главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ГРУППА
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗРАБОТКИ |
эколого-культурный
семинар и первая организационная сессия красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры ульяновск, 2002 |
смотри здесь также:
сборник материалов семинара: Красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры. - Ульяновск-Жигулевск, 2002, в частности: Виталий и Елена СААКОВЫ. Формальные и тематические рамки оргпроектирования территории Опыты конструирования и инсталлирования "культурного ландшафта" в угнетенных средах: фрагменты новых гуманитарных практик на селе и в городе/ проектная заявка |
|
(2.3) круглый стол "культурно-экологическое действие": опыт проектирования сельского краеведческого центра |
день 2-й, 19.04.02: / аналитика "запас-ресурс" |
СААКОВ: - ... работа в такой аналитической
манере, когда нечто, принадлежащее одной территории, является ресурсом
для другой и наоборот (см.
схему-4
и ее фрагмент-1).
То есть это - уже наш элементик такого конструктора, один из элементиков,
который мы должны брать и присоединять к другому элементику конструкции.
Еще есть такой элементик. Например, я так это называю, аналитика «ОСВОЕНИЕ» (см.схему-4, фрагм.1). Один тип предприятия - экспедиционное: откуда-то - к чему-то - раз - и назад, раз - и назад. И сюда что-то таскаем, да? Складируем... здесь. Второй тип предприятия - площадка. Скажем, начинается экспансия - другой режим работы - появляется площадка... Третий элементик, - который я пока назвал Аналитика «СОДЕРЖАНИЕ» (см.схему-4, фрагм.3) - где наша мысль все время мотается между фиксацией стандартности-нормативности и уникальности-феноменальности. То, что для нас здесь нормально, для кого-то может быть уникальным. И наоборот, да? И еще один, может быть, пока «притянутый» элементик. Он связан с аналитикой организационных форм, с Аналитикой «ОРГАНИЗАЦИЯ» (см.схему-4, фрагм.4). Например, чуть позже, когда Юрий Константинович будет выкладывать свои соображения по поводу того, что носит условное название «сельский краеведческий центр» (СКЦ), поскольку вначале предполагалось плясать от такой печки, которая называется краеведческий музей. |
Но от нее, конечно, тоже надо плясать,
но это не единственная печка, не единственный из возможных ресурсов, к
которому нужно стремиться или от которой плясать. Отсюда, один фокус аналитики
«Организация» это территория - как мы ее видим, в какой сетке. И что касается
того же СКЦ - его привязка к территории. А другой фокус в этом аналитическом
элементе - это пространство. Например, когда Вы, Олег Викторович (Бородин),
говорили о «Журавлином доме» - конкретной физической территории - карте.
Но при этом было понятно, что эта площадка так оснащена, что она уже находится
в пространстве: за счет теле- и прочих видов коммуникации там можно находиться
постоянно и работать с любым другим центром. Сейчас мы имеем четыре конструктивных элементика, да? Я полагаю, что права игнорировать их мы уже не имеем, если мы собираемся делать свою работу все более и более конструктивной. А здесь надо начать разрисовывать это действие: либо (а) одно - под названием «Красноречье» вообще, либо (б) СКЦ - какого-то культурного действия под названием «сельский краеведческий центр» (еще раз подчеркну, что название СКЦ условно, то есть оно не обязательно отражает суть и смысл этого действия: вот так его «в детстве» назвали «сельский краеведческий центр» - ну и ладно...). РОЩЕВСКИЙ: - Это название ничего не означает... СААКОВ: - Да, мы же ведь не индейцы, у которых принято, чтобы имя точно означало суть... |
Тут мне можно сказать: Виталий Вадимович,
здесь, какой бы Вы анализ не предприняли - этимологический или любой другой
