставил журнал со своей статьей о «Поиске» и по итогам своей работы здесь подготовил документ, в котором заявляет принципы работы в проекте «Красноречье». С содержанием этого документа просил ознакомиться всех участников. Эти дети-волонтеры согласны на любую активную деятельность: они готовы участвовать и в археологических раскопках, и в уборке мусора... То есть они согласны делать все, что делают нормальные волонтеры. Я не знаю, насколько вы прониклись смыслом этого слова, но волонтеры - это те люди, которые работают просто в помощь идее... ШИНКАРОВА: - Это добровольцы... |
РОЩЕВСКИЙ: - Да, наиболее соответствует для перевода слова «волонтеры» русское слово «добровольцы». Правда, в русском языке всегда хочется уточнить: добровольцы чего, какой конкретной деятельности?! Я возвращаюсь к той экспедиции (рейд по Красноречью - В. И.), о которой говорил Виталий Вадимович (Сааков). У нас запланирована автобусная экскурсия. Желательно, чтобы она была максимально деловая. Она должна состояться через 2-3 недели. Точное время пока не определено. Ее маршрут: по Красной реке от севера (от устья реки) Ее маршрут: по Красной реке от севера (от устья реки) к югу (самому верховью) с возвращением в Ульяновск. Это однодневная экскурсия, за счет проведения которой нам можно и нужно получить необходимый материал, чтобы спроектировать какую-то ближайшую деятельность или наметить точки приложения этой деятельности. В том числе и точки для деятельности волонтерских групп, которые захотят работать в данном проекте. Поэтому в расчете на эту экспедиционную деятельность и на то, что еще могут быть специальные экспедиционные поездки студентов из госуниверситета, мы сейчас можем сделать свои предложения себе, как говорит Виталий Вадимович, - составить техническое задание по деятельности волонтерских и проектных групп. То есть студенты Ульяновского госуниверситета больше работали бы как проектанты... У нас возможна - при нашем напористом желании, а иначе ничего не получается, как сказал чуть ранее руководитель семинара, - определенная экспедиционная деятельность. Я не знаю, как ее мыслит Виталий Вадимович. | В моем
понимании экспедиционная деятельность не заканчивается даже тогда, когда
вдруг заработает какой-то заповедник или парк. Эта экспедиционная деятельность
- одна из форм сохранения природного и культурного наследия. То есть это
может быть бесконечная череда деятельностей. ИЛЬИН: - Юрий Константинович, Вы немного... РОЩЕВСКИЙ: - Ухожу? ИЛЬИН: - Нет. Просто у нас уже ранее обсуждался вариант соединения экспедиций разного типа с точками прикрепления к территории или площадками. РОЩЕВСКИЙ: - Да. Я об этом забыл. Действительно, некоторые экспедиционные выезды, а может быть и все, должны быть приурочены к тем активным местам, которые у нас на семинаре принято называть «площадками». Одной из мыслимых площадок в предыдущие дни мы называли сельский краеведческий центр (СКЦ). На этих площадках нужно как-то концентрироваться физически и деятельностно. Одна из форм деятельности, которую мы должны осуществлять в Красноречье и которая проговаривалась на семинаре в предыдущие дни, есть учебно-просветительская деятельность. Это тоже необходимо учитывать. Эта точка - СКЦ - может быть базой или своеобразным стационаром для того, чтобы осуществлять свою деятельность тем, кто участвует в экспедициях в округе. ИЛЬИН: - У нас была заявлена еще одна форма - культурно-экологические мастерские, но мы не обсуждали ее подробно... |
РОЩЕВСКИЙ:
- Вчера здесь Олег Викторович (Бородин) говорил, что у него есть группа
людей, которые согласились бы осуществлять волонтерскую деятельность по
охране птиц этой местности. И он согласен с тем, чтобы деятельность его
волонтерской группы была совмещена с деятельностью каких-то других групп.
ШИНКАРОВА: - Он может ввести в свою группу несколько ребят, увлекающихся биологией и зоологией, из школ этого района? Или эти экспедиции могут быть только сугубо научными? Или там возможна педагогическая составляющая, о которой Вы сказали? РОЩЕВСКИЙ: - Но вот об этом мы говорили, к сожалению, постыдно мало... Я считаю, что любая экспедиционная деятельность, о которой мы сейчас мыслим и говорим, ... просто будет неприличным, если она не будет привлекать местное население. |
Причем
в самом возвышенном смысле слова. То есть это своего рода общение, без
которого невозможно сделать какие-то шаги. Вчера у участников разговора
на круглом столе часто сквозил нехороший во всех отношениях тезис: кто-то
придет и сделает заповедник. Но на мой взгляд, тезис должен быть иным:
кто-то придет и сделает заповедник вместе с теми, кто там живет. Этот
элемент «местные жители» в силу разных причин как-то выпадал у участников
разговора... ИЛЬИН: - Но Вы же удерживаете эту линию... РОЩЕВСКИЙ: - Да. И чем больше у нас будет технических заданий (над которыми мы сегодня будем работать) такого рода, что мы или я или наша группа может сделать нечто, привлекая к деятельности местных жителей, тем, мне кажется, это будет, как минимум, эффективней. Хотя, к сожалению, вчера мы четко это не проговорили... |
СААКОВ:
- Можно мне здесь вступить на несколько секунд, потому что это, вроде
бы, мой собственный недостаток: все, о чем не начинаешь говорить, превращаешь
в лекцию. Я стараюсь бороться с собой... И со стороны это становится еще
более заметным: опять какая-то лекция... Вот сейчас мы работаем не по
жанру. Здесь уже никого не надо идеологизировать - мы должны принимать
такие решения, которые сами же и будем выполнять. В этом и состоит смысл
задания себе. Расшифровка - В. А. Ильин, 23-27.04.02 |
|
|