- ничего из этих слов про это понять нельзя... РОЩЕВСКИЙ: - Может среди нас и есть кто-то из индейцев,... ИЛЬИН: - ...но мы об этом ничего не знаем. СААКОВ: - Вот то, куда нам двигаться - совершенно пустое место... И одним из важнейших результатов обсуждения будет Аналитика «Ландшафт и Культура» (см.схему-4, фрагм.5). Поскольку понятно: согласно той манере, в которой мы работали в первый день, анализировать структуру просто недопустимо! Что сегодня делают филологи? «Да это просто преступление...» - считают они, да? Вот, допустим, Матлин возмущается... Возмущаться можно только нехорошими действиями. Юрий Константинович - он же хороший, порядочный человек (Рощевский хохочет - В. И.)?! И если его чей-то поступок возмущает, значит он считает, что этот поступок нехороший... На самом деле... ШИНКАРОВА: - Виталий Вадимович, эта Ваша реплика... Когда человек отсутствует и не может... СААКОВ: - Да, это нехорошо... Но он же олицетворяет... ШИНКАРОВА: - Дело в том, что все мы понимаем слова других людей так, как мы их понимаем, - исходя из собственных установок и стереотипов. И потому, на мой взгляд, совершенно неверно... |
|
|
СААКОВ: - Еще одно «филологическое преступление»:
каждый из нас приписывает словам свои смыслы! Это нехороший поступок -
приписать словам свой смысл, «перевирать» чужие слова, да? Нехорошее действие... ШИНКАРОВА: - Да-да-да! Таким образом, информация, которая была подана, - она, как мне кажется, трактуется не так, как она была подана. И я, как филолог, если Вы говорите, что это преступление... Я просто хочу сказать: все, что было сказано - было сказано по существу, было сказано... не совсем так, как Вы это поняли. СААКОВ: - А давайте о том, что мы поняли точно, диагностически,... ШИНКАРОВА: - О преступлениях речь не шла - речь шла о приоритетах... СААКОВ: - ...что не может быть подвергнуто сомнению? В чем состояла вспышка или конфликтная ситуация? Не в том смысле, что подрались, а что не сошлись во взглядах, что произошло столкновение мнений... ШИНКАРОВА: - Противостояния не было... СААКОВ: - Как это нет?! ШИНКАРОВА: - Конфликт - это столкновение. СААКОВ: - Ну да! А оно и было! ШИНКАРОВА: - Противостояния не было, ... СААКОВ: - Как это не было?! ШИНКАРОВА: - Не было! ...потому что речь шла о приоритетах о том, что археологические, зоологические, ботанические и т. д. - это наиболее значимые ресурсы, нежели культурные. И все... |
СААКОВ: - По этому пункту все согласись
с этим... ШИНКАРОВА: - Все. А больше не было никаких... СААКОВ: - А в каком пункте стороны не пришли к согласию? ШИНКАРОВА: - Я не увидела, что где-то не... СААКОВ: - А по поводу языка...! ШИНКАРОВА: - Терминологии, может быть... СААКОВ: - По поводу языка! Когда возник вопрос: является ли язык некоторым культурным атрибутом территории. Или даже не язык, а фольклор, содержание фольклора? ШИНКАРОВА: - Совсем разное... СААКОВ: - Фольклорные темы - являются ли они атрибутом территории или они являются атрибутом чего-то другого - экстерриториального явления или процесса? Вот на этом пункте не сошлись... А поскольку язык есть некоторый компонент, один из компонентов культуры, то, если мы будем и дальше углублять, прорисовывать для себя основания этих двух точек зрения, то будем все дальше и дальше расходиться. По поводу чего? По поводу того, является ли культура атрибутом территории? Или она является атрибутом какого-то экстерриториального мира (пространства)? ШИНКАРОВА: - И то, и другое! Двоякость: территория принадлежит и тому, и другому! СААКОВ: - Вот! Это филологический ответ: «и то, и другое»! Но не можете Вы одновременно находиться и здесь, и в другом месте! Не можете? ШИНКАРОВА: - Я могу одновременно нести несколько статусов... |
СААКОВ: - Статусов - да. Несомненно. ШИНКАРОВА: - ...и могу в одно и то же время находиться и в Мемориальном Центре, в Ульяновске, в России... СААКОВ: - Просто статус - это фикция! Если культура для нас не фикция, то мы не можем с ней обращаться в стиле: «она может и так, и так, и эдак»! ШИНКАРОВА: - Мне кажется, что мы сейчас не можем поставить, как Вы вчера сказали, точки над «ю», потому что Вам нужен разговор с Михаилом Григорьевичем (Матлиным)... СААКОВ: - Нет, уже не нужен! Здесь претензии не к персоне... ШИНКАРОВА: - Да причем здесь персона?! СААКОВ: - Не к персоне! Смотрите: мы должны относиться и понимать свою профессиональную ограниченность. Мы все профессионалы. В жизни. И пока так - социально - устроена наша жизнь. Мы должны быть профессионалами, да? Если мы себя не ограничим и не будем претендовать на все, с нами будут считаться. Следовательно, мы должны признать свою профессиональную ограниченность, как филологи, экологи и прочие. ШИНКАРОВА: - Безусловно. Я просто очень хочу попросить Вас осторожнее обращаться со словами: как Вы сегодня говорите о «культурной оккупации», о «преступлении филологов»... Осторожнее! Потому что Вы задеваете... |
СААКОВ: - А что, я сделал какие-то ошибки,
что-то поперек синтаксиса...? ШИНКАРОВА: - Нет! Причем здесь синтаксис?! СААКОВ: - А что еще?! Как еще скажешь? Что? ШИНКАРОВА: - То есть называть «филологическим преступлением» односторонний подход... СААКОВ: - Синтаксическим... ШИНКАРОВА: - Что значит «синтаксическим»? Просто, пожалуйста, осторожнее, иначе выходят действительно конфликтные ситуации... СААКОВ: - Значения слов есть пустышки. Этого филологи принять не хотят. Пустышки!! ШИНКАРОВА: - Это вы так считаете? СААКОВ: - Смысл этих значений - он каждый раз должен воссоздаваться и создаваться в этой или в другой коммуникации. ШИНКАРОВА: - В общем, уже идет разговор только наш с Вами и аудитория отключилась... СААКОВ: - Нет, разговор идет о том, как людям разговаривать как непрофессионалам. Вот они собрались - разные профессионалы - делают такое действие, которое останется безрезультатным, если мы будем выполнять каждый по отдельности как профессионал. Об этом речь... |
Поэтому нам потребуется еще успеть осуществить
до завтра аналитику ландшафта и культуры. Иначе кто-то будет говорить:
«Ну да, кой-чего уникальное тут есть... Поэтому мы отдали дань уважения
этой компании». Пришли - и отдали дань уважения... «А в остальном все
это - стандарт!» Мы должны уйти от этого, поскольку никогда не сойдемся
по поводу значимости тех или иных памятников, видов как визуальных, так
и биологических, если не предпримем аналитику ландшафта и культуры - ту
аналитику, которая нужна нам для дела. Возможно, кого-то пока коробят
такие слова и словосочетания, как культурная экспансия. Но это - следует
признать - нас пока коробит, как профессионалов: мы не привыкли к таким
словосочетаниям. Вот и все. Я думаю, что сейчас не надо обращаться к форме.
(Н. В. Шинкаровой - В. И.) Если Вы выступаете против смысла, который я
держу, при этом употребляя эти слова, я готов с Вами как-то очень внимательно
разговаривать. А если вы к форме... ШИНКАРОВА: - Давайте не будем продолжать наши с вами разговоры - давайте двигаться дальше... СААКОВ: - Давайте. Любое действие планируется. Вот нам сейчас нужно начать планировать действие. По регламенту есть название этому культурно-экологическому действию... Я бы только опустил из названия «Опыт организации сельского краеведческого центра» слово «опыт», потому что оно как-то не совсем на месте... |
СЕМЫКИН: - Какие-то наработки по программе
семинара на сегодняшний день уже есть? СААКОВ: - Да. Ведь все это присутствует здесь в виде смыслов... СЕМЫКИН: - Вот сейчас прозвучало предложение о создании... сельского краеведческого центра... Что вы под этим понимаете? СААКОВ: - Вот сейчас мы будем делать эту работу понимания... Юрий Константинович, будем, да? Если Вы не особо хотите рисовать - это не в Вашей манере, то есть люди, которые этому обучались в соответствующих учебных заведениях, - мы поможем... нарисовать это действие, которое называется «сельский краеведческий центр» и конструктивные элементы которого мы уже имеем. Я правильно говорю «мы», указывая на ...? Расшифровка - В. А. Ильин, 01-09.05.02 |
|
|